ДО 1 ЯНВАРЯ 2015 БИБЛИОТЕКА
СИМФЕРОПОЛЬСКОГО КООПЕРАТИВНОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
АРХИВ Web-САЙТА - http://center.crimea.ua/lib_ctek/index.htm
АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
- головной сайт : https://rk-kmk.ru/
ДО 22 НОЯБРЯ 2016 ГОДА БИБЛИОТЕКА ГАПОУ РК
«СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
АРХИВ Web-САЙТА -http://stek-lib.ru
 

 

 
 
 

  
КАРТА САЙТА



     2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.
      Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
     Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.
 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ

 
 
 
 
КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА
 
 
 
Книжная выставка
 
 
 

Информационный дайджест
"Знаток живой
русской речи"


 
 
   
12 МАРТА - 160 лет со дня рождения Владимира Ивановича ВЕРНАДСКОГО (1863-1945)
Тематическая выставка

«
Владимир Иванович Вернадский
- учёный, мыслитель, естествоиспытатель,
ректор и преподаватель
»

Уважаемые пользователи.
Обращаем ваше внимание на то, что данная web-выставка продолжает
серию выставок, которые посвященны
юбилеям выдающихся личностей
и профессиональным праздникам России .
Она сформирована на основе фонда библиотеки КМК и и частично других
библиотек г. Симферополя, с которыми заключены договора об
информационном сотрудничестве в обеспечении учебного процесса.

С печатными источниками можно ознакомиться в читальных залах
библиотеки (1 читальный зал – Гагарина 11, 2 читальный зал – Будённого 28).
Дополнительная справочная, библиографическая и обзорная информация представлена
на данной web-странице библиотеки колледжа.
"Десятилетиями, целыми столетиями будут изучаться и углубляться
его гениальные идеи, а в трудах его -- открываться новые страницы,
служащие источником новых исканий; многим исследователям
придется учиться его острой, упорной и отчеканенной, всегда
гениальной, но трудно понимаемой творческой мысли; молодым
поколениям он всегда будет служить учителем в науке и ярким
образцом плодотворно прожитой жизни."

