|
| | | |
|
|
|
КАРТА
САЙТА
|
|
2023
год Указом Президента России Владимира Путина объявлен
Годом педагога и наставника.
Миссия Года – признание
особого статуса педагогических работников, в том числе
выполняющих наставническую деятельность.
Мероприятия Года педагога
и наставника будут направлены на повышение престижа профессии
учителя. |
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
|
|
КНИЖНАЯ
ВЫСТАВКА |
|
|
|
web-выставка |
|
|
|
|
Тематическая
выставка |
|
|
|
|
|
Книжная
выставка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
2023
год - Год педагога и наставника в России |
Президент
Российской Федерации Владимир Путин:
«В знак высочайшей общественной значимости профессии
учителя 2023 год - год 200-летия со дня рождения одного из основателей
российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского - будет
посвящен в нашей стране педагогам и наставникам. Будет Год учителя,
Год педагога. То, какой должна быть современная школа: ее инфраструктура,
оснащение, уровень обучения, организация внешкольного образования,
кружков, спортивных секций, - все это важно. Здесь важен не только
труд учителя, но и участие самих учеников и, безусловно, родителей.
Потому что только общие дела могут создать школу, в которой интересно
учиться, которая притягательна своими возможностями в раскрытии
таланта ребят, в подготовке их ко взрослой жизни»
|
«Константин
Дмитриевич
Ушинский
основоположник научной
педагогики в России»
Уважаемые пользователи.
Обращаем ваше внимание
на то, что данная
web-выставка продолжает серию выставок, которые посвященны профессиональным
праздникам России.
Она сформирована на основе фонда библиотеки КМК и
и частично других библиотек г. Симферополя,
с которыми заключены договора об информационном сотрудничестве
в обеспечении учебного процесса.
С печатными источниками можно ознакомиться в читальных залах библиотеки
(1 читальный зал – Гагарина 11, 2 читальный зал – Будённого 28).
Дополнительная справочная, библиографическая и обзорная информация
представлена на данной web-странице библиотеки колледжа.
|
КРАТКАЯ
БИОГРАФИЯ КОНСТАНТИНА ДМИТРИЕВИЧА УШИНСКОГО |
Константин
Ушинский родился 2 марта 1823 года (по новому стилю),
а по некоторым данным в 1824 году) в Туле, в небогатой дворянской
семье. Отец, Дмитрий Григорьевич Ушинский, участник Отечественной
войны 1812 года, отличился в Бородинском сражении. После выхода
в отставку служил чиновником в различных ведомствах. Мать, Любовь
Петровна, занималась воспитанием сына, благодаря ей мальчик
был сразу принят в III класс гимназии.
После окончания гимназии
в 1840 году Константин Ушинский был принят
на юридический факультет Московского государственного университета.
После окончания курса в 1844 году был оставлен на кафедре для
подготовки и получения профессорского звания.
Во время обучения в университете
Ушинский подрабатывал частными уроками. Его первый педагогический
опыт свидетельствовал: обучение — дело не настолько простое,
как об этом принято думать. Передавать знания ребенку, подростку
без специальной подготовки практически невозможно.
В 1846 году
Константин Ушинский получает назначение в Ярославский юридический
лицей на должность профессора энциклопедии законоведения, государственного
права и науки финансов. Здесь он проявил себя как ученый-энциклопедист
и талантливый лектор.
Свободолюбивые взгляды не разделяло
учебное начальство и Константин Ушинский был вынужден оставить
лицей. Некоторое время занимался переводами статей из иностранных
газет и журналов, написанием рецензий и обзоров. Попытки устроиться
на преподавательскую работу были тщетными. После переезда в
Петербург удалось устроиться на мелкую чиновничью должность
в департамент духовных дел иностранных исповеданий.
В
1855 году он получает должность сначала преподавателя
словесности и законоведения, а затем и инспектора Гатчинского
сиротского института. В результате введенных Ушинским новшеств
количество оставленных на повторное обучение учеников сократилось
в два раза.
В 1856 году К. Д.
Ушинский был назначен инспектором классов в Смольный институт
благородных девиц. И здесь он ввел усовершенствования в учебно-воспитательный
процесс, но в 1862 году был удален из института
по доносу и отправлен за границу для «изучения постановки там
женского образования».
