Памятник
Минину и Пожарскому - скульптурная группа из бронзы, созданная
Иваном Мартосомэ. Она расположена перед Собором
Василия Блаженного на Красной площади. Первый памятник в Москве.
Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, одним
из руководителей народного ополчения во время польской интервенции
в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.
Вопрос
о сборе средств на постройку памятника был поставлен в
1803 году. Инициаторами установки
памятника были члены передового Вольного общества любителей словесности,
наук и художеств. Это же общество предложило во
главе композиции будущего памятника поставить народного героя
Кузьму Минина. Памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде
— городе, где было собрано ополчение. Скульптор Иван Мартос сразу
же приступил к работе над памятником. Помимо работы над проектом,
он также выступает основным популяризатором народных героев Минина
и Пожарского, представляя их обществу, как освободителей от иноземного
ига.
В 1807 году Мартос публикует гравюру с первой
модели памятника. К 1808 году массовый
энтузиазм по поводу установки памятника постепенно стихает. И
тогда нижегородцы опять поднимают вопрос об установке памятника
«на том самом месте, где Минин представил народу все имущество
своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан». 2
мая 1808 года даётся указание президента Академии художеств «о
сочинение нескольких проектов для монумента, коим дворянство и
граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина
Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном
времени».
К
конкурсу привлекаются скульпторы Прокофьев, Демут-Малиновский,
Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов. В ноябре
1808 скульптор Иван Мартос выиграл конкурс на лучший
проект памятника Минину и Пожарскому, был издан императорский
указ о начале сбора средств.
1 января 1809 года была объявлена
всенародная подписка и по всей России разосланы гравюры с изображением
утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем Россиянам».
Рисунок значительно отличается от первого проекта и по своей композиции
почти совпадает с окончательным решением памятника.
К
1811 собранная сумма оказалась достаточной для начала
работы над памятником. К этому же времени было решено установить
памятник в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить
обелиск. Создание малой модели началось в 1812 году, «в то время,
когда предлежала великая работа - вновь спасать отечество подобно
тому, как Минин и Пожарский ровно за двести лет тому назад спасали
Россию». Из-за начавшейся войны работа над созданием памятника
продвигалась относительно медленно, и лишь в 1815
году была завершена большая модель, выставленная
Мартосом для публичного обозрения. Интерес к созданию памятника
был и так велик, но после Отечественной войны он неизмеримо возрос.
Граждане России видели в этой скульптуре символ победы. Периодическая
печать не только помещала заметки о ходе работ над памятником,
но посвящала ему отдельные большие статьи, в том числе и о технологиях,
применяемых при изготовлении памятника.
Отлитый памятник отправился 21
мая 1817 года из Санкт-Петербурга, где он был изготовлен,
в Москву водным путём со специальным визитом в Нижний Новгород
в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм
в Смутное время и за участие в создании памятника. Доставка завершилась
6 сентября. До февраля 1818 года шли
работы по установке.
4
марта (20 февраля) 1818 года в торжественной обстановке император
Александр I и члены императорской семьи открыли памятник Минину
и Пожарскому на Красной площади.
Памятная
надпись на постаменте гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому
благодарная Россия. 1818 год»
Первоначально
памятник находился в середине Красной площади, напротив входа
в Верхние торговые ряды (на этом месте сейчас ГУМ). Летом 1931
года монумент, ставший помехой для демонстраций и парадов, был
передвинут со своего исторического места, напротив Верхних торговых
рядов, к фасаду Покровского собора.
Памятник Козьме Минину и Дмитрию
Пожарскому, один из наиболее известных памятников Москвы. Находится
на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор
памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.
Памятник
Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным
не в честь государя, а в честь народных героев.
Средства на памятник были собраны
по всенародной подписке. Мартос работал над
памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее
творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы
гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент,
когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому
старинный меч и призывает его встать во главе русского войска.
Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа,
что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный
для Отечества час.
Фигура Минина безраздельно господствует в композиции.
Навсегда запоминается его призывный
жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она
как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное
лицо хотя и напоминает своими чертами лицо Зевса, но подстриженные
в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон,
обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху.
Энергично вылепленный торс и широкий
шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Пожарский,
ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном
одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу,
но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина.
В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая
положена на меч, протянутый Мининым. Как и в гравюре, меч является
центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая
их единство.
Претерпел некоторые изменения лицевой
барельеф: он стал лаконичнее, фигур стало меньше и трактовка их
- выразительнее. Барельеф разделен на две части. В правой – группа
мужчин приносит обильные пожертвования, в левой – группа женщин.
По сравнению с первым вариантом эта группа стала ещё более выразительной.
Коленопреклоненные женщины непросто отдают свои драгоценности,
но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества.
Позы женщин значительны и торжественны.
Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив
головы кокошниками.
Обращает
внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец
с двумя сыновьями. Любимый ученик
Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные
черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило
то, что сын Мартоса в 1812 г. сражался
в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные
на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину
Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.». На
другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского
над врагами. Барельеф также разделен на две части – на одной изображены
русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским,
конь которого топчет врага, на другой – группа поляков бежит,
с ужасом оглядываясь на победителей. Однако этот барельеф менее
удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности,
которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить,
что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой
стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, - на задней. Этим
Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении
Москвы. Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям,
которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают
свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника,
и первое на что мы обращаем внимание, - это высоко поднятая рука
Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами
встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает
Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным
вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский
как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны,
то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается
на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные
на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство
обоих героев.
