ДО 1 ЯНВАРЯ 2015 БИБЛИОТЕКА
СИМФЕРОПОЛЬСКОГО КООПЕРАТИВНОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
АРХИВ Web-САЙТА - http://cktek.crimea.ua./lib_ctek/index.htm
ДО 22 НОЯБРЯ 2016 ГОДА БИБЛИОТЕКА ГАПОУ РК
«СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
АРХИВ Web-САЙТА -http://stek-lib.ru
 

 

 

 

Поиск по сайту

  
КАРТА САЙТА



 
 
Справочный перечень

"Машиностроительные
материалы"


 
Справочный перечень
"Машины и их основные элементы"
 
 
 
 
 
 
 
 
Словарь терминов
"Экономика организации"
 
Словарь терминов
"Экономика
предприятия"
 
 
 
 Информационный дайджест 
"Вселенная знаний"

 

Поиск в Интернете
СТАРЫЙ САЙТ СКТЭК
(сформирован до 1.1.2015 г.)

Статистика
HotLog
Цитируемость
Яндекс цитирования

     Классификация автомобилей // Конструкция автомобилей и тракторов : учебник / Г. В. Силаев. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – С. 184-186. – (Университеты России).
 

     Современные автомобили классифицируются по следующим признакам:

  1. По назначению различают транспортные и специальные автомобили.
         Транспортные автомобили бывают нескольких типов: пассажирские, грузопассажирские и грузовые.
         Пассажирские автомобили служат для перевозки людей. Они бывают:
    - легковые – для перевозки людей до 8 человек;
    - автобусы – для перевозки людей более 8 человек.
    Грузопассажирские – для перевозки грузов и людей.
    Грузовые – для перевозки различных грузов. Основной величиной, характеризующей грузовые автомобили, является их грузоподъёмность. Грузоподъёмность – это предельно допустимая масса груза, выраженная в тоннах, перевозимая автомобилем при движении по дорогам с твёрдым покрытием.
  2. По грузоподъёмности автомобили подразделяются на следующие классы:
    особо малой грузоподъёмности – до 1 т;
    малой – от 1,0 до 3,0 т;
    средней – от 3,0 до 5,0 т;
    большой – от 5,0 до 15 т;
    особо большой – свыше 15 т.
         Грузовые автомобили особо большой грузоподъёмности называются внедорожными. Они применяются в основном при разработке крупных карьеров.
  3. По виду кузова грузовые автомобили подразделяются на:
    - бортовые – для перевозки, как правило, несыпучих грузов;
    - самосвалы – для перевозки сыпучих грузов;
    - со специальными кузовами – цистерны, фургоны и т.п.
        Специальные автомобили служат для выполнения каких-либо определенных работ, для чего они оборудованы соответствующими устройствами и приспособлениями. К специальным автомобилям относятся автокраны, автовышки, пожарные, поливочные, уборочные машины и т.п.
  4. По типу шасси автомобили бывают рамные и безрамные.
        Рамные автомобили (в основном грузовые и автобусы) имеют в качестве основы раму, к которой крепятся составные части и механизмы автомобиля.
        Безрамные автомобили не имеют рамы, а составные части и механизмы крепятся к кузову. В этом случае кузов автомобиля называется несущим.
  5. По типу двигателя автомобили подразделяются на: тепловые:
    - карбюраторные,
    - газобаллонные,
    - паровые,
    - газотурбинные,
    - газогенераторные;
    - электрические.
  6. По роду топлива автомобили бывают:
    - с двигателями, работающими на жидком топливе;
    - с двигателями, работающими на газообразном топливе.
  7. По приспособляемости к дорожным условиям автомобили подразделяются на:
    - нормальной проходимости, предназначенные для работы на дорогах с твёрдым покрытием;
    - повышенной проходимости, работающие в тяжёлых дорожных условиях и по бездорожью.
  8. По числу ведущих колёс (осей) автомобили имеют условное обозначение – колёсную схему.     В колёсной схеме первая цифра обозначает общее число колёс, а вторая – число ведущих колёс. Например, 4 х 2 – двухосный автомобиль с одной ведущей осью; 4x4 – двухосный автомобиль с двумя ведущими осями.
  9. Автомобиль, предназначенный для буксирования полуприцепов, прицепов, прицепов-роспусков называется тягачом.
      Седельный тягач предназначен для буксирования полуприцепов. У него задняя часть опирается на ось полуприцепа с колёсами, а передняя – на специальное опорно-сцепное устройство, расположенное на раме тягача.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

