АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
- головной сайт : https://rk-kmk.ru/
ДО 22 НОЯБРЯ 2016 ГОДА БИБЛИОТЕКА ГАПОУ РК
«СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
АРХИВ Web-САЙТА -http://stek-lib.ru
 
 
 


  
КАРТА САЙТА


 
 
 
 
Литература
по теме информационного
дайджеста
:

 
  • Агеев В. Н. Формирование институтов гражданского общества в России как способ борьбы с коррупцией и ее проявлениями [Текст] / В. Н.
    Агеев // Взаимодействие институтов гражданского общества и органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции: материалы Всероссийского межвузовского круглого стола (Нижнекамск, 23 декабря 2011 г.). - Казань, 2012. - С. 18-22.

  • Бессчасный, С. Административная ответственность юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные правонарушения [Текст] / С. Бессчасный, В. Скорик // Законность. — М., 2015. — № 6. — С. 50-52.


  • Государственная политика противодействия коррупции в России и за рубежом: тенденции и перспективы развития [Текст] : материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, 9 октября 2009 года / Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Казанский гос. технологический ун-т", Ин-т упр., экономики и социальных технологий, Фак. социально-гуманитарных технологий, Студенческое науч. о-во "ИУЭСТ КГТУ" ; [редкол.: А. В. Морозов (отв. ред. и сост.) и др.]. - Казань : КГТУ, 2010. - 211 с. : ил.

  • Елисеева, Светлана Николаевна. Меры противодействия коррупции в России: учебное пособие [Текст] / С. Н. Елисеева, Ю. В. Вадивасова ; Саратовский социально-экономический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова". - Саратов : Амирит, 2018. - 107 с.

  • Зеленцов, Алексей Александрович. Теоретические и практические аспекты противодействия коррупции в России [Текст] : учебное пособие / А. А. Зеленцов, И. А. Биккинин, Е. В. Коломийченко ; М-во внутренних дел Российской Федерации, ФГКОУ ВПО Уфимский юридический ин-т. - Уфа : РИО Уфимского юридического ин-та МВД России, 2015. - 47 с.


  • Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом [Текст] : учебно-методический комплекс (учебное пособие) / отв. ред. С. А. Авакьян. — М., 2016. — 568 с.

  • Коррупция в современной России : состояние и проблемы противодействия : международная научно-практическая студенческая конференция (Белгород, 4 декабря 2020 г.) [Текст] : сборник докладов / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова ; под редакцией В. В. Моисеева. - Белгород : Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова, 2020. - 334 с. : цв. ил., табл.

  • Норкин, Кемер Борисович. Системные проблемы борьбы с коррупцией в России [Текст] / К. Б. Норкин. - Москва ; Калуга : Облиздат, 2011. - 319 с. : табл.

  • Противодействие коррупции в федеральных органах исполнительной власти [Текст] : научно-практическое пособие / отв. ред. А. Ф. Ноздрачева. —
    М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации ; ИНФРА-М, 2016. — 184 с.


  • Форычев, Б. Г. Основные направления по борьбе с коррупцией в России [Текст] / Форычев Б. Г. - Москва : Лаборатория Книги, 2010. - 123 с. : табл.

  • Цирин А.М. Антикоррупционные инструменты и их применение в федеральных органах исполнительной власти [Текст] // Журнал российского права, 2009. - № 2. - С. 11-17, 28-34.
 

Дополнительная
информация:

 
 
 
 
Тематическая книжная выставка
"Борьба с коррупцией
в России"
 
 
 
 
 
 
 
 

Рекомендательный тематический

список литературы
"Конституционное
право России"
 
 

Рекомендательный тематический
список литературы

"Конституционные права,
свободы и обязанности
граждан России"
 
 

     
Информационный дайджест  
 
"Системный подход в борьбе
с коррупцией в России"
Цель антикоррупционной политики Государства – снижение уровня
коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов
граждан, общества и государства от угроз, воздействия
и последствий, связанных с коррупцией.
 
Уважаемые пользователи.
Обращаем ваше внимание на то, что информационный дайджест
продолжает серию электронных полнотекстовых материалов,
помогающих удалённо изучать
изменения в законодательстве России.

