|
|
|
|
|
КАРТА
САЙТА
|
|
Преимущества
непосредственного способа управления многоквартирным домом |
|
-
Отсутствие
необходимости доверять управление своим домом сторонним
лицам, заключая договор управления многоквартирным домом;
-
Отсутствие
платежей на оплату услуг по управлению общим имуществом;
Отсутствие посредников при взаимодействии с ресурсосберегающими
компаниями.
|
|
Недостатки
непосредственного способа управления
многоквартирным домом |
|
-
Необходимость выбора уполномоченного лица, который будет
представлять интересы собственников всего дома;
- Отсутствие
профессионального подхода к вопросу управления общим имуществом.
|
|
Непосредственное
управление многоквартирным домом
имеет ряд изменений:
|
|
Реформа
ЖКХ 2017 года внесла поправки. С 2015 года непосредственный
способ управления многоквартирным домом разрешалось практиковать
исключительно для домов с максимальной численностью квартир,
равной 16. С этого же года это число было увеличено до 30:
это связано с тем, что подобный способ управления собственностью
набирает популярность у населения. |
|
|
Дополнительные
источники
по теме : |
|
|
Белолипецкий,
Сергей Александрович. Управление многоквартирными домами
[Текст] : теория и практика / С. А. Белолипецкий ; под ред.
Е. И. Богомольного. - Москва : Проспект, 2016. - 174, [1]
с. : ил. |
|
Аннотация
: Книга посвящена основам и практике управления
зданиями, прежде всего жилыми многоквартирными домами, в
условиях несовершенного жилищного законодательства. Автор
описывает и систематизирует основы управления домами, делает
экономический анализ осуществления услуг такого рода. Приводятся
общемировые принципы управления объектами недвижимости,
дается современное толкование основной терминологии в этой
сфере. Рассмотрены спорные случаи, вступающие в явный конфликт
с действующим законодательством. Вводятся новые понятия,
не нашедшие пока должного отражения в нашей стране. Приведены
практические примеры управления и эксплуатации зданиями,
образцы договоров управления, оказания иных услуг. Рассмотрены
некоторые аспекты перспектив отрасли ЖКХ, сделаны выводы
о необходимости развития рыночных отношений. Предложена
определенная культура управления домами. |
|
|
|
|
Аринцева,
Ольга Петровна. Как управлять многоквартирным домом [Текст]
: методическое пособие / О. П. Аринцева, Е. И. Богомольный,
А. Н. Гонда, Е. В. Шерешовец ; под общей ред. О. П. Аринцевой.
- Москва : Проспект, 2017. - 128 с. : ил. |
Аннотация
:
Книга для студентов учебных заведений по специальностям,
связанным с управлением многоквартирными домами и их эксплуатацией,
руководителей и специалистов предприятий и организаций,
осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными
домами, занимающихся вопросами ЖКХ специалистов органов
власти всех уровней и органов местного самоуправления.
|
|
|
|
|
|
Минимальный
набор должностных обязанностей уборщицы установлен в п. 23 ПП
РФ 2013-290: |
-
сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей,
лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных
площадок и маршей, пандусов;
-
влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц,
шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых
ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных
ручек;
-
мытье окон;
-
очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых
покрытий, приямков, текстильных матов);
-
проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих
в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция
септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке,
на котором расположен дом.
Минимальный набор
должностных обязанностей дворника установлен в п. 24 (в холодный
период года) и п. 25 (в теплый период года) ПП РФ-2013-290:
В
холодный период:
-
очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега
и льда толщиной слоя свыше 5 см;
• сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории
от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;
-
очистка придомовой территории от снега наносного происхождения
(или подметание такой территории, свободной от снежного
покрова);
-
очистка придомовой территории от наледи и льда;
-
очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и
их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных
на придомовой территории общего имущества многоквартирного
дома;
-
уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
В теплый период:
-
подметание и уборка придомовой территории;
-
очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов,
и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории
общего имущества многоквартирного дома;
-
уборка и выкашивание газонов;
-
прочистка ливневой канализации;
-
уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка
металлической решетки и приямка.