    


      Понятие о тракторе и автомобиле и требования, предъявляемые к ним // Конструкция автомобилей и тракторов : учебник / Г. В. Силаев. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – С. 180-182. – (Университеты России).

     Тракторы и автомобили, применяемые в лесном комплексе, являются основными энергетическими средствами, с помощью которых осуществляются лесохозяйственные механизированные работы и перевозка различных грузов.


     Трактором называется колёсная или гусеничная самоходная машина, предназначенная для перемещения монтируемых, навесных, полунавесных и прицепных лесозаготовительных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, мелиоративных и других технологических машин, снабженных специальными рабочими органами, буксирования прицепов, повозок, саней. Двигатель трактора может приводить в действие активные рабочие органы и другие механизмы через вал отбора мощности (BOM), а также стационарные машины с помощью шкивного приспособления.


     Автомобиль – это самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, людей или выполнения специальных работ.


     Трактор и автомобиль созданы в результате кропотливых и целеустремленных поисков нескольких поколений талантливых людей. Русские изобретатели и инженеры – одни из первых в мире ещё в XVIII веке положили начало безрельсового транспорта и вездеходов-тягачей взамен живой тягловой силы в сельском хозяйстве. В 1752 г. крепостной крестьянин Нижегородской губернии, изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков смастерил «самобеглую коляску». В 1791 г. русский механик и изобретатель Иван Кулибин построил трёхколёсную «коляску-самокатку» с двумя ведущими колёсами. В ней он применил ряд механизмов, которые используются в современных тракторах и автомобилях: коробку передач, рулевое управление, тормоза. В то время ещё не было механического двигателя, поэтому «самобеглая коляска» и «коляска-самокатка» приводились в движение мускульной силой человека. Петербургский мастер К. Янкевич в 1830 г. разработал проект парового автомобиля. Механик Федор Блинов в 1880 г. построил первый в мире гусеничный трактор, где в качестве двигателя на раме стоял котёл с двумя паровыми машинами. От каждой машины через шестерёнчатые передачи вращение передавалось к ведущим колёсам, находившимися в зацеплении с гусеницами. Однако из-за несовершенства конструкции трактор Ф. Блинова не получил распространения.


     Первые тракторы и автомобили были громоздкими и не обладали достаточной маневренностью и проходимостью. Паросиловые установки были тяжелы, тихоходны и неэкономичны. В этой связи для тракторов и автомобилей требовался относительно легкий и небольшой по габаритным размерам двигатель.
Двигатель внутреннего сгорания, работавший на бензине с электрическим зажиганием, был построен в 1879-1884 гг. русским инженером О.С. Костовичем, а в 1889 г. Е.А. Яковлев организовал производство автомобильных керосиновых двигателей.


     Русско-Балтийский вагонный завод в г. Риге с 1908 по 1915 г. выпустил 800 легковых автомобилей, собранных из импортных частей. В 1910 ученик Ф. Блинова, Я.В. Мамин создал первый отечественный колёсный трактор с дизельным двигателем собственной конструкции и назвал его «Русский трактор».
Начиная с 1918 г. налаживается серийный выпуск тракторов на машиностроительных заводах, а в годы первых пятилеток вступают в строй Сталинградский (ныне Волгоградский), Харьковский, Челябинский, Кировский тракторные заводы. В годы Великой Отечественной войны работали Алтайский (г. Рубцовск) и Владимирский тракторные заводы. После окончания войны были восстановлены разрушенные заводы, расширялись и реконструировались действующие заводы, построены новые – Минский, Липецкий, Кишиневский. В г. Петрозаводске на базе Онежского металлургического и механического завода, который с 1956 г. стал именоваться Онежским тракторным заводом (ОТЗ) было налажено производство тракторов «Онежец» для лесного комплекса.