Все материалы сформированы на основе электронного и книжного фонда библиотеки КМК и других библиотек г. Симферополя,
с которыми заключены договора об информационном сотрудничестве в обеспечении учебного процесса.
Напоминаем, что со всеми полными текстами первоисточников можно ознакомится в читальных залах этих библиотек.
     
     Куракин, А. В. Противодействие коррупции в условиях пандемии коронавируса / А. В. Куракин // Российская юстиция - 2021. - № 1. - С. 58-60

     Аннотация : Несмотря на эпидемию коронавируса COVID-19, кор¬рупция остается одной из серьезных угроз национальной безопасности России. Учитывая общественную опасность данной проблемы, нами проведен детальный анализ дина¬мики коррупционной преступности в стране за 10 месяцев 2020 года, а также географии ее распространенности. В ходе анализа правоприменительной практики был выявлен ряд невостребованных статей Уголовного кодекса РФ, снижающих результативность антикоррупционной деятельности правоохранительных органов и нивелирующих основной ее принцип — неотвратимость наказания за коррупционные преступления.

     Despite the COVID-19 coronavirus epidemic, corruption remains one of the most serious threats to Russia's national security. Taking into account the social danger of this problem, we carried out a detailed analysis of the dynamics of corruption crime in the country for 10 months of 2020, as well as the geography of its prevalence. In the course of the analysis of law enforcement practice, a number of unclaimed articles of the Criminal Code were identified that reduce the effectiveness of anti-corruption activities of law enforcement agencies and level its main principle — the inevitability of punishment for corruption crimes.