Перечень
может быть дополнен иными работами, которые предопределяются
спецификой дома (например, удаление наклеенных рекламных объявлений,
покос травы, полив газонов и т.п.).
Сложный и порой конфликтный
вопрос – периодичность работ по уборке (именно от периодичности
и объема работ зависит оклад конкретного работника). Относительно
действий уборщицы п. 3.2.7 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003
№ 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации
жилищного фонда» устанавливает, что сухую уборку и мойку пола
лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен,
подоконников, отопительных приборов и т. д. следует производить
не реже чем через 5 дней, а стен – не менее двух раз в год.
Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять
не реже одного раза в месяц.
Наряду с федеральными нормативными
актами действуют региональные или муниципальные нормоположения
о благоустройстве, которые регулируют самые разные тонкости,
например, начиная с какой толщины снежного покрова и в какое
время суток должны убирать выпавший снег.
Разумеется, главное правило
– в подъезде и на придомовой территории должно быть чисто.
Мытье окон, обметание стен или протирку плафонов вполне способны
сделать сами жители во время весеннего субботника. А вот установленной
в законе мокрой уборки один раз в 5 дней может быть недостаточно.
Гораздо правильнее – реже обметать стены, но чаще мыть полы
(особенно в период распутицы на первых этажах). Поэтому периодичность
и конкретный набор должностных обязанностей дворника и уборщицы
должно определить правление ТСЖ в каждом конкретном случае.
|
|
|
Законодательно-методические
тексты
|
|
Управление
общедомовым имуществом. Заключение договоров с контрагентами и
сотрудниками [Электронный ресурс] // ТСЖ : Практическое руководство
по управлению многоквартирным домом / П. Кузнецов. – М., 2016.
– С. 101-120
|
|
|
Заключение договоров с контрагентами и сотрудниками |
После
того как ТСЖ получило в ФНС свидетельство о регистрации, в первую
очередь делается официальная печать организации.
Примерный срок изготовления печати – от одного рабочего дня, а
средняя ее стоимость от 600 руб. (в ценах 2016 г.), цена возрастает
в случае нанесения на печать сложного геральдического рисунка
(логотипа ТСЖ).
С изготовленной и полученной печатью
официально зарегистрированное ТСЖ начинает заключать
договоры с контрагентами. Обращаем внимание, что
порядок цен на услуги контрагентов должен быть определен и согласован
на этапе утверждения сметы доходов и расходов на финансовый год.
Внезапный переход от контрагента к контрагенту с изменением ценовой
политики не допускается сметой доходов и расходов ТСЖ.
Чем управляет ТСЖ
ТСЖ
управляет общим имуществом. Структура общего имущества определена
в ст. 36 ЖК РФ и в п. 2 ПП РФ-2006 491.
Общее
имущество МКД включает:
-
помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир
и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или)
нежилого помещения в этом многоквартирном доме (помещения
общего пользования), в том числе межквартирные лестничные
площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры,
колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные
за счет средств собственников помещений встроенные гаражи
и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические
чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные
коммуникации. иное обслуживающее более одного жилого и (или)
нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая
котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное
оборудование);
-
крыши;
-
ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая
фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные
плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
-
ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие
более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна
и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные
ограждающие ненесущие конструкции);
-
механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное
оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами
или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и
(или) нежилого помещения (квартиры);
-
земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом
и границы которого определены на основании данных государственного
кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
-
иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации
и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные
подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания
одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи,
детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного
участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Данное
имущество числится на балансе ТСЖ. При этом перечень указанного
в п. 2 ПП РФ-2006-491 общего имущества является конечным, а потому
не допускается его произвольное увеличение путем принятия на баланс
ТСЖ дополнительных объектов без решения общего собрания (пп. «А»
п. 1).
