ДО 22 НОЯБРЯ 2016 ГОДА БИБЛИОТЕКА ГАПОУ РК
«СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
АРХИВ Web-САЙТА- http://stek-lib.ru
 
 


  
КАРТА САЙТА




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ:


 
 
Информационный дайджест
"Праздник
воскресения России"

 
 
Рекомендательный тематический
список литературы
 
Информационный дайджест 
"Крымчане за единую Россию"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тематическая выставка
"ИСТОРИЧЕСКАЯ
МИССИЯ
РОССИИ"
 
 
 
 
 
 
Час познания
к Дню воссоединения Крыма с Россией:
" КРЫМ 2014 год.
Как это было? "
 
 
 
Рекомендательный тематический
список литературы

"ВОССОЕДИНЕНИЕ
КРЫМА С РОССИЕЙ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Исторический экскурс
«Россия
единством крепка»
 
 
 
Познавательный час
к Дню народного единства 2019 года

«Мы разные,
но равные!»
 
 
 
К Дню народного
единства 2018 года
исторический час
«О прошлом память сохраняя»
 
 
 
Книги о памятнике героям,
одолевшим Смуту
.
 
 
 
 
 
Информационный дайджест  

 

"Всенародное волеизъявление
о памяти положивших
жизнь на алтарь Отечества"


Уважаемые пользователи
обращаем ваше внимание на то,
что информационный дайджест сформирован

на основе нового фонда библиотеки КМК
и
посвящён Дню народного единства 2022 года.
В разных форматах представленный
материал на бумажных
и электронных носителях доступен
для ознакомления в читальных залах библиотеки колледжа,
а тематически объединенные выдержки из печатных
источников показаны на данной web-странице.
 
   
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрёл свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Н. Майданик
   
         
 

      Памятник Минину и Пожарскому - скульптурная группа из бронзы, созданная Иваном Мартосомэ. Она расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Первый памятник в Москве. Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, одним из руководителей народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.

     Вопрос о сборе средств на постройку памятника был поставлен в 1803 году. Инициаторами установки памятника были члены передового Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина. Памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде — городе, где было собрано ополчение. Скульптор Иван Мартос сразу же приступил к работе над памятником. Помимо работы над проектом, он также выступает основным популяризатором народных героев Минина и Пожарского, представляя их обществу, как освободителей от иноземного ига.

      В 1807 году Мартос публикует гравюру с первой модели памятника. К 1808 году массовый энтузиазм по поводу установки памятника постепенно стихает. И тогда нижегородцы опять поднимают вопрос об установке памятника «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан».      2 мая 1808 года даётся указание президента Академии художеств «о сочинение нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени».

     К конкурсу привлекаются скульпторы Прокофьев, Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов. В ноябре 1808 скульптор Иван Мартос выиграл конкурс на лучший проект памятника Минину и Пожарскому, был издан императорский указ о начале сбора средств.
     1 января 1809 года была объявлена всенародная подписка и по всей России разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем Россиянам».
Рисунок значительно отличается от первого проекта и по своей композиции почти совпадает с окончательным решением памятника.
      К 1811 собранная сумма оказалась достаточной для начала работы над памятником. К этому же времени было решено установить памятник в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск. Создание малой модели началось в 1812 году, «в то время, когда предлежала великая работа - вновь спасать отечество подобно тому, как Минин и Пожарский ровно за двести лет тому назад спасали Россию». Из-за начавшейся войны работа над созданием памятника продвигалась относительно медленно, и лишь в 1815 году была завершена большая модель, выставленная Мартосом для публичного обозрения. Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны он неизмеримо возрос. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы. Периодическая печать не только помещала заметки о ходе работ над памятником, но посвящала ему отдельные большие статьи, в том числе и о технологиях, применяемых при изготовлении памятника.
     Отлитый памятник отправился 21 мая 1817 года из Санкт-Петербурга, где он был изготовлен, в Москву водным путём со специальным визитом в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника. Доставка завершилась 6 сентября. До февраля 1818 года шли работы по установке.

     4 марта (20 февраля) 1818 года в торжественной обстановке император Александр I и члены императорской семьи открыли памятник Минину и Пожарскому на Красной площади.


     Памятная надпись на постаменте гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. 1818 год»

     Первоначально памятник находился в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (на этом месте сейчас ГУМ). Летом 1931 года монумент, ставший помехой для демонстраций и парадов, был передвинут со своего исторического места, напротив Верхних торговых рядов, к фасаду Покровского собора.
     Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.
     Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.
     Средства на памятник были собраны по всенародной подписке.
Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.
Фигура Минина безраздельно господствует в композиции.
     Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо хотя и напоминает своими чертами лицо Зевса, но подстриженные в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху.
     Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина. В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство.
     Претерпел некоторые изменения лицевой барельеф: он стал лаконичнее, фигур стало меньше и трактовка их - выразительнее. Барельеф разделен на две части. В правой – группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой – группа женщин. По сравнению с первым вариантом эта группа стала ещё более выразительной. Коленопреклоненные женщины непросто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны.
Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.
     Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец с двумя сыновьями.      Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 г. сражался в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле.     Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.». На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части – на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой – группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей. Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, - на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы. Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, - это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев.
     Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения. Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.».
      На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части – на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой – группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей. Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, - на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы.
     Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, - это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.

