К Дню учителя - 2024 г.
Информационный дайджест
«Учителями
и педагогами
славится
Россия»
 
5 октября работники сферы образования
в России отмечают профессиональный праздник.
Именно в этот день учителя и педагоги принимают
поздравления и благодарности за свой труд.
Необхолимо в этот день вспомнить и
о тех преподавателях и писателях, которые
вошли в историю педагогической науки
России и прославили эту профессию в веках.
 
Павел Петрович Блонский(1884-1941)
     Павел Петрович Блонский оказал заметное воздействие на становление отечественной педагогической науки, особенно в первое десятилетие советской власти. Его монография "Трудовая школа" (1919) рассматривалась как важнейший теоретический ориентир при создании новой школы в 1920-х гг. П. П. Блонский - автор более 200 педагогических, психологических, педологических, философских работ.
     В предреволюционные годы были изданы его труды по дошкольному воспитанию, национальному воспитанию, истории педагогики, психологии. В 1920-х гг. ученый не ограничивался созданием теоретических работ и активно участвовал в разработке новых школьных программ. Он организовал Академию социального воспитания (высшее педагогическое учреждение), проводил опытно-экспериментальную работу в школе. С середины 1920-х гг. теоретические интересы Блонского сконцентрировались на проблемах педологии.
     Павел Петрович Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку, далекую от обыденных рассуждений и рецептов. Он полагал, что педагогика как наука требует философских обоснований, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке. Она должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении (например, какие есть наказания, и почему они существуют).
     Важнейший инструментарий научной педагогики и гарантия достоверного педагогического знания - объективные статистические сведения о ребенке и детстве, полученные с помощью различных тестов. При этом Блонский предостерегал от недостаточной репрезентативности диагностических методов. Извечную гуманистическую идею превращения ребенка в центр педагогического процесса Блонский стремился облечь в строго научные формы, позволяющие перейти от прекраснодушия к истинно гуманному воспитанию.
      Так, рассуждая о типологии учащихся, Блонский предлагал вести педагогическую работу согласно схеме сильного и слабого типов физического и умственного развития ребенка. Например, ребенок слабого типа не должен конкурировать с ребенком сильного типа, он нуждается в дополнительных занятиях ("неуспевающих детей надо развивать"). По убеждению Блонского, успешно воспитывать и обучать можно при условии знания норм и ценностей социального окружения, в частности, норм и ценностей школьного класса.
      Школьный класс - сложная система, выполняющая интегративные функции через общественное мнение, настроение, доминирующие установки вожаков и членов группы. Согласно концепции трудовой школы П. П. Блонского предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего природного мира. Обучение следовало строить в соответствии с различными фазами детского развития (генетический метод). Особое внимание Блонский уделил проблеме развития интеллекта детей в процессе образования. Он считал архаическими вопросно-ответную систему и экзамены. Блонский считал целесообразным упражнять ребенка посредством решения различных учебных и нравственных проблем (помощь товарищу, взрослому, родителю).


Подробнее в литературе:


      Блонский / [Сост. и авт. предисл. Л. И. Богомолова]. - Москва : Изд. дом Шалвы Амонашвили : Моск. гор. пед. ун-т, 2000. - 223, [1] с. : портр. - (Антология гуманной педагогики).
     Аннотация:
Самый известный в 20-е годы XX века в России педагог — «советский Песталоцци», как называли его на Западе, преданный затем на родине анафеме и многолетнему забвению, Павел Петрович Блонский (1884–1941) предстаёт со страниц «Антологии» блистательным учёным-теоретиком и глубоко
современным учителем-гуманистом. В данный сборник включены работы П. П. Блонского, посвящённые детской и школьной педагогике. Издание предназначено для детских педагогов и учителей начальной школы.


      Блонский, Павел Петрович (1884-1941). Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. - Изд. 3-е, [репр.]. - Москва : URSS : ЛЕНАНД, cop. 2017. - 204, [1] с. : табл. - (Из наследия мировой психологии).


