АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
- головной сайт: https://rk-kmk.ru/
ДО 22 НОЯБРЯ 2016 ГОДА БИБЛИОТЕКА ГАПОУ РК
«СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
АРХИВ Web-САЙТА- http://stek-lib.ru
 
 

 

 


  
КАРТА САЙТА




Краткая биография
А. С. Грибоедова :

  • 15 января (4 января по ст. ст.) 1795 г. в Москве родился Александр Грибоедов.
  • В 1803 г. Александр стал воспитанником Московского университетского благородного пансиона.
  • В 1806 г. Александр в одиннадцатилетнем возрасте стал студентом Московского университета (словесного отделения).
  • в 1808 г. - Грибоедов (уже кандидат словесных наук ) заканчивает еще два отделения – нравственно-политическое и физико-математическое.
  • С началом Отечественной войны 1812 г. Грибоедов влился в ряды добровольцев, но непосредственно в военных действиях ему участвовать не приходилось.
  • В 1815 г. в звании корнета Грибоедов. нес службу в кавалерийском полку, находившемся в резерве. К этому времени относятся первые литературные опыты – комедия «Молодые супруги», представлявшая собой перевод французской пьесы, статья «О кавалерийских резервах», «Письмо из Брест-Литовска к издателю».
  • в начале 1816 г. А. Грибоедов выходит в отставку и приезжает жить в Санкт-Петербург.
  • В 1817 работая в Коллегии иностранных дел, он продолжает занятия на новом для себя писательском поприще, делает переводы, вливается в театрально-литературные круги. Именно в этом городе судьба подарила ему знакомство с А. Пушкиным.
  • В 1817 г. А. Грибоедов попробовал силы в драматургии, написав комедии «Своя семья» и «Студент».
  • На 1818 году Александр Сергеевич отказался от работы чиновника дипломатической миссии в США и был назначен секретарем при царском поверенном в Персии. Перед поездкой в Тегеран драматург закончил работал над пьесой "Пробы интермедии".
  • В 1819 году творчество Грибоедова обогатилось стихотворением "Прости, Отечество". Примерно в это же время он заканчивает работу над "Письмом к издателю из Тифлиса от 21 января ".
  • В 1821 году он, по состоянию здоровья, перебрался в Грузию. Здесь он сблизился с Кюхельбекером и сделал первые черновые наброски комедии "Горе от ума".
  • В 1823 году Александру Сергеевичу удалось на время оставить на время оставить дипломатическую службу.
  • В 1824 году закончил работу над комедией «Горе от ума».
  • В 1825 году он вернулся на службу и в конце мая он отправился на Кавказ. Там он выучил персидский, грузинский, турецкий арабский языки. Накануне поездки на юг грибоедов закончил перевод фрагмента «Пролог в театре» из трагедии «Фауст». По дороге на Кавказ Александр Сергеевич посетил Киев. После этого некоторое время провёл в Крыму.
  • В 1926 году, в сентябре Грибоедов вернулся в Тифлис, где снова занялся дипломатической деятельностью. Благодаря его усилиям Россия заключила выгодный Туркманчайский мирный договор. Александр Сергеевич сам доставил текст документа в Петербург, получил должность министра-резидента (посла) в Иране и отбыл на место назначения. По пути он сделал остановку в Тифлисе. Там он встретился с повзрослевшей дочерью своего друга - Ниной Чавчавадзе. Пораженный красотой юной девушки, литератор тут же сделал ей предложение. Он обвенчался с Ниной через несколько месяцев - 22 августа 1828 года. Юную супругу Александр Сергеевич забрал с собой в Персию. Это подарило счастливым супругом еще несколько недель совместной жизни.
  • В 1829 году, 30 января, русская миссия была уничтожена толпой взбунтовавшихся фанатиков. Погибло тридцать семь человек в посольстве. Среди них оказался А. С. Грибоедов.
  • На могиле мужа Нина Александровна поставила часовню, а в ней - памятник, изображающий молящуюся и плачущую перед распятием женщину - эмблему ее самой; на памятнике следующая надпись: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской; но для чего пережила тебя любовь моя?"
Памяти
А. С. Грибоедова
 