Совокупность объектов из данного
перечня образует ту балансовую и эксплуатационную ответственность,
за содержание и ремонт которой отвечает ТСЖ в соответствии с нормативными
актами, ГОСТами и стандартами, в частности:
-
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном
перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего
содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке
их оказания и выполнения» (вместе с «Правилами оказания услуг
и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего
содержания общего имущества в многоквартирном доме»);
-
Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170 «Об
утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного
фонда»;
-
ГОСТ
Р 51617-2000 «Государственный стандарт Российской Федерации.
Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» (утв.
Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 № 158-ст).
В
первом документе определен минимальный набор того, что должно
делать ТСЖ. Во втором и третьем – конкретные рекомендации с
периодичностью проведения тех или иных работ.
Вывоз
мусора и ТБО
Новое
ТСЖ должно немедленно организовать вывоз мусора.
После того как изменился способ управления МКД, прежняя управляющая
организация автоматически отказывается от выполнения обязанностей
по текущему содержанию и ремонту (так как у нее уже нет стимулов
оплачивать эти работы). Практически сразу же после этого скапливается
гора мусора, в летний период мусор начинает быстро гнить и отравлять
воздух на много десятков метров вокруг. ТСЖ в этой ситуации должно
предпринять меры к ликвидации свалки возле дома.
Для ликвидации свалки необходимо
заключить договор на вывоз мусора и твердых бытовых отходов (ТБО)
со специализированной организацией. В советское время вывоз мусора
осуществлялся исключительно государственными компаниями. Сейчас
в этой сфере работает множество коммерческих организаций (по данным
системы «2 Гис» в 2016г. в г. Москве насчитывалось более 200 компаний,
более 50 из них работали круглосуточно).
С 2016 г. вывоз мусора отнесен не
к жилищным, а к коммунальным услугам. До 1 января 2017 г. включительно
вся деятельность по сбору и утилизации твердых коммунальных отходов
сосредоточена в руках региональных операторов.
Порядок цен сильно варьирует и зависит
от типа мусорных контейнеров, установленных для сбора ТБО. Средняя
цена за вывоз мусора и ТБО в ценах 2016 г. в Москве составляет
около 500 руб. за 1 м3
, в регионах 200-300 руб. за 1 м3
.
В случае, если ТСЖ заключает договор с
государственной (муниципальной) организацией, оказывающей услуги
по вывозу мусора и ТБО, согласно п. 10 ПП РФ от 10.02.1997 № 155
«Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых
и жидких бытовых отходов», цена услуг не может быть выше устанавливаемой
или регулируемой соответствующими государственными органами (не
выше цены, установленной управлением по регулированию тарифов
субъекта РФ).
Правление ТСЖ должно выбрать несколько
компаний, проанализировать порядок работы с ними и расценки. После
того как компания выбрана, с ней заключается договор.
Очень важный вопрос – определение
графика вывоза мусора, именно от этого зависит стоимость, указанная
в смете доходов и расходов на финансовый год.
Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПиН 2.1.2.2645-10),
введенные в действие Постановлением главного государственного
санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 ««Об утверждении СанПиН
2.1.2.2645-10», устанавливают, что контейнеры и другие емкости,
предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться
или опорожняться ежедневно (п. 2.4.1).
ГОСТ Р 51617-2000 (п.
4.8) несколько дополняет СанПиН 2.1.2.2645-10 и устанавливает,
что услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов должны оказываться
в следующие сроки:
-
не реже одного раза в три дня – при температуре воздуха до
14 °С;
-
ежедневно – при температуре воздуха выше 14 °С;
-
по мере накопления – нечистоты и помои неканализированных
домовладений, крупногабаритные бытовые отходы.
