АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
- головной сайт: https://rk-kmk.ru/
ДО 22 НОЯБРЯ 2016 ГОДА БИБЛИОТЕКА ГАПОУ РК
«СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
АРХИВ Web-САЙТА- http://stek-lib.ru
 

  
КАРТА САЙТА



 
   
 
 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Информационный дайджест
«Страницы блокадного Ленинграда»
 
 
 
 
 

Историческая панорама к 75-летию со дня освобождения советскими
войсками города Ленинграда
от блокады его немецко-фашистскими войсками

«Перебирая
в памяти былое…»

 
 
 
Час истории к дням освобождения
Ленинграда (27 ЯНВАРЯ 1944 Г.)
и Сталинграда (2 ФЕВРАЛЯ 1943 Г.)
от немецко-фашистских
захватчиков

«Память
опаленных лет»
 
 
 
Рекомендательный
список
литературы

"Блокада
Ленинграда"
 
 
 
Информационный дайджест
«Подвиг Ленинграда
помним, славим, гордимся, чтим»
Уважаемые пользователи
обращаем ваше внимание на то, что информационный дайджест сформирован на основе фонда
библиотеки КМК и других библиотек г. Симферополя, с которыми заключены договора о сотрудничестве
в информационном обеспечении учебного процесса в колледже.

Дайджест посвящён 80-летию прорыва блокады Ленинграда (18 ЯНВАРЯ 1944 Г.)
В разных форматах представленный материал на бумажных носителях доступен для ознакомления
в читальных залах библиотеки колледжа (1 читальный зал – Гагарина 11, 2 читальный зал – Будённого 28),
а тематически объединенные выдержки из печатных источников показаны на данной web-странице.
 
По данным Ленинградской Комиссии по
установлению и расследованию преступлений
и злодеяний немецко-фашистских захватчиков
во время блокады Ленинграда
потери составили:
  • 332059 - человек убито военных;
  • 111142 — без вести пропавших;
  • 16747 - человек погибло при артобстрелах и бомбардировках;
  • 632253 — человек умерло от голода.

    Подробнее:
  • Ленинград. Война. Блокада. Дорога жизни : материалы и исследования / сос. П. В. Игнатьев [и др.]. - Санкт-Петербург : Галарт, 2018. - 387, [36] с. : ил., табл.; - (Ленинград. Война. Блокада.)
  • Ломагин, Никита Андреевич. В тисках голода : блокада Ленинграда в документах германских спецслужб, НКВД и письмах ленинградцев : [16+] / Н. А. Ломагин. - Москва : Яуза-каталог ; [Б. м.] : Историко-культурный центр Карельского перешейка, 2020. - 489 с. : табл. - (Блокада Ленинграда. Воспоминания).
"Слава и тебе, великий город,
Сливший во едино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил."    Вера Инбер, 1944 г.
 

     Монумент Защитникам Ленинграда возведен в память о подвиге горожан во время Великой Отечественной войны. Композиция расположена на площади Победы, в том месте, где в годы войны находилась фронтовая дорога, и был создан мощный узел сопротивления врагу — с дотами и стальными ежами, противотанковыми заграждениями и артиллерийским орудием. До 1962 года площадь Победы называлась площадью у Средней Рогатки. Средняя Рогатка — это название района Петербурга. Во времена Петра I здесь были установлены шлагбаумы, которые назывались рогатками, служившие преградой для беглых крепостных и тех, кто хотел сбежать из города без разрешения.Решение создать архитектурный ансамбль, посвященный подвигу ленинградцев, было принято ещё в годы войны, но осуществить его удалось только спустя 30 лет в 1975 году. Часть денег на сооружение мемориала была собрана ленинградцами.Среди многих проектов мемориала была выбрана работа архитекторов Валентина Каменского, Сергея Сперанского и скульптора Михаила Аникушина. Монумент Защитникам Ленинграда состоит из наземной и подземной части.

     Наземная часть
     В центре мемориала расположена гранитная стела высотой в 48 метров, символизирующая победу советского народа в Великой Отечественной войне. У её основания — композиция «Победители»; скульптуры рабочего и солдата подчеркивают единство города и фронта.
     Фасад мемориала обращен к югу, в сторону Пулковских высот. Здесь, с обеих сторон от стелы, на гранитных постаментах установлены 26 бронзовых скульптур защитников города. Это скульптурные группы «Летчик и моряки», «Снайперы», «Строители оборонительных сооружений», «Солдаты», «Литейщицы» и «Ополченцы».
     Рядом со стелой — две лестницы, ведущие в зал «Блокада», расположенный немного ниже уровня площади. В центре памятного зала — скульптурная композиция «Блокада» с изображением истощенных и обессиленных, умирающих от голода ленинградцев.
     Стена этого зала, выполненная из бетона в виде разорванного кольца, символизирует прорыв блокады. Диаметр кольца — 40 метров, протяженность — 124 метра. На стене изображены знамена и награды, присужденные городу, и текст о присвоении Ленинграду звания «Город-Герой».
 