Убит... За то ль венец терновый
Сплел для него коварный рок,
Что озарил он мыслью новой
Всю Русь родную, как пророк?!
Зачем он шел, как раб покорный,
В страну фанатиков — врагов,
Когда уже нерукотворный
Был памятник его готов?
Но пусть судьбы предначертанья
Обычным движутся путем! —
Творец великого созданья,
Мы смело за тобой идем!
Не малый срок твой дивный гений
Дал поколеньям для того,
Чтоб образы твоих творений
Уж не смущали никого.
Но нет!.. Борьбу окончить эту
Не скоро правде даст порок,—
Ведь бедный Чацкий твой по свету
Все тот же ищет уголок.

    К. Хетагуров
 

Интересная информация :


     В 1995 году Центральным банком Российской Федерации была выпущена монета (2 рубля, серебро 500) из серии «Выдающиеся личности России» с изображением на реверсе портрета А. С. Грибоедова — к 200-летию со дня рождения.


     Медаль «А. С. Грибоедов 1795—1829 гг.» учреждена Московской городской организацией Союза писателей РФ и вручается писателям и литераторам, видным меценатам и известным издателям за подвижническую деятельность на благо русской культуры и литературы.

 

О комедии
«Горе от ума» :


     ....По некоторым свидетельствам современников Грибоедова замысел «Горя от ума» рождается у него в 1816 году (или даже еще ранее).
      Если это действительно так, то потом в работе над комедией наступает длительный перерыв. В июле 1818 г. его зачисляют секретарем русской миссии и он уезжает на три с лишним года в Персию. Давний замысел не оставляет Грибоедова, но он лишен возможности заняться им вплотную.
     Первые явления «Горя от ума» создавались уже на Кавказе в 1821-1822 гг., где Грибоедов служил «по дипломатической части» при командующем Кавказским корпусом, герое войны 1812 г. генерале А. П. Ермолове. В марте 1823 г. драматург выхлопотал себе долгожданный отпуск и уезжает в Москву, откуда в июне 1824 г. переезжает в Петербург.
     Именно в эти свободные от служебных забот годы перерабатываются первые два действия комедии, пишутся третье и четвертое, совершенствуется и отделывается текст всего произведения в целом, в которое в последующем вносились лишь отдельные поправки.
     В том же 1824 г. Грибоедов начинает хлопотать об издании комедии, но наталкивается на решительный отказ цензуры. При жизни драматурга «Горе от ума» так и не увидит свет. Единственное, чего удастся добиться Грибоедову и его друзьям, это публикации с многочисленными цензурными поправками и сокращениями в январе 1825 г. в альманахе «Русская Талия» 7-10 явлений первого действия и всего третьего акта.
     Но комедия сама нашла дорогу к читателям. Она разошлась в огромном количестве рукописных списков. В числе первых ее переписчиков были декабристы, которые настойчиво пропагандировали комедию. Их копии стали источником появления десятков новых. В результате уже в 30-е годы в России, по некоторым сведениям, насчитывалось свыше 40 000 списков «Горя от ума»! Ни одно печатное произведение не имело такого тиража. Осознавая, что в таких условиях цензурный запрет произведения, которое все давно знают наизусть, выглядит по меньшей мере глупо, Николай I в 1833 г. личным распоряжением разрешил первую публикацию комедии. В тексте был сделан целый ряд цензурных изменений и сокращений, но читатели прямо в соответствующие места книги вносили необходимые поправки и дописывали пропущенное. Полный бесцензурный текст «Горя от ума» в большом количестве экземпляров ввозился в Россию из-за границы. Только в 1862 году с «Горя от ума» будет окончательно снят цензурный запрет.
     Причины невиданного, прямо-таки триумфального успеха комедии заключаются в том, что она самым полным образом откликнулась на потребности читающей России. Проблема, которую Грибоедов поставил в центр произведения, была не просто актуальной, она была в высшей степени злободневной и, будучи масштабной, касалась практически всех сторон общественной жизни.
     Казарин В. П. А. С. Грибоедов и его комедия «Горе от ума» / В. П. Казарин // Горе от ума : комедия в стихах в 4 действиях / А. С. Грибоедов ; худ. Н. И. Грудинская. – Симферополь : Таврия, 1987. – С. 5-13. – (Школьная библиотека).


