|
| | | |
|
|
|
КАРТА
САЙТА
|
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
|
|
КНИЖНАЯ
ВЫСТАВКА |
|
|
|
|
web-выставка
|
|
|
|
web-выставка |
|
|
|
|
Тематическая
выставка |
|
|
|
|
|
Книжная
выставка |
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
К
Дню учителя - 2024 г. |
5
октября работники сферы образования в России отмечают профессиональный
праздник. Именно в этот день учителя и педагоги принимают поздравления
и благодарности за свой труд. Необхолимо в этот день вспомнить
и
о тех преподавателях и писателях, которые вошли в историю
педагогической науки России и прославили эту профессию в веках. |
|
Информационный
дайджест |
|
«Учителями
и педагогами
славится Россия»
Уважаемые
пользователи.
Информационный дайджест сформирован на основе фонда библиотеки
КМК и
частично других библиотек г. Симферополя,
с которыми заключены договора об информационном сотрудничестве
в обеспечении учебного процесса.
С печатными источниками можно ознакомиться в читальных залах библиотеки
(1 читальный зал – Гагарина 11, 2 читальный зал – Будённого 28).
Дополнительная справочная, библиографическая
и обзорная информация представлена на данной web-странице библиотеки
колледжа.
|
|
Павел
Петрович Блонский(1884-1941) |
Павел
Петрович Блонский
оказал заметное воздействие на становление отечественной
педагогической науки, особенно в первое десятилетие советской
власти. Его монография "Трудовая школа" (1919) рассматривалась
как важнейший теоретический ориентир при создании новой школы
в 1920-х гг. П. П. Блонский - автор более 200 педагогических,
психологических, педологических, философских работ.
В предреволюционные годы были изданы
его труды по дошкольному воспитанию, национальному воспитанию,
истории педагогики, психологии. В 1920-х гг. ученый не ограничивался
созданием теоретических работ и активно участвовал в разработке
новых школьных программ. Он организовал Академию социального воспитания
(высшее педагогическое учреждение), проводил опытно-экспериментальную
работу в школе. С середины 1920-х гг. теоретические интересы Блонского
сконцентрировались на проблемах педологии.
Павел Петрович Блонский стремился
превратить педагогику в строго нормативную науку, далекую от обыденных
рассуждений и рецептов. Он полагал, что педагогика как наука требует
философских обоснований, опоры на достижения биологии, генетики,
физиологии, социологии и других наук о человеке. Она должна изучать
причинно-следственные связи в воспитании и обучении (например,
какие есть наказания, и почему они существуют).
Важнейший инструментарий научной
педагогики и гарантия достоверного педагогического знания - объективные
статистические сведения о ребенке и детстве, полученные с помощью
различных тестов. При этом Блонский предостерегал от недостаточной
репрезентативности диагностических методов. Извечную гуманистическую
идею превращения ребенка в центр педагогического процесса Блонский
стремился облечь в строго научные формы, позволяющие перейти от
прекраснодушия к истинно гуманному воспитанию.
Так, рассуждая о типологии учащихся,
Блонский предлагал вести педагогическую работу согласно схеме
сильного и слабого типов физического и умственного развития ребенка.
Например, ребенок слабого типа не должен конкурировать с ребенком
сильного типа, он нуждается в дополнительных занятиях ("неуспевающих
детей надо развивать"). По убеждению Блонского, успешно воспитывать
и обучать можно при условии знания норм и ценностей социального
окружения, в частности, норм и ценностей школьного класса.
Школьный класс - сложная система,
выполняющая интегративные функции через общественное мнение, настроение,
доминирующие установки вожаков и членов группы. Согласно
концепции трудовой школы П. П. Блонского предполагалось, что учащиеся
должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины,
а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего
природного мира. Обучение следовало строить в соответствии с различными
фазами детского развития (генетический метод). Особое внимание
Блонский уделил проблеме развития интеллекта детей в процессе
образования. Он считал архаическими вопросно-ответную систему
и экзамены. Блонский считал целесообразным упражнять ребенка посредством
решения различных учебных и нравственных проблем (помощь товарищу,
взрослому, родителю).
Подробнее в литературе:
Блонский
/ [Сост. и авт. предисл. Л. И. Богомолова]. - Москва : Изд.
дом Шалвы Амонашвили : Моск. гор. пед. ун-т, 2000. - 223, [1]
с. : портр. - (Антология гуманной педагогики).
Аннотация:
Самый
известный в 20-е годы XX века в России педагог — «советский Песталоцци»,
как называли его на Западе, преданный затем на родине анафеме
и многолетнему забвению, Павел Петрович Блонский (1884–1941) предстаёт
со страниц «Антологии» блистательным учёным-теоретиком и глубоко
современным учителем-гуманистом. В данный сборник включены работы
П. П. Блонского, посвящённые детской и школьной педагогике.
