ДО 1 ЯНВАРЯ 2015 БИБЛИОТЕКА
СИМФЕРОПОЛЬСКОГО КООПЕРАТИВНОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
АРХИВ Web-САЙТА - http://cktek.crimea.ua./lib_ctek/index.htm
ДО 22 НОЯБРЯ 2016 ГОДА БИБЛИОТЕКА ГАПОУ РК
«СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
АРХИВ Web-САЙТА -http://stek-lib.ru
 

 

 

 

Поиск по сайту

  
КАРТА САЙТА



 
 
 
 
 Боговая, И. О.
"Озеленение населенных мест"
см. здесь....
 
Теодоронский, В. С. "Озеленение населенных мест с основами градостроительства"
см. здесь....
 
 
 
 
 

 

Поиск в Интернете
СТАРЫЙ САЙТ СКТЭК
(сформирован до 1.1.2015 г.)

Статистика
HotLog
Цитируемость
Яндекс цитирования
 
ПОЛНОТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

 
     Общее устройство грузовых автомобилей // Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей : учебник для НПО / В. В. Селифонов, М. К. Бирюков. – 7-е изд., стер. – М. : Академия, 2013. – С. 5-11.
   
Классификация грузовых автомобилей

     Грузовые автомобили как транспортные средства (ТС) можно подразделять по ряду признаков: назначению, грузоподъемности (классы), полной массе, проходимости, колесной формуле.
     По назначению грузовые автомобили подразделяются на бортовые, самосвалы, прицепные и седельные автопоезда, специализированные и специальные.
     Бортовые автомобили имеют грузовую платформу, расположенную за кабиной. Имея самое широкое назначение бортовые грузовые автомобили используются для перевозки всевозможных грузов. Груз при этом размещают на грузовой платформе и при необходимости укрывают разного рода тентами.
    Самосвалы предназначены для перевозки сыпучих грузов (грунт, порода, удобрения и т.д.). Грузовая платформа таких грузовых автомобилей рассчитана на управляемое опрокидывание назад или на три стороны для быстрой разгрузки груза.
    Прицепные автопоезда представляют собой тягачи (в виде бортовых грузовых автомобилей) с присоединением к ним одного или нескольких двух- или трехосных прицепов.
     Седельные автопоезда – это автомобили-тягачи, имеющие так называемое седло, на которое опираются специальным посадочным устройством полуприцепы (несамоходное автомобильное ТС), имеющие в задней части одну или более осей. Возможен также вариант сложного автопоезда, который представляет собой автопоезд из тягача, полуприцепа и прицепа (в данном случае к полуприцепу специальным сцепным устройством присоединен двух- или трехосный прицеп). Сложный автопоезд составляют с целью обеспечения особо большой грузоподъемности.
     Автомобили с особой конструкцией кузова, предназначенные для перевозки строго определенного типа груза, называются специализированными. Примером могут служить цистерны, хлебовозы, рефрижераторы для перевозки пищевых продуктов, панелевозы, самосвалы и др.
     В отличие от грузовых автомобилей, выполняющих функцию транспортного средства, специальные грузовые автомобили рассчитаны на выполнение определенных нетранспортных технологических задач. Например, пожарные автомобили предназначены для транспортировки выдвижных лестниц, доставки к месту пожара емкости с водой при наличии оборудования для тушения пожаров. Грузовые краны выполняют функцию доставки грузов на большой высоте. Цементовоз в процессе перевозки цементной смеси обеспечивает ее перемешивание. К специальным автомобилям относятся разного рода боевые автомобили, используемые в военных целях.
     В классификации по грузоподъемности различают грузовые автомобили особо малые (до 0,75 т), малые (0,75...2,5 т), средние (2,5...5,0 т), большие (5,0...10,0 т) и особо большие (свыше 10,0 т).
    Существует классификация грузовых автомобилей по полной массе. Если по международной классификации ЕЭК ООН парк грузовых автомобилей по полной массе делится на три категории: N1 – до 3,5 т; N2 – 3,5...12 т и N3 – свыше 12 т, то по отечественной классификации, разработанной Всесоюзным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (ВНИИАТ), парк грузовых автомобилей подразделен на пять не имеющих специального наименования классов: 1 – полная масса до 1,2 т; 2 – 1,2...2,0 т; 3 – 2...8 т; 4 – 8...14 т; 5 – 14...20 т. Предусмотрены также резервный класс 6 для ТС полной массой 20...40 т и класс 7 специальных автомобилей полной массой свыше 40 т.

     По колесной формуле грузовые автомобили делятся на автомобили с одной ведущей осью, с несколькими ведущими осями и полноприводные автомобили, у которых колеса всех осей являются ведущими. Полноприводные грузовые автомобили являются ТС высокой проходимости и имеют относительно ограниченное применение. В данном учебнике рассмотрены только дорожные грузовые автомобили с неведущей передней осью.
     В нашей стране используется маркировка автомобилей, принятая ранее в советском автостроении, согласно которой для описания базовой модели служит четырехзначный индекс, в котором первая цифра означает класс автомобиля (для грузовых автомобилей классификация по полной массе), вторая цифра – вид автомобиля , а третья и четвертая – заводской номер модели автомобиля (от 01 до 99). Пятая и шестая цифры в марке автомобиля обозначают модификации и варианты базовой модели.
     Для примера в табл. 1.1 приводятся классификационные данные для некоторых грузовых автомобилей классов 2-6, выпускаемых в России, а на рис. 1.1 показан общий вид грузовых автомобилей ГАЗ-3302 «Газель», ЗИЛ-4331, КамАЗ-6510.


