|
|
|
|
|
|
КАРТА
САЙТА
|
Дополнительная информация
о других юбилеях и юбилярах :
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КНИЖНАЯ
ВЫСТАВКА |
|
|
|
|
|
|
|
|
КНИЖНАЯ
ВЫСТАВКА |
|
|
|
|
|
|
КНИЖНАЯ
ВЫСТАВКА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М.
Ю. Лермонтов в культуре западных и южных славян: Тезисы и материалы
международной научной конференции 5–6 ноября 2013 г. / Отв. ред.
Л. Н. Будагова . – М. : ИСлРАН, 2013. – 96 с. |
|
Содержание: |
|
-
Л.
Н. Будагова. Вступительный доклад: Лермонтов в славянском
зарубежье (О контексте и мотивации проблемы) - 3
-
А.
В. Амелина. Образы цыган К. Г. Махи и кавказцев М. Ю. Лермонтова
- 6
-
Н.
Е. Ананьева. Польские реалии в творчестве М. Ю. Лермонтова
-10
-
М.
Бабиак (Братислава). «Маскарад» Лермонтова в словацкой культуре
- 15
-
Д.
Блюмлова (Ческе-Будеёвице). Творчество Лермонтова в чешской
культуре, искусстве и мысли на рубеже XIX–XX вв. -17
-
М.
Бубеникова (Прага). Альфред Людвигович Бем (1886–1945) о М.
Ю. Лермонтове в контексте чешского лермонтоведения - 20
-
Л.
H. Будагова. О специфике восприятия творчества Лермонтова
западными и южными славянами - 21
-
И.
А. Герчикова. Сценическая судьба «Маскарада» М. Ю. Лермонтова
в Чехии - 25
-
Р.
Ф. Доронина. «Демон» в переводческой интерпретации Змая -
27
-
Н.
К. Жакова (Санкт-Петербург). Восприятие поэмы Лермонтова «Демон»
в Чехии - 28
-
Т.
Жилка (Нитра). Переводы Лермонтова на словацкий язык - 32
-
Н.
Зайц (Любляна). Проблема лирического «я» в поэзии М. Ю. Лермонтова
- 33
-
И.
И. Калиганов. М. Ю. Лермонтов в болгарской культуре XIX–XXI
вв. - 35
-
Б.
Косанович (Нови-Сад). Восприятие М. Ю. Лермонтова в Сербии
- 39
-
М.
Крагель (Любляна). О переводе лермонтовского «Маскарада» -
42
-
Л.
П. Лаптева. В. А. Францев о творчестве А. С. Пушкина и М.
Ю. Лермонтова и переводе их произведений на славянские языки
- 44
-
А.
В. Липатов. Специфика польского восприятия высокой русской
культуры и казус Лермонтова - 47
-
Л.
А. Мальцев. «Песня про купца Калашникова…» Лермонтова, «Князь
Серебряный» А. К. Толстого, «Огнем и мечом» Сенкевича - 54
-
А.
Г. Машкова. Творчество М. Ю. Лермонтова в контексте восприятия
русской литературы в Словакии (XIX – начало XX в.) - 56
-
С.
Н. Мещеряков. Проблемы фатализма у М. Ю. Лермонтова и в сербской
литературе XX в. - 58
-
Т.
С. Милованова. Тенденции современного лермонтоведения - 60
-
К.
Михайлов (София). Эволюция (нить) восприятия М. Ю. Лермонтова
в Болгарии - 62
И. Р. Монахова. Проза М. Ю. Лермонтова и письма В. Г. Белинского
- 62
-
С.
Ф. Мусиенко (Гродно). Русалка как герой литературы романтизма
(Лермонтов > Гейне > Богданович) - 64
-
Б.
Подлесник (Любляна). Поэзия Лермонтова в ранних словенских
переводах - 66
-
И.
Раухова (Ческе-Будеёвице). «Маскарад» Лермонтова в чешских
постановках и способы сценического изображения царской России
- 68
-
Д.
Ристеский (Скопье). Лермонтов в Македонии - 71
-
И.
Смирнова. Поэтика переводов поэмы «Демон» М. Ю. Лермонтова
на болгарский язык (И. Вазов, Л. Любенов, Л. Стоянов) - 73
-
М.
Г. Смольянинова. Михаил Лермонтов и Иван Вазов - 74
-
Ю.
А. Созина. К эволюции переводов поэзии Лермонтова на словенский
язык - 80
-
Н.
В. Шведова. Образ незаурядной личности в поэзии М. Ю. Лермонтова
и словацких романтиков - 83
-
А.