Пункт
26 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее
ПП РФ-2013-290) устанавливает, что работы по обеспечению вывоза
мусора и ТБО должны предполагать незамедлительный вывоз при
накоплении более 2,5 м3.
Практика нашего TСЖ показывает, что
правильным является подход, при котором график вывоза ТБО зависит
от наполняемости контейнеров, которая в свою очередь зависит
от размеров дома (и количества контейнеров). Следует исходить
из того, что вывоз мусора должен осуществляться не реже, чем
через день, а далее этот график можно будет откорректировать
по факту.
Характеризуя габариты и типы контейнеров,
отметим, что ГОСТ Р 51617-2000 устанавливает (п. 4.7), что при
оказании услуг по сбору бытовых отходов на придомовой территории
должны быть установлены сборники для твердых отходов:
-
переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100
дм3, установленные под навесом, – для жилых домов с населением
до 200 человек;
-
контейнеры вместимостью до 800 дм3 – для домов с населением
200 человек и более.
В
неканализированных зданиях должны быть установлены сборники
(выгребы) для жидких отходов.
Сейчас для сбора мусора обычно используются евроконтейнеры на
колесиках (металлические либо пластиковые) средней емкостью
1000-1100 л. Контейнеры обычно предоставляет контрагент, осуществляющий
вывоз мусора. Евроконтейнеры могут предоставляться бесплатно
на срок действия договора с контрагентом либо за определенную
в договоре минимальную плату.
Относительно местоположения контейнеров
СанПиН 2.1.2.2645-10 устанавливает, что для установки контейнеров
должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или
асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями
(кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан
на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 штук.
Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок,
мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м и не
более 100 м. Емкости с отходами не допускается выставлять за
пределы мусоросборного помещения заблаговременно (ранее одного
часа) до прибытия специального автотранспорта (п. 8.2.5).
Дворник и уборщица или
клининговая компания
ТСЖ обязано выполнять минимальный
перечень услуг и работ, необходимых для поддержания чистоты
и порядка на придомовой и внутридомовой территории МКД. Необходимые
работы выполняет дворник (внешняя территория) и уборщицы (внутриподъездная
уборка).
Сложный вопрос, который должно
решить правление TСЖ до утверждения сметы доходов и расходов,
– нанимать ли дворника и уборщицу в качестве штатных работников
или заключить договор подряда (возмездного оказания услуг) с
клининговой компанией.
Преимущество клининговой
компании в том, что она сама платит налоги за своих сотрудников.
Недостатки связаны с высокой стоимостью либо с низким качеством
работ.
Фактически клининговая компания
выступает как посредник: 20-50% из 10000 руб., которые заложены
на каждую штатную единицу, ее сотрудники на практике отдают
компании. Часто сотрудники клининговых компаний вообще официально
не трудоустроены. Если для ТСЖ качество уборки важнее бухгалтерских,
налоговых и прочих забот, нужно заложить достаточный бюджет
на наем дворника и уборщицы.
Дворника и уборщицу принимают
на работу с утверждением их должности и оклада в штатном расписании,
либо по трудовому договору, либо по договору возмездного оказания
услуг. Посредник в виде клининговой компании убирается из цепочки
трудовых отношений, председатель (или управляющий) самостоятельно
определяют обязанности и объем работ уборщицы и дворника. Деньги
платятся им напрямую, что сказывается на качестве работы в лучшую
сторону.
Но и недостатки очевидны. Во-первых,
если с дворником и уборщицей заключен трудовой договор, их сложнее
уволить (чем при заключении договора возмездного оказания услуг).
Следует учитывать личный фактор: человек может заболеть, уехать,
уйти в загул, а жителям МКД нужно, чтобы снег был убран, а подъезд
– радовал чистотой.