Дополнительная
информация
об юбилеях и юбилярах :

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА
 
 
 
 
КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА
 


 
15 января — 225 лет со дня рождения писателя Александра Сергеевича Грибоедова (1795–1829).
Приезжал в Крым летом 1825 года.

КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА

"Александр Сергеевич Грибоедов
– русский драматург, поэт,
композитор, дипломат "


Уважаемые пользователи.
Обращаем ваше внимание на то,
что данная web-выставка продолжает серию выставок, которые
посвященны авторам и произведениям юбилярам 2020 года.

Она объединяет выставочные экспозиции, представленные для ознакомления
в традиционном виде в читальных залах библиотеки КМК
(1 читальный зал – Гагарина 11, 2 читальный зал – Будённого 28).
В читальных залах можно ознакомиться с печатными первоисточниками.
Дополнительно соединенная фактографическая, библиографическая,
полнотекстовая и обзорная информация представлена
на данной web-странице библиотеки колледжа.
Раздел 1. "О жизни и творчестве Александра Сергеевича Грибоедова"
 
 
«Грибоедов - человек громаднейшего ума и ослепительных способностей. Грибоедов – музыкант, математик, дипломат, писатель-стилист, психолог. … По разнообразию своих
задатков он гениален. Грибоедов – колоссальная ослепляющая фигура.»

А.В. Луначарский.
  • А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников [Текст] / Вступит. статья и подготовка текста С. А. Фомичёва. - М. : Худ. лит., 1980. - 448 с.

  • А. С. Грибоедов в портретах, иллюстрациях и документах [Текст] / Под ред. Владимира Орлова. – Л. : Учпедгиз, 1955. – 306 с.

  • Гладыш, И. А. «Горе от ума». Страницы истории [Текст] / И. А. Гладыш, Т. Г. Диннесман.- М. : Книга, 1971. – 64 с.

  • Дмитриев, Сергей Николаевич. Последний год Грибоедова : триумф, любовь, гибель : историческое расследование [Текст] / Сергей Дмитриев. - Москва : Вече, 2017. - 751 с. : ил.

  • Дубровин, Александр Алексеевич. А. С. Грибоедов и художественная культура его времени [Текст] / А. А. Дубровин; Моск. худож.-пром. ин-т им. С. Г. Строганова, Моск. открытый пед. ин-т. - М. : МХПИ, 1993. - 127 с.
  • Летопись жизни и творчества Александра Сергеевича Грибоедова, 1790-1829 [Текст] / составитель Н. А. Тархова. - Москва : Минувшее, 2017. - 602, [2] с. : ил.
         Об издании: А.С. Грибоедов получает свой летописный свод едва ли не последним из больших русских писателей. Столь позднее, через двести с лишним лет после рождения писателя, появление этой «Летописи» связано с большими и объективными сложностями («Летопись жизни и творчества А.С. Грибоедова. 1791–1829», изданная в 2000 г., не может называться научным изданием, так как она издана на основе хронографа, составленного Н.К. Пиксановым в 1950-е годы, и оставила за скобками результаты полувековых изучений творчества А.С. Грибоедова). Сложность этой работы, в первую очередь, связана с малой, временами скудной, документированностью отдельных периодов жизни писателя, а главное, первых ее десятилетий и, как следствие этого обстоятельства, недостаточной изученностью его биографии. Многие важнейшие даты и события первой половины его жизни остаются до сих пор неведомыми или проблематичными, носят легендарный характер, и даже возраст писателя не является величиной незыблемой.
         Потому потребовалась долгая и трудоемкая предварительная работа по анализу всех существующих и отраженных в летописи документов с точки зрения их непротиворечивости по отношению к принятым сегодня датам рождения автора знаменитой комедии. Диспропорция в документированности разных периодов его жизни потребовала привлечения в книгу материалов, обычно в летописи не привлекаемых, в основном, из прижизненной периодики.