     Рождением автомобильной промышленности считается 1924 год, когда на Московском автомобильном заводе (ныне ЗИЛ) был выпущен полуторатонный грузовой автомобиль АМО-Ф15. В период довоенных пятилеток вступили в строй Ярославский и Горьковский заводы, Московский завод малолитражных автомобилей («Москвич»). В послевоенный период построены Минский, Кутаисский, Кременчугский, Волжский, Камский, Павловский, Львовский, Запорожский, Ульяновский заводы.
Тракторы и автомобили, используемые в лесном хозяйстве, работают в более тяжёлых условиях, чем в сельском хозяйстве и других областях промышленности.


     Области применения тракторов в лесном хозяйстве чрезвычайно обширны. Основными видами работ, выполняемыми тракторами являются: обработка почвы на вырубках, на питомниках и других открытых площадях, а также под пологом леса; посадка лесных культур; уход за посевами, посадками и лесными культурами; корчёвка пней и расчистка лесных площадей; проведение рубок ухода за лесом; транспортные работы и т.п.

      В связи с этим тракторы должны удовлетворять определённым требованиям, основными из которых являются:

  1. Возможность использования их в специфических условиях при лесовосстановительных, лесохозяйственных и транспортных работах на вырубках с различным количеством пней и различными почвенными условиями, при облесении овражно-балочных и горных склонов с крутизной до 20... 25°.
  2. Должны быть универсальными, то есть иметь возможность применения их на различных видах работ.
  3. Иметь навесную раздельно-агрегатную систему и прицепное устройство для агрегатирования с навесными, полунавесными и прицепными технологическими машинами.
  4. Обладать возможностью работы на различных, в том числе и пониженных, скоростях движения.
  5. Должны быть маневренны при работе на небольших участках лесных площадей.
  6. Должны иметь лёгкую управляемость.
  7. Обладать повышенной устойчивостью при переезде через препятствия.
  8. Иметь возможность использования на стационаре.

     Автомобили, используемые в лесном хозяйстве, также работают в более тяжелых условиях, по бездорожью, в труднопроходимых местах, поэтому должны иметь повышенную проходимость и грузоподъёмность.


     Для выполнения некоторых видов работ могут использоваться сельскохозяйственные и промышленные тракторы. Все это говорит о том, что по характеру выполняемых работ лесному хозяйству необходимы тракторы и автомобили различных типов.

 
     Классификация тракторов // Конструкция автомобилей и тракторов : учебник / Г. В. Силаев. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – С. 182-184. – (Университеты России).

     Современные тракторы классифицируют по назначению, типу ходовой части, остова, двигателя и трансмиссии.


     По назначению тракторы разделяют на сельскохозяйственные, промышленные, транспортные и специальные.
     1. Сельскохозяйственные тракторы представляют самую большую группу и служат для выполнения различных сельскохозяйственных работ. В эту группу входят тракторы общего назначения, универсально-пропашные и садово-огородные.
     Тракторы общего назначения предназначены для выполнения основных сельскохозяйственных работ: пахоты, боронования, сплошной культивации, посева, уборки зерновых культур и т.д. К ним относятся тракторы ДТ-75М, Т-4А, Т-150, Т-150К, К-701 и др.
Универсально-пропашные тракторы служат как для механизации работ в междурядьях, так и для выполнения многих других сельскохозяйственных операций. К этой группе относятся Т-25А1, Т-40М, МТЗ-80 и др.


     Садово-огородные тракторы служат для обработки садов, ягодников и т.п. Они создаются в основном на базе универсально-пропашных тракторов.