Г. Шешкен. Лермонтовская традиция в лирике поэтов «русского
Белграда» - 86
-
Л.
Ф. Широкова. «Печоринский» тип героя в словацкой литературе
XX в. - 88
-
А.
Элиаш (Нитра). Лирика М. Ю. Лермонтова в словацкой литературоведческой
и переводческой рецепции - 89
-
М.
Яворник (Любляна). Комическая поэма – путь к полифонии М.
Ю. Лермонтова? - 91
|
|
|
3
(15 ОКТЯБРЯ)- 205 лет со дня рождения Михаила Юрьевича ЛЕРМОНТОВА
(1814-1841) |
|
|
|
КНИЖНАЯ
ВЫСТАВКА
«Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт, драматург, офицер»
Уважаемые
пользователи.
Обращаем ваше внимание на то,
что данная web-выставка продолжает серию выставок,
которые посвященны авторам и произведениям
юбилярам 2019 года.
Она объединяет выставочные экспозиции, представленные
для ознакомления
в традиционном виде в читальных залах библиотеки КМК
(1 читальный зал – Гагарина 11, 2 читальный зал – Будённого 28).
В читальных залах можно ознакомиться с печатными первоисточниками.
Дополнительно соединенная фактографическая, библиографическая,
полнотекстовая и обзорная информация представлена
на данной web-странице библиотеки колледжа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел
1. " Судьба и творческий путь М. Ю. Лермонтова " |
|
|
|
-
Афанасьев
В. В. Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова / В. В. Афанасьев.
– М. : Детская литература, 1984. – 16 с. : ил. + 23 л.
Из содержания:
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь с 14 на 15 октября
(по старому стилю со 2 на 3 октября) 1814 г. в Москве. Отец
его – Юрий Петрович Лермонтов, молодой, но уже вышедший в
отставку офицер. Мать, Мария Михайловна Арсеньев, – единственная
дочь в богатой помещичьей семье.
Проведя в Москве зиму, молодые
супруги выехали в село Тарханы, Чембарского уезда, Пензенской
губернии (в наши дни это село Лермонтово, Белинского района).
Имение принадлежало бабушке Михаила Юрьевича по материнской
линии – Екатерине Алексеевне Арсеньевой.С самого рождения
она взяла под свою опеку внука – для него она станет самым
близким, родным человеком до конца его жизни.
-
Висковатый,
П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов : Жизнь и творчество : [Факс.
изд. 1891 г. : Кн. 1] / П. А. Висковатый. – Москва : Книга,
1989. – 478 с. – В одной суперобложке с Кн. 2.
-
Висковатый,
П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов : Жизнь и творчество : Приложение
к факс. изд. : [Кн. 2] / П. А. Висковатый ; [авторы вступ.
ст. В. А. Мануйлов, Л. Н. Назарова ; авторы коммент. В. А.
Захаров, Л. Н. Назарова ; подбор ил. В. А. Захаров ; оформл.
худож. В. Захарова. - Москва : Книга, 1989. – 335 с., [1]
л. портр. : ил. – Указ. имен: с. 299-335. – В одной суперобложке
с Кн. 1.
Аннотация :
Монография П. А. Висковатого, вышедшая в 1891 году в Москве
в издании В. В. Рихтера, - это первая научная биография Лермонтова.
Она основана на обширном фактическом материале: документах,
письмах, мемуарах, воспоминаниях людей, хранящихся как в личных
коллекциях, так и государственных архивах. Вспоминая о своей
работе, биограф писал: «Тщательно следя за малейшим извещением
или намеком о каких-либо письменных материалах или лицах,
могущих дать сведения о поэте, я не только вступил в обширную
переписку, но и совершил множество поездок. Материал оказался
рассеянным от берегов Волги до Западной Европы, от Петербурга
до Кавказа…». Он его собирал в течение двенадцати лет. Многие
мемуары и документы были впервые введены в оборот. Главный
труд всей жизни исследователя был приурочен к 50-летию гибели
поэта. Первые главы биографического исследования П. А. Висковатый
опубликовал в 1881-1885 годах в журналах «Русская мысль» и
«Русская старина».
В «Приложении к факсимильному изданию»
вошли сведения о Висковатом как биографе, комментарии к его
книге, иллюстрации к тексту, указатели произведений поэта
и имен.
-
Григорьян,
К. Н. Лермонтов и романтизм / К. Н. Григорьян ; Академия наук
СССР ; Институт русской литературы. – Москва ; Ленинград :
Наука, 1964. – 300 с., [1] л. портр.