Академик А. Е. Ферсман.
Биография В. И. Вернадского
    12 марта 1863 г. в Санкт - Петербурге в семье профессора политической экономии и статистики, редактора и издателя журналов «Экономический указатель» и «Экономист» Ивана Васильевича Вернадского родился сын Владимир. В связи с болезнью отца семья переезжает в Харьков по месту его новой службы.
     Уже в пять лет Володя прочитал фундаментальную книгу В. Н. Татищева «История Российская с самых древнейших времен». Его любимым местом в доме была библиотека, а лучшими часами — беседы с отцом и дядей Е. М. Короленко об истории и политике, о строении Вселенной, образовании Земли и происхождении человека. Это общение способствовало формированию интересов мальчика и рано пробудило в нем способность к самостоятельному мышлению.
     В 1876 г. семья Вернадских возвращается в Санкт - Петербург, где Володя и окончил гимназию в 1881 г. В этом году он с большим увлечением изучал книги А. Гумбольдта «Космос» и «Картины природы» на немецком языке. Иностранные языки легко давались любознательному юноше. Впоследствии многие поражались его хорошему знанию украинского и всех других славянских языков, а также французского, английского, немецкого и скандинавских языков.
     После окончания гимназии Владимир Иванович сомневался в выборе дальнейшего пути: его одинаково влекли как естественные науки, так и исторические, но он был уверен, что его будущее обязательно будет научным.
     В 1881 г. он поступает на естественное отделение физико - математического факультета Санкт - Петербургского университета, причем посещает лекции и на других факультетах.
      Университет в эти годы был средоточием цвета русской мысли: Д. И. Менделеев, В.В. Докучаев, Н. А. Меншуткин, А. Н. Бекетов, А. С. Фаминцын, Н. П. Вагнер, И. М. Сеченов, А. М. Бутлеров, и др.
      Особый след в душе Владимира Ивановича оставили Д. И. Менделеев и В. В Докучаев, ставший его научным руководителем.
     С большим интересом он относился к теоретическим познаниям и к полевым исследованиям, проходившим под руководством В. В Докучаева. Участвуя в Нижегородской экспедиции, Вернадский обследует не только почвы, но и геологические обнажения. Статья о них явилась первой публикаций ученого. В университете Вернадский и его товарищи, придерживающиеся одинаковых прогрессивных взглядов, создали кружок, который впоследствии возвели в ранг «братства». Его правила были: 1. Работай как можно больше; 2. Потребляй (на себя) как можно меньше; 3. На чужие беды смотри как на свои.
     Единомышленники «братства» — Андрей Краснов, Федор и Сергей Ольденбурги, Дмитрий Шаховской, Александр Корнилов — стали друзьями с Владимиром Ивановичем навсегда, весь их жизненный путь был пройден в тесном общении, взаимной помощи и участии. Члены «братства» не замкнулись в своих профессиональных интересах, а занимались и общественно полезными делами: помогали созданию сельских библиотек, участвовали в работе Петербургского комитета грамотности, оказывали помощь голодающим Тамбовской губернии и др. Владимир Иванович активно участвовал в деятельности студенческого научно -литературного общества.
     Зимой 1885 г. в группе по изучению и распространению народной литературы Владимир Иванович познакомился с Наташей Старицкой (1860–1943), девушкой скромной, доброй и широко образованной. 3 сентября 1886 г. состоялась церемония их бракосочетания. Владимир Иванович и Наталья Егоровна прожили вместе более 56 лет, по его выражению, «душа в душу и мысль в мысль». В личном фонде ученого сохранилось 1586 писем друг другу объемом более 2000 страниц за 1886–1940 годы. Через год у молодых супругов родился сын Георгий, а спустя двенадцать лет - дочь Нина.
     В 1885 г. В. И.Вернадский окончил университет со степенью кандидата естественных наук, защитив диссертацию «Оптические свойства изоморфных смесей». А в марте 1886 г. его утвердили в должности хранителя (или, как тогда говорили, консерватора) Минералогического кабинета. Его статьи и доклады по проблемам кристаллографии и минералогии регулярно печатаются в издательстве Московского университета и Московского
общества испытателей природы.
     2 июля 1887 г. Владимир Иванович пишет Наталье Егоровне: «Нет ничего сильнее желания познания, силы сомнения… Когда при знании фактов доходишь до вопросов «почему, отчего» — их непременно надо разъяснить, разъяснить во что бы то ни стало, найти решение их, каково бы оно ни было. И это искание, это стремление есть основа всякой ученой деятельности… Ищешь правды, и я вполне чувствую, что могу умереть, могу сгореть, ища ее, но мне важно найти и если не найти, то стремиться найти ее, эту правду, как бы горька, призрачна и скверна она ни была».
     Молодого ученого университет посылает в 1888 г. на стажировку в Европу на два года. Занимаясь проблемами минералогии и кристаллографии, он работает во многих крупнейших лабораториях в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Австрии; принимает участие в IV Международном геологическом Конгрессе в Лондоне; изучает коллекции Британского музея; совершает много научных экскурсий.
     Европейских ученых заинтересовала его теория о том, что географическое распределение минералов, их генезис необходимо исследовать для понимания единства происходящих на Земле эволюционных процессов, развития Земли как космического тела. Его избрали членом Французского минералогического общества, а статьи публикуют в «Докладах Парижской Академии наук» и в «Бюллетене Минералогического общества».
     Летом 1889 г. в Париже открылась Всемирная выставка, и В. В. Докучаев поручил своему ученику быть его представителем. Коллекция русских почв получила на ней золотую медаль. Для Вернадского эта выставка имела большое значение. Он не только тщательно ознакомился с достижениями в науке и технике многих стран, но и приобрел немало новых знакомых среди европейских ученых и русских эмигрантов. Через два года Владимир Иванович вернулся на родину. С осени 1890 г. - он приват-доцент Московского университета, где преподавал и вел научную деятельность в течение 20 лет (1890–1911) .