          Проблематичность в датировках и толкованиях многих фактов жизни, сосуществование в биографии двух дат рождения, малая наша осведомленность о жизни Грибоедова в Персии сделали более значимой роль комментария и увеличили его долю в летописи и потребовали специальных приложений.
    «Летопись Грибоедова» 2017 года учитывает работы ученых, опубликованные до 2016 года. В ней нашли отражение многочисленные находки текстов и документов, приняты во внимание все существенные изыскания, появившиеся во второй половине XX века. Издание представляет собой хронологический свод событий личной, творческой и общественной жизни писателя. Книга снабжена обширным справочным аппаратом: указателями, библиографией и приложениями. Предназначена специалистам по истории и культуре России, научным и музейным работникам, преподавателям, студентам и всем, кто интересуется жизнью и творчеством А.С. Грибоедова.

  • Надозирная Т. В. Так начиналась русская литература / Т. В. Надозирная // Горе от ума / А. С. Грибоедов. Недоросль / Д. И. Фонвизин ; послесл. Т. В. Надозирная. – Харьков : Фолио, 2012. – С. 220-230. – (Школьная библиотека. Зарубежная литература).
         Из содержания: Детство будущего писателя прошло в Москве. Он получил прекрасное домашнее образование. В 1803 г. был определен в Московский Благородный университетский пансион, а в 1806-м поступил на словесный факультет Московского университета. В 1808 г. Грибоедов получил звание кандидата словесности и продолжил обучение. В 1810-м окончил юридический, а затем поступил на физико-математический факультет.
         Александр Сергеевич был блестяще образованным человеком, владел несколькими языками (французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским, арабским, персидским и турецким) и до нашествия на Россию Наполеона готовился к экзамену на степень доктора. Однако в 1812 г. он записался волонтером в московский гусарский полк, после окончания войны до 1815-го служил в кавалерии, а затем был зачислен в Петербургскую коллегию иностранных дел. С 1818 г. служил секретарем русской миссии в Тегеране, с 1822-го в Тифлисе – секретарем по дипломатической части. В 1826 г. Грибоедов был арестован по подозрению в принадлежности к декабристам, но следствие не смогло найти доказательств этого. Грибоедов продолжил дипломатическую деятельность.
        В апреле 1828 г. Грибоедов был назначен послом в Иран. По пути к месту назначения он провел несколько месяцем в Грузии, где женился на дочери своего друга юной красавице княгине Нине Чавчавадзе.
         Грибоедов трагически погиб во время пребывания в Тегеране: толпа религиозных фанатиков разгромила русскую дипломатическую миссию, и все ее члены, кроме одного человека, были убиты. Тело поэта было настолько изуродовано, что его опознали только по шраму на кисти левой руки.
    Еще будучи студентом, Грибоедов начал писать стихи, пародии, статьи. В 1815-м была опубликована комедия «Молодые супруги». В следующем году вышла комедия «Студент», в которой высмеивались некоторые черты сентименталистской эстетики. Еще через два года драматург стал соавтором комедии «Притворная неверность». Однако Грибоедов не случайно известен как писатель одной книги, блестящей пьесы «Горе от ума», которая почти сразу же после написания «разошлась на цитаты» и до сих пор не сходит с театральных подмостков.
         Комедия «Горе от ума» – один из самых цитируемых текстов в русской культуре, многие фразы из пьесы, включая ее название, стали крылатыми.
    Прочитав комедию, Пушкин сказал: «О стихах не говорю – половина должна войти в пословицы». Писатель В.Ф. Одоевский утверждал: «Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе целые разговоры, которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума».



  • Попова, О. И. Грибоедов – дипломат [Текст] / О. И. Попова. – М. : Международные отношения, 1964. – 219 с.