Аннотация : В книге
«Лермонтов и романтизм» автор касается различных вопросов,
связанных с романтическими произведениями М. Ю. Лермонтова,
- жанра и стиля, эстетических идеалов, личности поэта и его
эпохи и др.
-
Дуэль
Лермонтова и Мартынова : подлинные материалы уголовного дела
/ [предисл. В. А. Злобина] ; [под. ред. В. Н. Буробина]. -
Москва : Адвокатская фирма "Юстина". – Москва :
Каталог-БГ, Белый город, 2012. - 191 с., [1] л. портр. : ил.
- (Русские судебные процессы). - Библиогр.: с. 60-61.
Аннотация
: Смерть Лермонтова, так же, как и Пушкина
— на дуэли, потрясла общественность России. Возникли различные
теории о заговоре с целью убийства, необоснованные теории
об обстоятельствах дуэли. В книге содержатся подлинные материалы
уголовного дела. Они позволяют установить многие важные обстоятельства
дуэли Лермонтова и Мартынова, составить собственное мнение
о дуэли, узнать, были ли нарушены правила поединка, и исключить
целый ряд ошибочных версий.
Опубликованные документы рассказывают
о том, как велось военно-судебное производство по делу в то
время и какие обстоятельства принимались во внимание при назначении
наказания за участие в дуэли.
-
Ломунов К. О жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова / К. Ломунов
// Стихотворения. Герой нашего времени / М. Ю. Лермонтов.
– М. : Детская литература, 1979. – С. 167-190.
Из содержания:
Лермонтов рано осиротел: ему шел третий год, когда умерла
его мать. Детские годы будущего поэта были омрачены жестокой
семейной распрей между его бабушкой и отцом.
Детские и отроческие годы М. Ю.
Лермонтова прошли в имении Е. А. Арсеньевой Тарханы.
Здесь он узнал и полюбил красоту русской природы, впервые
услышал русскую сказку и песню, былину про Ивана Грозного
и предания о Разине и Пугачеве.
Здесь он слышал и рассказы участников
Отечественной войны 1812 г. Сюда в конце 1825 г. пришло известие
о восстании декабристов в Петербурге и выступлении Черниговского
полка на юге…
Подвиг декабристов определил
весь путь Лермонтова. Он скоро почувствовал себя их наследником.
Темы и мотивы декабристской поэзии появились уже в самых ранних
стихах и поэмах.
-
Надозирная
Т. В. «Лучше я, чем для людей кажусь…» / Т. В. Надозирная
// Герой нашего времени. Стихотворения / М. Ю. Лермонтов ;
гл. ред. Е. В. Мезенцева. – Харьков : Фолио, 2011. – С. 364-370.
Из содержания:
Михаил Лермонтов получил хорошее домашнее образование:
владел французским и немецким языками также свободно, как
и русским, изучал историю, географию, математику, словесность,
играл на скрипке и фортепьяно, рисовал акварель
В 1827 г. бабушка
привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование.
1 сентября 1828 г. Лермонтов зачисляется
в Московский университетский благородный пансион – одно из
лучших учебных заведений России. В пансионе он оставался около
двух лет… Здесь он начал писать стихи и осознал, что это –
его призвание. В это время сильнейшее влияние на Михаила оказала
поэзия Байрона, под влиянием которой он написал несколько
«байроновских поэм» («Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар»,
«Преступник» и т.д.)…
Осенью 1830 г.
Лермонтов поступил на нравственно-политическое отделение Московского
университета… Однако с июня 1832 г. он больше
не числился студентом. Собираясь продолжить образование, Лермонтов
отправился в Санкт-Петербург. Он поступил в Школу гвардейских
подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую закончил в
1834 г. в звании корнета и стал офицером привилегированного
лейб-гвардии гусарского полка, стоявшего в Царском Селе…
К началу 1837 г.
Лермонтов все еще не имеет сколько-нибудь заметного литературного
статуса: многочисленные стихотворения в печать не отданы,
романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, опубликованная
поэма «Хаджи Абрек» (1834 г.) резонанса не вызвала, связей
в литературном мире нет. Слава к Лермонтову приходит со стихотворением
«Смерть поэта» (1837 г.), откликом на последнюю дуэль Пушкина.
Оно быстро распространилось
в списках и вызвало бурю в высшем обществе… После ареста и
судебного разбирательства корнет Лермонтов был переведен в
Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Именно
там у него вызревает замысел «Демона» и «Мцыри».