     Кроме обширных курсов по минералогии и кристаллографии, работы в лабораториях и устройства Минералогического кабинета, летом он продолжал с В. В. Докучаевым почвенную экспедицию в Кременчугском уезде, а затем обрабатывал материалы полевых исследований. В университете в совместной работе преподавателей и студентов сложилась «школа» Вернадского, их статьи регулярно печатались в «Бюллетене Московского общества испытателей природы».
     27 октября 1891 г. в Петербургском университете состоялась защита Вернадским диссертации на звание магистра, посвященной проблеме строения соединений кремния. На обсуждении была особо отмечена новизна проблем, поставленных молодым ученым. После защиты Владимир Иванович отнес диссертацию в подарок Д. И. Менделееву – великому ученому, оказавшему на него в студенческие годы большое влияние. На всю жизнь он запомнил слова Дмитрия Ивановича: «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». Основные положения диссертации отразились в статье «Генезис минералов», опубликованной в Энциклопедическом словаре. Проходит всего шесть лет напряженной работы, и уже в 1897 г. он успешно защищает докторскую диссертацию «О явлениях скольжения кристаллического вещества». В марте 1906 г. профессор В. И. Вернадский был избран членом - адъюнктом Академии наук, а в 1912 г. он стал ординарным (действительным) академиком.
     В 1909 г. на съезде русских естествоиспытателей и врачей Вернадский выступил с докладом «Парагенезис химических элементов в земной коре». Все химические элементы, слагающие Землю, он разбил на 18 групп — на так называемые природные изоморфные ряды. В каждый ряд он поместил те элементы, которые могут заменять друг друга при образовании общих для них минералов. При этом он установил, что эти ряды не постоянны, а беспрерывно перемещаются и изменяются под влиянием изменения температуры и давления. Исследования были завершены в работах «Опыт описательной минералогии» и «История минералов в земной коре». Эта так называемая генетическая минералогия дала В. И. Вернадскому возможность сформировать основы новой науки — геохимии. Представилась возможность предсказывать, где и какие элементы можно встретить вместе, что для геологов имеет огромное практическое значение.
     1909–1911 годы ознаменовались выступлениями В. И. Вернадского по вопросам, связанным с проблемами радиоактивности. В строении земного шара он различал отдельные оболочки, или геосферы, отличающиеся друг от друга физико- химическими свойствами и термодинамическими условиями. Специальные полевые исследования (например, в Фергане в 1908 г.) и затем обработка радиоактивных минералов сотрудниками Минералогической лаборатории и лично Вернадским, а также многолетнее изучение этих проблем представили ему возможность выступить на общем собрании Академии наук 26 декабря 1910 г. с докладом «Задача дня в области радия», которая произвела в научных кругах столицы настоящую сенсацию. Он сказал: «Перед нами открываются в явлениях радиоактивности источники атомной энергии, в миллионы раз превышающие все те источники сил, которые рисовались человеческому воображению». Научные открытия такого масштаба, подчеркнул ученый, неизбежно изменят весь строй мировоззрения человечества. Ни одно государство, называющее себя цивилизованным, не может быть равнодушно к новым источникам могущества, которые дает ему наука. Академия наук должна прежде всего направить свои усилия на выяснение местонахождения радиоактивных минералов на территории страны.
    В Академию наук В. И. Вернадский представил развернутую записку «О необходимости исследования радиоактивных минералов Российской Империи». Однако Академия наук нужными средствами не располагала, и поэтому темпы исследований замедлились. Но Владимиру Ивановичу все-таки удается создать Радиевую комиссию, а затем в 1911 г. при Геологическом музее - и радиохимическую лабораторию для изучения радиевых руд, которые, как он был уверен, «есть на Урале, Фергане, Сибири, может быть, и на Кавказе». Пройдет еще много лет, и лишь в январе 1922 г., уже при советской власти, будет основан Государственный Радиевый институт, директором которого станет В. И. Вернадский (1922–1938).
     В 1911 г. исполнилось 25 лет научной деятельности В. И. Вернадского. Ученики и сотрудники подготовили юбилейный сборник его статей, но… Именно в эти дни происходит в его жизни важное событие. В знак протеста против антидемократических действий правительства он вместе с другими профессорами (К. А. Тимирязевым, Н. Д. Зелинским, П. Н. Лебедевым, Н. А. Умовым и др.) — всего 21 человек, а затем еще 100 преподавателей Московского университета, — подал в отставку, считая, что произвол властей ущемляет их представления о человеческом достоинстве и чести. Университет лишился почти трети преподавательского состава - случай неслыханный в истории высших школ.
     В. И. Вернадский переходит на работу в Академию наук и, переехав в Петербург, приступает к реорганизации Минералогического музея. С 1912 г. по инициативе Владимира Ивановича и под его руководством организуется постоянно действующая Радиевая экспедиция и начинают издаваться «Труды Радиевой экспедиции». Кроме напряженной работы в музее, ученый постоянно выезжает из Петербурга на полевые исследования.
     В 1913 г. Вернадский участвует в XXIII сессии Международного Геологического конгресса в Торонто. После окончания заседаний для участников были организованы геологические экскурсии, а затем поездка в США. Будучи в Торонто, Монреале, Чикаго, Вашингтоне, Нью - Йорке, а на обратном пути в Париже и Берлине, он изучал минералогические коллекции и материалы по радиоактивным элементам, знакомился с постановкой высшего образования.
