|
|
|
|
|
КАРТА
САЙТА
|
Дополнительная
информация
об юбилеях и юбилярах :
|
|
|
|
|
|
|
|
КНИЖНАЯ
ВЫСТАВКА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
КНИЖНАЯ
ВЫСТАВКА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КНИЖНАЯ
ВЫСТАВКА
|
|
|

Интересные
факты : |
|
Каталог
аукциона Сотбис, состоявшегося в Лондоне 19 февраля 1998 года
представлял 110 живописных полотен и графических работ Ф. Малявина
— это целая единая коллекция. |
|
|
|
В
коллекции Симферопольского художественного музея хранится карандашный
рисунок Ф. А. Малявина «Девка», приобретенный
у частного лица в 1989 г. На листе отсутствуют дата и подпись,
и все же характер и манера изображения безошибочно указывают на
стиль Ф. А. Малявина. |
|
|
|
В
год 100-летия открытия своей первой экспозиции Рязанский художественный
музей представил вниманию зрителей шесть рисунков Филиппа Андреевича
Малявина, в конце 2014 г. пополнивших музейную коллекцию. Произведения
приобретены у Михаила Пантелеевича Лепёхина (г. Санкт-Петербург)
на средства Министерства культуры Российской Федерации. |
|
|
К
150 летию со дня рождения |
|
|
|
КНИЖНАЯ
ВЫСТАВКА |
"Жизнь
и творчество
Филиппа Андреевича
Малявина"
Уважаемые пользователи.
Обращаем ваше внимание на то, что данная web-выставка
открывает новое ( художественное)
направление серии
выставок, которые
посвященны авторам и произведениям юбилярам 2019 года.
Она объединяет выставочные экспозиции, представленные для ознакомления
в традиционном виде в читальных залах библиотеки КМК
(1 читальный зал – Гагарина 11, 2 читальный зал – Будённого 28).
В читальных залах можно ознакомиться с печатными первоисточниками.
Дополнительно соединенная фактографическая, библиографическая,
полнотекстовая и обзорная информация представлена
на данной web-странице библиотеки колледжа. |
|
Раздел
1. "
Краткая
биография Ф. А. Малявина" |
|
|
|
-
Филипп
Малявин родился 10 (22) октября 1869 г.
в селе Казанка (ныне Тоцкий район Оренбургской области), в
многодетной крестьянской семье.
-
Рисовать
начал рано, с четырех-пяти лет. Копировал иконописные образа,
писал портреты односельчан.
-
В
1885 году вместе с афонским монахом, приехавшим навестить
родственников, он отправился в Грецию - в монастырь Святого
Пантелеймона, рассчитывая там научиться «церковной живописи».
-
Прибывший
в декабре 1891 года на Святую гору скульптор
В. А. Беклемишев заинтересовался работами молодого послушника
и убедил Филиппа уехать в Петербург для обучения в Императорской
Академии художеств. Беклемишев пригласил Малявина в Петербург
и поселил у себя.
-
Осенью
1892 году юноша стал вольнослушателем академии.
-
В
1894 г., когда в Академии открылась мастерская И.
Е. Репина, Малявин учился там вместе с такими художниками,
как И. Э. Грабарь, К. А. Сомов, А. П. Остроумова.
-
В 1900 г. Малявин совершил поездку во Францию
- его картина «Смех» была выставлена на всемирной выставке
в Париже и удостоена золотой медали (затем картина была выставлена
в Венеции и куплена итальянским правительством для Венецианской
Академии).
-
Вернувшись
в Россию, художник поселился в усадьбе близ деревни Аксиньино
под Рязанью и жил преимущественно там.
-
В
1900-х Малявин участвовал в выставках Товарищества
передвижников, впоследствии он также был членом «Союза русских
художников».
-
В
1903 году он стал членом нового выставочного объединения
«Союз русских художников».
-
В
1906 году, на выставке «Мира искусства», в Екатерининском
зале при шведской лютеранской церкви в Санкт-Петербурге, было
показано большое полотно, написанное Малявиным в 1905 году
— «Вихрь». Картину для музея сразу же на выставке приобрёл
Совет Третьяковской галереи.
-
23
октября 1906 года тридцатисемилетний
художник, не имевший даже общего образования, был избран
академиком.
|
-
в
1919 году в Рязани была
организована его первая и единственная в России персональная
выставка.
-
После
октябрьской революции живописец в 1920 г.
переехал в Москву.
-
В
1922 г. он уехал во Францию, поселился в Париже
и в Россию больше не возвращался.
-
В 1924 г. в парижской галерее Шарпантье
с успехом прошла выставка Малявина. Многие его произведения,
написанные за границей, по-прежнему были созданы на русские
темы.