Аннотация: Советский философ, педагог и психолог Павел Петрович Блонский (1884–1941) оставил яркий след в истории отечественной науки — сначала как выдающийся знаток и блестящий интерпретатор философии платонизма («Философия Плотина», 1918; неоднократно переиздавалась в нашем издательстве), а в дальнейшем как один из корифеев советской психологии и автор генетической теории памяти. В своей книге «Память и мышление» (1935) П.П.Блонский показал, что четыре вида памяти — моторная, аффективная, образная и вербальная — представляют собой четыре последовательных стадии психического развития человека. Интеграция биологического и социокультурного знания позволила ученому представить впечатляющую картину эволюции не только памяти, но и человеческого поведения в целом. Книга будет полезна психологам, педагогам, врачам, студентам и аспирантам соответствующих специальностей, а также широкому кругу заинтересованных читателей.


     Блонский, Павел Петрович (1884-1941). Педология : Кн. для преподавателей и студентов высш. пед. учеб. заведений / П.П. Блонский; Под ред. В.А. Сластенина. - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 287 с. : табл. - (Педагогическое наследие).  

 Аннотация:
В книге представлен труд «Педология» выдающегося ученого П. П. Блонского, посвященный проблемам психологии детей младшего школьного возраста.

     Помелов, Владимир Борисович. Тенденции развития российского образования первой половины XX в. : монография / В. Б. Помелов ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Вятский государственный университет". - Киров : ВятГУ, 2020. - 187 с., [4] л. ил.,портр.
 
Выготский Лев Семенович (1896-1934).
      Имя Льва Семёновича Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения.
     Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив своё время. В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, учёный пришёл к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребёнка и воспитания.
     По мнению учёного, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку.
     Лев Семёнович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдёте конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь учёный пришёл к выводу, что воспитание – это не приспособление ребёнка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперёд – за границы этой среды. И только личная деятельность ребёнка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.


Подробнее в литературе:


      Выготский, Лев Семенович (1896-1934). Мышление и речь : [12+] / Л. С. Выготский. - Москва : АСТ, cop. 2024. - 571, [3] с. : табл. - (Русская классика. Книги, изменившие мир. Писатели, объединившие поколения) (Эксклюзив: Русская классика).

Аннотация: Книга "Мышление и речь" стала результатом почти десятилетней работы основателя культурно-исторической теории развития психики и личности Льва Семеновича Выготского. Сам автор охарактеризовал ее как "психологическое исследование одного из труднейших, запутаннейших и сложнейших вопросов экспериментальной психологии - вопроса о связи мышления и речи". Работа признана классикой отечественной психолингвистики и сохраняет свое научное значение до сих пор, став основополагающей для теории и практики современной психологии.

     Выготский / Сост. и авт. предисл. Леонтьев А.А. - [Переизд.]. - Москва : Амонашвили : Моск. гор. пед. ун-т, 2002 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). - 221, [2] с. : ил., табл. - (Антология гуманной педагогики).

Аннотация:
Предлагаемый читателю очередной том "Антологии гуманной педагогики" включает малоизвестные труды одного из основателей педагогической психологии Л.С. Выготского.

     Выготский, Лев Семенович (1896-1934). Педагогическая психология / Лев Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 671 с. : табл.

Аннотация: Книга содержит основные научные положения крупнейшего отечественного психолога Льва Семеновича Выготского, касающиеся связи психологии с педагогикой, воспитания у детей внимания, мышления, эмоций. В ней рассматриваются психолого-педагогические проблемы трудового и эстетического воспитания школьников, учета их одаренности и индивидуальных особенностей в процессе обучения и воспитания. Особое внимание уделяется изучению личности школьников и роли психологических знаний в учительском труде. В книгу вошла также работа "Орудие и знак в развитии ребенка", представляющая интерес в свете понимания Л. С. Выготским развития высших психологических функций человека.
 