     В письмах Наталье Егоровне 17 и 23 августа 1913 г. он пишет: «…в Штатах поражает энергия достижения своей цели. Та новая техника — американская техника, которая так много дала человечеству, имеет и свою тяжелую сторону. Здесь мы ее видели вовсю. Красивая страна обезображена. Леса выжжены, часть на десятки верст страны превращена в пустыню: растительность отравлена и выжжена, и все для достижения одной цели -быстрой добычи никеля… Любопытное зрелище представляет это вхождение цивилизации. С одной стороны, перед входящим в нетронутый лес человеком бежит зверь, гибнут деревья, нетронутая природа теряет свою угрюмую красоту. Но, с другой стороны, область, пропадавшая для человека, делается источником его силы и богатства».
     Находясь в геологической экспедиции в Забайкалье, Вернадский узнает о начале Первой мировой войны. Он возвращается в Петербург и несмотря на тяжелое военное время добивается создания Комиссии по изучению естественных производительных сил России Академии Наук (КЕПС). Владимир Иванович подсчитал, что потери природных ресурсов России составляют до трети, и потому кажущиеся несметными богатства страны не ведут к обеспечению ее населения. Необходимо как изучение их природного состояния, так и правильный контроль за их расходованием. Комиссия начала систематические поиски новых месторождений полезных ископаемых, изучение энергетических ресурсов России.
    Необходимо отметить, что, изучая проблемы геохимии, В. И. Вернадский первым обратил внимание на огромную роль в земной коре живого вещества = совокупности всех растительных и животных организмов и микроорганизмов на Земле - в процессах перемещения, концентрации и рассеяния химических элементов в земной коре, в биосфере. Под биосферой он понимал самую верхнюю оболочку Земли, в которой происходят жизненные процессы. Эта оболочка простирается в атмосферу до высоты свыше 10 км, на суше идет на глубину не менее 3 км и захватывает весь океан. Вследствие излучений, идущих от Солнца и из более отдаленных частей космоса, земная поверхность есть столько же произведение вещества и энергии нашей планеты, сколько и создание внешних сил космоса.
     Вернадский утверждал: «Можно сказать, что главным, может быть, единственным трансформатором солнечной энергии в химическую является в биосфере живое вещество, и оно же разносит ее по всей нашей планете. Без него химические явления планеты, а следовательно, и все вопросы, связанные с естественными производительными силами, получили бы совершенно иное освещение и были бы совсем иными, чем они являются ныне». Особую роль в этих процессах ученый отводил растительным организмам. Почти тридцать лет жизни Владимир Иванович посвятил изучению химического состава и распространенности растительных и животных организмов. Он проводил постоянные экспериментальные исследования по выявлению роли организмов в перемещении химических элементов в земной коре — биосфере, обосновав новую науку - биогеохимию. «Связь состава организмов с химией земной коры и то огромное -первенствующее значение, которое имеет живое вещество в механизме земной коры, указывает нам, что разгадка жизни не может быть получена только путем изучения живого организма. Для ее разрешения надо обратиться к его первоисточнику - к земной коре», писал он в книге «Биохимические очерки».
     Даже указанных выше работ было бы достаточно, чтобы войти в плеяду выдающихся ученых, однако главным своим достижением В. И. Вернадский считал созданное им учение о ноосфере. Какие бы события в его жизни ни происходили, в голове его постоянно шел бесконечный, непрерываемый процесс подготовки главной книги жизни: «Научная мысль как планетное явление» - выдающегося достижения мировой естественнонаучной и философской литературы, которая только в 1991 г. была издана без купюр, хотя до этого не раз печаталась. Этот труд — своеобразный итог творческих исканий замечательного ученого, его глубокие размышления о взаимоотношениях науки и философии, оптимистическая уверенность в будущем человечества, освобожденном от войн, социального и расового неравенства, нищеты, голода, болезней.
    В. И. Вернадский был не только великим ученым и мыслителем, но и общественным и политическим деятелем. Он всегда близко к сердцу принимал все несчастья, выпадавшие на долю русского народа. В 1891 г. он вместе с друзьями по «братству» оказывал помощь голодающим в Тамбовской губернии, потом его избирают там земским гласным, почетным мировым судьей и членом многих земских комиссий. Начало 90–х годов в России было тяжелым во всех отношениях периодом — неурожаи, жестокий голод, холера, антидемократические действия правительства. Однако даже тогда, давая оценку событий, Владимир Иванович предсказывает, что именно с этих страшных «голодных лет» в России начался подъем оппозиционного движения. С расстрела мирной демонстрации на Дворцовой площади в Петербурге 9 января 1905 г. началась первая русская революция. Эта расправа до глубины души потрясла Вернадского. Живейшее сочувствие вызывает у него и оппозиционное студенческое движение, активное участие он принимает в съездах профессоров и преподавателей высших учебных заведений — так называемых Всероссийских делегатских съездах, заложивших основы Академического союза.