Благодаря хлопотам бабушки первое
пребывание Лермонтова на Кавказе длилось всего несколько месяцев.
Сначала он был переведен в Гродненский полк, расположенный
недалеко от Новгорода, а потом и в свой прежний гусарский
полк, стоявший в Царском Селе.
Вернувшись в петербургский свет,
поэт оказался в центре всеобщего внимания – после написания
стихотворения «Смерть поэта» он стал одним из самых популярных
писателей в России...
Однако пребывание поэта в Санкт-Петербурге
оказалось недолгим. 16 февраля 1840 г. на
балу у графини Лаваль произошла ссора Лермонтова с сыном французского
посланника Эрнестом де Барантом, после чего последовал вызов
поэта на дуэль, которая состоялась 18 февраля 1840
г. После дуэли Лермонтов был арестован и по окончании
суда переведен в Тенгинский пехотный полк на Кавказе, действующий
в районе опасных боев. Здесь поэт неоднократно проявил храбрость
в сражениях, и его представляли к золотой сабле и дважды к
ордену, но Николай I все представления отклонил…
В это время выходит роман «Герой
нашего времени». Первое издание романа было быстро раскуплено,
и почти сразу появилась критика на него...
В 1840 г. вышло
единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова,
в которое он включил около 28 произведений…
Зимой 1841
года, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался
выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе.
Но вместо возможной отставки поэт получил предписание отправиться
обратно на Кавказ в Тенгинский полк...
Он прибыл в Пятигорск
13 мая 1841 г., поселился в доме Чиляева и прожил
там два месяца до роковой дуэли с Николаем Мартыновым… Дуэль
состоялась 13 июля 1841 г. между 6 и 7 часами
вечера. Раньше считалось, что она произошла у подножия горы
Машук возле Пятигорска, но позже было установлено, что на
самом деле дуэль была в другом месте – у Перкальской скалы...
На другой день при огромном
стечении народа Лермонтова похоронили на Пятигорском кладбище,
а позднее по просьбе его бабушки Е.А. Арсеньевой Николай I
разрешил перевезти тело поэта в Тарханы, где его и погребли
23 апреля 1842 г. в фамильном склепе Арсеньевых.
-
Рештейн Э. Г. Судьба Лермонтова / Э. Г. Герштейн. – М. : Советский
писатель, 1964. – 496 с.
Аннотация: Эта
книга – результат многолетних исследований, архивных изысканий
и раздумий известного лермонтоведа. Разнообразие материала
подчинено единому замыслу. Изображая окружение поэта, рисуя
портреты его друзей и врагов, автор показывает, как отразились
на творчестве Лермонтова споры и идейные искания его современников.
Особый интерес представляют новые материалы об участии М.
Ю. Лермонтова в кружке «шестнадцати», о прогрессивной позиции
поэта. Все это позволяет автору по-новому взглянуть на его
творчество. Гибель Лермонтова оставалась одним из самых неразъясненных
событий в истории дореволюционной России. Э.Г. Герштейн удалось
найти новые материалы о роли царского правительства в трагической
судьбе поэта.
|
|
|
|
|
Содержание: |
|
|
Введение. – С. 5
Дуэль с Барантом. – С. 11
Лермонтов и двор. – С. 53
Неизвестный друг. – С. 129
Тайный враг. – С. 161
Журналист,
Читатель и Писатель. – С. 181
|
За
страницами «Большого света». – С. 212
«Родина»
и «Тарантас». – С. 253
О
кружке «шестнадцати». – С. 285
Дуэль
и смерть. – С. 380
Заключение.
– С. 457
Примечания.
– С. 460
|
|
|
|
|
-
Семенов,
Л. П. Лермонтов на Кавказе / Л. П. Семенов. - Пятигорск :
Орджоникидзевское краевое изд-во, 1939. - 221 с. , [1] л.
портр. : ил.
Аннотация
: Настоящая
книга излагает важнейшие факты из биографии Лермонтова, связанные
с его пребыванием на Кавказе и его поэтические мотивы, приуроченные
к этому краю. Небольшую публикацию совершенно неизвестных
документов о Лермонтове, Л. П. Семенов нашел среди бумаг личного
архива историка Тенгинского пехотного полка Д. Раковича. Опубликованы
документы были в провинциальном журнале «Горская мысль», их
значение оказалось настолько великим, что не с чем сравнить.
Находка этих документов в первые годы советской власти позволила
установить хронологию пребывания поэта в различных местах
Кавказа в первую и вторую ссылку, в 1837 и 1840-1841 годах.
