-
Адаптация
(от лат. adaptatio – приспособление) – приспособление,
привыкание работника к требованиям профессии и нормам, необходимым
для выполнения трудовых операций.
-
Аттестация
персонала – это определение степени соответствия
уровня квалификации работника требованиям выполняемой им работы.
-
Аудит
человеческих ресурсов – это оценка соответствия структурного
и кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития.
Он проводится с целью подготовки к принятию стратегических
решений о развитии бизнеса, разработки программы реформирования
организации.
-
Благо
–
это то, что имеет ценность и может удовлетворить потребность
человека. Блага могут быть материальные, социальные, интеллектуальные,
духовные и эстетические.
-
Делегирование
– это передача сотрудникам четко очерченной области задач
с полномочиями принятия решений по оговоренному кругу вопросов
с их параллельным обучением в ходе выполнения работы.
-
Деловая
беседа – одна из основных форм деловой коммуникации,
специально организованный предметный разговор, служащий решению
определенных профессиональных задач.
-
Деловое
совещание
– форма организованного, целенаправленного взаимодействия
группы заинтересованных лиц посредством обмена мнениями для
выработки и принятия решения.
-
Деловые
переговоры – форма деловой коммуникации между собеседниками,
которые обладают необходимыми полномочиями от своих организаций
(учреждений, фирм и т. д.) для установления деловых отношений,
заключения договоров, разрешения спорных вопросов или выработки
конструктивного подхода к их решению.
-
Дискуссия
– процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления,
столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций
участников (мнений по сути решаемой проблемы).
-
Доход
– это мера возможностей приобретения благ в результате использования
ресурсов. Источниками дохода являются: природные Ресурсы,
трудовая деятельность, собственность и помощь, поступающая
извне (со стороны человека, организации или государства).
-
Заработная
плата – это вознаграждение за труд в зависимости
от квалификации работника, сложности, количества, качества
и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного
и стимулирующего характера.
-
Кадровая
политика
– это совокупность способов воздействия на персонал для достижения
целей организации, позволяющих внести эффективный вклад в
осуществление стратегии предприятия и привить персоналу социальную
ответственность перед предприятием и обществом.
-
Капитал
– это ресурс в виде запаса, который является источником дохода
человека.
-
Карьера
(от фр. carriere – бег) – это продвижение в какой-либо сфере
деятельности; достижение известности, славы, выгоды. Это поступательное
продвижение по служебной лестнице, расширение навыков, способностей,
квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных
с деятельностью работника.
-
Каузальная
атрибуция
– это объяснение субъектом межличностного восприятия причин
и методов поведения других людей. Оно касается как внутренних
причин (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты,
мотивы, склонности), так и внешних (влияние внешних ситуаций).
-
Квалификация
– это степень и уровень профессиональной подготовленности
к какому-либо труду, уровень компетентности работника.
-
Компетентность
– это глубокое понимание сущности выполняемых задач и проблем,
а также умение выбирать адекватные средства и способы деятельности
для решения этих проблем.
-
Компетенция
– это сфера профессиональной деятельности, в которой человек
компетентен и за которую отвечает.
-
Конфликт
(от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположно
направленных, не совместимых друг с другом тенденций. Конфликты
могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие
согласия.
-
Коучинг
(от англ. coaching – наставлять, тренировать для специальных
целей)
– это технология, способствующая развитию личностного потенциала,
самосознания и чувства ответственности у человека, занятого
профессиональной деятельностью. Как процесс коучинг способствует
реализации обучения и развития персонала, а также повышению
его компетентности и совершенствованию профессиональных навыков.
-
Кураторство
– это контроль за определенным видом деятельности со стороны
специально отобранных людей, помогающих курируемым развиваться
в своей профессии.
-
Лидер
– это человек с идеями, который может оказывать нужное воздействие
на поведение других. Лидеры знают, что они хотят и почему
они хотят этого, и они способны передать это другим и добиться
их сотрудничества и поддержки.
-
Лидерство
– способность оказывать влияние как на отдельную личность,
так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей
организации.
-
Менеджер
– это специалист, занимающийся организацией работ коллектива
людей на основе специальных методик и процедур.
-
Менеджмент
– это система действий, обеспечивающих слаженную работу коллективов
людей с оптимальными экономическими результатами.
-
Миссия
– это цель деятельности организации, ориентированная в будущее.