  • Радомская, Т. И. Проблемы книги, ума и знания в творческом мире А. С. Грибоедова [Текст] / Татьяна Радомская // Литература в школе.- 2007. - № 10. - С. 11-13.

  • Рылова, А. Роль костюма в комедии «горе от ума» [Текст] / Анна Рылова // Литература. - 2005.- №12. - С. 11-13.

  • Тодоров, Л. В. Драматургический стих Грибоедова [Текст] / Лев Тодоров // Литература в школе. - 2007.- № 9. - С. 7-11.

  • Тынянов, Юрий Николаевич (1894-1943). Смерть Вазир-Мухтара [Текст] : роман / Юрий Тынянов. - Москва : Время, 2018. - 509, [2] с. - (Сквозь время).

  • Фомичев, Сергей Александрович. Александр Грибоедов [Текст] : биография / Сергей Фомичев. - Санкт-Петербург : Вита Нова, 2012. - 511 с., XXXII с. : ил.

  • Фомичев, Сергей Александрович. Грибоедов : энциклопедия [Текст] / Сергей Фомичев. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2007. - 393, [1] с. : ил.

  • Халфин, Ю. Поэт Александр Грибоедов и его поэтическая пьеса [Текст] / Юлий Халфин // Литература. - 2008. - №5.- С. 15-19.

  • Хечинов, Юрий Евгеньевич. Жизнь и смерть Александра Грибоедова [Текст] : ист.-док. роман / Юрий Хечинов. - М. : Флинта : Наука, 2003. - 327 с. : ил.

  • Шостакович, Сергей Владимирович. Дипломатическая деятельность А. С. Грибоедова [Текст]. - М. : Соцэкгиз, 1960. - 294 с. : ил.

  • Цимбаева, Екатерина Николаевна. Грибоедов / Екатерина Цимбаева. - М. : Молодая гвардия, 2003. - 544 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей : Сер. биогр. ; Вып.1027 (827)).
         Аннотация: Эта книга - научно-художественная биография А. С. Грибоедова, блестящего музыканта, дипломата, записного острослова и любимца женщин. Книга, написанная на основе архивных документов, представляет собой описание жизни героя на фоне быта и нравов его эпохи.
 
Раздел 2. "Горе от ума" в фондах библиотеки колледжа"
     
 

«Горе от ума» есть… галерея живых типов… (в комедии) нет ни одного белого пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука.
И.А. Гончаров.
  • Грибоедов А. С. Горе от ума : комедия в стихах в 4 действиях / А. С. Грибоедов ; худ. Н. И. Грудинская. – Симферополь : Таврия, 1987. – 144 с. : ил. – (Школьная библиотека).

  • Грибоедов А. С. Горе от ума : комедия / А. С. Грибоедов // Горе от ума / А. С. Грибоедов. Недоросль / Д. И. Фонвизин ; послесл. Т. В. Надозирная. – Харьков : Фолио, 2012. – С. 3-136. – (Школьная библиотека. Зарубежная литература).

  • Грибоедов А. С. Горе от ума : комедия в 4 действиях в стихах / А. С. Грибоедов. – М. : АСТ, 2017. – 160 с. – (Школьное чтение).
         Аннотация: Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) – русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор. Всемирную славу А.С. Грибоедову принесла его комедия «Горе от ума» (1822-1824). Эта пьеса – сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века. Основной конфликт разгорается между Чацким, представителем нового поколения дворян, и обществом Фамусова, в котором принято ценить не человека, а его чин и деньги.
        «О стихах я не говорю, – писал о комедии А.С. Пушкин, – половина должна войти в пословицы». Действительно, кто из нас не пользуется такими крылатыми выражениями бессмертной комедии: «А судьи кто?», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?».

  • Грибоедов А. С. Горе от ума : комедия в 4 действиях в стихах / А. С. Грибоедов. – М. : Эксмо, 2018. – 160 с.
         Аннотация: Александр Грибоедов (1790 или 1795–1829) – русский писатель и дипломат, погибший от рук религиозных фанатиков; его жизнь окутана многими тайнами. Знаменитая комедия А. Грибоедова «Горе от ума» разошлась на цитаты, а фамилии главных героев стали именами нарицательными и общепризнанно обозначают типы психологических характеров. «Горе от ума» – кладезь афоризмов, многие из которых до сих пор помогают современному человеку ориентироваться в жизни.

