|
|
|
|
|
|
КАРТА
САЙТА
|
|
Дополнительная
информация :
|
|
УЧЕБНЫЙ
ГОД
2024-2025гг.
|
|
|
|
УЧЕБНЫЙ
ГОД
- 2023 |
|
|
|
НОВЫЕ
ПОСТУПЛЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ТЕМЕ
|
|
НОВЫЕ
ПОСТУПЛЕНИЯ
|
|
НОВЫЕ
ПОСТУПЛЕНИЯ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НОВЫЕ
ПОСТУПЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
УЧЕБНЫЙ ГОД
2024 -2025 |
Внимание!
Данная информация составлена
на основе общего (печатного +
электронного доступа)
информационного потенциала
библиотеки КМК. |
|
НОВАЯ
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ БУДУЩИХ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ |
|
Тебенькова,
Е. А. Основы безопасности и защиты Родины / Е. А. Тебенькова,
И.Н. Семенов — Москва : КноРус, 2025. — 222 с. — ISBN 978-5-406-13935-6.
— URL: https://book.ru/book/955974 (дата обращения: 16.09.2024). |
Аннотация :
Показан алгоритм действий по обеспечению безопасности личности,
общества и государства (идентификация опасностей, оценка риска,
выбор способов защиты от опасности или минимизации риска). Акцент
сделан на опасностях, актуальных для молодежи.
Содержатся сведения об опасностях
военного времени, традициях и способах защиты государства от внешних
и внутренних угроз. Рассмотрены способы оказания первой помощи
при различных неотложных состояниях, травмах.
Разработан на основе примерной рабочей
программы ИРПО по общеобразовательной дисциплине «Основы безопасности
и защиты Родины».
Для
студентов среднего профессионального образования, осваивающих
общеобразовательную дисциплину в рамках ООП СПО.
Соответствует
ФГОС СПО последнего поколения. |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
- Введение
6-7
- РАЗДЕЛ
I Безопасное и устойчивое развитие личности, общества и государства
8-23
- ТЕМА
1.1. Понятие о безопасности жизнедеятельности 8-11
- ТЕМА
1.2. Государственная и общественная безопасность 11-16
- ТЕМА
1.3. Опасности развития личности и общества 16-23
- РАЗДЕЛ
II Культура безопасности в современном мире 24-37
- ТЕМА
2.1. Современные представления о культуре безопасности 24-26
- ТЕМА
2.2. Общий принцип работы с опасностями 26-37
- РАЗДЕЛ
III Безопасность на транспорте 38-55
- ТЕМА
3.1. Безопасность дорожного движения: идентификация опасностей
38-43
- ТЕМА
3.2. Оценка рисков на дорогах 43-52
- ТЕМА
3.3. Способы обеспечения безопасности на дорогах 52-55
- РАЗДЕЛ
IV Безопасность в общественном месте 56-79
- ТЕМА
4.1. Опасности в общественных местах 56-58
- ТЕМА
4.2. Идентификация опасности пожара в общественном месте 58-65
- ТЕМА
4.3. Пожарный риск и способы его оценки 66-70
|
- ТЕМА
4.4. Система и способы защиты от пожара в общественном месте
70-79
- РАЗДЕЛ
V Основы противодействия экстремизму и терроризму 80-100
- ТЕМА
5.1. Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития
общества 80-89
- ТЕМА
5.2. Система и способы противодействия экстремизму и терроризму
89-100
- РАЗДЕЛ
VI Безопасность в информационном пространстве 101-106
- ТЕМА
6.1. Безопасность в цифровой среде 101-103
- ТЕМА
6.2. Поведенческие опасности в цифровой среде 103-106
- Раздел
VII Военная подготовка и военная служба 107-154
- ТЕМА
7.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации 107-111
- ТЕМА
7.2. Основные понятия о воинской обязанности и военной службе
111-122
- ТЕМА
7.3. Основные понятия о психологической совместимости членов
воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).
- Тренинг
бесконфликтного общения и саморегуляции 122-129
|
- ТЕМА
7.4. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных
Сил Российской Федерации 129-131
- ТЕМА
7.5. Виды, назначение и характеристики современного оружия 131-144
-
ТЕМА 7.6. Робототехнические комплексы на вооружении армии 144-154
- РАЗДЕЛ
VIII Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи 155-203
- ТЕМА
8.1. Охрана здоровья. Здоровый образ жизни 155-160
- ТЕМА
8.2. Первая помощь при неотложных состояниях 161-167
- ТЕМА
8.3. Первая помощь при обмороке 167-173
- ТЕМА
8.4. Алгоритм помощи пострадавшим при ДТП и ЧС 173-179
- ТЕМА
8.5. Алгоритм помощи при кровотечениях и ранениях 179-181
- ТЕМА
8.6. Оказание помощи подручными средствами в природных условиях
181-191
- ТЕМА
8.7. Помощь при воздействии температур на организм человека.
- Способы
самоспасения 191-203
- Тесты
204-216
- Литература
217-219
- Список
рекомендуемой учебной литературы 220-221
- Ответы
на тесты 222
|
|
ПРЕДИСЛОВИЕ |
|
Общеобразовательная
дисциплина «Основы безопасности и защиты Родины» является обязательной
частью общеобразовательного цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО.
Повышение уровня защищенности
жизненно важных интересов личности, общества и государства от
внешних и внутренних угроз определяет обще культур нос значение
дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» (далее – ОБЗР).
