АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
- головной сайт: https://rk-kmk.ru/
ДО 22 НОЯБРЯ 2016 ГОДА БИБЛИОТЕКА ГАПОУ РК
«СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
АРХИВ Web-САЙТА- http://stek-lib.ru

 

 


  
КАРТА САЙТА



     Высоцкий, В. С. Песня о друге [Текст] / В. С. Высоцкий // Четыре четверти пути / В. С. Высотский ; сост. и примеч. А. Е. Крылова. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – С. 196-197.
     Стихи к песне написаны в 1966 году.


Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а – так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, –
Парня в горы тяни – рискни!
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой –
Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах не ах,
Если сразу раскис – и вниз,
Шаг ступил на ледник – и сник,
Оступился – и в крик, –
Значит рядом с тобой – чужой,
Ты его не брани – гони.
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.


Если ж он не скулил, не ныл;
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал;
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной, –
Значит, как на себя самого,
Положись на него!

 
     О произведении :   
 
     Высоцкий, В. С. Четыре четверти пути [Текст] / В. С. Высотский ; сост. и примеч. А. Е. Крылова. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 286 с.
 
     Из содержания:
     

     «Вертикаль», по-моему, один из самых удачных опытов моей работы в кино. Эта картина, на мой взгляд, не может существовать без песен, которые я туда написал. Там песня работает, мне кажется, идеально.
     Она иногда сокращает продолжительность действия, и вам не скучно смотреть фильм, не надо показывать длинное восхождение, например. Вот я начинаю «Песню о друге», и альпинисты выходят, а когда я ее заканчиваю, они уже на вершине, прошло около десяти часов времени, а песня заняла всего две минуты...
     Люди в горах ведут себя совершенно иначе, чем на равнине. Они раскрываются совершенно по-другому. Дело в том, что обстановка на восхождении приближена к военной, и поэтому люди ведут себя, правда, как в бою, –это очень редко увидишь. Такая взаимовыручка возникает!
     Вот есть слово «дружба», мы его затрепали как-то, этим словом называют и кафе, и газеты, и журналы, а в горах оно существует в чистом таком, очищенном виде...

     Зачем люди ходят вверх? Наверное, чтобы проверить, как сказал мне наш инструктор, мастер спорта Елисеев, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции, нет «скорой помощи», которые могли бы тебя спасти или выручить. Человек там может надеяться только на себя, на свои руки и на своих друзей.
     Эти самые любимые мои песни я вовсе не собирался писать для фильма. Я написал их просто так, они появились сами собой, причем появлялись страшно быстро. Например, «Песня о друге» была написана буквально через несколько дней после того, как мы полазили по горам, походили по льду. Она посвящена ребятам, которые помогали нам делать эту картину, и я им очень благодарен за то, что узнал их.
 
 
 

Дополнительная
информация:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА
 
 
А. Т. Твардовский
"Страна Муравия"

(отрывок из поэмы )
 

От стороны, что всех родней,
За тридевять земель,
Знакомым скрипом вдруг о ней
Напомнит журавель.

Листвой и яблоками сад
Повеет на заре,
И петухи проголосят,
Как дома на дворе.

И свет такой, и дым такой,
И запахи родны,
Лишь солнце будто бы с другой
Восходит стороны...

И едет, едет, едет он,
Дорога далека.
Свет белый с четырех сторон,
И сверху — облака.

Поют над полем провода,
И впереди — вдали —
Встают большие города,
Как в море корабли.

Поют над полем провода,
Понуро конь идет.
Растут хлеба. Бредут стада.
В степи дымит завод.

— Что, конь, не малый мы с тобой
По свету дали крюк?..
По той, а может, не по той
Дороге, едем, друг?..

Не видно — близко ль, далеко ль,
Куда держать, чудак?
Не знаю, конь. Гадаю, конь.
Кидаю так и так...

Посмотришь там, посмотришь тут,
Что хочешь — выбирай:
Где люди веселей живут,
Тот вроде лучше край...