     С 1905 г. Владимир Иванович стал одним из самых влиятельных и видных членов кадетской партии, а в начале 1906 г. от Академической курии (Академии наук и университетов) его избирают членом Государственного совета, где он вынужден заседать и в 1907–1908 годах. «Академическая» оппозиция оказалась бессильной в борьбе против реакционного большинства. В эти годы он очень много выступал в печати на злободневные темы. Публицистическая деятельность с одной стороны отражала его историко- научные взгляды, с другой — убеждение в необходимости для России стать вровень с европейскими демократиями того времени. Во время Февральской революции 1917 г. Вернадский - заместитель министра просвещения во Временном правительстве Керенского. После Октябрьской революции в декабре 1917 г., с трудом поддавшись на уговоры друзей, ученый, опасаясь от физической расправы, уезжает из Петрограда на Украину. Здесь ему удается сплотить вокруг себя самых выдающихся ученых, и в феврале 1919 г. была создана Украинская Академия наук, а он избран ее президентом. Это дает ему повод сделать важный политический шаг — навсегда порвать с партией кадетов. Проведя огромную организационную работу в сложных политических условиях, Владимир Иванович считал, что «Академия должна способствовать быстрому развитию производительных сил, материальной и духовной культуры украинского народа». Удалось создать университет в Екатеринославле и некоторые другие вузы, преобразовать Киевский университет в Государственный, спасти огромные книжные сокровища Национальной библиотеки и др. Планировалось открывать новые институты, заводы по изготовлению научных приборов, ботанические сады, образовать Комиссии по изучению природных ресурсов, по изучению памятников словесности и языка. Была разработана обширная программа по деятельности Академии наук Украины.
     Тяжелое заболевание тифом на некоторое время не дает Вернадскому возможность вести активный образ жизни. После выздоровления он едет читать курс лекций по геохимии в Симферополь, где весной 1920 г. обосновался Таврический университет. Вскоре его единодушно избирают ректором университета. С установлением в Крыму Советской власти он начинает сотрудничать с Революционным комитетом Крыма и его председателем известным революционером, руководителем Советской республики в Венгрии в 1919 г. Бела Куном. На заседании съезда Крымского общества естествоиспытателей — Владимир Иванович выступил с яркой программной речью «Организация народного образования в новой России».
     В середине февраля 1921 г. семья Вернадских возвращается в Москву, а затем в Петроград. Будучи всемирно известным ученым, Владимир Иванович получает приглашение работать в ведущих научных учреждениях ряда стран. Но он остался в России. Почему?
     Вернувшись из Крыма, он встретился со многими знакомыми, увидел, что в стране остались большие интеллектуальные силы, готовые работать и сотрудничать с новой властью. Такое же положение дел было и в Академии наук. Научная жизнь приобрела в России большой размах. В. И. Вернадский был нужен, его здесь ждали, слишком много людей и организаций с ним связано. Он решил остаться на Родине.
    По его инициативе начали создаваться многие научные учреждения: Радиевый институт, Институт минералогии и геохимии, Институт географии, Керамический и Оптический институты, Метеоритный комитет, Совет по изучению производительных сил России, Комиссии по изучению вечной мерзлоты, по минеральным водам, по изотопам, по истории знаний.
     В декабре 1921 г. из Франции в Академию наук пришло официальное письмо, подписанное известным математиком Аппелем, ректором Сорбонны, с просьбой предоставить академику В. И. Вернадскому возможность прочитать в университете курс лекций по геохимии.
    В мае 1922 г. вместе с женой и дочерью Владимир Иванович выезжает во Францию. В этой командировке он пробыл три с половиной года. Он привез в Париж два больших чемодана рукописей, накопленных за время Гражданской войны. Теперь он использует их, не только читая лекции в Сорбонне, но и проводя многочисленные эксперименты в лабораториях. Именно здесь он работал над проблемой размножения живого вещества и пришел к выводу, что живое не подчиняется таким же строгим законам, как неживое. Оказалось, что эти законы столь же строги, но абсолютно другие, и связаны они с размножением, с движением умножающихся масс, что напоминает инерцию в механике.
     Результаты этих исследований вошли в монографию «Биосфера», которая вышла в мае 1926 г., и в «La Geochimie», напечатанную по-русски в 1927 г. под названием «Очерки геохимии».
     После публикации этих трудов авторитет и признание новаторских концепций В. И. Вернадского значительно выросли не только в России, но и в кругах научной мировой среды. Его работы получили большое распространение в США, Франции, Германии, Великобритании, Италии, Норвегии, Польше и других странах Европы, а также в Индии и Японии. Владимир Иванович мечтал об использовании атомной энергии на 18 лет раньше, чем это произошло в истории.
     В Париже, работая в лаборатории Жолио - Кюри, он слышал высказывания всемирно известного физика: «Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, превращается в колонию». Как эти слова перекликались с тем, что когда-то в России говорил ему хорошо знакомый физиолог И. П. Павлов: «Моя вера - это вера в то, что счастье человечеству даст прогресс науки»!
     Научные интересы Вернадского естественным путем подвели его к фундаментальным научным, философским и науковедческим проблемам, которые волновали самых крупных ученых и философов тех лет - А. Эйнштейна, Н. Бора, Д. Бернала, Б. Рассела и др. Они и В. И. Вернадский заставили задуматься исследователей о всепланетных последствиях общественного прогресса, совершенно по — новому взглянуть на весь процесс развития природы, социальной жизни, науки и техники. Причем под таким углом зрения, который как раз был необходим для раскрытия неизвестных прежде глобальных черт этого гигантского цивилизационного процесса.
     После командировки во Францию В. И. Вернадский еще неоднократно выезжал в разные страны Европы читать лекции, доклады, проводить лабораторные эксперименты. В 1932 г. он работал в Германии. С избранием Гитлера множество знакомых ученых В. И. Вернадского покинули страну.