      4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи.
     По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На нижегородском памятнике надпись сохранена, но без указания года.

     Впервые изображение памятника на российской почтовой марке появилось в 1904 году в почтово-благотворительном выпуске «В пользу сирот воинов действующей армии». Первая советская почтовая марка с «Мининым и Пожарским» появилась в 1946 году в предъюбилейной серии «Виды Москвы», приуроченной к 800-летию города. В 1992 году массовым тиражом изданы стандартные почтовые марки Российской Федерации с изображением скульптуры. В начале 1990-х гг. силуэт памятника Минину и Пожарскому был составной частью логотипа «Русского национального собора», который возглавлял генерал КГБ Александр Стерлигов.

    В 2016 году памятник был передан в оперативное управление Историческому музею. В августе 2018 года Государственный исторический музей объявил всероссийскую акцию по сбору средств на реставрацию памятника Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому – первого скульптурного монумента Москвы, установленного на Красной площади 200 лет назад в честь победы русских ополченцев над иностранными интервентами в 1612 году.

     Жертвователями стали сотни российских граждан, а также граждане стран СНГ. Самое крупное пожертвование было сделано банком «ПСБ». Оставшаяся часть средств, необходимых для реставрации монумента, выделена Министерством культуры Российской Федерации.
    
 В конце декабря 2021 г. были завершены работы по оборудованию павильона над памятником Минину и Пожарскому, проведению испытаний кран-балки и инженерному оборудованию павильона. 13 января 2022 г. в 14.08 скульптурная группа была успешно поднята с помощью кран-балки с постамента и перенесена на реставрационно-монтажный стол. Работы по реставрации памятника завершены к ноябрю 2022 г.
Реставрацию знакового для страны монумента провело Межобластное научно-реставрационное художественное управление (АО «МНРХУ»). Стоимость работ составила 55 млн. рублей.

Подробнее в литературе:
  • Баринов, Владимир Анатольевич. Отечество и отечественные войны в национальном самосознании России : к проведению в Российской Федерации Года памяти и славы : монография / В. А. Баринов, К. В. Баринова ; Академия военных наук, Омский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук. - Омск : Издательство ОмГТУ, 2020. - 174 с.

  • Бродский, Борис Ионович. Века, скульпторы, памятники [Текст] : [Докум. новеллы] / Б. И. Бродский, А. С. Варшавский ; Оформление и рис. Ю. Арндта, М. Попкова. - Москва : Сов. художник, 1962. - 228 с. : ил.

  • Забелин, Иван Егорович (1820-1908). Минин и Пожарский : "прямые" и "кривые" в Смут. время / И. Е. Забелин. - [Репр. изд.]. - СПб. : Рус. симфония : Б-ка акад. наук, 2005 (ГУП Тип. Наука). - 261, [3] с. : портр. - (Книжные памятники из фондов Библиотеки Академии наук).

  • Карпенко, Виктор Фёдорович. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. 1611-1612 / В. Карпенко ; [Фонд "Народный. памятник"]. - Н. Новгород : Унив. кн., 2004. - 71 с. : ил.. - (Жизнь знаменитых нижегородцев : Б-ка для юношества; Вып.3).

  • Мартос, Иван Петрович (1754-1835). Памятник Минину и Пожарскому [Текст] : [Альбом] / Скульптор Мартос ; [Авт. текста А. Л. Каганович]. - Ленинград : Художник РСФСР, 1964. - 18 с. : ил.

  • Рябов, Александр Николаевич. Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия : памятники героям Нижегородского ополчения / А. Н. Рябов. - Саранск; Н. Новгород, 2005 (Саранск : ГП Респ. тип. Красный Октябрь). - 141, [1] с. : ил., цв. ил.;. - (Нижегородское ополчение).

  • Рябов, Александр Николаевич. Памятники героям, одолевшим Смуту [Текст] / А. Н. Рябов. - Нижний Новгород ; Саранск : Тип. "Красный Октябрь", 2011. - 191 с. : ил., факс., цв. ил.

  • Супруненко, Юрий Павлович. Нижегородская земля [Текст] / Ю. П. Супруненко. - Москва : Вече, cop. 2016. - 287 с., [4] л. цв. ил. : ил., портр. - (Исторический путеводитель).
 
 
   
 
 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
 
 
 

      Именем Минина и Пожарского названы многие улицы и площади в городах России и Белоруссии. Это улица Минина и Пожарского в городе Горловка, улица Минина и Пожарского в Калининграде, улица Минина и Пожарского в Кемерове, улица Минина и Пожарского в Барановичах, улица Минина и Пожарского в Королеве, улица Минина и Пожарского в Синегорском поселке Белокалитвинского района Ростовской области (и др. ).
     

© КРЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
©
© КМК; © СТЭК; © Ядрова Г.В . - выставлено 29.10. 2022 г., отредактировано 5.8.2024 г.