Кладет Никита на ладонь
Всю жизнь, тоску и боль...
— Не знаю, конь. Гадаю, конь,
И нам решаться, что ль?..

За днем — в пути — проходит ночь,
Проходит день второй...
И вот на третий день точь-в-точь
В лощинке под горой
Глядит и видит в стороне
Никита Моргунок:
Сидит старик на белом пне
С котомкою у ног.

У старика суровый вид,
Почтенные лета,
Дубовый посох шляпкой сбит,
Как ручка долота.

Сидит старик, глядит молчком...
Занятно Моргунку:
— На лавру, что ли, прямиком
Стучишь по холодку?

И дед неспешно отвечал,
На разговор тяжел:
— Как раз на лавру путь держал,
Однако не дошел.

— Тпру, конь!.. Да как случилось, дед,
Что ты бредешь назад? —
А пеший конному в ответ:
— Не то бывает, брат.

Сквозь города, сквозь села шел,
Упрям, дебел и стар,
Один, остатний богомол,
Ходок к святым местам.

И вот в пути, в дороге дед
Был помыслом смущен:

— Что ж бог! Его не то чтоб нет,
Да не у власти он.
— А не слыхал ли, старина,
Скажи ты к слову мне,

Скажи, Муравская страна
В которой стороне?..
И отвечает богомол:

— Ишь, ты шутить мастак.
Страны Муравской нету, мол.
— Как так?
— А просто так.

Была Муравская страна,
И нету таковой.
Пропала, заросла она
Травою-муравой.

В один конец,
В другой конец
Открытый путь пролег...

— Так, говоришь, в колхоз, отец? —
Вдруг молвил Моргунок.
— По мне — верней;
Тебе — видней:

По воле действуй по своей...

— Нет, что уж думать, — говорит
Печально Моргунок. —

Все сроки вышли. Конь подбит...
Не пустят на порог.

Объехал, скажут, полстраны,
К готовому пришел...

— Для интересу взять должны, —
Толкует богомол.
— А что ты думаешь, родной! —
Повеселел ездок. —
Ну, посмеются надо мной,
А смех — он людям впрок.

Зато мне все теперь видней
На тыщи верст кругом.
Одно вот — уйму трудодней
Проездил я с конем...

— Прощай пока! — поднялся дед. —
Спешу и я, сынок...
И долго, долго смотрит вслед
Никита Моргунок.

 
КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА
"Стихи русских поэтов
- юбиляры 2021 года"
Уважаемые пользователи.
Обращаем ваше внимание на то, что данная web-выставка
посвящена произведениям русских поэтов - юбилярам 2021 года ,
находящимся в фондах библиотеки КМК.
Она отражает выставочные экспозиции, представленные для ознакомления в традиционном виде
в читальных залах библиотеки (1 читальный зал – Гагарина 11 и 2 читальный зал – Будённого 28),
где можно ознакомиться с печатными первоисточниками.
Дополнительная фактографическая, библиографическая, полнотекстовая
и обзорная информация представлена на данной web-странице библиотеки колледжа.

 
     Блок, А. А. Незнакомка [Текст] / А. А. Блок // Избранные произведения : стихотворения и поэмы / А. А. Блок ; сост., предисл. и коммент. В. Н. Орлова. – К. : Веселка, 1985. – С. 74-75. – (Школьная библиотека).
 Стихотворение написано в 1906 году.