В то же время по трудовому договору
и по договору возмездного оказания услуг за дворника и за уборщицу
платятся налоги (13% подоходного налога) и социальные взносы:
-
в Пенсионный фонд РФ – по тарифу 22%;
-
в ФСС России – по тарифу 2.9%;
-
в ФФОМС – по тарифу 5,1%.
Эти
выплаты ложатся дополнительной нагрузкой на бюджет ТСЖ, а издержки
должны быть отражены в утверждаемой общим собранием смете доходов
и расходов.
Выбирать между клининговой компанией или штатными дворником
с уборщицей весьма непросто. Если дом элитный и жители готовы
платить, можно нанять клининговую компанию. Для обычного многоквартирного
«муравейника», наверное, лучше взять штатных работников.
Какой договор заключать
с дворником и уборщицей – трудовой или договор возмездного оказания
услуг?
Риски трудового договора с малознакомым
сотрудником описаны выше. При этом ст. 15 ТК РФ запрещает (с
большими штрафами по ст.5.27 КоАП РФ) заключать гражданско-правовые
договоры, фактически регулирующие трудовые отношения между работником
и работодателем. Выходом может быть заключение срочных трудовых
договоров, установление испытательного срока либо такое составление
договора возмездного оказания услуг, чтобы предмет последнего
не походил на трудовые отношения между работником и работодателем.
Бухгалтер
или расчетный аутсорсинговый центр
Квалифицированный бухгалтер во
многом определяет успех работы ТСЖ.
К его обязанностям относятся:
-
Выставление квитанций собственникам помещений – на оплату
текущего содержания и ремонта и на оплату взносов на капитальный
ремонт. Обычно они не объединяются в одну (особенно если счета
для этих платежей открыты в разных банках). В любом случае
с лицевыми счетами собственников помещений бухгалтер фактически
работает дважды (текущее содержание и капитальный ремонт),
а количество лицевых счетов в доме автоматически умножается
на два.
При
этом обязанность выставления квитанций можно передать на аутсорсинг.
В городах есть расчетные центры, которые специализируются исключительно
на выставлении квитанций (точнее говоря, на их формировании,
распечатывании и разнесении по почтовым ящикам). ТСЖ может заключать
с такими расчетными центрами агентский договор, при этом сумма
комиссионного (агентского) вознаграждения составляет примерно
3% от суммы платежа.
Если для ТСЖ накладно покупать
специализированную программу по формированию квитанций или нет
сотрудника, умеющего работать в ней, возможно, стоит отдать
функцию по формированию и выставлению квитанций ТСЖ на аутсорсинг.
Это не означает, что ТСЖ не нужен бухгалтер, ведь наряду с этим
бухгалтер реализует учетную политику. Также следует учитывать,
что аутсорсинг – услуга недешевая.
-
Ведение учетной политики. ТСЖ является
полноценным юридическим лицом, ведущим хозяйственную деятельность.
Для государства не имеет значения, является ли юридическое
лицо некоммерческим или нет. Все правила по ведению учетной
политики в полной мере и в полном объеме распространяются
на деятельность ТСЖ (со всеми штрафами при нарушении установленных
порядков). Поэтому на бухгалтера возлагается ведение кадрового
учета, уплата налогов по сотрудникам, своевременное предоставление
отчетности в социальные и пенсионный фонды и пр.
-
Подготовка финансовых документов и отчетности.
В соответствии с законодательством ТСЖ обязано отчитываться
на общем собрании перед собственниками об итогах минувшего
финансового года. Общему собранию предшествует работа бухгалтера
с членами ревизионной комиссии, которые осуществляют проверку
деятельности правления ТСЖ на предмет расходования денежных
средств, собранных с собственников помещений МКД. Отчет перед
общим собранием осуществляется по установленному ПП РФ от
23.09.2010 № 731 Стандарту раскрытия информации, и бухгалтер
принимает непосредственное участие в подготовке данного стандарта.
-
Выдача справок населению. На основе
имеющейся финансовой и прочей информации бухгалтер по запросу
собственников помещений МКД готовит следующие документы: справку
о составе семьи, копии финансово-лицевого счета, выписку из
домовой книги и пр.