Издание предназначено для детских педагогов и учителей начальной
школы.
Блонский,
Павел Петрович (1884-1941). Память и мышление [Текст] / П. П.
Блонский. - Изд. 3-е, [репр.]. - Москва : URSS : ЛЕНАНД, cop.
2017. - 204, [1] с. : табл. - (Из наследия мировой психологии).
Аннотация:
Советский
философ, педагог и психолог Павел Петрович Блонский (1884–1941)
оставил яркий след в истории отечественной науки — сначала как
выдающийся знаток и блестящий интерпретатор философии платонизма
(«Философия Плотина», 1918; неоднократно переиздавалась в нашем
издательстве), а в дальнейшем как один из корифеев советской психологии
и автор генетической теории памяти. В своей книге «Память и мышление»
(1935) П.П.Блонский показал, что четыре вида памяти — моторная,
аффективная, образная и вербальная — представляют собой четыре
последовательных стадии психического развития человека. Интеграция
биологического и социокультурного знания позволила ученому представить
впечатляющую картину эволюции не только памяти, но и человеческого
поведения в целом. Книга будет полезна психологам, педагогам,
врачам, студентам и аспирантам соответствующих специальностей,
а также широкому кругу заинтересованных читателей.
Блонский, Павел Петрович
(1884-1941). Педология : Кн. для преподавателей и студентов высш.
пед. учеб. заведений / П.П. Блонский; Под ред. В.А. Сластенина.
- Москва : ВЛАДОС, 2000. - 287 с. : табл.
- (Педагогическое наследие).
Аннотация: В
книге представлен труд «Педология» выдающегося ученого П. П. Блонского,
посвященный проблемам психологии детей младшего школьного возраста.
Помелов,
Владимир Борисович. Тенденции развития российского образования
первой половины XX в. :
монография / В. Б. Помелов ; Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования "Вятский государственный
университет". - Киров : ВятГУ, 2020. - 187 с., [4] л. ил.,портр. |
|
Выготский
Лев Семенович (1896-1934). |
Имя
Льва Семёновича Выготского знакомо всем педагогам,
психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня
образования и места рождения.
Этот известный русский психолог
связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на
десятилетия опередив своё время. В процессе исследований, которые
привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной
педагогики, учёный пришёл к необходимости научного подхода к вопросам
процессов развития ребёнка и воспитания.
По мнению учёного, педагог должен
строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно
– на психологическую науку.
Лев Семёнович сам не является автором
конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической
теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных
практик, вы не найдёте конкретных рекомендаций. Но его концепции
организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии
стали знаковыми. Ведь учёный пришёл к выводу, что воспитание –
это не приспособление ребёнка к среде, а процесс формирования
личности, смотрящей вперёд – за границы этой среды. И только личная
деятельность ребёнка может стать основой воспитания, но никак
не навязанная извне.
Подробнее
в литературе:
Выготский,
Лев Семенович (1896-1934). Мышление и речь : [12+] / Л. С. Выготский.
- Москва : АСТ, cop. 2024. - 571, [3] с. : табл. - (Русская классика.
Книги, изменившие мир. Писатели, объединившие поколения) (Эксклюзив:
Русская классика).
Аннотация:
Книга "Мышление и речь" стала результатом почти десятилетней
работы основателя культурно-исторической теории развития психики
и личности Льва Семеновича Выготского. Сам автор охарактеризовал
ее как "психологическое исследование одного из труднейших,
запутаннейших и сложнейших вопросов экспериментальной психологии
- вопроса о связи мышления и речи". Работа признана классикой
отечественной психолингвистики и сохраняет свое научное значение
до сих пор, став основополагающей для теории и практики современной
психологии.
Выготский
/ Сост. и авт. предисл. Леонтьев А.А. - [Переизд.]. - Москва :
Амонашвили : Моск. гор. пед. ун-т, 2002 (ГУП Смол. обл. тип. им.
В.И. Смирнова). - 221, [2] с. : ил., табл. - (Антология гуманной
педагогики).
Аннотация: Предлагаемый читателю
очередной том "Антологии гуманной педагогики" включает
малоизвестные труды одного из основателей педагогической психологии
Л.С. Выготского.
Выготский,
Лев Семенович (1896-1934). Педагогическая психология / Лев Выготский
; под ред. В. В. Давыдова. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 671
с. : табл.
Аннотация:
Книга содержит основные научные положения крупнейшего отечественного
психолога Льва Семеновича Выготского, касающиеся связи психологии
с педагогикой, воспитания у детей внимания, мышления, эмоций.