Периодом его наибольших
научных и творческих свершений были шестидесятые годы. Выдающимся
событием в истории отечественной педагогики стала книга «Детский
мир», опубликованная в 1861 году. Небывалый
успех потребовал печати еще двух дополнительных тиражей в том
же году. Хрестоматия «Детский мир» предназначалась для чтения
на уроках русского языка в начальной школе. По замыслу автора
она могла так же использоваться и для семейного чтения.
В 1864 году было
напечатано «Родное слово», успех которого превзошел все ожидания.
Эта книга стала одной из самых распространенных в народной школе.
В основу ее легли принципы постепенного и систематического развития
ребенка.
Успех этих трудов Константина
Ушинского объяснялся в первую очередь тем, что основывался на
личном опыте — преподавательском, и самое главное — на опыте
воспитания в собственной семье.
В западноевропейских странах Константин
Ушинский изучал системы образования и не прекращал заниматься
научно-исследовательской деятельностью. Он публиковал статьи
в научных журналах, главной жизненной задачей стало научное
обоснование педагогики, которое было дано в его главном научном
труде — «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической
антропологии». Первый том вышел в 1868 году.
Через несколько лет вышел второй, а третий остался незаконченным.
После возвращения в Россию в конце
60-х годов занимался общественной деятельностью, а также написанием
статей о воскресных школах, ремесленных училищах. Последней
прижизненной публикацией в 1870 году была статья
«Общий взгляд на возникновение наших народных школ».
Умер в 1871 году
в Одессе, похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.
Имя Константина Ушинского носят
улицы в 16 городах России и других стран, два десятка учебных
заведений, Научная педагогическая библиотека, основанная в
1925 году. В настоящее время это Информационный центр
«Библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО.
|
Литература
о жизни и творчестве
КОНСТАНТИНА
ДМИТРИЕВИЧА УШИНСКОГО |
|
|
|
|
|
|
|
"По
самой природе своей человек, как существо со свободною волею,
имеет право на такую
самостоятельную жизнь, на такое исключительное преследование своих
интересов и носит в себе
требование и средства самоудовлетворения, как мы назовем чувство,
руководящее человеком в
этой частной сфере его действий. И никто не может отказать человеку
в этом праве самоудовлетворения
- в нераздельности, исключительности, свободе его личности, -
никто, ибо отрицающий это право сам бы
уничтожил всякую силу своего отрицания. Эта свободная воля есть
основа всей человеческой деятельности;
только признавая ее, можно требовать отчета от человека в его
деяниях."
Ушинский
К. Д. |
|
|
|
-
Архив
К. Д. Ушинского [Текст] / [Сост. и подготовил к печати
чл.-корр. АПН РСФСР проф. В. Я. Струминский] ; Акад. пед.
наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - Москва : Изд-во
Акад. пед. наук РСФСР, 1959-1962. - 4 т.
-
Бондарь, Ф. Т. Биография К. Д. Ушинского с новыми фактами
вологодского периода жизни семьи Ушинских : (учеб. и науч.-
исслед. материал по истории образования и пед. мысли) / Ф. Т.
Бондарь; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования
"Вологод. гос. пед. ун-т". - Вологда: ВГПУ, 2007.
- 92 с.: портр.
-
Вяземский Е. Е. Творец чудного здания : страницы жизни и творчества
К. Д. Ушинского / Е. Е. Вяземский, Е. Б. Евладова // Начальная
школа. — 2000. — № 3. — С. 109-114.
-
Жизнь
и наследие К. Д. Ушинского : межвуз. сб. науч. тр. / Ярослав.
гос. пед. ин-т им. К. Д. Ушинского. – Ярославль, 1986. – 124,
[2] с.
-
Горячева, Ирина Анатольевна. Учебные книги К. Д. Ушинского
как образец педагогической классики : монография / И. А. Горячева.
- Екатеринбург : Артефакт, 2020. - 303 с. - (Образовательная
система Русская классическая школа).
Аннотация:
В
монографии отражены результаты исследования учебных книг К. Д.
Ушинского «Родное слово», "Детский мир" и "Хрестоматия"
в контексте представлений о классическом литературно-художественном
произведении и через классическое понимание педагогики как
искусства воспитания, совершенствования человеческой души.
Веская аргументация подтверждает непревзойденное мастерство
К. Д. Ушинского как автора и составителя учебных книг
для чтения. Результатом
исследований явилось полноценное переиздание этих книг и создание
на их основе учебно-методического комплекта «К. Д. Ушинский
и современная русская классическая школа», в котором в соответствии
с классическими представлениями о словесности развиты идеи
самого К. Д. Ушинского. Книга адресована широкому кругу
педагогов и всем, кто интересуется классическими образовательно-воспитательными
традициями русской школы.