Бухгалтер
работает в ТСЖ по трудовому договору, а его должность и оклад
утверждаются в штатном расписании. Обратите внимание на то,
что бухгалтер не может являться членом правления ТСЖ, так как
согласно п. 3.1 ст. 147 ЖК РФ член правления ТСЖ не может совмещать
свою деятельность в правлении с работой в товариществе по трудовому
договору.
Если толковый бухгалтер найдется
среди собственников помещений ТСЖ и согласится работать на этой
сложной должности, то для ТСЖ это будет оптимальным решением
и большой удачей. Если среди собственников помещений бухгалтера
нет, для его поиска можно либо воспользоваться Интернетом (читая
и размещая объявления), либо обзвонить ближайшие ТСЖ, где может
найтись бухгалтер, способный взять на свой баланс еще один МКД.
Управляющий ТСЖ
Все большее распространение получает
практика управления ТСЖ специальным должностным лицом – управляющим.
Он может иметь статус индивидуального предпринимателя и наниматься
для выполнения блока работ в ТСЖ, обычно реализуемых председателем.
Управляющим не может быть член правления ТСЖ (поскольку с ним
заключается трудовой договор). Житель МКД, в котором создано
ТСЖ, может быть управляющим.
Часто управляющими ТСЖ становятся
опытные председатели правления ТСЖ и ЖСК, которых приглашают
поработать во вновь создаваемые товарищества или в товариществах,
оставшихся по тем или иным причинам без председателя. Это возможно,
если жители дома хотят создать ТСЖ, но не находят подходящей
кандидатуры на должность председателя. В этом случае председатель
является формальной и представительской фигурой, а реальную
совокупность работ осуществляет управляющий.
Управляющий может быть привлечен
к работе в ТСЖ на основе двух видов договоров – трудового и
гражданско-правового об оказании услуг (или иного). Для того
чтобы управляющий мог представлять интересы ТСЖ в отношениях
с третьими лицами, необходима доверенность (гл. 10 ГК РФ). Она
выдается председателем правления ТСЖ как лицом, имеющим право
действовать от имени ТСЖ без доверенности (п. 2 ст. 149 ЖК РФ).
Содержание доверенности (перечень полномочий, передаваемых управляющему)
должно основываться на условиях договора.
В число должностных
обязанностей управляющего могут входить:
-
подбор подрядчиков для выполнения работ по обслуживанию и
ремонту общего имущества МКД и заключение с ними договора;
-
заключение договоров на оказание коммунальных услуг;
-
заключение иных договоров от имени ТСЖ;
-
наем и увольнение работников;
-
осуществление контроля за выполнением работ по обслуживанию,
содержанию и ремонту МКД;
-
представление интересов ТСЖ в любых учреждениях и организациях,
в том числе в органах государственной власти, органах местного
самоуправления, суде;
-
взаимодействие с собственниками помещений в МКД и членами
ТСЖ по вопросам работы ТСЖ, выдача различных справок и информации;
-
информирование собственников помещений в МКД и членов ТСЖ
об отключении горячей/холодной воды, ремонтных работах на
теплотрассе с уведомлением сроков начала и окончания данных
работ путем размещения такой информации на информационных
стендах на первых этажах подъездов МКД;
-
снятие и предоставление показаний общедомовых приборов учета
в ресурсоснабжающие (ресурсопоставляющие) организации в порядке,
установленном такими организациями и действующим законодательством;
-
своевременное предоставление сведений и иных документов в
контролирующие, надзорные, судебные и иные учреждения и организации
в соответствии с действующим законодательством;
-
участие в проверках надзорных инстанций и принятие мер для
устранения нарушений, повлекших применение административных
санкций в случае, если они были приняты;
-
подготовка и направление необходимых обращений, заявлений,
жалоб, ходатайств от имени ТСЖ третьим лицам, прием и получение
корреспонденции;
-
хранение печати ТСЖ и ее использование в документообороте
ТСЖ в соответствии с действующим законодательством, уставом
ТСЖ и договором;
-
распоряжение денежными средствами ТСЖ;
-
работа с должниками ТСЖ по взысканию задолженности;
-
ведение реестров членов ТСЖ и собственников помещений в МКД;
-
помощь лицу, ответственному в ТСЖ за прием и передачу в ФМС
документов для регистрации и снятия с учета.