 
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino Veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный,
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

   
 
   О произведении :  
  
   
Орлова, В. Н. Певучее сердце [Текст] / В. Н. Орлова // Избранные произведения : стихотворения и поэмы / А. А. Блок ; сост., предисл. и коммент. В. Н. Орлова. – К. : Веселка, 1985. – С. 5-30. – (Школьная библиотека).
      Из содержания:

      «Блок А. полюбил сталкивать «высокое» и «низкое», создавать картины волшебных видений на фоне самой серой и скучной повседневности. Наглядный пример – знаменитая баллада «Незнакомка»: чем низменней и вульгарней окружающая поэта обстановка, тем выше и прекраснее его свободная мечта, тем безграничней его воображение. «В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне!»
   О произведении :
   
     
Полный анализ стихотворения «Незнакомка» (А.А. Блок) [Электронный ресурс] // Литеровед : литературный интернет-журнал. – Режим доступа : https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/polnyj-analiz-stixotvoreniya-neznakomka-a-a-blok.html

     Из содержания:
     «Одна из главных проблем данного стихотворения – это проблема мечты и реальности. Реальность, с которой вынужден столкнуться поэт, очень мрачная и неприятная. Со всех сторон веет тоской, грязью и отсутствием стремления. Людей устраивает их образ жизни и они не видят совершенно никаких проблем. Отсутствие стремления и самореализации, низость и пошлость – все то, что наблюдает наш лирический герой.
    Мечта же показана в образе таинственной незнакомки, поразившей героя как гром среди ясного неба. Она не такая. Она отличается от окружения, и вся обстановка вокруг отходит на второй план. Она одна сумела принести в этот мир то, ради чего стоит жить и творить.

     Второй проблемой произведения смело можно назвать проблему пошлости и низости. Блок рисует картину опустившегося общества, которое интересуют лишь плотские утехи и саморазрушение. Дамы не видят ничего плохого в том, что их кавалеры каждый день ходят под ручку с разными леди. Полное падение моральных ценностей очень хорошо показано в этом произведении.
      Тема любви так же поднимается в стихотворении. Ведь прекрасная незнакомка сумела пробудить в душе поэта самые светлые чувства, и подарить надежду на то, что не все в этом мире ещё потеряно.»

     Есенин, С. А. «Не жалею, не зову, не плачу...» [Текст] / С. А. Есенин // Избранное / С. А. Есенин ; сост., предисл. и примеч. Ю. Л. Прокушева. – М. Просвещение, 1986. – С. 62. – (Школьная библиотека).
     Стихотворение написано в 1921 году.

 
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
 
    О произведении : 
     Бельская, Л. Л. Песенное слово : поэтическое мастерство Сергея Есенина [Текст] / Л. Л. Бельская. – М. : Просвещение, 1990. – 144 с.
     Из содержания:

      «Богатый материал для изучения соотношения единичного и общего, банального и оригинального в поэзии дает известная элегия С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу», возникшая на перекрестке многих поэтических дорог. По признанию самого автора (как свидетельствует С. А. Толстая-Есенина), «это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в «Мертвых душах». Возможно, гоголевские восклицания «О, моя юность! О, моя свежесть!» и сожаления по поводу «невозвратно мелькнувшего» детства и молодости послужили побудительным толчком для создания есенинского шедевра. Но поэта волновала не столько утрата юношеской восприимчивости и любознательности, как Гоголя, …сколько угасание всех чувств, охлаждение сердца. А от грустных воспоминаний о юности обращается Есенин к философским раздумьям о жизни и смерти, о тленности всего сущего.
     Отрывок из «Мертвых душ» Гоголя безусловно не был единственным источником есенинского стихотворения. Традиционны сама тема прощания с юностью, и размышления о быстротекущем времени, и образы весны-молодости и осени-старости. В поэзии всех времен и народов мы находим бесчисленные вариации на эти темы.»
     Есенин, С. А. Пугачев [Текст] : поэма / С. А. Есенин // Избранное / С. А. Есенин ; сост., предисл. и примеч. Ю. Л. Прокушева. – М. Просвещение, 1986. – С. 179-207. – (Школьная библиотека).
     Пьеса написана в 1921 году.
 