Антон Семёнович Макаренко (1888 - 1939)
     В первое пятнадцатилетие послереволюционного времени Антон Семёнович Макаренко создал собственную систему преподавания, которую успешно опробовал в Колонии им. М. Горького. Она сочетает в себе обычаи и приемы народной педагогики, укрепления коллектива, самоуправления, дисциплины и глубокой веры в человека.
      Благодаря его авторской методике беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями.
     В чём было новаторство Макаренко? В яркой и чёткой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Его система направлена на то, чтобы научить ребёнка войти в коллектив, жить в нём, и при этом раскрыть свою индивидуальность.
      Антон Семёнович Макаренко считал, что коллектив – это лучшая среда для комфортного развития личности. Помимо этого, немаловажным условием является посильный физический труд.
       Согласно позиции ЮНЕСКО, Макаренко отнесен к четырём , определившим способ педагогического мышления в XX веке.

      Подробнее в литературе:


      Макаренко, Антон Семенович (1888-1939). Книга для родителей : [16+] / Макаренко Антон Семёнович. - Москва : Концептуал, 2023. - 335 с.


      Аннотация: Из книги вы узнаете: - как воспитать единственного ребёнка в семье; - какими должны быть взаимоотношения в многодетных семьях; - как воспитать в маленьком человеке умение и желание трудиться; - как научить ребёнка разумно относиться к деньгам; - как подойти к разговору с ребёнком о взаимоотношениях мужчины и женщины; - как справляться с детским эгоизмом; - как по мере взросления ребёнка сохранить авторитет родителей; - как научить ребёнка взаимодействовать со сверстниками.
      Книга написана прекрасным литературным языком, а советы и рекомендации А. С. Макаренко удивительно актуальны и в наше время, поскольку, как известно, мир меняется, а вечные вопросы родителей остаются прежними.

     Макаренко, Антон Семенович (1888-1939). Человек должен быть счастливым / Антон Семенович Макаренко. - Москва : Карапуз, 2009. - 285, [2] с. - (Педагогика детства).


     Макаренко, Антон Семенович (1888-1939). Педагогическая поэма : [18+] / Антон Макаренко. - Санкт-Петербург : Азбука, Азбука-Аттикус, 2024. - 731, [1] с. - (Русская литература : РЛ. Большие книги).

     
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)
     Писателя Льва Толстого всегда волновали проблемы воспитания и образования детей. В 1859 он открыл в Ясной поляне собственную школу для крестьянских детей. В школе велось обучение по 12 разным предметам – арифметике, чтению, географии, рисованию, пению и другим.  
    Сам писатель вел, в основном, математику, физику и историю. Уроки начинались в 8-9 утра и длились до 15-16 часов с перерывом на обед. Порядки в учебном заведении были довольно лояльными: за прогулы никто не наказывал, за неуспеваемость не ругали, домашних заданий и вовсе не было, а в классе каждый мог сесть на любое место.      «Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся», – объяснял это Толстой. – Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается».
     
      Лев Николаевич написал «Азбуку», «Новую азбуку», «Книгу для чтения». Для учебных книг Толстого характерны высокая художественность, лаконичность, простота, доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык.

Подробнее в литературе:

     Толстой / Сост. и авт. предисл. Егоров, С. Ф. - Москва : Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1997. - 221 с. : портр. - (Антол. гум. педагогики).

Аннотация: Лев Николаевич Толстой (1828–1910) больше известен как писатель, нежели как педагог. Между тем педагогическое наследие Толстого не только обширно, но и ценно. В настоящий сборник включены работы Толстого разных лет, посвящённые педагогике, в особенности, её гуманистической и нравственной составляющей. В этих произведениях всё согрето любовью к человеку и чувством уважения к ребёнку. Они наполнены заботой о благе подрастающего поколения и мыслями о грядущем счастье человечества.

     Толстой, Лев Николаевич (1828-1910). Воспитание в свободе : [избр. пед. ст.] / Л. Н. Толстой ; [сост. М. В. Богуславский, К. Е. Сумнительный]. - Москва : Карапуз, 2005. - 239 с. - (Педагогика детства) (Педагогические статьи и заметки, тексты для детей).