Выбор
банка для банковского обслуживания
Банковская система
– это кровеносная система экономики, а поскольку ТСЖ – полноправный
экономический субъект, эффективное банковское обслуживание становится
приоритетом.
Банков в России много, счет идет
на сотни кредитно-финансовых учреждений. При этом периодически
случается отзыв лицензий у тех банков, которые проводят несбалансированную
финансовую политику либо имеют прямые кассовые разрывы. Есть
ТСЖ, которые пострадали из-за отзыва лицензий у обслуживающих
банков. Приятного в этом мало, поэтому определим критерии выбора
банка для банковского и расчетно-кассового обслуживания для
ТСЖ.
-
Крупный банк – не
всегда надежный. Российская финансовая история последних лет
показывает, что крупные банки могут внезапно прекратить свое
существование, а деньги, собранные ТСЖ, пропасть.
-
Выбор банка определяется спецификой
ТСЖ и совокупностью проводимых операций. Почти всегда наряду
с созданием ТСЖ собственники МКД принимают решение о формировании
фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ. В этом
случае в одном банке у ТСЖ может быть сразу два счета: основной
расчетный и специальный для аккумулирования взносов на капитальный
ремонт.
-
Решение в пользу определенного банка должно учитывать
удобство интернет-банкинга, а также общего сервиса
в отделении, порядка предоставления реестров по платежам и
наконец – близость отделения банка к месту нахождения правления
ТСЖ. Ведь бухгалтеру ТСЖ придется несколько раз в неделю ездить
за банковскими выписками.
-
Выбор банка также связан с платой за открытие
расчетного счета и его обслуживание и с суммой комиссионного
вознаграждения, получаемого банком при поступлениях
на счет (при оплате квитанции жителями) либо при списании
со счета ТСЖ в пользу контрагентов. Если тарифы банка кажутся
завышенными, а желание открыть счет именно в данном банке
имеется, всегда стоит попытаться обратиться с личным письмом
на имя руководства с просьбой о корректировке тарифов в сторону
снижения. Многие банки идут навстречу в данном вопросе, не
желая терять клиентуру в кризис.
Стоимость
услуг по банковскому обслуживанию, а также сумма комиссионного
вознаграждения банка должны быть просчитаны заранее и отражены
в смете доходов и расходов ТСЖ.
В качестве инновационной технологии
банковского обслуживания ТСЖ можно рассмотреть использование
переносных терминалов оплаты на основе технологии эквайринга.
Это позволит не только оплачивать все квитанции непосредственно
на территории дома, но и эффективнее взаимодействовать с должниками.
При обходе квартир должников можно предложить провести оплату
сразу же, банковской картой.
Сдача общедомового
имущества в аренду
Согласно
действующему законодательству, общедомовое имущество может сдаваться
в аренду третьим лицам. Это делается с разрешения общего собрания
(пп. 3 п. 2 ст. 44 ЖК РФ), а само решение принимается 2/3 голосов
собственников (67% от общей площади).
Какие именно части
общего имущества могут сдаваться в аренду?
-
Лифтовые
кабины. Это традиционное средство получения
дохода от общедомового имущества. В лифтах размещаются так
называемые лифтборды, представляющие собой рамку со стеклом.