 О произведении :
"УРАЛЬСКИЙ КАТОРЖНИК"
(отрывок из поэмы)
     Юшин, П. Ф. Есенин и имажинизм / П. Ф. Юшин // Поэзия Сергея Есенина 1910-1923 годов / П. Ф. Юшин. – М. : Изд-во Московского ун-та, 1966. – С. 242-280.
Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека.
Я три дня и три ночи искал ваш умёт,
Тучи с севера сыпались каменной грудой.
Слава ему! Пусть он даже не Петр!
Чернь его любит за буйство и удаль.
Я три дня и три ночи блуждал по тропам,
В солонце рыл глазами удачу,
Ветер волосы мои, как солому, трепал
И цепами дождя обмолачивал.
Но озлобленное сердце никогда не заблудится,
Эту голову с шеи сшибить нелегко.
Оренбургская заря красношерстной верблюдицей
Рассветное роняла мне в рот молоко.
И холодное корявое вымя сквозь тьму
Прижимал я, как хлеб, к истощенным векам.
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека.
…………………………………
Где он? Где? Неужель его нет?
Тяжелее, чем камни, я нес мою душу.
Ах, давно, знать, забыли в этой стране
Про отчаянного негодяя и жулика Хлопушу.
Смейся, человек!
В ваш хмурый стан
Посылаются замечательные разведчики.
Был я каторжник и арестант,
Был убийца и фальшивомонетчик.
Но всегда ведь, всегда ведь, рано ли, поздно ли,
Расставляет расплата капканы терний.
Заковали в колодки и вырвали ноздри
Сыну крестьянина Тверской губернии.
Десять лет –
Понимаешь ли ты, десять лет? –
То острожничал я, то бродяжил.
Это теплое мясо носил скелет
На общипку, как пух лебяжий.
Черта ль с того, что хотелось мне жить?
Что жестокостью сердце устало хмуриться?
Ах, дорогой мой,
Для помещика мужик –
Все равно что овца, что курица.
Ежедневно молясь на зари желтый гроб,
Кандалы я сосал голубыми руками...
Вдруг... три ночи назад... губернатор Рейнсдорп,
Как сорвавшийся лист,
Взлетел ко мне в камеру...
«Слушай, каторжник!
(Так он сказал.)
Лишь тебе одному поверю я.
Там в ковыльных просторах ревет гроза,
От которой дрожит вся империя,
Там какой-то пройдоха, мошенник и вор
Вздумал вздыбить Россию ордой грабителей,
И дворянские головы сечет топор –
Как березовые купола
В лесной обители.
Ты, конечно, сумеешь всадить в него нож?
(Так он сказал, так он сказал мне.)
Вот за эту услугу ты свободу найдешь
И в карманах зазвякает серебро, а не камни».
Уж три ночи, три ночи, пробиваясь сквозь тьму,
Я ищу его лагерь, и спросить мне некого.
Проведите ж, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека!
Из содержания:
     