     Из содержания :
     В соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, коррупция отнесена к числу основных угроз государственной и общественной безопасности. Обоснованность данной оценки подтверждается ежегодным Индексом восприятия коррупции (ИВК) Transparency Int., согласно которому Россия занимает 137-е место в списке из 180 стран, набрав 28 баллов из 100 возможных. По сравнению с 2018 г. в мировом рейтинге наша страна поднялась лишь на одну ступень: тогда нашими соседями были Иран, Гвинея и Мексика, а сегодня — Кения, Либерия, Уганда, Мавритания, Парагвай и даже Папуа — Новая Гвинея. Гораздо хуже рассматриваемые показатели только у Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана.
    В настоящее время Уголовный кодекс Российской Федерации не содержит отдельной главы о коррупционных преступлениях. Такие противоправные деяния содержатся в различных главах УК,' и определение их перечня отнесено к компетенции Генеральной прокуратуры и МВД России, которые в январе издали очередное Указание № 35/11/1 «О ведении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности». В перечне № 23 перечислены составы коррупционных преступлений, к числу которых отнесены деяния, имеющие все следующие признаки: наличие надлежащих субъектов, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) органом и учреждением, указанным в примечаниях к ст. 201 УК; связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей; обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц); совершение преступления только с прямым умыслом.
     Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Россией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.
    Преступления, относящиеся к перечню без дополнительных условий: ст. 141.1, 184, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. 200.5, 201.1, 204, 204.1, 204.2, п. «а» ч. 2 ст. 226.1,п.«б» ч. 2 ст. 229.1, ст. 289, 290, 291, 291.1,291.2 УК РФ.
     Преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий (корыстный мотив, статус субъекта): ст. 174, 174.1, 175, ч. 3 ст. 210, ст. 210.1, ст. 294,295, 296, 302, 307, 309, подп. «а» и «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 142, ст. 170, 200.4, 200.6, 201, 202, ч. 2 и 2.1 ст. 258.1, ст. 285, 285.1, 285.2, 285.3, ст. 285.4, ч. 1 и 2 и п. «в» ч. 3 ст. 286, ст. 292, ч. 3 ст. 299, ч. 2 и 4 ст. 303, ст. 305, ч. 4 ст. 188,п.«в» ч. 3 ст. 226, ч. 3 ст. 226.1, ч. 2 ст. 228.2, п. «в» ч. 2 ст. 229, ч. 3 и 4 ст. 229.1, ч. 3 и 4 ст. 183, п. «б» ч. 4 ст. 228.1, п. «б» ч. 2 ст. 228.4, ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258, ч. 3 и 3.1 ст. 258.1,п.«в» ч. 2 ич. 3 ст. 260, ч. 1 и 3 ст. 303, ст. 322.1,322.2,322.3 УКРФ.
     Преступления, которые могут способствовать совершению коррупционных преступлений, связаны с их подготовкой, в том числе мнимой, условиями для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества либо незаконного представления такой выгоды: ст. 159,159.1, 159.2,159.3,159.4, 159.5,159.6, ст. 169,178,179 УКРФ.
     Несмотря на санитарно-эпидемиологические и административные ограничения, введенные после начала пандемии коронавируса, количество коррупционных преступлений остается значительным. За 10 месяц» 2020 года зарегистрировано 27,5 тыс. таких преступлений (-0,3% к АППГ) и выявлено более 14,1 тыс. лиц (+5,2 %), их совершивших. Наибольшее их число совершено» Вентральном, Приволжском, Южном и Сибирском федеральных округах, а наименьшее — в Дальневосточном. Размер причиненного ими материального ущерба превысил 54 млрд руб., из которых добровольно возмещено лишь 7,3 млрд, или 13,6 %.
     В общей структуре коррупционной преступности, как и прежде, преобладают взяточничество (12,5 тыс.), мошенничества с использованием служебного положения, присвоения (растраты) и служебный подлог.
     Несмотря на 5-процентый прирост числа должностных преступлений (гл. 30 УК РФ, до 13,1 тыс.), удельный вес деяний, совершенных в крупных размерах либо причинивших крупный ущерб, остается незначительным — 2,3 тыс. Что касается случаев взяточничества, то из 3,7 тыс. фактов получения взяток менее трети были в крупных размерах. Случаев злоупотребления должностными полномочиями оказалось 1,8 тыс. (—7 %). На этом фоне более чем на 15% увеличилось количество случаев коммерческого подкупа (до 1054), в основном за счет мелкого.