В рамках основной образовательной
программы среднего профессионального образования (ООП СПО) дисциплина
продолжает содержательно обеспечивать освоение обучающимися норм
и правил безопасности в окружающей среде, чрезвычайных ситуациях,
а также закладывает фундамент формирования компетенций, связанных
с минимизацией вредных и опасных факторов на рабочем месте, в
профессиональной деятельности.
Содержание
ОБЗР способствует достижению всех предметных результатов обучения,
регламентированных ФГОС СОО.
В рамках OOП CПО освоение ОБЗР предполагает достижение также и
компетентностных результатов: предметное умение (общий способ
действия, умение, правило, прием) рассматривается как элемент
общей компетенции (ОК).
Методика изучения общеобразовательной
дисциплины исходит из приоритета формирования комплекса предметных
знаний и умений, основанных на владении общими способами действий.
В ОБЗР такими действиями являются идентификация опасностей, опенка
риска, выбор способов защиты от опасности или минимизации риска.
Именно усвоенные общие способы действия через решение практических
профессионально ориентированных задач преобразуются в элементы
ОК.
ОБЗР является важнейшим пропедевтическим
звеном, закладывающим алгоритмы общих способов действий в нестандартных
ситуациях (ОКЗ), в том числе опасных и чрезвычайных, и принятии
решений по их минимизации. Владение указанными способами действий
обеспечивает деятельностную основу формирования ряда общих компетенций
в рамках профессиональных дисциплин «Безопасность жизнедеятельности»,
«Охрана труда», а также профессиональных модулей, включающих знания
и умения техники безопасности при ведении профессиональных работ.
|
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ |
|
|
Цель
изучения ОБЗР направлена на формирование компетенций, формирование
ценностей, освоение знаний и умений, обеспечивающих готовность
к выполнению Конституционного долга по защите Отечества и достижение
базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности.
Задачи
изучения ОБЗР – освоение студентами знаний и умений для
решения задач защиты и сохранения жизни и здоровья в опасных и
чрезвычайных ситуациях.
-
Умение
1. Студент выявляет и описывает опасные и вредные
факторы окружающей среды для выбора мер по предупреждению
и защите от них, в том числе в чрезвычайных ситуациях.
-
Умение
2. Студент определяет риск и последствия воздействия
вредных и опасных факторов окружающей среды, в том числе в
чрезвычайной ситуации, для выбора мер по предупреждению и
защите от них.
-
Умение
3. Студент выбирает способы (методы, средства, модели
поведения) для защиты от опасностей окружающей среды, в том
числе в чрезвычайной ситуации.
-
Умение
4. Студент выбирает и применяет способы оказания
первой помощи и профилактики заболеваний для сохранения жизни
и здоровья своего и пострадавших.
-
Умение
5. Студент определяет способ военной подготовки и
прохождения военной службы для исполнения воинской обязанности.
Основные разделы учебника:
-
«Безопасное
и устойчивое развитие личности, общества и государства»,
-
«Культура безопасности в современном обществе», «Безопасность
на транспорте»,
-
«Безопасность в общественных местах»,
-
«Основы
противодействия экстремизму и терроризму»,
-
«Безопасность в информационном пространстве»,
-
«Военная подготовка и военная служба»,
-
«Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»
– ориентированы на формирование предметных знаний и умений
с учетом профессиональной направленности.
В разделе I
«Безопасное и устойчивое развитие личности, общества и государства»
студенты осваивают понятие культура безопасности, деятельностной
основой которой является общий способ действия в любой опасной
или чрезвычайной ситуации: идентификации опасности, оценка риска,
выбор средств и способа защиты).
В последующих разделах «Безопасность
в общественных местах», «Основы противодействия экстремизму и
терроризму», «Безопасность в информационном пространстве» предметные
умения применяются в отношении опасных и чрезвычайных ситуаций:
-
I)
на транспорте для основных позиций молодежи как участников
дорожного движения (пешеход, велосипедист, водитель индивидуального
средства мобильности, мотоциклист);
-
2)
в ситуации пожара в общественных местах, типичных для нахождения
в них молодежи (в торговом центре, спортивном клубе, колледже);
-
3)
проявлений экстремизма и терроризма;
-
4)
в информационном пространстве.
Практические задания помогут студентам
смоделировать картину опасностей, страхов современной молодежи
(на примере своей группы, населенного пункта и т.п.). На основе
полученной модели совместно с педагогом выстраивается перечень
и последовательность работы с актуальными для студентов ситуациями
применения алгоритма работы с опасностями и рисками.
Профессионально ориентированное
содержание связано с организацией экскурсии на будущее рабочее
место (в производственную мастерскую, учебный полигон и т.п.),
в ходе которой проводится исследование опасностей с дальнейшей
идентификацией, оценкой риска и определением средств защиты.
Действующее законодательство
предусматривает обязательную подготовку но основам военной службы
для лиц мужского пола, которая должна проводиться во
всех профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ООП СПО на базе основного общего образования, в связи
с чем раздел VII «Военная подготовка и военная служба» ориентирован
на юношей и способствует формированию адекватного представления
об опасностях военного времени, традициях и способах защиты государства
от внешних и внутренних угроз, в том числе о традиции военной
службы, об актуальных для студентов 1-го курса мероприятиях по
постановке на военный учет, о прохождении медкомиссии, развитии
умений, необходимых для прохождения военных сборов на 3-м курсе
в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и дальнейшей
службе в армии.
Для девушек предусмотрен
раздел VIII «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи».
В процессе его изучения формируются знания в области медицины,
профилактики инфекционных заболеваний, умения оказывать первую
помощь при различных неотложных состояниях, травмах.
|
|