     
«Обращаясь в «Пугачеве» к большой исторической теме, С. Есенин собирался поправить Пушкина и дать свое собственное изображение пугачевского движения и пугачевцев…
     Есенин долго и напряженно работал над пьесой, изучал литературу о пугачевском движении, совершил поездку в Самару и Оренбург. Первые варианты пьесы относятся к 1921 году, а решение создать ее возникло в 1920 году. Отдельные строки и строфы имеют в рукописи до двадцати вариантов, а общее их количество вчетверо превышает окончательный ее текст. В восьми картинах, составивших печатный текст пьесы, Есенин не раскрывает историю пугачевского движения и не стремится к этому, хотя первоначально и называл свое произведение «Поэмой о великом походе Емельяна Пугачева».
    Исторические сведения использованы в пьесе скупо и на них поэт не сосредоточивает внимание, отношение его к географии событий свободное, речь персонажей не соотнесена со временем и характерами. С самого начала в пьесу врываются трагедийные мотивы неудачного исхода начатого Пугачевым дела, которые и определяют ее тональность и лирико-философский колорит.»
О произведении :
     Шубникова-Гусева, Н. И. Комментарии [Электронный ресурс] / Н. И. Шубникова-Гусева, Е. А. Самоделова // Полное собрание сочинений : в 7 т. / С. А. Есенин. – М. : Наука : Голос, 1995-2002. – Т. 3. Поэмы. – 1998. – С. 435-718. – Режим доступа : http://feb-web.ru/feb/esenin/texts/es3/es3-435-.htm
     Из содержания: «Первые свидетельства о начале работы Есенина над поэмой относятся к концу 1920 г., когда поэт говорил В. И. Вольпину, что пишет «Пугачева». Е.Р. Эйгес вспоминала эпизод, относящийся к этому времени: «...зайдя как-то в книжный магазин, я застала Есенина, сидящего на корточках где-то внизу. Он копался в книгах, стоящих на нижней полке, держа в руках то один, то другой фолиант.
     – Ищу материалов по Пугачевскому бунту. Хочу написать поэму о Пугачеве, – сказал Есенин».
     В разговоре с И. Н. Розановым поэт обратил внимание на то, что несколько лет изучал материалы для своей трагедии.
    Задолго до начала непосредственной работы над текстом у Есенина возникло желание побывать в местах, где 150 лет назад шла крестьянская война под предводительством Пугачева. О своем намерении поехать на Восток Есенин сообщал в письме к А.В. Ширяевцу 26 июня 1920 г.: «В октябре я с Колобовым буду в Ташкенте, я собирался с ним ехать этим постом, но [он] поехал в Казань, хотел вернуться и обманул меня». В конце 1920 г. поэт рассказывал В.И. Вольпину, что «собирается поехать в киргизские степи и на Волгу, хочет проехать по тому историческому пути, который проделал Пугачев, двигаясь на Москву...».
     В апреле-июне 1921 г. Есенину удалось совершить поездку по железной дороге из Москвы через Самару до Оренбурга (далее в Туркестан). Есенин путешествовал в служебном салон-вагоне Григория Романовича Колобова (1893-1952), который в то время занимал ряд ответственных постов…
     Во время путешествия вагон прицеплялся к проходящим поездам, делал большие остановки: около десяти дней простоял в городе