-
Моббинг
(mobbing) – психологические притеснения, преимущественно
групповые, работника со стороны работодателя или других работников,
включающие в себя постоянные негативные высказывания, постоянную
критику в адрес работника, его социальную изоляцию внутри
организации, исключение его из служебных действий, социальных
контактов, распространение о работнике заведомо ложной информации
и т. п.
-
Мотив
(от лат. movere – приводить в движение, толкать)
– это сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным
действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием).
-
Мотиватор
–
фактор, влияющий на принятие решения и формирование намерения.
-
Мотивация
–
это процесс формирования мотива, процесс побуждения себя и
других к достижению личных целей или целей организации. Это
процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к
действиям, приводящим к осуществлению целей организации.
-
Нормирование
труда
– это вид деятельности по управлению производством, направленный
на установление необходимых затрат и результатов труда, а
также необходимых соотношений между численностью работников
различных групп и количеством единиц оборудования.
-
Обучение
– это целенаправленный и непосредственный процесс
передачи и приема знаний, умений и навыков.
-
Организация
(предприятие, фирма)
– это система сознательно координируемой деятельности двух
и более людей для достижения общей цели.
-
Оплата
труда
– это система отношений, связанных с обеспечением установления
и осуществления работодателем выплат работникам за их труд
в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами,
коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными
актами и трудовыми договорами.
-
Отбор
персонала –
это процесс выбора руководством наиболее подходящих кандидатов
из резерва, созданного в ходе набора.
-
Персонал
– это совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает
организация (сотрудники организации, а также партнеры, которые
привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые
могут быть привлечены для проведения исследований, разработки
стратегии).
-
Планирование
трудовых ресурсов (или кадровое планирование)
– это процесс, основная задача которого – предоставление людям
рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве
в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями
производства.
-
Приказ
–
официальное и безальтернативное распоряжение властных органов,
неисполнение которого влечет негативные последствия.
-
Ресурсы
(от фр. resources) – средства, запасы, возможности,
источники чего-либо. Ресурсы могут быть природными, человеческими
и произведенными человеком.
-
Рынок
труда
– это сфера формирования и реализации спроса и предложения
рабочей силы.
-
Система
управления персоналом
– систематизированное и сознательное объединение людей, действующих
для достижения определенных целей.
-
Стратегия
– это генеральное направление действий организации, следование
которому в более-менее долгосрочной перспективе должно привести
к поставленной цели.
-
Тарифная
система оплаты труда –
это совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется
дифференциация заработной платы работников различных категорий
(в зависимости от квалификационного уровня, условий, тяжести,
интенсивности и ответственности выполняемых ими работ).
-
Тарифная
ставка (оклад)
– выраженный в денежной форме фиксированный размер оплаты
труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей)
определенной сложности (квалификации) за единицу времени (час,
день, месяц).
-
Технология
– способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги,
механизм работы организации по превращению исходных элементов
труда в итоговые результаты, являющиеся целью деятельности
организации.
-
Трудовые
ресурсы (или кадры)
– это основной (штатный) состав квалифицированных работников
предприятий, государственных учреждений и общественных организаций.
-
Управление
– это сложный и многоплановый процесс, протекающий в технических,
биологических и социальных системах, обеспечивающий сохранение
их структуры и определенный режим деятельности, специфический
вид деятельности, который определяет успех или неудачу в достижении
тех или иных целей.
-
Управление
персоналом
– это функциональная сфера деятельности, задача которой –
обеспечение предприятия в нужное время кадрами в необходимом
количестве и требуемого качества, их правильная расстановка
и стимулирование.
-
Управление
персоналом
– это стратегический и логически последовательный подход к
управлению наиболее ценным активом предприятия: работающими
там людьми, которые коллективно и индивидуально вносят вклад
в решение задач предприятия.
-
Условия
труда
– это система факторов, определяющих работоспособность человека,
затраты, результаты труда.
-
Финансы
– это все денежные и другие средства, которыми располагает
или которые может привлечь организация для выполнения собственной
деятельности.
-
Человеческие
ресурсы (human resources)
– это трудоспособное население, которое является материальной
основой человеческого потенциала, характеризующего степень
развития физических и духовных способностей человека.
-
Этикет
–
манера поведения человека, правила учтивости и вежливости,
принятые в обществе.