Ленинград выдержал тягчайшие испытания,
трудящиеся города проявили беспримерный в истории героизм и стойкость.
 

      Героическая защита Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков вошла в  историю Великой Отечественной войны как одна из самых ярких страниц стойкости, беззаветной отваги советского народа.

....Немецкое командование придавало большое значение захвату Ленинграда, крупнейшего промышленного и культурного центра СССР.
     «На  Ленинградскую область, — говорил Гитлер, — претендуют финны. Сравнять Ленинград с землей с тем, чтобы затем отдать его финнам». Такая участь готовилась Ленинграду в планах фашистских захватчиков...


   Огромный город с многочисленным населением, заводами и фабриками оказался отрезанным от основной экономической базы страны. В связи с блокадой Ленинграда, помимо задач обороны города, возникли труднейшие задачи эвакуации населения, снабжения города; продуктами питания и топливом...
     Для размещения и временного проживания прибывшего в город населения были созданы в зданиях школ общежития. Если в первый период, до блокады, общежития размещались всего лишь в семи школах: по Лиговской улице 46 и 87, Рубинштейна 13, Гончарной 15, Мойке 38, Жуковского 59 и Лесному проспекту 20, то в связи с блокадой прибывшее в город население нашло себе приют в 42 школах. В городской эвакопункт приходило эвакуированное население из Карело-Финской, Эстонской и Латвийской республик, Ленинградской области, а также семьи военнослужащих из прифронтовой полосы.
     Эти граждане не имели крова, потеряли все свое имущество, поэтому находились в особенно тяжелом положении. Военная комендатура города содействовала эвакуации не прописанного в Ленинграде населения. До блокады Ленинграда через городской эвакопункт было эвакуировано транспортными средствами в глубь страны 147  500 человек. Кроме того, переправлено пешим порядком 9500 человек. Последние сопровождали в тыл скот и имущество.Приближение фронта угрожало особенно детям.... Через семь дней после начала войны была организована плановая эвакуация не только детей, но  и взрослого населения. Эвакуация проходила при помощи администрации заводов, эвакопунктов и городской железнодорожной станции. К  7 августа из Ленинграда эвакуировалось 311 387 детей в Удмуртскую, Башкирскую и Казахскую республики, в Ярославскую, Кировскую, Вологодскую, Свердловскую, Омскую, Пермскую и Актюбинскую области....
     27 августа совершенно прервалось железнодорожное сообщение со страной: 8 сентября враг, захватив Шлиссельбург, вышел на Южный берег Ладожского озера; тем самым железные и проселочные дороги были полностью перерезаны. На этом и закончился первый период эвакуации. Таким образом, плановая эвакуация населения началась с 29 июня и продолжалась до 6 сентября 1941 г. включительно. За это время эвакуировалось 706 283 человека, в том числе заводы эвакуировали 164 320 человек, райсоветы — 401  748 человек, эвакопункты 117 580 человек и городская железнодорожная станция — 22 635 человек.
      В октябре и ноябре 1941 г. эвакуация населения Ленинграда происходила водным путем -через Ладожское озеро.
За это время было переправлено в тыл 33 479 человек. В конце ноября 1941 г. началась эвакуация населения воздушным путем. К исходу декабря того же года самолетами переброшено 35  114 человек. Общее количество эвакуированных за первый период составляло 774 876 человек. Во второй период эвакуация населения из блокированного Ленинграда осуществлялась по автотрассе — через Ладожское озеро. Автомобильная дорога начиналась за Охтенским мостом и шла до Ладоги по старому шоссе. Пройдя по льду озера, она направлялась в леса — севернее железной дороги. Обходя Тихвин, в котором были немцы, автотрасса выходила к станции Заборовье. С большим трудом по узким просекам перевозились грузы за сотни километров. 16 ноября 1941 г. на прокладку ледовой трассы через Ладожское озеро вышла первая рота дорожного полка.