Самаре и несколько дней в Оренбурге, где Есенин имел возможность наблюдать быт казачества и природу тех мест, которые получили отражение в тексте, а также познакомиться с населенными пунктами охваченной Пугачевским восстанием территории (все топонимы, встречающиеся в поэме, исторически реальны). В салон-вагоне Есенин продолжил работу над «Пугачевым»…
     Вернувшись из поездки (до 10 июня 1921), Есенин продолжал работать над поэмой в Москве…
     «Пугачев» был закончен в Москве в августе 1921 г. Но и впоследствии, готовя поэму к печати, Есенин вносил в корректуру уточнения…
     С. А. Толстая-Есенина справедливо назвала «Пугачева» самым значительным произведением по огромному творческому труду, вложенному в него автором, и отметила, что «сам поэт любил эту вещь и гордился ею». И.И. Шнейдер вспоминал: «Над «Пугачевым» Есенин работал много, долго и очень серьезно. Есенин очень любил своего «Пугачева» и был им поглощен. Еще не кончив работу над поэмой, хлопотал об издании ее отдельной книжкой, бегал и звонил в издательство и типографию и однажды ворвался на Пречистенку торжествующий, с пачкой только что сброшюрованных тонких книжечек темно-кирпичного цвета, на которых прямыми и толстыми буквами было оттиснуто: „Пугачов“». По словам И. И. Старцева, «„Пугачев“ доставлял ему [Есенину] самое большое удовлетворение»...
     6 августа 1921 г. состоялось выступление Есенина в «Литературном особняке» (Арбат, 7). По отзыву В.А. Мануйлова, который записал свои впечатления от этого литературного вечера еще при жизни поэта, в 1925 г., «Есенин читал «Пугачева» с редким воодушевлением и мастерством, слегка задыхаясь, но звонко и буйно...
     Есенин читал горячо, темпераментно жестикулируя, скакал на эстраде, но это не выглядело смешным, и было что-то звериное, воедино слитое с образами поэмы в этом невысоком и странном человеке, сразу захватившем внимание всех присутствовавших в зале. [...] Многие находили, что это лучшая вещь Есенина, большое литературное событие...».
"КОНЕЦ ПУГАЧЕВА"
(отрывок из поэмы )
...Дорогие мои... Хор-рошие...
Что случилось? Что случилось? Что случилось?
Кто так страшно визжит и хохочет
В придорожную грязь и сырость?
Кто хихикает там исподтишка,
Злобно отплевываясь от солнца?
…………………………………..
...Ах, это осень!
Это осень вытряхивает из мешка
Чеканенные сентябрем червонцы.
Да! Погиб я!
Приходит час...
Мозг, как воск, каплет глухо, глухо...
...Это она!
Это она подкупила вас,
Злая и подлая оборванная старуха.
Это она, она, она,
Разметав свои волосы зарею зыбкой,
Хочет, чтоб сгибла родная страна
Под ее невеселой холодной улыбкой.
………………………………………….
Где же ты? Где же ты, былая мощь?
Хочешь встать – и рукою не можешь двинуться!
Юность, юность! Как майская ночь,
Отзвенела ты черемухой в степной провинции.
Вот всплывает, всплывает синь ночная над Доном,
Тянет мягкою гарью с сухих перелесиц.
Золотою известкой над низеньким домом
Брызжет широкий и теплый месяц.
Где-то хрипло и нехотя кукарекнет петух,
В рваные ноздри пылью чихнет околица.
И все дальше, все дальше, встревоживши сонный луг,
Бежит колокольчик, пока за горой не расколется.
Боже мой!
Неужели пришла пора?
Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?
А казалось... казалось еще вчера...
Дорогие мои... дорогие... хор-рошие...
 