  • Грибоедов, А. С. Сочинения в стихах / Александр Грибоедов. - Л. : Советский писатель, 1987. - 512 с.
     
Раздел 3. "Комедия "Горе от ума" глазами художника"
     
Иллюстрации: художник Н. И. Грудинская, из книги Грибоедов А. С. Горе от ума : комедия в стихах в 4 действиях / А. С. Грибоедов ; худ. Н. И. Грудинская. – Симферополь : Таврия, 1987. – 144 с. : ил. – (Школьная библиотека).



Раздел 4. "Грибоедов в Крыму"
     
  • Дегтярёв П. Грибоедов в Крыму. Малоизвестные страницы из жизни великого писателя / П. Дегтярёв // Крымская Правда. – 1983. – № 18. – 22 января. – С. 3.

  • Дегтярёв П. Крымский дневник А. С. Грибоедова / П. Дегтярёв // Курортная газета. – 1964. – № 112. – 7 июня. – С. 3.

  • Дегтярёв П. Три месяца в Крыму / П. Дегтярёв // Крымская правда. – 1975.- №16. – 19 января. – С.4.

  • Калугин Ю. Грибоедов в Крыму / Ю. Калугин // Крымская правда. – 1959. – № 32. – 11 февраля. – С. 4.

  • Крымский дневник Грибоедова // П. Дегтярёв, Р. Вуль. У литературной карты Крыма. - Симферополь : Издательство «Крым», 1965. - С.26-35.

  • Минчик С. С. А. С. Грибоедов и развитие творческих принципов А. И. Полканова / С. С. Минчик // Крымский архив. – 2015. - № 1 (16). – С. 22-44.

  • Минчик С. С. Грибоедов и Крым : монография [Текст]/ Сергей Сергеевич Минчик ; Таврический нац. ун-т им. В. И. Вернадского.– Симферополь : Бизнес-Информ, 2011. – 276 с.
         Аннотация: Книга посвящена малоизвестным страницам жизни и творчества Александра Сергеевича Грибоедова (1794–1829) – драматурга, литератора, композитора, государственного деятеля, ключевым образом повлиявшего на культурные, общественные и геополитические процессы своего времени.
    В монографии исследуется путешествие Грибоедова на Юг в 1825 году. Доказывается неправомерность традиционных подходов к осмыслению данного события, при помощи оригинального сочетания междисциплинарных и собственно литературоведческих методов научного анализа воссоздаётся его подлинная фактография. Впервые определяется место Крыма в судьбе прославленного автора «Горя от ума», выявляется роль поездки на полуостров в идейно-творческом развитии великого писателя и дипломата.
    Филологам, историкам, культурологам, искусствоведам, философам, краеведам, а также всем, кто любит Крым и русскую словесность.

  • Минчик С. С. Крым в художественно-документальной прозе А. С. Грибоедова / С. С. Минчик // Крымский архив. – 2009. – № 11. – С. 131-145.

  • Минчик С. С. Крымская встреча Грибоедова и Мицкевича : была ли она? / С. С. Минчик // Дни Адама Мицкевича в Крыму: крымско-польский сборник научных статей / гл. ред. В. П. Казарин. – Симферополь : Универсум, 2004. – Т. 1. – С. 135-140.
  • Минчик С. С. «Крымская одиссея» А. С. Грибоедова в истории научно-критической мысли третьей четверти ХХ века / С. С. Минчик // Культура народов Причерноморья. – 2007. – № 101. – С. 266-270.

         Аннотация: Известный русский поэт и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов посетил Крым в 1825 году. Как глубоко эту поездка была изучена в третьей четверти XX века и чем советские учёные объясняли природу этого путешествия? Предлагаемая работа и посвящена ответам на данные вопросы.