     Наибольшую обеспокоенность вызывает динамика преступлений, связанных с гособоронзаказом и реализацией приоритетных национальных проектов. За указанный период в перечисленных сферах было выявлено 823 и 806 преступлений, соответственно. В большей степени от действий коррупционеров пострадали такие федеральные проекты (программы), как«Демография», «Жилье и городская среда», «Образование», «Здравоохранение» и «Безопасные и качественные автодороги».
    Однако достоверность статистической отчетности о борьбе с коррупцией вызывает обоснованные сомнения. Только в 2019 г. органы прокуратуры выявили 4,3 тыс. фактов ее искажения, из которых две трети — необоснованное отнесение преступлений к названной категории. Наряду с этим сохраняется практика дробления преступлений на отдельные эпизоды в целях искусственного улучшения качества антикоррупционной работы.
    Нельзя не учитывать и уровень раскрываемости коррупционных преступлений. По данным Генеральной прокуратуры России, за 10 мес. 2020 г. нераскрытыми [остались 172 факта злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и 308 фактов взяточничества (ст. 290-291 УК РФ). Лидерами по этим показателям остаются Центральный, Приволжский, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа.
Уголовное законодательство постоянно совершенствуется с целью соответствовать требованиям времени I новым формам коррупционной преступности. В этой язи все большую озабоченность вызывают «мертвые», т.е. не востребованные на практике (в силу недоказуемости или неопределенности диспозиции) антикоррупционные статьи Уголовного кодекса РФ, появившиеся 1 нем в последние годы и периодически ужесточаемые в части санкций.

     Ряд из них был введен во исполнение международных обязательств, возникших у России после ратификации антикоррупционных конвенций ООН {и Совета Европы в 2006 г. Речь идет о:

  • ст. 170.2 (Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории) введена Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 228-ФЗ;
  • ст. 184 (Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса) введена Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 198-ФЗ;
  • ст. 200.4 (Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд)10 введена Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. № 99-ФЗ;
  • ст. 200.5 (Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок) введена Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. № 99-ФЗ;
  • ст. 200.6 (Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд)" введена Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 520-ФЗ;
  • ст. 201.1 (Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа) 12 введена Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 469-ФЗ;
  • ст. 202 (Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами);
  • ст. 285.2 (Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов) введена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ;
  • ст. 285.3 (Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений) введена Федеральным законом от 1 июля 2010 г. № 147-ФЗ;
  • ст. 285.4 (Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа) введена Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 469-ФЗ;
  • ч. 3 ст. 299 (Незаконное возбуждение уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности и повлекло прекращение предпринимательской деятельности) введена Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 436-ФЗ;
  • ст. 304 (Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд) в ред. Федерального закона от 23 апреля 2018 г. № 99-ФЗ;
  • ст. 309 (Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу) в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ;
  • ст. 312 (Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации) в ред. Федерального закона от 7 декабря 2011г. №420-ФЗ.