     В 1933 г. выходит книга ученого «Природные воды», которая поразила современников охватом явлений и глубиной обобщений, доказывающая, что для изучения природных явлений нельзя быть узким специалистом в одной отрасли науки, а нужно научиться мыслить исторически и философски.
     С 1934 г. семья Вернадских переезжает в Москву, где любимым местом отдыха и напряженной работы в течение следующих лет становится академический дом отдыха «Узкое».
      С первого дня основания (1922 г.) и по 1938 г. он - директор Радиевого института и руководитель БИОГЕЛ — Биогеохимической лаборатории. В Академии наук он продолжает заниматься большой организационной деятельностью. Невозможно перечислить все научно- исследовательские учреждения, созданные по инициативе и при непосредственном участии Владимира Ивановича. Кроме упомянутых ранее, был создан Институт истории науки и техники, Комиссии по проблемам урана, по использованию и охране подземных вод, по определению геологического возраста пород, по тяжелой воде и др.
     В 1937 г. в Москве состоялась очередная сессия Международного Геологического конгресса, где Вернадский выступил с очень интересным докладом «О значении радиологии для современной геологии».
     В годы Великой Отечественной войны академические институты были эвакуированы в Среднюю Азию и Казань, а ряд академиков, и среди них В. И. Вернадский, - в Казахстан, в Боровое. Здесь неожиданно, почти внезапно, 3 февраля 1943 г. уходит из жизни Наталья Егоровна, его жена, верный друг и соратник, которой он посвящает книгу «О состояниях пространства в геологических явлениях на фоне роста науки XX столетия». Эта работа была напечатана через 35 лет после смерти ученого. Стоически перенес Владимир Иванович эту тяжелую утрату. Он продолжал напряженно работать.
     12 марта 1943 г. ему исполнилось 80 лет. Он категорически отказался от торжественных чествований, которые хотели организовать его коллеги. В приветствии от академического коллектива есть такие слова: «Ваше научное творчество охватывает почти целую Академию: кристаллограф, минералог, почвовед, химик, биолог, историк науки - Вы в каждой из этих дисциплин создали нечто новое, своеобразное, возбуждающее пытливость исследователя… Мы преклоняемся перед Вашим непоколебимым оптимизмом. В самые тяжелые дни Отечественной войны Вы, Владимир Иванович, утверждали, что в XX веке проповедующий дикие идеи средневековья никогда не может иметь успеха, что фашизм обречен на гибель, что разум, добро и справедливость должны победить и восторжествовать. И в эту зиму предвидение Ваше начало осуществляться. Будем, как и Вы, Владимир Иванович, верить, что с уничтожением фашизма человечество начнет жить в ноосфере, в области разума».
     30 августа 1943 г. В. И.Вернадский возвращается в Москву. Осень и зиму 1943 г. Владимир Иванович работает над книгой «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», подбирает материалы к «Пережитому и передуманному», составляет план работы Академии наук в послевоенный период для восстановления последствий фашистского нашествия.
     В 1943–1944 годах научно - организационная деятельность Вернадского сосредоточена в основном в двух академических учреждениях - в Лаборатории геохимических проблем и Комитете по метеоритам.
«Когда окончательная победа над фашизмом уже совсем недалека, — говорил Владимир Иванович, - следует готовиться к мирной жизни, в частности, следует энергично заняться выявлением ресурсов радиоактивных элементов - вероятного и важнейшего источника энергии недалекого будущего».
     Академик А. П. Виноградов, вспоминая о последнем свидании с Вернадским 24 декабря 1944 г., отмечает, что Владимир Иванович страшно волновался, рассказывая о немецких зверствах. «Во что превратилась Германия… Какой ужас и позор… Да, возмездие близко и неотвратимо». Однако на следующий день его здоровье резко ухудшилось. 6 января 1945 г. в 5 часов дня, не приходя в сознание, на исходе 82–го года жизни Владимир Иванович Вернадский скончался. Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
     Всего Вернадским было опубликовано более 700 научных трудов. Владимир Вернадский награжден Орденом Трудового Красного Знамени, являлся лауреатом Сталинской премии 1-й степени (1943 год) за выдающиеся работы по минералогии и геохимии. Половину этой премии он пожертвовал на нужды Красной Армии. Именем Вернадского названы подледные горы в Восточной Антарктиде. В Москве и Симферополе в честь ученого названы проспекты, Таврический национальный университет, в Киеве — бульвар и Национальная библиотека АН Украины. Институт общей и неорганической химии НАН Украины и Украинская антарктическая станция, государственный геологический музей в Москве также носят имя ученого.
      1963 — Академией наук СССР была учреждена Золотая медаль имени В. И. Вернадского. Присуждается 12 марта, раз в 5 лет, за выдающиеся научные работы в области наук о земле.
      1998 — Международным межакадемическим союзом (ММС) при ООН был учреждён орден «Звезда Вернадского» I, II и III степени.
     В сентябре 2005 года в селе Вернадовка Пичаевского района Тамбовской области состоялось торжественное открытие дома-музея великого русского ученого.
     1 февраля 2013 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету, посвященную 150-летию со дня рождения Владимира Вернадского, в серии "Выдающиеся личности России".
       В 2013 году к 150-летию со дня рождения В. И. Вернадского, под редакцией академика Э. М. Галимова, РАН выпустила наиболее полное 24-томное Собрание сочинений.
Литература о жизни и творчестве В. И. Вернадского
  • Баландин, Рудольф Константинович. Вернадский [Текст] / Рудольф Баландин. - Москва : Вече, cop. 2013. - 366, [1] с., [8] л. ил., портр. - (Великие исторические персоны. Культура и наука).