     2. Промышленные тракторы используются на крупных строительствах и в промышленности, а также на трубоукладочных, мелиоративных, дорожных и других тяжёлых земляных работах. К таким тракторам относятся Т-130, Т-180, ДЭТ-250, К-702 и др.
     3. Транспортные тракторы служат для перевозки грузов. Они снабжены рессорами и грузовой платформой и имеют повышенные скорости – до 10 м/с (35 км/ч).
     4. Специальные тракторы оборудованы лебёдками, подъёмниками, трелёвочными щитами и т.д. К этому типу относятся лесные тракторы, используемые на трелёвочных и лесохозяйственных работах (ЛХТ-55М, ТДТ-55А, ТТ-4М, ЛХТ-100, ТЛТ-100, ТЛ-28 и др.); болотоходные – ДТ-75Б, Т-130Б; крутосклонные -ДТ-75К и др.


     По типу ходовой части тракторы разделяют на гусеничные, ходовая часть которых имеет гусеничные движители, и колёсные – с колёсными движителями.


     Гусеничные тракторы опираются на большую поверхность, вследствие чего имеют хорошее сцепление с почвой, оказывают на почву пониженное давление – 0,025...0,05 МПа (0,25...0,5 кгс/см2) и поэтому незначительно сминают и уплотняют её. Они отличаются высокими тяговыми свойствами и хорошей проходимостью.


     Колёсные тракторы такой же мощности, как правило, легче гусеничных, более универсальны, но оказывают повышенное удельное давление на почву – до 0,2 МПа (2 кгс/см2); сцепление с почвой хуже, вследствие чего и сила тяги меньше, чем у гусеничных.


По типу остова тракторы делят на:

  • рамные, остов которых представляет собой самостоятельную раму. На ней крепятся все механизмы и агрегаты (ДТ-75М, ЛТ-157, ЛХТ-100 и др.);
  • полурамные, остов которых образует корпус механизмов заднего моста с двумя продольными балками, прикреплёнными к этому корпусу (МТЗ-80, Т-40М, Т-70Л и др.);
  • безрамные, остов которых состоит из соединённых между собой отдельных механизмов (Т-25А1, Т-16М, Т-30 и др.).


     По типу двигателя тракторы бывают с тепловыми двигателями (в основном с двигателями внутреннего сгорания); дизельные, карбюраторные; с электрическими двигателями; с паровыми двигателями. В настоящее время выпускаются в основном тракторы с дизельными двигателями. Карбюраторные двигатели на тракторах используются, как правило, для запуска дизельного двигателя.

По типу трансмиссии тракторы могут быть:

  • с механической трансмиссией – с преобразованием крутящего момента механическим путём;
  • с гидравлической трансмиссией – с преобразованием крутящего момента гидравлическим способом;
    с гидромеханической трансмиссией – с преобразованием крутящего момента гидравлическим (гидротрансформатор) и механическим путём (планетарный механизм);
  • с электрической трансмиссией – с преобразованием крутящего момента электрическим способом.

     Типаж – это совокупность всех моделей тракторов с указанием их основных качественных показателей. В действующем типаже тракторы классифицированы по классам тяги, то есть по номинальному тяговому усилию, которое зависит от их сцепления с почвой. Номинальное тяговое усилие для сельскохозяйственных тракторов определяется как наибольшее тяговое усилие, при котором буксование для гусеничных тракторов не превышает 5%, а для колёсных 15%. Для промышленных тракторов номинальное тяговое усилие – это наибольшее усилие, развиваемое ими на плотном грунте.


     Тракторы выпускаются 15 тяговых классов: 0,2, что соответствует тяговому усилию 0,2 тс (2 кН); 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 15; 25; 35 и 50. Для лесного хозяйства и лесной промышленности создано 14 типов специальных тракторов и комбинированных машин: тягового класса 0,6 – колёсный лесохозяйственный трактор ТЛ-28; 2 – гусеничный лесохозяйственный трактор Т-70Л; 3 – гусеничные лесохозяйственные тракторы ЛХТ-55М, ЛХТ-100, ЛХТ-ЮОМ; трелёвочные тракторы ТДТ-55А; ТЛТ-100; трелёвочный с гидроманипулятором ТБ-1М; трактор-амфибия для лесосплава ТП-90 и колёсно-трелёвочный трактор Т-157; 4 – гусеничный лесохозяйственный трактор ЛХТ-4; гусеничный трелёвочный трактор ТТ-4М; валочно-пакетирующая машина ВТМ-4; 5 – колёсно-трелёвочный трактор К-703.