-
В 1930-х Малявин неоднократно организовывал
собственные выставки в разных европейских странах ( Югославии,
Чехословакии, Англии, Швеции, Дании).
|
-
В
конце 1930-х годов
он из Парижа переселился с семьёй
в Ниццу.
-
В
апреле 1939 года состоялась Последняя выставка в
мастерской художника в Ницце.
-
Во
время Второй мировой войны Малявин оказался в Брюсселе в тот
момент, когда Бельгию захватили гитлеровцы. Оккупационные
власти задержали художника и обвинили в шпионаже, однако впоследствии
выпустили. Малявин пешком добрался до Ниццы. Этот эпизод подорвал
его силы
-
Художник скончался 23 декабря 1940 года в
Ницце, где и был похоронен на Русском кладбище Кокад.
-
Художественное
наследие Ф. А. Малявина представлено в коллекциях ГТГ, ГРМ,
ГМИИ им. А.С. Пушкина, НИМ РАХ, российских региональных музеев,
в частных и музейных коллекциях США и Европы (д'Орсэ, в музее
Зиммерли при университете Ратгерс, музее Мальмё, музее Принца
Евгения Вальдемарсудде).
-
В
августе 2016 года в городе Бузулуке Оренбургской
области был открыт памятник Ф. А. Малявину.
|
|
«…
Самое главное явление на выставке,
и в чисто художественном отношении единственное,
картины или, вернее, картина г. Малявина.
Слава богу, на нем можно отдохнуть;
вот наконец талант, не обутый в китайские башмачки,
бодро и весело расхаживающий.
Честь и слава г. Репину и всей его системе,
что он не затушил этого пламени».
А. Н.
Бенуа о творчестве Малявина
1899 г. |
|
|
|
 |
|
|
|
"Раздел
2. "Художник удивительной судьбы" |
|
|
|
- Александрова,
Н. Филипп Андреевич Малявин : [Альбом] [Текст] / Н. Александрова.
– М., Советский художник,
1966.
– 64 с. : ил.
-
Бенуа, А. Ученическая выставка в Академии Художеств [Текст]
/ А. Бенуа // Мир искусства. 1999. -№ 21-22. – С. 67-71.
-
Водонос,
Ефим Исаакович. Ф. Малявин [Текст] / Е. И. Водонос -
Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1974. - 10 с. : ил. - (Произведения
Радищевского музея/ Гос. худож. музей им. А. Н. Радищева).
-
Живова, О. А. Филипп Андреевич Малявин : Жизнь и творчество
[Текст] / О. А. Живова. – М. : Искусство, 1967. –
296 с. : ил.
-
Никитин,
А. О. Ф. А. Малявин и основание Рязанского художественного
училища [Текст] / А. О. Никитин // Рязанская старина.
— 2002. — № 1.
-
Мордашова,
В. Л. Метаморфозы в творчестве Ф. А. Малявина 1910-х
годов и обстоятельства его эмиграции [Текст] / В. Л.
Мордашова // Обсерватория Культуры — 2015 — № 1 — С. 85
- 87.
Аннотация
: Данная статья — часть фундаментальной
научной работы по изучению творчества выдающегося русского
художника Ф.А. Малявина. На материале архивных документов,
периодики и других публикаций рассматривается последний период
дореволюционного творчества мастера и детали его эмиграции
в 1922 году.
Из
содержания : Появления
новых произведений выдающегося русского художника Ф. А.
Малявина на XIV выставке Союза русских художников ждали с
большим интересом не только почитатели его живописного и графического
дарования, но и те, кому хотелось, наконец, увидеть, в каком
направлении продолжает развиваться творчество мастера после
неудачи с «Автопортретом с женою и дочерью» и столь длительного
перерыва в выставочной деятельности. На выставку, имевшую
впоследствии большой успех у публики, художник отправил шесть
живописных работ и девятнадцать рисунков. За отсутствием в
каталоге названий произведений нельзя точно указать все работы,
там представленные. Но, судя по критическим отзывам, можно
смело утверждать, что это был круг произведений 1910-х годов,
выделяющихся своей новой эмоциональной наполненностью, иным
живописным языком и, прежде всего, другой цветовой гаммой.
Несмотря на разработку прежней
крестьянской тематики, подобное изменение в творчестве Малявина
не ускользнуло от внимания чуткого критика и наблюдательного
зрителя.