В ней рассматриваются психолого-педагогические проблемы трудового
и эстетического воспитания школьников, учета их одаренности и
индивидуальных особенностей в процессе обучения и воспитания.
Особое внимание уделяется изучению личности школьников и роли
психологических знаний в учительском труде. В книгу вошла также
работа "Орудие и знак в развитии ребенка", представляющая
интерес в свете понимания Л. С. Выготским развития высших
психологических функций человека. |
|
Антон
Семёнович Макаренко (1888 - 1939) |
В
первое пятнадцатилетие послереволюционного времени Антон
Семёнович Макаренко создал собственную
систему преподавания, которую успешно опробовал в Колонии
им. М. Горького. Она сочетает в себе обычаи и приемы народной
педагогики, укрепления коллектива, самоуправления, дисциплины
и глубокой веры в человека.
Благодаря его авторской методике
беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались,
а становились выдающимися личностями.
В чём было новаторство Макаренко?
В яркой и чёткой идее интегративности образования. Личность не
является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью»,
как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе.
Его система направлена на то, чтобы научить ребёнка войти в коллектив,
жить в нём, и при этом раскрыть свою индивидуальность.
Антон Семёнович Макаренко
считал, что коллектив – это лучшая среда для комфортного развития
личности. Помимо этого, немаловажным условием является посильный
физический труд.
Согласно
позиции ЮНЕСКО, Макаренко отнесен к четырём , определившим способ
педагогического мышления в XX веке.
Подробнее в литературе:
Макаренко,
Антон Семенович (1888-1939). Книга для родителей : [16+] / Макаренко
Антон Семёнович. - Москва : Концептуал, 2023. - 335 с.
Аннотация:
Из книги вы узнаете:
- как воспитать единственного ребёнка в семье; - какими должны
быть взаимоотношения в многодетных семьях; - как воспитать в маленьком
человеке умение и желание трудиться; - как научить ребёнка разумно
относиться к деньгам; - как подойти к разговору с ребёнком о взаимоотношениях
мужчины и женщины; - как справляться с детским эгоизмом; - как
по мере взросления ребёнка сохранить авторитет родителей; - как
научить ребёнка взаимодействовать со сверстниками.
Книга написана прекрасным
литературным языком, а советы и рекомендации А. С. Макаренко удивительно
актуальны и в наше время, поскольку, как известно, мир меняется,
а вечные вопросы
родителей остаются прежними.
Макаренко,
Антон Семенович (1888-1939). Человек должен быть счастливым /
Антон Семенович Макаренко. - Москва : Карапуз, 2009. - 285, [2]
с. - (Педагогика детства).
Макаренко, Антон Семенович (1888-1939).
Педагогическая поэма : [18+] / Антон Макаренко. - Санкт-Петербург
: Азбука, Азбука-Аттикус, 2024. - 731, [1] с. - (Русская литература
: РЛ. Большие книги).
|
|
|
|
Лев
Николаевич Толстой (1828 – 1910) |
Писателя
Льва Толстого всегда волновали проблемы воспитания и образования
детей. В 1859 он открыл в Ясной поляне собственную
школу для крестьянских детей. В школе велось обучение
по 12 разным предметам – арифметике, чтению, географии, рисованию,
пению и другим.
Сам писатель вел, в основном, математику, физику
и историю. Уроки начинались в 8-9 утра и длились до 15-16 часов
с перерывом на обед. Порядки в учебном заведении были довольно
лояльными: за прогулы никто не наказывал, за неуспеваемость не
ругали, домашних заданий и вовсе не было, а в классе каждый мог
сесть на любое место. «Образование
на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять
наслаждение учащимся», – объяснял это Толстой. – Вернейший признак
действительности и верности пути образования есть удовольствие,
с которым оно воспринимается».
Лев Николаевич написал «Азбуку»,
«Новую азбуку», «Книгу для чтения». Для учебных книг Толстого
характерны высокая художественность, лаконичность, простота, доступность
детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык.
Подробнее
в литературе:
Толстой
/ Сост. и авт. предисл. Егоров, С. Ф. - Москва : Изд. дом Шалвы
Амонашвили, 1997. - 221 с. : портр. - (Антол. гум. педагогики).
Аннотация:
Лев Николаевич Толстой (1828–1910)
больше известен как писатель, нежели как педагог. Между тем педагогическое
наследие Толстого не только обширно, но и ценно. В настоящий сборник
включены работы Толстого разных лет, посвящённые педагогике, в
особенности, её гуманистической и нравственной составляющей. В
этих произведениях всё согрето любовью к человеку и чувством уважения
к ребёнку. Они наполнены заботой о благе подрастающего поколения
и мыслями о грядущем счастье человечества.
Толстой,
Лев Николаевич (1828-1910). Воспитание в свободе : [избр. пед.