     Кроме лесных тракторов, для работ в лесном хозяйстве используются сельскохозяйственные тракторы следующих тяговых классов: 0,6 – колёсные Т-25А, Т-30, Т-30А и самоходное шасси Т-16М; 0,9 – колёсный Т-40М; 1,4 – колёсные МТЗ-80 и МТЗ-82, МТЗ-82К, МТЗ-100 и МТЗ-102; 3 – гусеничные ДТ-75М, Т-150 и колёсный Т-150К; 4 – гусеничный Т-4А; 6 – гусеничные Т-130 и Т-130М.


     Технические характеристики тракторов, применяемых в лесохозяйственном производстве приведены в приложениях 1-4.

 
     Общее устройство трактора // Конструкция автомобилей и тракторов : учебник / Г. В. Силаев. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – С. 186-188. – (Университеты России).

      Трактор представляет собой сложную машину, состоящую из отдельных механизмов и агрегатов, находящихся в определённом взаимодействии друг с другом. Их конструкция и расположение для отдельных типов механизмов могут быть различными, но принципы действия одинаковы.

     Расположение основных механизмов гусеничного трактора на примере лесохозяйственного трактора ЛХТ-100 показано на рис. 129. Двигатель 6 служит силовой установкой, в которой тепловая энергия сгораемого топлива преобразуется в механическую. Он создает крутящий момент, передаваемый трансмиссии.


     Трансмиссия передает крутящий момент от двигателя к ведущим звёздочкам. Она состоит из сцепления 25, соединительных валов 26, коробки передач 21, главной (центральной) передачи 30 и конечных передач 29.


      Сцепление расположено непосредственно за двигателем. Оно служит для отсоединения коленчатого вала двигателя от трансмиссии при переключении передач и кратковременных остановках, а также для плавного его соединения с трансмиссией при трогании трактора с места.


     Коробка передач служит для изменения крутящего момента, подводимого к ведущим звёздочкам 16 при неизменном крутящем моменте коленчатого вала двигателя, для движения задним ходом и разобщения трансмиссии с работающим двигателем при длительных остановках трактора.


      Соединительный вал установлен между сцеплением и коробкой передач, он передает крутящий момент при перекосе механизмов.


      Функция главной передачи – увеличение передаточного числа трансмиссии и передача крутящего момента к ведущим звёздочкам, а конечной, кроме того, – увеличение этого момента. Конечная передача находится за механизмами поворота.


     Ходовая часть преобразует вращательное движение ведущих звёздочек в поступательное движение трактора. В неё входят рама 18, ведущие звёздочки 16, гусеницы 22, подвески 19, направляющие колёса 23 и опорные катки 17. При помощи ведущих звёздочек и опорных катков трактор перекатывается по гусеницам, состоящим из шарнирно соединенных стальных звеньев.  

      Подвеска осуществляет упругую связь между ходовой частью и рамой и уменьшает сотрясения механизмов во время движения.


     Механизмы управления служат для изменения направления движения трактора и для его торможения. К ним относятся механизм поворота 27 и тормоза 28.

     Привод управления трактором 24 выведен в кабину 4. Поворот гусеничного трактора осуществляется механизмом поворота, который с помощью тормозов изменяет силу тяги или скорость движения, отключая, а при необходимости затормаживая одну из гусениц.


    Рабочее (технологическое) оборудование предназначено для использования полезной мощности двигателя трактора на лесохозяйственных и лесозаготовительных операциях с использованием различных лесных орудий. В его состав входят: передний 3 и задний 14 ВОМ, толкатель 2, гидравлические передняя 1 и задняя 15 навески, лебёдка 7, кузов 8 (или трелевочный щит), коник и др.