Целая галерея широкоформатных
крестьянских портретов предреволюционного периода отличалась
от предшествующих работ мастера большей остротой психологических
характеристик и доведенным до предела напряженным звучанием,
выраженным посредством широкой, пастозной манеры письма и
мрачного колорита, который зачастую усиливался нетронутой
белизной холста. Примечательны в этом отношении воспоминания
кинорежиссера и сценариста Е. А. Иванова-Баркова,
посетившего мастерскую Малявина после его переезда в Москву:
«Я ожидал увидеть солнечные каскады красок, полные жизненной
радости <…> Каково же было мое удивление?! Я увидел
на этих больших холстах огромные, мрачные, коричневые лица
бородатых мужиков и пожилых баб, похожие на лики почерневших
от времени старинных икон. Но написаны они были с присущей
Малявину экспрессией. Малявин
объяснил, что — “он пишет кондовую Русь — людей от земли,
что тысячи лет живут землей, людей сурового подвижнического
труда, которые своими мозолистыми руками добывают хлеб насущный
и на которых вся русская земля держится”».
-
Москалев,
Иван Филиппович. Детство и юность Малявина [Текст] : [Повесть]
/ И. Ф. Москалев, [Худож. Ш. Булатов]. - Челябинск : Юж.-Урал.
кн. изд-во, 1978. - 102 с. : ил.
- Осипов,
Алексей Иванович. Вихрь : Повесть о художнике Малявине / Алексей
Осипов. - Рязань : Узорочье, 1994. - 255 с.
-
Письма И. Е. Репина. Переписка с П. М. Третьяковым,
1873 – 1898. [Текст] – М.-Л. : Искусство, 1946. – 225 с. :
порт.
-
Пикулев, И. И. Русское изобразительное искусство [Текст]
/ И. И. Пикулев. –
М. : Просвещение, 1977. – 288 с. : ил.
Из
содержания : Творчество Ф. А.
Малявина, К. А. Коровина, А. П. Рябушкина. (С. 142)
Из жанристов Союза русских художников
следует выделить прежде всего И Ф. А. Малявина, самостоятельно
пришедшего к тем живописным находкам, И которые характеризовали
творчество Архипова. Работая над своеобразным композиционно-жанровым
портретом, он искал выражения некоего образа-представления
о русской крестьянке. Его многочисленные вариации на темы
«Бабы» и «Девки» отличают мгновенность зафиксированного движения
персонажей и безудержная темпераментность красочных пятен.
В искусстве Малявина, как, впрочем,
и Архипова (с начала девятисотых годов), нельзя не усматривать
воздействия школы импрессионизма, сложившейся в семидесятых
— восьмидесятых годах XIX века во Франции. Название этого
течения образовано от слова «впечатление». Выступая против
отживших канонов академизма, импрессионисты считали главной
задачей художника фиксировать непосредственные впечатления
от окружающего мира, цветовую изменчивость живой реальности,
световоздушную, среду.
Самобытное преломление импрессионистских
принципов во многом ' сформировало другого видного члена Союза
русских художников — К. А. Коровина, равно успешно выступавшего
в жанровой, пейзажной, натюрмортной и театрально-декорационной
живописи. В творческом методе импрессионизма его захватили
широкие возможности обогащения палитры. Однако, передавая
трепещущую «плоть» запечатленных им предметов (например, в
полотнах «На даче», 1895; «Летом», 1896; «Бумажные фонари»,
1897), художник не растворяет их в свето-воздушной среде (что
порою случалось у французских импрессионистов). Так, в произведении
«Бумажные фонари» плотный вечерний воздух и раздвигающий сумерки
свет фонарика кажутся столь же осязаемыми, как и изображенные
деревья.
Самобытными чертами отличалось
творчество А. П. Рябушкина (тоже связанного с Союзом
русских художников), обращенное преимущественно к житейскому
укладу древней Московской Руси и, таким образом, совмещавшее
бытовую и историческую темы. Используя живописные приемы,
основанные на декоративном понимании цвета, которое мастер
вынес из древнерусского искусства, он создал такие работы,
как «Московская улица XVII века в праздничный день» (1896),
«Свадебный поезд в Москве XVII столетия» (1901), «Едут!» (1901).
-
Сёмина,
Майя Владимировна. Филипп Малявин [Текст] / Майя Сёмина.
- Москва : БуксМАрт, 2014. - 207 с. : цв. ил. - (Серия "Художественные
стили, направления, объединения").
-
Филипп
Андреевич Малявин [Текст] : каталог выставки : к 100-летию
со дня рождения / Акад. художеств СССР, Научно-исследовательский
музей ; [сост. Н. В. Мурашова]. - Ленинград : Искусство, Ленинградское
отд-ние, 1969. - 74, [2] с. : ил., портр.
-
Щербатов,
С. А. Русские художники. Малявин / С. А. Щербатов
// Возрождение. —1953. — № 26. — С. 110 –111.
|
|
|
|
|
|