    Аннотация: Человечеству суждено такое будущее, которого оно достойно. И тем вернее на Земле наступит торжество разума, добра и красоты, чем больше будет среди нас людей, духовно близких Владимиру Ивановичу Вернадскому. Чем он только не занимался! Кристаллографией и биологией, изучением почв, природных вод, метеоритов, радиоактивных элементов. И не просто интересовался, но исследовал, осмысливал, делая открытия. Его научные пророчества сбывались. И все-таки его гениальное учение о биосфере заслуживает дополнительной разработки. Что уж говорить о концепции ноосферы, всепланетной области господства научной мысли... Ничего подобного не свершилось и в ближайшем будущем не предвидится. Означает ли это, что его идеи устарели? Ни в коей мере! Они живы сегодня, а некоторые еще ждут своего часа. Даже его заблуждения обладают мощным творческим потенциалом, побуждая к спору и новым открытиям.
    Книга издана к 150-летнему юбилею великого ученого.


  • Баландин, Р. К. Вернадский : жизнь, мысль, бессмертие [Текст] / Р.К. Баландин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Знание, 1988. — 205 с. : ил.

    Аннотация: По широте научного кругозора и разнообразию научных открытий Владимир Иванович Вернадский стоит, пожалуй, особняком среди других великих естествоиспытателей нашего времени. Молекулярные кристаллические структуры, планетные геохимические оболочки, история минералов и геосфер, движение химических элементов Земли, геологическая роль "живого вещества" в истории планеты, учение о биосфере - таков в кратком перечислении круг научных интересов ученого-мыслителя, идеи которого приобретают со временем все большую актуальность.Научно-популярная книга о Вернадском будет интересна самому широкому кругу читателей.
    Содержание: Введение; Часть первая. Жизнь; Предки; Становление личности; Юность ученого; Отсвет мира идей; Образ жизни и образ мысли; Самосоздание; Часть вторая. Мысль; Кристаллы; Минералы; Atom; Вакуум; Симметрия; Время; Живое вещество; Биосфера; Искусство; Философия; Человек; Разум; Личность; Часть третья. Бессмертие; Организатор; Прошлое -- для будущего; Гидрогеохимия и гидрогеотермия; Мерзлотоведение; Геохронология; Механизм геосфер; Ноосфера, психозой и геотехнология; Энергия земли; Натуралист; Синтез знаний; Заключение; Литература; Основные труды В. И. Вернадского; Работы о В. И. Вернадском; Вкладыш на 8-и страницах с 11-ю фотографиями.