    
Общее устройство грузовых автомобилей и варианты их компоновки

     Как в автономном ТС в грузовом автомобиле обязательно предусмотрены источник энергии, трансмиссия, ходовая часть, кабина, кузов и система управления.
     Источник энергии обеспечивает возможность самостоятельного перемещения ТС, в рассматриваемом случае – грузового автомобиля.
     В качестве источника энергии чаще всего используется поршневой двигатель внутреннего сгорания (ДВС), бензиновый, газовый или дизель.
     Трансмиссия предназначена для передачи вращающего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам автомобиля.
     Трансмиссия может быть механической, гидромеханической или электрической. Механическая трансмиссия включает в себя сцепление, ступенчатую коробку передач (КП), карданную передачу и ведущий мост. Гидромеханическая трансмиссия включает в себя гидротрансформатор, механическую КП с неподвижными осями или планетарную, а также карданную передачу и ведущий мост. Электрическая трансмиссия представляет собой генератор, приводимый в работу от ДВС, и тяговый электродвигатель, передающий мощность к ведущим колесам автомобиля через карданную передачу и ведущий мост. Встречаются варианты электрической трансмиссии, в которых применяются два тяговых электродвигателя, которые вместе с механическим редуктором встроены в ступицы ведущих колес (мотор-колеса).
    Следует отметить, что на подавляющем большинстве выпускаемых в настоящее время грузовых автомобилей применяется механическая трансмиссия. Электрическую трансмиссию используют только на карьерных самосвалах особо большой грузоподъемности. Так, на карьерных самосвалах, выпускаемых Беларусским автомобильным заводом (Республика Беларусь, г. Жодино), электрическая трансмиссия применяется на машинах грузоподъемностью 75; 120; 180 и 250 т.
     Ходовая часть включает в себя несущее основание (раму), подвеску, шины и колеса.
     Системы управления представляют собой тормозное управление и рулевое управление.
     Грузовые автомобили 1-го класса чаще всего производят на базе серийно выпускаемых легковых автомобилей.      Грузовые автомобили других классов имеют самостоятельную базу, которая в свою очередь может служить основой для создания автобусов соответствующего класса.
     Ведущими колесами грузового автомобиля могут быть колеса передней оси – переднеприводный грузовой автомобиль (рис. 1.2, а, б), задней оси (или осей при многоосной схеме) – заднеприводный грузовой автомобиль (рис. 1.2, в) или всех осей – полноприводный грузовой автомобиль. Переднеприводная схема применяется в основном на грузовых автомобилях 1-го класса. В настоящее время в Российской Федерации массовое производство таких грузовых автомобилей не налажено.
     
    Заднеприводная схема является наиболее распространенной во всех классах ТС.
Полноприводная схема используется в основном для грузовых автомобилей, предназначенных к эксплуатации в тяжелых дорожных условиях, и чаще всего такие автомобили собирают на базе дорожных грузовых автомобилей.
На грузовых автомобилях двигатель чаще всего устанавливается в передней части автомобиля.
При этом двигатель может быть полностью выдвинут вперед относительно кабины и прикрыт специальным капотом. Такая компоновка называется «капотной».
     Примером автомобиля с капотной компоновкой могут служить грузовые автомобили ЗИЛ-4331 или Урал-4320. В отдельных случаях двигатель располагают впереди кабины, но при этом кабину устанавливают максимально надвинуто на двигатель и защита двигателя оказывается органически вписанной в общие очертания кабины.
     Примером автомобилей с такой компоновкой, называемой «полукапотной», могут служить грузовые автомобили ГАЗ-3302 «Газель» и ЗИЛ-5301 «Бычок». В некоторых случаях двигатель установлен внутри кабины и размещен между сиденьями водителя и пассажира (например, в грузовом автомобиле УАЗ-452). На отдельных грузовых автомобилях двигатель устанавливается за кабиной (например, грузовые автомобили КамАЗ-5320, ГАЗ-66). В последних случаях компоновку называют «вагонной».
Примером автомобилей с такой компоновкой, называемой «полукапотной», могут служить грузовые автомобили ГАЗ-3302 «Газель» и ЗИЛ-5301 «Бычок». В некоторых случаях двигатель установлен внутри кабины и размещен между сиденьями водителя и пассажира (например, в грузовом автомобиле УАЗ-452). На отдельных грузовых автомобилях двигатель устанавливается за кабиной (например, грузовые автомобили КамАЗ-5320, ГАЗ-66). В последних случаях компоновку называют «вагонной».

© КРЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
©
© КМК; © СТЭК; © Ядрова Г.В . - выставлено 15.10.2018 г.