Эти новые данные Семенов и публикует в исследовании «Лермонтов
на Кавказе». Книга дала многим современным ученым путь поиска
новых документов о Лермонтове, которые удалось найти в российских
архивах.
-
Слюсарь
А. А. Подвиг поэта / А. А. Слюсарь // Поэмы и стихотворения
/ М. Ю. Лермонтов ; сост. и предисл. А. А. Слюсаря. – Одесса
: Маяк, 1985. – С. 5-18. – (Школьная библиотека).
-
Чистова И. Страница московской биографии М. Ю. Лермонтова
/ И. Чистова // Прометей : историко-биографический альманах
серии «Жизнь замечательных людей». – М. : Молодая гвардия,
1987. – Т. 14. – С. 262-272.
|
|
|
|
Раздел
2. " Творческое наследие М. Ю. Лермонтова " |
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Лермонтов
М. Ю. Во всем дойти до совершенства : сборник / М. Ю. Лермонтов
; сост. А. Мерченко. – М. : Молодая гвардия, 1984. – 398 с.
– (Библиотека юношества).
-
Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени ; Стихотворения / М.
Ю. Лермонтов ; гл. ред. Е. В. Мезенцева. – Харьков : Фолио,
2011. – 382 с.
-
Лермонтов М. Ю. Избранные произведения / М. Ю. Лермонтов ;
ред. В. Т. Звенигородский. – Львов : Каменяр, 1983. – 296
с.
-
Лермонтов М. Ю. Поэмы / Ю. М. Лермонтов ; ред. Г. Т. Ткаченко.
– К. : Веселка, 1976. – 208 с. – (Школьная библиотека).
-
Лермонтов М. Ю. Поэмы и стихотворения / М. Ю. Лермонтов ;
сост. и предисл. А. А. Слюсаря. – Одесса : Маяк, 1985. – 232
с. – (Школьная библиотека).
-
Лермонтов М. Ю. Проза : сборник / М. Ю. Лермонтов ; ред. Е.
М. Кострова. – М. : Правда, 1985. – 352 с.
-
Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений : в 4 т. / М. Ю. Лермонтов
; ред. : И. Л. Андроников, В. Э. Вацуро, И. С. Чистова. –
М. : художественная литература, 1983. – Т. 1 : Стихотворения.
– 448 с.
-
Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений : в 4 т. / М. Ю. Лермонтов
; ред. : И. Л. Андроников, В. Э. Вацуро, И. С. Чистова. –
М. : художественная литература, 1983. – Т. 2 : Поэмы и повести
в стихах. – 544 с.
-
Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений : в 4 т. / М. Ю. Лермонтов
; ред. : И. Л. Андроников, В. Э. Вацуро, И. С. Чистова. –
М. : Художественная литература, 1984. – Т.3 : Драмы. – 544
с.
-
Лермонтов М. Ю. Сочинения / М. Ю. Лермонтов ; ред. : Г. А.
Анджапаридзе [и др.]. – М. : Правда, 1988. – Т. 1. – 720 с.
-
Лермонтов М. Ю. Сочинения / М. Ю. Лермонтов ; ред. : Г. А.
Анджапаридзе [и др.]. – М. : Правда, 1990. – Т. 2. – 704 с.
-
Лермонтов М. Ю. Стихотворения ; Герой нашего времени / М.
Ю. Лермонтов. – М. : Детская литература, 1979. – 192 с.
-
Лермонтов М. Ю. Стихотворения ; Поэмы ; Маскарад ; Герой нашего
времени / М. Ю. Лермонтов ; ред. Н. Жильцова. – М. : Художественная
литература, 1989. – 480 с. – (Классики и современники).
|
|
|
|
|
Раздел
3. "О произведениях М. Ю. Лермонтова" |
|
|
|
-
Андроников,
И. Лермонтов : Новые разыскания / Ираклий Андроников ; ред.
Е. Книпович. – [Л.] : Советский писатель, 1968. – 166 с.,
[1] л. портр.
Аннотация
: Издание
представляет результаты некоторых разысканий о Лермонтове,
которые имеют принципиальное значение и представляют общий
интерес. Первая и вторая главы посвящены выяснению автобиографической
основы юношеской лирики и драмы «Старинный человек». В третьей
главе исследованы источники «Вадима». Следующие главы разысканий
о Лермонтове посвящены изучению его общественно-политических
взглядов. В этой работе рассматривается стихотворение «Бородино»
и доказывается общность патриотических взглядов М. Ю. Лермонтова
и А. С. Пушкина.