  • Баландин, Рудольф Константинович. Ноосфера Земли [Текст] : прозрения и заблуждения Вернадского : [12+] / Р. К. Баландин. - Москва : Вече, cop. 2017. - 286, [1] с. : ил., портр.; - (Мифы и тайны современной науки).

    Аннотация:
    По мнению автора книги, учение В. И. Вернадского о биосфере - самое крупное из фундаментальных достижений науки ХХ века. Оно обобщает сведения из многих наук и открывает новые горизонты познания. Как писал английский физик Джозеф Джон Томсон, нобелевский лауреат: "Великое открытие - это не конечная станция, а, скорее, дорога, ведущая в области, до сих пор неизвестные. Мы взбираемся на вершину пика, и нам открывается другая вершина, ещё более высокая". Учение о биосфере помогает постичь смысл бытия человечества и выработать правила, которых следует придерживаться для предотвращения глобального экологического кризиса. Но, как полагает Р. Баландин, оно не безупречно, а концепция ноосферы, предложенная Вернадским, вызывает серьёзные сомнения. Автор призывает пересмотреть её с новых позиций на основе фактов, что позволит наметить путь развития цивилизации в гармонии с земной природой.

  • В. И. Вернадский и Крым : люди, места, события... / Н. В. Багров, В. Г. Ена, В. В. Лавров и др. - К. : Либідь, 2004. - 310 с. : цв. ил.

    Аннотация: Книга посвящена крымскому периоду жизни Владимира Ивановича Вернадского. В Крыму Владимир Иванович неоднократно отдыхал; тут ему удалось заглянуть в свое будущее и сказать пророческое слово в науке - о живом веществе, предварительно осуществив многочисленные научные экскурсии, основательно изучив историю и детально исследовав природу полуострова; тут ему было суждено возглавить плеяду известных ученых. Одновременно эта книга о людях, с которыми на крымской земле встречался, общался и работал В. И. Вернадский, и о тех местах на полуострове, которые он посетил.

  • Гумилевский, Л. И. Вернадский [Текст] / Л. И. Гумилевский. — 3-е изд. — М. : Мол. гвардия, 1988. — 255 с. : ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 325).

    Аннотация:
    Книга Льва Гумилевского «Вернадский» является первой развернутой и популярной биографией гениального русского ученого. Она о жизни великого русского ученого Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945) прекрасной и удивительной, представляет собой образец цельности, насыщенности высшими духовными интересами, нравственной ответственностью. Его деятельность связывает разные времена России, оправдывает само ее существование. Он мощно двинул вперед все науки о Земле и новое понимание общества и личности. Он создал учение о биосфере и о разуме в природе, новое представление о времени и пространстве и, следовательно, новое естествознание, которое только сегодня становится внятно мировому научному мышлению.

  • Казначеев, Влаиль Петрович (1924-2014.). Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере / В. П. Казначеев ; отв. ред. В. К. Шумный. - Изд. 2-е. - Москва : Ленанд, 2020. - 248, [3] с.

    Аннотация: Освещены ключевые моменты учения академика В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере в связи с актуальными комплексными проблемами и научными направлениями советской науки (социальная экология, экология человека, космическая антропоэкология и т.д.). В работе дается естественно-научный прогноз тенденций преобразования биосферы, развития здоровья человека, человеческих популяций.

  • Козиков, Иван Андреевич. В. И. Вернадский - создатель учения о ноосфере [Текст] : [монография] / И. А. Козиков. - Москва : Изд-во Московского ун-та, 2013. - 217, [1] с. : портр.; - (Библиотека факультета политологии МГУ / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. политологии).

    Аннотация: Монография посвящена учению В. И. Вернадского о ноосфере. В ней анализируется процесс формирования у В. И. Вернадского ноосферных представлений в ходе его научной, научно-организационной, общественно-политической деятельности. Для специалистов, преподавателей, аспирантов, студентов, широкого круга интересующихся проблемами ноосферы и наследием В. И. Вернадского.
     
© КРЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
©
© КМК; © СТЭК; © Ядрова Г.В . - выставлено 11.3.2023 г.