-
"К. Д.
Ушинский и русское национальное образование. Исторические
уроки, идеи и современность" : XXIII Межрегион. Пед.
чтения, посвящ. великому рус. педагогу К. Д. Ушинскому
/[авт.] Т. А. Крюкова; Департамент образования г. Москвы,
Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы
"Моск. гор. пед. ун-т", Ин-т сред. проф. образования
им. К. Д. Ушинского. - М.: МГПУ, 2018. - 105 с.
-
Медянцев
И. П. Дорога к свету : (из жизни великого педагога Константина
Ушинского) : драма в 4 д., 8 карт./ И. Медянцев. - Ярославль
: Изд-во ЯГПУ, 2003. - 93 с.
-
Мудрость великих педагогов [Текст] / [авторы-составители:
Кожевников А. Ю., Линдберг Т. Б.]. - Москва : Абрис, 2017.
- 250, [5] с. : цв. ил. - (Мудрость тысячелетий).
Аннотация:
Проблемы,
связанные с воспитанием детей, когда-нибудь встают перед каждым
родителем и учителем. Как вырастить порядочного человека?
Какие качества следует прививать ребенку? Как преодолевать
сложности, которые неизбежны? Давайте обратимся за помощью
к знаниям и опыту, накопленному людьми, всю свою жизнь посвятившими
столь сложному и жизненно необходимому, благородному и великому
делу, как воспитание наших детей. В книге собраны рекомендации
самых авторитетных педагогов - Я. А. Коменского, Д. Локка,
Ф. Дистервега, К. Д. Ушинского, В. И. Водовозова, Я. Корчака,
А. С. Макаренко и др., которые могут оказать неоценимую услугу
в вопросах воспитания подрастающего поколения.
-
Педагогическое
наследие К. Д. Ушинского как ценностный ориентир патриотического
воспитания. Исторические уроки и современность [Текст] : материалы
XIX Педагогических чтений, посвященных 70-летию присвоения
Педагогическому колледжу №1 г. Москвы почетного имени К. Д.
Ушинского и межрегиональной научно-практической конференции
/ Общественная орг. пед. о-во России, Департамент образования
г. Москвы, ГБОУ ВО МГПУ Пед. колледж им. К. Д. Ушинского ;
[редкол.: Бабалаева М. В. и др.]. - Москва : Пед. о-во России,
2015. - 303 с. : ил., табл.
Аннотация:
Сборник содержит материалы докладов участников XIX Педагогических
чтений и межрегиональной научно-практической конференции "Педагогическое
наследие К. Д. Ушинского как ценностный ориентир патриотического
воспитания. Исторические уроки и современность". Сборник
адресован руководителям и педагогам дошкольных образовательных
организаций, учителям начальной школы, преподавателям высших
и средних специальных заведений, готовящих специалистов по
дошкольному и начальному общему образованию.
-
Романовский,
Алексей Корнеевич. Жизнь во имя будущего [Текст] : очерк научно-педагогической
и литературно-публицистической деятельности К. Д. Ушинского
/ А. К. Романовский, И. Я. Барсук. - 2-е изд., перераб. и
доп. - Киев : Радянська школа, 1984. - 198 с., 8 л. ил. -
(Педагогическая библиотека).
Аннотация:
Эта книга о классике отечественной педагогики Константине
Дмитриевиче Ушинском, 150-летие со дня рождения которого исполнилось
в 1974 году. В ней популярно изложена мировоззренческая основа
педагогики К. Д. Ушинского,
основные положения его педагогической теории, дан краткий
очерк литературно-публицистической деятельности. Рассчитана
книга на широкий круг интеллигенции, учителей, пропагандистов,
студентов и всех, кто интересуется вопросами развития отечественной
педагогики.
-
Садовский,
Н. В. Лучший воспитатель — семья : так считал великий педагог
Ушинский / Николай Владимирович Садовский // Мир библиографии.
— 2016. — № 1. — С. 148-154. — (Наследие).
-
Сальников,
Юрий Васильевич (1918-). Убеждение [Текст] : Ушинский : Ист.
повествование : [Для сред. школьного возраста] / Ю. Сальников
; [Худож. В. Бисенгалиев]. - Москва : Мол. гвардия, 1977.