         Из содержания : .....Самым значительным произведением советской литературы второй половины XX столетия, так или иначе связанной с изучением визита русского классика в Крым, следует считать фундаментальный труд «Грибоедов и декабристы» (второе издание которого вышло в свет как раз в 1951 году) – даже несмотря на то, что собственно поездка драматурга по полуострову не рассматривается в этой книге детально. Её автор считается крупнейшим специалистом по истории общественного и революционного движения России XIX века, поэтому неудивительно, что всю логику своих рассуждений М. Нечкина подчиняет одной проблеме – отношениям драматурга с организаторами и участниками событий 14 декабря на Сенатской площади.
         Вот почему из числа тех лиц, с кем поэт виделся на полуострове, она называет только одно – декабриста Н. Оржицкого, о встрече с которым Александр Грибоедов действительно пишет в одном из своих писем, а во главу угла своих «крымских» наблюдений ставит невероятную тоску, которая охватила А. С. Грибоедова в пути. О своих тяжёлых переживаниях и крайне мрачном настроении поэт действительно писал двенадцатого сентября из Феодосии – именно эти строки, помимо прочих, и цитирует М.В. Нечкина, связывая крымскую ипохондрию поэта с киевским этапом его поездки по Югу, предшествовавшим визиту Грибоедова в Крым.
         Материалы следствия по делу декабристов действительно указывают на то, что в Киеве поэт неоднократно виделся с будущими мятежниками. Однако автор книги убеждена, что эти встречи не были случайностью: группа радикально настроенных активистов «южного» общества заговорщиков, особо веривших в успех военного переворота уже летом-весной 1825 года, могла обратиться к Грибоедову с секретным заданием, от успеха которого мог зависеть исход всего восстания. Однако «Грибоедов, несогласный с практическим планом назревающей революции, отказался выполнить революционное поручение и этим поставил себя вне надвигающихся революционных событий, крах которых предвидел, в результате всего этого им овладела тоска и он думал даже о самоубийстве».
         Несомненно, вопрос о причинах крымской ипохондрии великого классика требует отдельного и самого обстоятельного изучения, но даже поверхностный разбор его текстов даёт немало оснований для того, чтобы считать, по меньшей мере, такое заявление М. В. Нечкиной (а по большому счёту – и всю её позицию в целом) ошибочным. Так, в путевом дневнике поэта, который начинается с записи от двадцать четвёртого июня, а заканчивается заметкой от двенадцатого-тринадцатого июля, нет даже намека на хоть какое-нибудь (пусть даже самое лёгкое) огорчение или грусть. Более того, в письме от девятого июля 1825 года, отправленном им же из Симферополя, автор бессмертной комедии восторженно и далеко не тоскливо пишет: «... Очень доволен моим путешествием, хотя природа против Кавказа всё представляет словно в сокращении. Зато прелесть моря и иных долин ни с чем сравнить не можно». А это значит, что, как минимум, до девятого июля (как максимум – до тринадцатого числа этого же месяца) Александр Сергеевич Грибоедов, вероятнее всего, не был занят тяжёлыми раздумьями о крахе надвигающегося восстания и не страдал от угрызения совести за свой отказ от секретных предписаний заговорщиков....
         В 1956 году в Ленинграде выходит сборник исторических очерков «Таврида», автор которого, напротив, не склонна увязывать крымский визит А.С. Грибоедова с предстоящей трагедией на Сенатской площади. Вот почему на его ипохондрию И. Н. Медведева вовсе не обращает никакого внимания, а всякое упоминания о декабристах в тексте её повествования отсутствует совершенно. «Целью Грибоедова было обозрение природы и памятников Тавриды», пишет она и весь дальнейший ход собственных рассуждений по данной теме сводит исключительно к разбору тех его заметок и писем, где это «обозрение», на её взгляд, больше всего отразилось.