-
Белинский
В. Г. Герой нашего времени / В. Г. Белинский // Статьи о русской
литературе / В. Г. Белинский ; сост. М. И. Белоусова. – Л.
: Лениздат, 1987. – С. 22-39. – (Школьная библиотека).
Из
содержания:
…В то время как какие-нибудь два стихотворения, помещенные
в первых двух книжках «Отечественных записок» 1839 г., возбудили
к Лермонтову столько интереса со стороны публики, утвердили
за ним имя поэта с большими надеждами, Лермонтов вдруг является
с повестью «Бэла», написанною в прозе. Это тем приятнее удивило
всех, что еще более обнаружило силу молодого таланта и показало
его разнообразие и многосторонность. В повести Лермонтов явился
таким же творцом, как и в своих стихотворениях. С первого
раза можно было заметить, что эта повесть вышла не из желания
заинтересовать публику исключительно любимым ею родом литературы,
не из слепого подражания делать то, что все делают, но из
того же источника, из которого вышли и его стихотворения,
– из глубокой творческой натуры, чуждой всяких побуждений,
кроме вдохновения. Лирическая поэзия и повесть современной
жизни соединились в одном таланте…
-
Белинский В. Г. Стихотворения М. Лермонтова / В. Г.
Белинский // Статьи о русской литературе / В. Г. Белинский
; сост. М. И. Белоусова. – Л. : Лениздат, 1987. – С. 39-69.
– (Школьная библиотека).
Из
содержания: В
первых лирических произведениях Лермонтова… виден избыток
несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но
в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию,
безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни
и избытке чувства... Везде вопросы, которые мрачат душу, леденят
сердце...
Бросая
общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все
силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия.
В этой глубокой натуре, в этом мощном духе все живет; им все
доступно; они на все откликаются. Он воспроизводит их как
истинный художник; он поэт русский в душе – в нем живет прошедшее
и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним
миром души. Несокрушимая сила и мощь духа, смирение жалоб,
елейное благоухание молитвы, пламенное, бурное одушевление,
тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания,
стоны отчаяния, таинственная нежность чувства, неукротимые
порывы дерзких желаний, целомудренная чистота, недуги современного
общества, картины мировой жизни, хмельные обаяния жизни, укоры
совести, умилительное раскаяние, рыдания страсти и тихие слезы,
как звук за звуком, льющиеся в полноте умирённого бурей жизни
сердца, упоения любви, трепет разлуки, радость свидания, чувство
матери, презрение к прозе жизни, безумная жажда восторгов,
полнота упивающегося роскошью бытия духа, пламенная вера,
мука душевной пустоты, стон отвращающегося самого себя чувства
замершей жизни, яд отрицания, холод сомнения, борьба полноты
чувства с разрушающею силою рефлексии, падший дух неба, гордый
демон и невинный младенец, буйная вакханка и чистая дева –
всё, всё в поэзии Лермонтова: и небо и земля, и рай и ад...
По глубине мысли, роскоши поэтических
образов, увлекательной, неотразимой силе поэтического обаяния,
полноте жизни и типической оригинальности, по избытку силы,
бьющей огненным фонтаном, его создания напоминают собою создания
великих поэтов. Его поприще еще только начато, и уже как много
им сделано, какое неистощимое богатство элементов обнаружено
им: чего же должно ожидать от него в будущем?.. Пока еще не
назовем мы его ни Байроном, ни Гете, ни Пушкиным и не скажем,
чтоб из него со временем вышел Байрон, Гете или Пушкин: ибо
мы убеждены, что из него выйдет ни тот, ни другой, ни третий,
а выйдет – Лермонтов…
-
Иванова
Т. А. Поэтический мир Лермонтова / Т. А. Иванова // Поэмы
/ Ю. М. Лермонтов ; ред. Г. Т. Ткаченко. – К. : Веселка, 1976.
– С. 5-30. – (Школьная библиотека).
Из
содержания:
Поэтический мир Лермонтова
– это мир высоких, прекрасных чувств: любви, дружбы. Мир глубоких,
тонких переживаний человеческой души. А все творчество поэта
проникнуто томлением, тоской по идеалу.
Лермонтов видел природу глазами
художника, он слушал ее, как музыкант. В его поэтическом мире
все звучит и поет, все сверкает и переливается красками. Тут
и яркий блеск солнечного дня, тут и лунное голубое сияние
ночи…
Поэзия Лермонтова – исповедь человеческой души. Его стихи
обращены непосредственно к человеческому сердцу. Они отличаются
исключительной полнотой и так же насыщены внутренним чувством
– идеями, эмоциями, желаниями, жизнью, поэтическими образами,
– как переполнена и душа поэта.