- 175 с. : ил. - (Пионер - значит первый; Вып. 56)
О
содержании: Документальная повесть рассказывает о
формировании личности основоположника русской педагогической
науки К. Д. Ушинского, о жизни великого просветителя, отданной
на пользу Отечеству. Его часто называют Учителем учителей.
Отцом русской педагогической мысли. Портреты его висят почти
во всех наших школах. И не только каждый воспитатель — каждый
ученик хорошо знает его имя: Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ!
А все ли знают, как рос, учился, работал и чем завоевал славу
великого педагога этот человек, живший более столетия тому
назад? «Пусть наша молодежь смотрит на этот образ — и будущность
нашего отечества будет обеспечена» — так когда-то написал
он о другом человеке — хирурге и тоже педагоге Н. И. Пирогове.
Высокая оценка нравственного влияния выдающейся личности на
окружающих заключена в этих словах. Но разве мы не вправе
сейчас эти слова Ушинского отнести к нему самому?.
|
Творческое
наследие
КОНСТАНТИНА ДМИТРИЕВИЧА УШИНСКОГО |
|
|
|
|
|
|
"Ни
один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность
состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта
обязанность
более важна, нежели передача самого предмета."
Ушинский К. Д.
|
|
|
|
-
Ушинский,
Константин Дмитриевич. Избранные труды [Текст] : в 4 кн. /
К. Д. Ушинский ; [сост., авт. вступ. ст., примеч. и коммент.
Э. Д. Днепров]. - Москва : Дрофа, 2005 - (Н. Новгород
: ГИПП Нижполиграф). - с. - (Высшее педагогическое образование).
Аннотация:
В
четырёхтомнике публикуется главный научный труд К.Д.Ушинского
- "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической
антропологии". Эта работа подводила итог всем его педагогическим
исканиям и одновременно составила эпоху в истории русской
педагогики. Для студентов высших педагогических учебных заведений
и всех, кого интересуют проблемы отечественной педагогики
и ее история.
-
Ушинский,
К. Д. Лекции в Ярославском лицее [Электронный ресурс] / К.
Д. Ушинский. - Санкт-Петербург : Лань, 2013. - 27 с.
-
Ушинский, К. Д. Письма о воспитании наследника русского
престола [Электронный ресурс] / К. Д. Ушинский. - Санкт-Петербург
: Лань, 2013. - 19 с.
-
Ушинский,
К. Д. О народности в общественном воспитании [Электронный
ресурс] / К. Д. Ушинский. - Санкт-Петербург : Лань, 2013.
- 53 с.
-
Ушинский,
Константин Дмитриевич. Русская школа [Текст] : Константин
Ушинский ; [сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой]. -
Москва : Ин-т русской цивилизации, 2015. - 678, [1] с.
Аннотация:
В настоящее издание вошли главные труды
великого русского педагога, основоположника научной педагогики
в России Константина Дмитриевича Ушинского, сформировавшего
духовные принципы русского воспитания. В основе педагогики
Ушинского — идеал народности воспитания, разработка системы
идей, направленных на всестороннее развитие личности с опорой
на базовые ценности русской цивилизации — православие, державность,
патриотизм. По мнению Ушинского, русская педагогика есть неотъемлемая
часть русской идеологии.
-
Ушинский, К. Д. Утренние лучи [Текст] : художественная
литература / К. Д. Ушинский. - Москва : Белый город, 2011.
- 33 с. : ил. - (Моя первая книга).
Аннотация: В это прекрасное
иллюстрированное издание вошли сказки и истории знаменитого
русского педагога и писателя К. Д. Ушинского. Живо и естественно
он рассказывает детям об окружающей нас волшебной стране,
имя которой — русская природа.
-
Ушинский,
Константин Дмитриевич (1823-1870.). Человек как предмет воспитания
: опыт пед. антропологии / Константин Ушинский. - Москва :
Фаир-Пресс, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 574, [1]
с. - (Из классического наследия педагогики).
Аннотация:
В сборник включены статьи основоположника русской педагогики
Константина Дмитриевича Ушинского, в том числе его наиболее
популярная работа «О пользе педагогической литературы». Квинтэссенцией
педагогического наследия К. Д. Ушинского является его
мысль о том, что ребёнок не готовится к жизни, а живёт с момента
своего зачатия. Соответственно, вся система воспитания и образования
детей должна строиться с учётом этого обстоятельства. Книга
может быть полезна широким кругам педагогических работников,
в том числе детским педагогам.
| |