Услуги по размещению рекламы в лифтах (indoor-рекламы) только
в Москве предлагают более 200 рекламных агентств и компаний
(данные системы «2 Гис»). Среднюю стоимость за один лифтборд
определить довольно сложно, так как она зависит от типа дома
и числа жилых помещений. Но в целом можно сказать, что цена
за один лифтборд начинается от 200-300 руб. в ценах 2016 г.
Довольно часто наряду с размещением рекламы в лифтах рекламные
агентства дарят ТСЖ рекламные стенды для информационных сообщений
(такие стенды вешаются внутри подъездов). Во всяком случае,
если ТСЖ попросит такой стенд для своих нужд, маловероятно,
что в этой просьбе откажут.
-
Внешний контур здания. Если дом
расположен на видном месте (перекресток, центр города и т.д.),
его внешняя стена может выступить в качестве рекламной площадки,
сдаваемой в аренду. Если в МКД имеется коммерческое нежилое
помещение (магазин и т.п.), его собственник может использовать
части общедомового имущества для рекламных целей только с
разрешения общего собрания (которое, скорее всего, захочет
установить арендные платежи).
-
Земельный участок. Если
территория позволяет и участок имеет арендную или рекламную
ценность, можно предусмотреть сдачу его части в аренду (для
установки киоска, устройства парковки и т.п.), а полученный
доход потратить на благоустройство МКД.
-
Внутриподъездное пространство для провайдеров
связи. Как правило, собственникам помещений в дом оказывают
услуги несколько провайдеров телевидения, телефонии и Интернета
(чаще всего «Ростелеком», «Эр-Телеком», МТС и пр.). Провайдеры
размещают внутри домов оборудование (обычно на верхних технических
этажах в металлических шкафах), используя при этом общедомовую
электроэнергию.
Фактически
провайдеры используют общедомовое имущество для заработка.
Например, собственник помещения может не пользоваться услугами
ни одного из провайдеров, но вынужден оплачивать затраты на электроэнергию
для работы их оборудования и нести издержки на очистку подъезда
от рекламного мусора и спама провайдеров. Поэтому ТСЖ должно выступить
с инициативой заключения договоров аренды провайдером части территории
МКД для размещения оборудования.
Следует иметь в виду, что провайдеры
идут на заключение договоров с ТСЖ неохотно, а сумма, предлагаемая
ими за аренду, порой унизительно мала (по регионам минимальный
порог варьирует от 200-250 руб. за дом в месяц). Соглашаться с
этим или нет, каждое ТСЖ решает самостоятельно.
В то же время можно попытаться выжать из провайдеров больше, чем
они предлагают. Для этого общее собрание собственников должно
установить арендные платежи для провайдеров либо отдать решение
этого вопроса на усмотрение правления ТСЖ.
Если провайдер не будет соглашаться
с решением общего собрания ТСЖ, ему необходимо письменно выставить
требование о демонтаже оборудования. Если провайдер откажется
подчиниться и будет настаивать на своем праве диктовать ценовую
политику, необходимо обращаться на него с жалобой в жилищную инспекцию,
а если это не поможет, то в Федеральную антимонопольную слжубу
(ФАС) (если провайдер занимает более 35% рынка региона) и прокуратуру.
Обычно провайдеры не хотят терять
клиентуру, и, если постараться, условия правления ТСЖ будут выполнены.
Есть ряд ТСЖ (в небогатых
регионах и с небольшим количеством квартир, до 150), которым крупные
провайдеры платят от 1200 до 1500 руб. в месяц. Во всех этих случаях
решение об увеличении арендных платежей принималось общим собранием
и «продавливалось» правлением и председателем ТСЖ.
В любом случае следует исходить из того,
что ТСЖ как менеджер общедомового имущества должно диктовать ценовую
политику. Провайдеры будут этому противиться, пытаться подкупить
членов правления ТСЖ бесплатными услугами и т.д. Лишь твердая
позиция позволит добиться лучших арендных платежей за размещение
технологического оборудования провайдеров в МКД. |
|
|
|