    Очередной новеллой в этом перечне стала ст. 200.7 (Подкуп арбитра (третейского судьи)) УК РФ, введенная Федеральным законом от 27 октября 2020 г № 352-ФЗ13. Учитывая конфиденциальный характер гражданско-правовых сделок и труднодоказуемость корыстной заинтересованности третейского судьи, деятельность которого регламентируется отдельным федеральным законом, указанная норма вряд ли найдет свое практическое применение.
     Появление перечисленных статей (проекты которых были одобрены Верховным Судом РФ) имело своей целью пресечение наиболее опасных коррупционных проявлений в различных сферах жизнедеятельности общества (от спорта до гособоронзаказа). Однако в силу непродуманности их конструкций и поспешности принятия существование этих норм не оказывает влияния на динамику коррупционной преступности в стране. Поэтому большинство выявляемых коррупционеров осуждаются за мошенничество (ч. 3 ст. 159), присвоение (ч. 3 ст. 160), взяточничество (ст. 290-291.2) и коммерческий подкуп (ст. 204). При этом не всем из них в качестве дополнительного наказания назначается лишение права заниматься определенной деятельностью. После снятия (погашения) судимости у них появляется реальная возможность занять новую коррупциогенную должность в той или иной сфере. Таким образом, нивелируется один из важнейших принципов правоохранительной деятельности — неотвратимость ответственности за коррупцию, о необходимости бескомпромиссной борьбы с которой говорит президент.
    В связи с возросшей вероятностью совершения специфических коррупционных нарушений в условиях распространения коронавируса Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) в апреле опубликовала руководство «Коррупционные риски и актуальные правовые нормы в контексте COVID-19», в котором содержатся основные направления минимизации коррупционных рисков во время пандемии.
     В связи с активным распространением коронавируса COVID-19 правительства вынуждены в сжатые сроки обеспечивать принятие законодательства, направленного на оснащение национальных систем здравоохранения необходимыми ресурсами в упрощенном порядке. Однако принимаемые ими правовые акты хотя и позволяют оперативно приобретать необходимое оборудование и лекарства, часто не учитывают существующие нюансы в системе госзакупок, делая ее уязвимой для коррупции.
    В этой связи ГРЕКО заявляет о важности соблюдения 14-го из Двадцати руководящих принципов борьбы с коррупцией15, который призывает государства принимать меры по обеспечению прозрачности в закупочной сфере для стимулирования добросовестной конкуренции и проведению регулярного анализа закупок в сфере здравоохранения на предмет наличия уязвимостей. Кроме того, рекомендуется не допускать возникновения конфликта интересов в деятельности госслужащих, ответственных за подготовку и проведение закупок.
     Во время пандемии становится актуальной проблема мелкого взяточничества: граждане прибегают к подкупу для получения приоритетного доступа к медицинским услугам, тестам, медицинскому оборудованию, лекарствам, обхода карантинных мер. В этой связи ГРЕКО рекомендует соблюдать Резолюцию 1946 (2013) Парламентской ассамблеи Совета Европы «Равный доступ к медицинской помощи», призывающую страны принять меры по борьбе с коррупцией в здравоохранении.
     Еще одной уязвимой областью является инвестирование в проведение медицинских исследований и разработку вакцины против COVID-19. Для того чтобы минимизировать коррупционные риски в этой сфере, требуется повысить эффективность работы контролирующих органов, принять меры для урегулирования конфликтов интересов и лоббистской деятельности.
     В контексте пандемии особое значение имеет обеспечение защиты лиц, сообщающих о незаконной деятельности, вне зависимости от выбранных каналов информирования. Раскрытие ими подобных сведений может играть ключевую роль в борьбе с коррупцией не только в государственном, но и частном секторах, включая сферу здравоохранения. В этой связи ГРЕКО призывает государства члены создавать благоприятные условия для информаторов в соответствии с Рекомендацией CM/Rec (2014) 7 Комитета министров Совета Европы «О защите осведомителей».
     В частном секторе вероятность коррупционных проявлений во время пандемии коронавируса также высока: это касается фактов подкупа для активизации замедлившихся из-за вводимых административных ограничений бизнес-процессов, фальсификации бухгалтерских документов, необходимых для получения господдержки, и т.д. В этой связи ГРЕКО напоминает о необходимости руководствоваться пятым из Двадцати руководящих принципов борьбы с коррупцией — «Недопущение использования юридических лиц для прикрытия коррупционных правонарушений».
    По данным Росфинмониторинга, наиболее частые коррупционные проявления в период пандемии — аффилированность поставщиков высокотехнологичного оборудования медицинским учреждениям, которые способствуют участию в закупках единственного поставщика с одновременным завышением начальной максимальной цены контракта. Наряду с этим встречаются ненадлежащее использование бюджетных средств, выделенных для увеличения выпуска одноразовых медизделий (масок и перчаток; здесь также проводятся торги с единственным участником), а также хищения бюджетных средств, выделенных на строительство быстровозводимых медобъектов для борьбы с пандемией в рамках гособоронзаказа ….
    Эффективная борьба с коррупцией требует качественной работы всего госаппарата, надлежащего международно-правового сотрудничества, тесного взаимодействия с институтами гражданского общества и частным сектором, а также политической воли. Разрушительные последствия пандемии коронавируса, требующие значительных финансовых затрат государства, обусловливают необходимость результативной антикоррупционной работы и подчеркивают важность адекватного госуправления в целом.