     22 ноября несколько десятков автомашин впервые прошли по Ладожскому льду. На восточном берегу озера находились склады хлеба, мяса, картофеля, сахара, масла, соли и табаку. Кроме того, здесь ждали отправки в Ленинград боеприпасы, снаряжение, оружие и медикаменты. Для спасения от  голодной смерти мирного населения Ленинграда и армии все это необходимо было переправить через ледовую трассу. К Финляндскому вокзалу потянулись из Ленинграда люди с семьями и в одиночку. Члены семей, сохранившие способность передвигаться, везли самодельные санки с корзинами и узлами. По железной дороге ленинградцев перевозили к западному берегу Ладожского озера. Затем эвакуируемым предстояло преодолеть исключительный по трудности путь по ледовой трассе до поселка Кабон. Автомашины с людьми постоянно попадали под обстрел. Ледовая дорога систематически разрушалась. Е. Федоров следующим образом описывает один из эпизодов переправы: «...под бегущей машиной надломился лед, и люди погрузились в ледяную воду. Бойцы-путевики бросились в полынью и всех выловили. В схваченной морозом, застывшей ледяным панцирем одежде они доставили спасенных в обогревательную палатку».
    ...Тысячи регулировщиков, метельщиков, работников ЭПРОНа и медиков по нескольку месяцев без смены под бомбежкой, обстрелом, в ненастье жили на  льду. На «дороге жизни» появились и герои-водители, совершавшие по два, три и даже четыре рейса в одну смену. Водитель Е. В. Васильев за 48 часов бессменной работы на машине сделал восемь рейсов. За время он проделал путь в 1029 км и перевез 12  т груза. Затем Васильев стал ежедневно совершать по три рейса в смену...
     ...
В марте 1942 г. перевозки достигли около 15 000 человек в сутки. Личный состав эвакопункта в Борисовой Гриве насчитывал 120 человек. Работа по эвакуации была организована круглосуточно. Вместе с  работниками столовой и сотрудниками милиции эвакопункт Борисова Грива насчитывал 224 человека, в том числе медицинский персонал  — 29 человек.
     .... Массовая эвакуация населения Ленинграда в труднейших условиях зимы проходила успешно. Однако дело не обходилось без жертв. Смертные случаи имели место во всех эвакопунктах: Борисовой Гриве, Лаврове, Жихареве, Тихвине и даже в вагонах и автомашинах. К общему числу эвакуируемых они составляли небольшой процент. Так, весной 1942 г. в непосредственной близости от Борисовой Гривы и в самом поселке было обнаружено и захоронено 2813 трупов. Захоронение происходило на Ириновском и Новом кладбищах. По спискам врачей Тихвинского эвакопункта за четыре месяца 1942  г., с января по апрель включительно, умерло в железнодорожных вагонах в пути следования до Тихвина 482 человека. За это же время в инфекционной больнице Тихвина умерло 34 человека....
     ...Ледовая трасса сыграла исключительную роль не только в эвакуации населения Ленинграда, но и в снабжении города и армии продуктами и оружием. По ней было перевезено в Ленинград 354 200 т грузов, в том числе 268 400 т продовольствия.....в период войны и блокады из Ленинграда эвакуировалось 1 814 151 человек, в том числе: в первый период — 774876 чел., во второй — 509581 чел., в третий — 448694 чел.
     ...Решение этой исключительной по трудности задачи невозможно переоценить. Она сплачивала всех трудящихся города и направляла их усилия к общей цели — к  победе над врагом....
     Великий город понес огромные жертвы, но эти жертвы не пропали даром. В  кровопролитной и жестокой борьбе город выстоял. Ленинградцы защитили его. Они находили в себе силы и уменье справляться с самыми непредвиденными трудностями. Ленинградцы с честью выдержали выпавшие на их долю испытания. Перед всем миром они продемонстрировали непоколебимую стойкость, мужество и отвагу советских людей. Весь прогрессивный мир с восхищением смотрел на эту героическую оборону города...
 

Подробнее в литературе:

  • Сапаров, Ариф Васильевич. Дорога жизни [Текст]/ А. В. Сапаров. - Ленинград : Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд-во, 2016. - 222, [2] с. : ил.
  • Ленинград. Война. Блокада. Снятие осады : материалы и исследования / научные редакторы П. В. Игнатьев [и др.]. - Санкт-Петербург : Галарт, 2019. - 526, [1] с. : ил., табл. - (Ленинград. Война. Блокада.; Кн. 4).
  • Уродков,  С. А. Эвакуация населения Ленинграда в 1941-1942 гг. [Текст] / С. А. Уродков. // Вестник Ленинградского университета. - 1958. - - № 8. - С. 88-102.
  • Фронт и тыл Ленинграда в годы блокады : (70-летию полного освобождения Ленинграда посвящается) : сборник научных трудов / гл. ред. В. С. Ивановский. - СПб., 2014. - 588 с.
© КРЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
©
© КМК; © СТЭК; © Ядрова Г.В . - выставлено 27.1.2023 г., отредактировано 24.8.2024 г.