         О том, с кем и при каких обстоятельствах поэт виделся на полуострове, Медведева также не говорит. По её словам, драматурга более всего «волновали русские корни в Тавриде, древние связи, исконное тяготение русского народа к берегам Черного моря», в связи с чем вопрос о крымском окружении А. Грибоедова автор не считает существенным и, как следствие, не раскрывает в своей работе. Разбирая же дневник драматурга, который в данном очерке вопреки традиции называется «Путевыми впечатлениями», Ирина Николаевна Медведева заключает, что Грибоедов «хотел видеть эту землю глазами историка и поэта»....


  • Минчик С. С. О единственном памятнике А.С. Грибоедову в Крыму / С. С. Минчик // Вестник славянских культур. – 2017. – Т. 44. – С. 173-179.

  • Минчик С. С. Путешествие А. С. Грибоедова на Юг в 1825 году : научно-биографический контекст и творческая рефлексия : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 / С. С. Минчик; Тавр. нац. ун-т им. В. И. Вернадского. – Симферополь, 2010. – 262 с.

  • Полканов А. Грибоедов в Крыму / А. Полканов // Крымская правда. –1970. – 17 января. – С. 3.

         Из содержания: Память о Грибоедове дорога и близка трудящимся Крыма, где он провёл почти три месяца летом 1825 года. Вполне вероятно, что длительное пребывание Грибоедова в Крыму вызывает у нас особый интерес…
         С 1821 года Грибоедов находился в Грузии в качестве секретаря по иностранной части при главнокомандующем Кавказских войск А. П. Ермолове... Здесь Грибоедов работал над своей комедией и, получив в 1823 году длительный отпуск, отправился в Москву и Петербург…
    В конце мая 1825 года Грибоедов отправился к месту службы – через Москву и Крым…
         18 июня он приехал в Симферополь и остановился в гостинице «Афинская». Приехал в мрачном, угнетённом настроении, ни с кем не хотел разговаривать, встречаться. Но слава об авторе «Горя от ума» летела впереди него. Его затворничество было нарушено многочисленными посетителями, назойливо добивавшимися знакомства и приглашавших его в гости. Но Грибоедов почему-то не спешил с путешествием по Крыму. Целую неделю провёл он в этом «дрянном городишке», как он аттестует Симферополь. Спасаясь от непрошенных гостей, ежедневно бродил он по окрестностям города, побывал в пещере Кызыл-Коба, дважды взбирался на Чатыр-Даг. Здесь он любовался прекрасной панорамой, провёл ночь с пастухами и снова вернулся в Симферополь.
        Только 28 июня он начал путешествовать по Южному берегу, остановился у Бороздина, две дочери которого были замужем за декабристами…
    Грибоедов тщательно осматривал археологические памятники на Ай-Тодоре и в Симеизе. Через перевал Мердвен Грибоедов добрался до Байдар, а отсюда в Балаклаву, где осматривал Генуэзскую крепость.
        В Севастополе Грибоедов пробыл два дня, посещая развалины Херсонеса и Инкерманский пещерный город. Об Инкермане он замечает: «Самый фантастический город: представляю его себе снизу доверху освещённым вечером». Дважды посетил окрестности Херсонеса, обследовал, измерил и зарисовал археологические памятники и первый определил множество квадратов с фундаментами, как остатки пригорода античного Херсонеса, которые дореволюционные учёные ошибочно считали остатками лагерей времени осады Севастополя 1854 года.
    8 июля Грибоедов вернулся в Симферополь, а на другое утро вновь пустился в путь, совершая экскурсии по пещерным городам.
    13 июля Грибоедов снова в Симферополе и остается там до 10 сентября, когда оканчивался отпуск и он должен был возвратиться на Кавказ. Тогда он совершил вторую часть путешествия по восточному Крыму. Судак, Отузы, Феодосию. Оттуда он направился в Керчь и на Кавказ.
         Особенно понравились Грибоедову Судакская долина и Генуэзская крепость.


  • Сырбу Н. Грибоедовский привет из Симферополя / Н. Сырбу // Летняя столица. – 2015. – 11-17 июня. – С. 4.
© КРЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
©
© КМК; © СТЭК; © Ядрова Г.В . - выставлено 15.1.2020 г., отредактировано 10.2.2020 г. , 20.8.2024 г.