      Вспомогательное оборудование включает кабину, сидение, приборы освещения и сигнализации, систему отопления и вентиляции кабины и т.д.


     Расположение основных механизмов колёсного лесохозяйственного трактора показано на рис. 130. Назначение механизмов колёсного трактора в основном то же, что и гусеничного. Отличия имеются только в трансмиссии и в ходовой части, а также в наличии рулевого управления. В трансмиссии имеется дифференциал 22, обеспечивающий разную частоту вращения ведущих колёс при поворотах и при движении по неровной местности, когда левое и правое колёса проходят разный по длине путь. Крутящий момент от коробки передач 3 к главной передаче 21 передается с помощью карданной передачи 24. На тракторах с четырьмя ведущими колесами, кроме перечисленных механизмов, в состав трансмиссии входят также: раздаточная коробка 14, карданная передача 25 и передний ведущий мост 17.

 
     Общее устройство автомобиля // Конструкция автомобилей и тракторов : учебник / Г. В. Силаев. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – С. 189-190. – (Университеты России).

      Автомобиль состоит из механизмов и агрегатов, образующих три основные части: двигатель, шасси и кузов. Схема автомобиля показана на рис. 131.

     Двигатель 1 является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение.


    Шасси автомобиля представляет собой совокупность механизмов, предназначенных для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам, передвижения автомобиля и управления им. В шасси входят три группы механизмов: трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления.

Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам и позволяет изменять величину и направление крутящего момента. Трансмиссия двухосного автомобиля с передним расположением двигателя и приводом на задние колёса (см. рис. 131) включает следующие механизмы: сцепление 2, коробку передач 3, карданную передачу 5, главную передачу, дифференциал и полуоси. Главная передача, дифференциал и полуоси расположены в картере заднего ведущего моста 6.

     Ходовая часть состоит из рамы 7, переднего 12 и заднего ведущего 6 мостов, подвески, включающей рессоры 8 и амортизаторы 11, и колёс 9. В автобусах и легковых автомобилях рама может отсутствовать. В этом случае все агрегаты и механизмы крепятся к кузову.

    Механизмы управления включают рулевое управление 4, необходимое для обеспечения движения автомобиля по заданному водителем направлению, и тормозную систему.


     Кузов автомобиля предназначен для размещения грузов, водителя и пассажиров. У грузового автомобиля кузов включает кабину водителя, размещаемую за двигателем (ГАЗ-55А, ЗИЛ-130) или над двигателем (ГАЗ-66, МАЗ-500А, КамАЗ).


    Топливо в систему питания двигателя поступает из топливного бака 10.


     У большинства автомобилей крутящий момент от двигателя, расположенного впереди, передается на задние колёса, которые являются ведущими. На автомобилях «Запорожец», автобусах ЛАЗ двигатель расположен сзади и ведущими являются задние колёса. В этом случае отсутствует карданный вал, поэтому можно опустить пол кузова и снизить центр тяжести автомобиля, чем обеспечивается большая его устойчивость. Кроме того, у таких автомобилей увеличивается также площадь пассажирского помещения. Однако в таких автомобилях сложно управление двигателем и трансмиссией с места водителя и трудно достигнуть благоприятного распределения массы между передним и задним мостами.

      В настоящее время широко выпускаются легковые автомобили с передним расположением двигателя и передними ведущими колёсами. Такие автомобили обладают хорошей устойчивостью при движении с высокой скоростью. Их недостатком является снижение сцепления ведущих колёс с дорогой при движении на подъёме.


     У автомобилей повышенной проходимости между коробкой передач и задним ведущим мостом располагается раздаточная коробка, через которую при помощи дополнительного карданного вала крутящий момент передаётся на передний ведущий мост.

© КРЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
©
© КМК; © СТЭК; © Ядрова Г.В . - выставлено 8.2.2018 г., отредактировано 4.3.2018 г.