ст.] / Л. Н. Толстой ; [сост. М. В. Богуславский, К. Е. Сумнительный].
- Москва : Карапуз, 2005. - 239 с. - (Педагогика детства) (Педагогические
статьи и заметки, тексты для детей).
Аннотация:
В книге представлены наиболее
интересные статьи, фрагменты трудов, письма, дневниковые записи
великого русского писателя и замечательного педагога-гуманиста
Льва Николаевича Толстого (1828-1910), относящиеся к образованию,
развитию детей и семейному воспитанию. Значительную часть книги
составляет "Азбука" Льва Толстого, которая поможет родителям
и учителям вызвать у детей интерес к осмысленному чтению, любовь
к русскому слову. Это источник народной мудрости, поистине азбука
жизни.
Предназначенная родителям и воспитателям книга будет полезна преподавателям
и студентам педагогических учебных заведений. |
|
Станислав
Теофилович Шацкий (1878-1934) |
Станислав
Теофилович
Шацкий
организовал
новую воспитательную систему. В 1905 году среди детей
и подростков рабочих окраин Москвы создал первые в России детские
клубы. Прославился он больше не как преподаватель, а как организатор
новой воспитательной системы.
Он показал, что «детей улиц» можно
оторвать от уличной жизни. Шацкий создал успешный детский летний
лагерь, где жизнь была построена на принципах полного самообслуживания
и самоуправления.
Позже Шацкий создал Первую
Опытную Станцию, включавшую в себя ясли, детские сады, площадки,
систему школ 1 и 2 ступени и внешкольные учреждения.
Знаменитый американский педагог и социолог Джон Дьюи, приехав
на Станцию, не поверил своим глазам.
Он заподозрил обман и вставал раньше
всех, чтобы тайком наблюдать за жизнью детей и педагогов. Убедившись
в правдивости, он подарил Станиславу Теофиловичу свою фотографию
с надписью: «Я уезжаю от Вас с чувством большого уважения к той
стране, в которой возможны такие замечательные педагогические
дела».
Подробнее
в литературе:
Колесова,
Алла Константиновна. Педагогический поиск С. Т. Шацкого : [Текст]
: учебно-методическое пособие по курсу "История образования
и педагогической мысли" / А. К. Колесова. - Москва : ЦИТвП,
2009. - 25 с.
Педагогика
среды - как научное направление и его учёт в практике [Текст]
: материалы Всероссийских социально-педагогических чтений, посвященных
135-летию Станислава Теофиловича Шацкого, 2 - 3 октября 2013 года
/ Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; под ред. Л.
В. Мардахаева. - Москва : Перспектива, 2013. - 146 с.
Содержание:
О творческом использовании
педагогического наследия С. Т. Шацкого -Березкин Ю. К.; Социальное
воспитание в творческом наследии С. Т. Шацкого - Быков А. К.;
Реабилитационная суть педагогической концепции С. Т. Шацкого -
Морозов В. В.; Общество "Сетлемент" и внешкольная работа
с детьми в начале XX века - Дейч Б. А.; Опыт трудового воспитания
в колонии "бодрая жизнь" - Доленко Е. Ю.; Вопросы подготовки
педагога-воспитателя в наследии С. Т. 0 Шацкого - Жундрикова С.
В.; Опытная станция по народному образованию, созданная С. Т.
Шацким - Умярова А. У.; С. Т. Шацкий об учителе - Щербакова А.
В.; Значение идей С. Т. Шацкого для современной практики - Янкина
Н. В.; Истоки религиозного воспитания в вузах Кореи - Ким Чан
Кю.
Социально-педагогическое
наследие Станислава Теофиловича Шацкого и современность : (к 130-летию
со дня рождения) : материалы научно-практической конференции,
23 октября 2008 года / Международная акад. наук пед. образования,
Российский гос. социальный ун-т, Каф. социальной и семейной педагогики
; [под ред. Л. В. Мардахаева, А. К. Быкова]. - Москва : Изд-во
Российского гос. социального ун-та, 2008. - 185 с. : ил.
Шацкий,
Станислав Теофилович (1878-1934). Лаборатория детства [Текст]
: избранные педагогические сочинения / С. Т. Шацкий. - Раменское,
Московская область : Грани успеха, cop. 2017. - 127 с. : ил. -
(Педагогическое наследие России).
Шацкий,
Станислав Теофилович (1878-1934). Школа для детей или дети для
школы [Текст] : избранные педагогические произведения : [в 2 т.]
/ С. Т. Шацкий ; М-во образования Московской обл., Акад. социального
упр. - Москва : АСОУ, 2011.
Т. 1. - 2011. - 223, [1] с.
Т. 2. - 2011. - 254, [1] с.
|
|