     
     Казанкова, Т. Н. Коррупция и законодательство : анализ закона на коррупциогенность / Т. Н. Казанкова, А. С. Егорова // Вопросы экономики и права - 2021. - № 2 - С. 15-18 
      Аннотация :
Анализ закона на коррупциогенность является достаточно актуальным вопросом в государстве. Принимая нормативно-правовые акты с двусмысленной трактовкой, законодатель создаёт возможность должностным лицам трактовать их в своих интересах. Поэтому предоставляя в распоряжение эксперта нормативно-правовой акт с целью установления наличия в нём коррупциогенных факторов, вполне можно наблюдать динамику снижения коррупционных преступлений в государстве.

      Из содержания :
      Коррупционные действия проявляются во всех сферах жизни нашего государства, затрагивая отношения, как на бытовом уровне, так и на политическом... огромную роль в борьбе с коррупционными явлениями заслуживает Федеральный закон № 273-ФЗ « О противодействии коррупции», который был принят 25 декабря 2008 года, который в должной мере учредил основные положения, направленные на противодействие проявлениям коррупционных факторов в государстве.
     В настоящий момент дефиниция «коррупция» имеет достаточное и вполне конкретное закрепление в нормах Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года. Законодатель трактует коррупцию как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Законотворец не ограничился данным понятием в отношение только физических лиц, также им предложено рассматривать перечисленные деяния в интересах юридического лица или от его имени. Рассматривая коррупционные нарушения в рамках уголовного права, становится очевидным труднодоказуемость данных преступлений, именно этим обосновывается роль превентивных мер борьбы с коррупцией.
      Огромное значение для борьбы с коррупционной составляющей в стране играет формирование чёткого законодательства, которое препятствует совершению государственными служащими различных махинаций. Таким образом, необходимо добиться конкретной формулировки законов и подзаконных нормативно-правовых актов, не предоставляющей возможности произвольных действий и лоббирования интересов третьих лиц.
      На практике доказано, что невозможно противодействовать коррупционным явлениям отдельными профилактическими мероприятиями, необходимо реализовать целый ряд мер борьбы, что в результате приведёт к снижению уровня коррупции в государстве. В качестве первоочередных мер борьбы необходимо обратить внимание на определение теоретических и методологических причин, уяснение, а также создание и реализацию новейших технологий, разработанных на основе научного анализа, которые вполне можно признать инструментами с эффективными результатами борьбы с коррупционной деятельностью.
    Неоднократно поднимался вопрос о выделении в российском законодательстве новой отрасли права, предметом изучения которой является коррупция. Говоря о потребности в новой отрасли права, данную мысль разделяет профессор Комарова А. И., предлагая способ упорядочения законодательства в сфере коррупции, кодификации уже действующих нормативных актов в единую и согласованную систему. Заслуженный юрист РФ Лахман А. Г. в качестве рационального способа внедрения новой отрасли предлагает институционализацию, поскольку данный процесс предполагает формирование свода определённых правил и норм, а принятые и действующие на данный период нормативно-правовые акты различной юридической силы как раз являются подтверждением сложившейся комплексной правовой отрасли.
     Наиболее часто признаки коррупции прослеживаются в публичных отраслях российского законодательства, например финансовое, таможенное, налоговое право, где присутствует процедура распределения денежных средств и вертикальные правовые отношения, то есть отношения «государство-гражданин» или «государство-организация». Не стоит обделять вниманием коррупционные махинации в частной деятельности, примером данного проявления может служить передача функций государства некоммерческим организациям на аутсорсинг. В результате чего коррупция приобретает модель посредничества между бизнесом и государством, что, безусловно, приводит к негативным последствиям, которые проявляются в ненадлежащем выполнении организациями своих функций и неэффективности государственного управления.
     К сожалению, необходимо согласиться с фактом принятия законов с двусмысленной трактовкой содержащихся норм, несущих в себе некую лазейку для лиц, склонных к коррупционным махинациям и уклоняющимся от ответственности. В качестве базиса развития коррупции в стране можно выделить пробелы и дефекты законов и подзаконных нормативно-правовых актов, которые возникают по причине невнимательности, а также в связи с допущением правотворческими органами юридических ошибок и неточностей. Необходимо отметить, что при установлении коррупциогенных факторов зачастую возникают трудности, поскольку не всегда удаётся установить умышленно или по невнимательности в нормах нормативно-правового акта содержатся некие «лазейки». Впрочем, несмотря на официальное закрепление коррупциогенных норм внешне по форме легальных, а в действительности — нелегальных позволяет рассматривать их в качестве составляющей презумпции совершения действий, противоречащих закону. Коррупциогенный фактор следует рассматривать как юридическое предписание, в котором заложены задатки, порождающие противоправные деяния в коррупционной сфере.
     Дефиниция «антикоррупционная экспертиза» и процесс анализа нормативно-правового акта неразрывно связаны, поскольку в качестве цели экспертизы и анализа выступает установление наличия в положениях документа факторов, имеющих коррупционную составляющую. Следовательно, процесс анализа является составной частью антикоррупционной экспертизы.
     Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов является одной из превентивных мер борьбы, предупреждающих распространение коррупционных начал в государстве. Её предназначение заключается в том, что у эксперта при мониторинге положений закона появляется возможность обнаружения коррупциогенных факторов. На самом деле антикоррупционную экспертизу можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, она выступает в качестве способа, позволяющего выявить факторы коррупции, с другой — ориентирована на выполнение превентивной меры борьбы с незаконными проявлениями.
     Организация и непосредственно сама процедура антикоррупционной экспертизы зафиксирована в Федеральном законе № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 года, следовательно, данная процедура выступает в качестве обязательства для органов федерального и регионального значения, принимающих нормативно-правовой акт, отступление от данного правила выступает в качестве ненадлежащего исполнения предписаний, однако, непроведение экспертизы уже действующих в государстве до момента принятия Федерального закона нормативно-правовых актов нарушением не является.

     Оценивая закон на коррупциогенность, в ходе экспертизы перед экспертом ставятся следующие задачи:

  • выявить коррупционные составляющие, а также пробелы и дефекты норм проекта нормативно-правового акта;
  • при выявлении коррупциогенных факторов разработать и аргументировать рекомендации по устранению нарушений и включению в положения закона превентивных норм (при их отсутствии);
  • предварительно оценить криминологическую обстановку после вступления в силу нормативно-правового акта;
  • выявить нормы, а также отдельные положения правового акта, которые противоречат или не соответствуют национальным и международным антикоррупционным стандартам;
  • определить возможную эффективность борьбы с коррупционными правонарушениями.