-
М. Ю. Лермонтов в русской критике : сборник статей
/ сост., вступ. ст., примеч. К. Н. Луманова. – М. : Советская
Россия, 1985. – 288 с. – (Школьная библиотека).
Из вступительной
статьи: Имя Михаила Юрьевича Лермонтова
принадлежит к числу самых дорогих и любимых имен поэтов и
писателей, принесших мировую известность и славу русской литературе.
Его исполинская фигура стоит в одном ряду с такими титанами
нашей отечественной классики, как Пушкин и Гоголь.
Сегодня
уже никто в мире не осмеливается брать под сомнение гениальность
Лермонтова, а также отрицать неповторимую самобытность и оригинальность
его творчества.
|
|
|
|
Содержание: |
|
- Ломунов
К. Н. В борьбе за Лермонтова. – С. 5
- БЕЛИНСКИЙ
В. Г.
Статьи и рецензии 1840-1844
Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. – С. 17
- Герой
нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. – С. 19
- Герой
нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. – С. 21
- Стихотворения
М. Лермонтова. – С. 109
- Стихотворения
М. Лермонтова. – С. 117
- Герой
нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. – С. 189
- Стихотворения
М. Лермонтова. – С. 195
- Библиографические
и журнальные известия. (Отрывок из статьи). – С. 196
- Взгляд
на главнейшие явления русской литературы в 1843 году. (Отрывок
из статьи). – С. 202
- Герой
нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. – С. 205
|
- Герой
нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. – С. 207
- Стихотворения
М. Лермонтова. – С. 209
- ГЕРЦЕН
А. И. О развитии революционных идей в России.
(Отрывок из книги). – С. 214
- ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Н. Г.
Очерки Гоголевского периода русской литературы. (Отрывки из
статей). – С. 218
- Военные
рассказы графа Л. Н. Толстого. (Отрывок из статьи). – С.
226
- Заметки
о журналах. Январь 1875. (Отрывок из статьи). – С. 227
- ДОБРОЛЮБОВ
Н. А.
О степени участия народности в развитии русской литературы.
(Отрывок из статьи). – С. 232
- Что
такое обломовщина? (Отрывок из статьи). – С. 233
- Перепевы.
Стихотворения Обличительного поэта. (Отрывок из статьи). – С.
251
- САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
М. Е.
Записки Е. А. Хвостовой. 1812-1841. Материалы для биографии
М.Ю. Лермонтова. СПб. 1870. (Отрывок из статьи). – С. 253
- ЛУНАЧАРСКИЙ
А. В . М. Ю. Лермонтов. – С. 256
- ТОЛСТОЙ
А. Н. Речь на торжественном заседании памяти
М. Ю. Лермонтова. – С. 269
- ТИХОНОВ
Н. С. Заметки писателя. – С. 273
- Примечания.
– С. 27
|
|
-
Марченко А. «Все стихи поэзии…» / А. Марченко // Во
всем дойти до совершенства : сборник / М. Ю. Лермонтов ; сост.
и сопроводит. Текст А. Марченко. – Молодая гвардия, 1984.
– С. 8-13. – (Библиотека юношества).
Из содержания :
Первая часть «Смерти Поэта» содержала 56 строк и была написана
28 января 1837 года под непосредственным впечатлением вести
о поединке Пушкина. С помощью Св. Раевского текст лермонтовской
оды был размножен. Через два дня он стал известен всему Петербургу.
Стихотворение переписывали, перечитывали, заучивали наизусть.
Прошло несколько дней. К Лермонтову,
который находился в отпуске по болезни, доходили толки. И
о его стихах. И о горестной истории «дивного гения», кончившейся
смертной дуэлью на Черной речке. Дамы света были на стороне
Дантеса. Даже бабушка поэта, Елизавета Алексеевна, и та считала,
что Пушкин сам во всем виноват. Родственник Михаила Юрьевича,
Н. Юрьев, рассказывал впоследствии: «Лермонтов, конечно, не
спорил, а только кусал ногти... Бабушка заметила это и, не
желая печалить своего Мишу, ни слова уже не говорила при нем
о светских толках; а толки эти подействовали на Лермонтова
до того сильно, что он... занемог даже».
Елизавета Алексеевна пригласила доктора Арейдта. От Николая
Федоровича Арендта, лечившего раненого Пушкина, Лермонтов
узнал подробности его смерти.