 Аннотация: В книге представлены наиболее интересные статьи, фрагменты трудов, письма, дневниковые записи великого русского писателя и замечательного педагога-гуманиста Льва Николаевича Толстого (1828-1910), относящиеся к образованию, развитию детей и семейному воспитанию. Значительную часть книги составляет "Азбука" Льва Толстого, которая поможет родителям и учителям вызвать у детей интерес к осмысленному чтению, любовь к русскому слову. Это источник народной мудрости, поистине азбука жизни.
Предназначенная родителям и воспитателям книга будет полезна преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.
 
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934)
     Станислав Теофилович Шацкий организовал новую воспитательную систему. В 1905 году среди детей и подростков рабочих окраин Москвы создал первые в России детские клубы. Прославился он больше не как преподаватель, а как организатор новой воспитательной системы.
     Он показал, что «детей улиц» можно оторвать от уличной жизни. Шацкий создал успешный детский летний лагерь, где жизнь была построена на принципах полного самообслуживания и самоуправления.

     Позже Шацкий создал Первую Опытную Станцию, включавшую в себя ясли, детские сады, площадки, систему школ 1 и 2 ступени и внешкольные учреждения. Знаменитый американский педагог и социолог Джон Дьюи, приехав на Станцию, не поверил своим глазам.
     Он заподозрил обман и вставал раньше всех, чтобы тайком наблюдать за жизнью детей и педагогов. Убедившись в правдивости, он подарил Станиславу Теофиловичу свою фотографию с надписью: «Я уезжаю от Вас с чувством большого уважения к той стране, в которой возможны такие замечательные педагогические дела».

Подробнее в литературе:

     Колесова, Алла Константиновна. Педагогический поиск С. Т. Шацкого : [Текст] : учебно-методическое пособие по курсу "История образования и педагогической мысли" / А. К. Колесова. - Москва : ЦИТвП, 2009. - 25 с.


     Педагогика среды - как научное направление и его учёт в практике [Текст] : материалы Всероссийских социально-педагогических чтений, посвященных 135-летию Станислава Теофиловича Шацкого, 2 - 3 октября 2013 года / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; под ред. Л. В. Мардахаева. - Москва : Перспектива, 2013. - 146 с.

Содержание: О творческом использовании педагогического наследия С. Т. Шацкого -Березкин Ю. К.; Социальное воспитание в творческом наследии С. Т. Шацкого - Быков А. К.; Реабилитационная суть педагогической концепции С. Т. Шацкого - Морозов В. В.; Общество "Сетлемент" и внешкольная работа с детьми в начале XX века - Дейч Б. А.; Опыт трудового воспитания в колонии "бодрая жизнь" - Доленко Е. Ю.; Вопросы подготовки педагога-воспитателя в наследии С. Т. 0 Шацкого - Жундрикова С. В.; Опытная станция по народному образованию, созданная С. Т. Шацким - Умярова А. У.; С. Т. Шацкий об учителе - Щербакова А. В.; Значение идей С. Т. Шацкого для современной практики - Янкина Н. В.; Истоки религиозного воспитания в вузах Кореи - Ким Чан Кю.

      Социально-педагогическое наследие Станислава Теофиловича Шацкого и современность : (к 130-летию со дня рождения) : материалы научно-практической конференции, 23 октября 2008 года / Международная акад. наук пед. образования, Российский гос. социальный ун-т, Каф. социальной и семейной педагогики ; [под ред. Л. В. Мардахаева, А. К. Быкова]. - Москва : Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2008. - 185 с. : ил.

     Шацкий, Станислав Теофилович (1878-1934). Лаборатория детства [Текст] : избранные педагогические сочинения / С. Т. Шацкий. - Раменское, Московская область : Грани успеха, cop. 2017. - 127 с. : ил. - (Педагогическое наследие России).

     Шацкий, Станислав Теофилович (1878-1934). Школа для детей или дети для школы [Текст] : избранные педагогические произведения : [в 2 т.] / С. Т. Шацкий ; М-во образования Московской обл., Акад. социального упр. - Москва : АСОУ, 2011.
Т. 1. - 2011. - 223, [1] с.
Т. 2. - 2011. - 254, [1] с.

© КРЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
©
© КМК; © СТЭК; © Ядрова Г.В . - выставлено 4.10.2024 г.