     Проведение анализа является достаточно трудоёмкой и комплексной работой, поэтому проводится в несколько этапов. Первый этап включает в себя предварительный анализ правовых отношений, которые регулируются данным нормативно-правовым актом, исследование и изучение судебной практики данной сферы, способов проявления коррупции в деятельности органов государственного управления и должностных лиц.
     Первоначально эксперту необходимо установить присутствуют ли атипичные компоненты коррупционности в нормативно-правовом акте и в отдельных положениях.
    В качестве способа проведения заключительного этапа выделяют анализ нормативно-правового акта по существу. Для того чтобы обеспечить обоснованность, объективность итогов оценки коррупциогенности нормативно-правового акта необходимо прибегнуть к анализу на предмет наличия коррупциогенных признаков отдельную норму нормативно-правового акта.
     В случае если после окончания антикоррупционной экспертизы экспертами будет установлено наличие в нормативно-правовом акте коррупционных признаков, то проработанный документ по праву признаётся не соответствующим общепринятым антикоррупционным правилам, поскольку в его содержании выявлены потенциальные риски коррупции при применении на практике.
     Говоря об анализе нормативно-правового акта на наличие коррупциогенных факторов, не стоит забывать о документообороте, так как при реализации одного документа, зачастую требуется принятие и рассмотрение иных документов. В качестве меры их законности и правомерности выступают нормы законов правительствен ных и ведомственных актов, которые содержат в себе правила их подготовки, представления и рассмотрения, а также виды и их значение. Но несмотря на это, по-прежнему, имеются созданные государством препятствия вследствие де формации документооборота.

     Антикоррупционный мониторинг является относительно новой превентивной мерой борьбы с коррупцией. Целью данного мониторинга выступает обнаружение всевозможных недочётов и ошибок, которые характеризуются наличием коррупциогенности. В данный момент на базе Совета Федерации Федерального Собрания РФ функционирует Центр мониторинга, данные центры осуществляют свою деятельность и в Самарской области, и Ставропольском крае, и в других регионах государства.
     В российском государстве предусмотрена не одна, а несколько методик, в соответствии с которыми реализуется антикоррупционная экспертиза, поскольку коррупция для государства представляет серьёзную проблему. Буквально в 2019 году в практику была внедрена новая методика антикоррупционной экспертизы, где были приняты во внимание рекомендации Института законодательства и сравнительного правоведения.

     По завершению анализа закона на коррупциогенность в заключении должны быть отражены следующие обязательные пункты:

  • в случае выявления коррупции должны быть перечислены факторы;
  • отражена степень проявления коррупциогенных признаков (низкая, средняя, высокая);
  • предложения разработчикам, носящие рекомендательный характер, например, устранить выявленных признаки коррупции, организовать проведение дополнительной экспертизы.
     Вынесенный по итогам оценки нормативно-правового акта результат должен быть рассмотрен уполномоченным на это государственным служащим, принимая во внимание действующий регламент. В случае непринятия мер реагирования на предписанные рекомендации, следует рассматривать данное действие как нарушение в форме служебного проступка.
     Таким образом, анализируя материал по данной теме, следует отметить, что борьба с коррупционной составляющей должна пронизывать все отрасли российского права. Реализуя „отдельные профилактические мероприятия по противодействию коррупции, невозможно искоренить такое масштабное явление, поэтому необходимо использовать превентивные меры борьбы, пронизывающие всё российское законодательство.
     Учитывая то, что российское законодательство включает в себя в основном общие положения об антикоррупционных экспертизах нормативно-правового акта, стоит уделить внимание ведомственным и региональным программам по борьбе с законотворческой коррупцией. Было бы уместно включить в систему права новую отрасль, предметом изучения которой является коррупция и все её составляющие. Необходимо официально признать антикоррупционную экспертизу обязательной процедурой, обязательным этапом подготовки любого нормативно-правового акта. Анализ закона на коррупциогенность является эффективной мерой борьбы с коррупционной составляющей в государстве, поскольку эксперт, исследуя текст нормативно-правового акта, работает на опережение, то есть, выявляя и устраняя наличие коррупциогенных факторов, он выступает своего рода барьером антикоррупционного законодательства. Принимая во внимание вышеперечисленные рекомендации в качестве меры противодействия коррупции оценка нормативно-правового акта на коррупциогенность будет выступать результативным показателем профилактики коррупции в федеральных органах исполнительной власти. Предотвращая появление в системе законодательства новых нормативно-правовых актов с коррупциогенными признаками, российское государство смело может рассчитывать на снижение уровня коррупционных преступлений, а также на добросовестную деятельность служащих всех уровней власти.
         
© КРЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
©
© КМК; © СТЭК; © Ядрова Г.В . - выставлено 17.10.2021 г., отредактировано 13.1. 2022 г., 28.7.2024 г.