Он был под тяжелым впечатлением
от этого рассказа (Пушкин умирал тяжело и долго), когда в
гости к Арсеньевой зашел ее племянник, дипломат Николай Столыпин.
Столыпин похвалил стихи Михаила Юрьевича, но сказал, что тот
напрасно обвиняет Дантеса: честь офицера обязывала его стреляться.
Лермонтов отвечал, что «русский
человек... какую бы обиду Пушкин ему ни сделал, снес бы ее
во имя любви своей к славе России».
Столыпин рассмеялся и переменил
тему разговора. Лермонтов, схватив лист бумаги, что-то быстро
начал писать, ломая карандаши. Он сломал почти полдюжины карандашей.
Через четверть часа были готовы шестнадцать строк, конец стихотворения.
Они произвели впечатление разорвавшейся бомбы. В смерти Пушкина
Лермонтов обвинял уже не одного Дантеса, а ближайших соратников
русского царя. И не только обвинял, он угрожал им «божьим
судом»!
Первую часть «Смерти Поэта» шеф жандармов
Бенкендорф проглядел. А может быть, решил не заметить, полагая,
что лучше не привлекать внимания к «особе покойного». Добавленные
16 строк изменили намерения Бенкендорфа. 19 февраля 1837 года
он доложил императору: «Вступление к этому сочинению дерзко,
а конец – бесстыдное вольнодумство, более чем преступное».
Дата создания 16 строк точно
не известна. Первое упоминание об этом «добавлении» содержится
в письме А. И. Тургенева от 13 февраля 1837 года. С тех пор
всем, кому дорого русское слово, стало известно имя Лермонтова.
Громадное и повсеместное впечатление,
какое произвели стихи Лермонтова на смерть Пушкина, объясняется
не только высокой художественностью этого произведения. «У
народа, лишенного общественной свободы, литература – единственная
трибуна, с высоты которой он заставит услышать крик своего
возмущения и своей совести» (А. И. Герцен). Криком возмущения
и совести была «Смерть Поэта».
-
Наровчатов
С. Лирика Лермонтова : заметки поэта / С. Наровчатов. – 2-е
изд. – М. : Художественная литература, 1970. – 102 с.
Из содержания: В
руках у меня небольшая книжка. Это первый сборник стихов,
изданный при жизни поэта. И последний – менее чем через год
он погиб. В нем напечатано то, что сам Лермонтов считал наиболее
значительным и совершенным в своем творчестве. И интерес этого
сборника, как авторизованного издания, неоценим. Поэтому я
и беру в основу своего разговора о лирике Лермонтова этот
сборник.
Перелистываю, пробегаю заголовки,
читаю знакомые строки. Все эти стихи стали хрестоматийными,
но как они здесь не по-хрестоматийному звучат! Какой-то особой
притягательностью обладают прижизненные издания. Посланцы
издалека, они передают нам живую весть о своем времени. Как
случилось, что в николаевской России вышел сборник поэта,
находившегося в ссылке? Кто первым развернул эту книгу? Кем
он был? Говорила ему что-нибудь фамилия на обложке? Наверное,
в девяти из десяти случаев это было так. Ведь имя Лермонтова
повторялось в то время всей читающей Россией. В памяти читателя
оно связывалось не только со стихами, которые в последние
годы он печатал в «Отечественных записках», но прежде всего
с тем дерзновенным стихотворением, которое ходило по рукам
в январские дни 1837 года…
…Начиная с этих дней, соединивших
его имя с памятью Пушкина, поэтическая звезда Лермонтова все
выше поднимается над горизонтом. Но жить ему остается всего
четыре с половиной года. И в этот предельно короткий срок,
отпущенный ему судьбой, он создал свои величайшие творения.
В это время появляются в печати
его новые стихи. Они действительно новые; мало кто знает,
что Лермонтовым написано более двухсот стихотворений и около
двадцати поэм, которые он держит пока вдали от глаз публики.
Стихи «Смерть Поэта» подняли его на огромную высоту, и он
стремится оправдать доверие читателей. То, что он публикует,
должно стоять на уровне этих стихов, и впрямь читатель получает
один шедевр за другим. Из прежде написанного появляется в
свет немногое, и только то, что он считает лучшим…
…Но
Лермонтов не стал бы великим поэтом, если бы он свой могучий,
почти неестественный дар замкнул в самом себе... Его стихи,
посвященные поэзии, являются подлинным манифестом боевого
искусства, не потерявшего значения до сих пор.
|
|
|
|
|