Таким образом, превосходное композиционное
решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.
Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен
отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг,
лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя.
Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле.
Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому
благодарная Россия лета 1818 г.».
На другой стороне постамента
барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также
разделен на две части – на одной изображены русские войны, спокойные
и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага,
на другой – группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей.
Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем
недостает напряженности и выразительности, которые так характерны
для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями
нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный
Пожарскому, - на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение
Минина, но и роль в освобождении Москвы.
Памятник Минину и Пожарскому принадлежит
к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения
постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается
силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, - это
высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим
ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина,
который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение.
Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей
меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник
с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой
на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны
отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие
крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное
решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.
4
ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник
Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная (на
5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами
Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи.
По заключению историков и экспертов,
в 1611 году Кузьма Минин именно с
паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать
народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На нижегородском
памятнике надпись сохранена, но без указания года.
Впервые
изображение памятника на российской почтовой марке появилось
в 1904 году в почтово-благотворительном выпуске
«В пользу сирот воинов действующей армии». Первая советская
почтовая марка с «Мининым и Пожарским» появилась в
1946 году в предъюбилейной серии «Виды Москвы»,
приуроченной к 800-летию города. В 1992 году
массовым тиражом изданы стандартные почтовые марки Российской
Федерации с изображением скульптуры. В начале 1990-х
гг. силуэт памятника Минину и Пожарскому был составной
частью логотипа «Русского национального собора», который возглавлял
генерал КГБ Александр Стерлигов.
В
2016 году памятник был передан в оперативное
управление Историческому музею. В августе 2018
года Государственный исторический музей объявил всероссийскую
акцию по сбору средств на реставрацию памятника Кузьме Минину
и князю Дмитрию Пожарскому – первого скульптурного монумента
Москвы, установленного на Красной площади 200 лет назад в
честь победы русских ополченцев над иностранными интервентами
в 1612 году.
Жертвователями
стали сотни российских граждан, а также граждане стран СНГ.
Самое крупное пожертвование было сделано банком
«ПСБ». Оставшаяся часть средств, необходимых для реставрации
монумента, выделена Министерством культуры Российской Федерации.
В
конце декабря 2021 г. были завершены работы
по оборудованию павильона над памятником Минину и Пожарскому,
проведению испытаний кран-балки и инженерному оборудованию
павильона. 13 января 2022 г. в 14.08 скульптурная
группа была успешно поднята с помощью кран-балки с постамента
и перенесена на реставрационно-монтажный стол. Работы по реставрации
памятника завершены к ноябрю 2022 г. Реставрацию
знакового для страны монумента провело Межобластное научно-реставрационное
художественное управление (АО «МНРХУ»). Стоимость работ составила
55 млн. рублей.
Подробнее
в литературе:
-
Баринов,
Владимир Анатольевич. Отечество и отечественные войны в
национальном самосознании России : к проведению в Российской
Федерации Года памяти и славы : монография / В. А. Баринов,
К. В. Баринова ; Академия военных наук, Омский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук. - Омск :
Издательство ОмГТУ, 2020. - 174 с.
-
Бродский,
Борис Ионович. Века, скульпторы, памятники [Текст] : [Докум.
новеллы] / Б. И. Бродский, А. С. Варшавский ; Оформление
и рис. Ю. Арндта, М. Попкова. - Москва : Сов. художник,
1962. - 228 с. : ил.
-
Забелин,
Иван Егорович (1820-1908). Минин и Пожарский : "прямые"
и "кривые" в Смут. время / И. Е. Забелин. - [Репр.
изд.]. - СПб. : Рус. симфония : Б-ка акад. наук, 2005 (ГУП
Тип. Наука). - 261, [3] с. : портр. - (Книжные памятники
из фондов Библиотеки Академии наук).
-
Карпенко,
Виктор Фёдорович. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. 1611-1612
/ В. Карпенко ; [Фонд "Народный. памятник"]. -
Н. Новгород : Унив. кн., 2004. - 71 с. : ил.. - (Жизнь знаменитых
нижегородцев : Б-ка для юношества; Вып.3).
-
Мартос,
Иван Петрович (1754-1835). Памятник Минину и Пожарскому
[Текст] : [Альбом] / Скульптор Мартос ; [Авт. текста А.
Л. Каганович]. - Ленинград : Художник РСФСР, 1964. - 18
с. : ил.
-
Рябов,
Александр Николаевич. Гражданину Минину и князю Пожарскому
благодарная Россия : памятники героям Нижегородского ополчения
/ А. Н. Рябов. - Саранск; Н. Новгород, 2005 (Саранск : ГП
Респ. тип. Красный Октябрь). - 141, [1] с. : ил., цв. ил.;.
- (Нижегородское ополчение).
-
Рябов,
Александр Николаевич. Памятники героям, одолевшим Смуту
[Текст] / А. Н. Рябов. - Нижний Новгород ; Саранск : Тип.
"Красный Октябрь", 2011. - 191 с. : ил., факс.,
цв. ил.
-
Супруненко,
Юрий Павлович. Нижегородская земля [Текст] / Ю. П. Супруненко.
- Москва : Вече, cop. 2016. - 287 с., [4] л. цв. ил. : ил.,
портр. - (Исторический путеводитель).
|