     Ахматова, А. А. Подорожник [Текст] : цикл стихов из сборника / А. А. Ахматова // Стихи и проза / А. А. Ахматова ; сост. В. Д. Прохорова. – М. : Искусство, 1989. – С. 62-71.
     Сборник стихов «Подорожник» вышел в свет в 1921 году.
 
Из содержания:
( стихи, вошедшие в сборник «Подорожник»)
О произведении :
Сборник «Подорожник» [Электронный ресурс] // Символика заглавий книг и произведений Анны Ахматовой. – Режим доступа : https://vuzlit.ru/573154/sbornik_podorozhnik
  • «Ты – отступник: за остров зеленый…». – С. 62
  • «Словно ангел, возмутивший воду…». – С. 62
  • «Пленник чужой! Мне чужого не надо…». – С. 63
  • «Я спросила у кукушки…». – С. 63
  • «По неделе ни слова ни с кем не скажу…». – С. 63
  • «Земная слава как дым…». – С. 64
  • «Это просто, это ясно…». – С. 64
  • «О нет, я не тебя любила…». – С. 65
  • «Я слышу иволги всегда печальный голос…». – С. 66
  • «Я окошка не завесила…». – С. 66
  • «Эта встреча никем не воспета…». – С. 66
  • «И вот одна осталась я…». – С. 67
  • «Чем хуже этот век предшествующих? Разве…». – С. 67
  • «Теперь никто не станет слушать песен…». – С. 68
  • «По твердому гребню сугроба…». – С. 68
  • «Теперь прощай, столица…». – С. 68
  • «Ждала его напрасно много лет…». – С. 69
  • Ночью. – С. 70
  • «Течет река неспешно по долине…». – С. 70
  • «На шее мелких четок ряд…». – С. 70
  • «И целый день, своих пугаясь стонов…». – С. 71
  • «Мне голос был. Он звал утешно…». – С. 71
Из содержания:
     «Сборник «Подорожник», вышедший в свет в апреле 1921 года, содержал всего 38 стихотворений, в основном написанных в 1917-1918 годы или даже относящихся к более раннему периоду...
     Ахматова дважды лишала «Подорожник» самостоятельного бытия, включая его в качестве отдельного раздела в книгу «Anno Domini». Однако в основных изданиях последнего периода («Из шести книг», «Бег времени») «Подорожник» печатался в качестве самостоятельной книги, в несколько сокращенном виде по сравнению с первым изданием».
     Также она пыталась озаглавить данную книгу «Лихолетье», но потом отказалась. Скорее всего, это связано с тем, что символ «подорожник» более объемен по своему содержанию, так как слово «лихолетье» заключает в себе лишь временное значение…
    При выявлении символики заглавия данной книги следует отойти от толкования значения заглавного образа через поиск и интерпретацию различных вне- и внутритекстовых ассоциаций, связанных со словом «подорожник»… Путь исследования здесь будет иным – не от текста, а от толкования слова «подорожник».
     Подорожник – «сорная луговая, обычно придорожная, трава с мелкими цветками, собранными в колос»...
     Трава, выросшая на руинах любимой страны, в контексте стихов А. Ахматовой приобретает двоякую символику. С одной стороны, запустение таково, что «культурные» цветы не растут, и подорожник – символ гибели культурного уклада...
     С другой стороны, подорожник – символ нетленных сил земли. Он, несмотря ни на что, пробивается сквозь толщу руин и завалов. Жизнь – вечна. А жизнь для поэта – это его творчество, которое не прекращается, невзирая на смерть, разлуку, потери, предательство, переворошенный быт, безысходное ощущение катастрофы – все то, что только может выпасть на долю человека, застигнутого сменой эпох...
     Со словом «подорожник» ассоциируются такие символы, как «дорога», «путь», «странствие». Мотив дороги символизирует такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление. Здесь же, помня о важности религиозного начала в поэзии А. Ахматовой, можно говорить о таких священнодействах, как молитва и покаяние. Ведь не случайно истинно верующие люди преодолевают огромные расстояния для того, чтобы вознести молитву и обрести милость Бога через покаяние. Они стремятся к священным местам...
     Эпиграфом к книге «Подорожник» является отрывок из «Посвящения» к поэме «Полтава» А. С. Пушкина. Тема «Подорожника», а именно человеческая судьба в контексте истории, тесно переплетается с одной из тем поэмы «Полтава» (темой частного человека, раздавленного колесом истории)...».
     Твардовский, А. Т. Страна Муравия [Текст] : поэма / А. Т. Твардовский // Стихотворения и поэмы / А. Т. Твардовский ; сост., предисл. и примеч. А. А. Мигунова. – М. : Просвещение, 1983. – С. 86-123. – (Школьная библиотека).
     Поэма была опубликована в 1936 году.

    О произведении :
     Мигунов, А. А. Лирика и эпос Александра Твардовского [Текст] / А. А. Мигунов // Стихотворения и поэмы / А. Т. Твардовский ; сост., предисл. и примеч. А. А. Мигунова. – М. : Просвещение, 1983. – С. 5-26. – (Школьная библиотека).
     
      Из содержания:


     «Первым произведением, которое поставило А. Твардовского в ряд лучших поэтов, была поэма «Страна Муравия» (1934-1936). В ее композиции и сюжете, в характере свободного эпического повествования ярко проявились некрасовские традиции. С поэзией Некрасова роднит Твардовского глубокое проникновение в диалектику души крестьянина-труженика. Но влияние Некрасова на Твардовского не нужно понимать слишком прямолинейно. Развивая традиции русской классической поэзии, Твардовский с присущим ему новым видением жизни талантливо отразил глубочайший революционный переворот в жизни деревни – период коллективизации. В «Стране Муравии» отчетливо обнаружились главные черты творчества советского поэта: стремление к воплощению важнейших событий народной жизни, создание типических характеров, сочетание художественной условности с жизненной конкретностью, достоверностью изображаемого. Это произведение явилось показателем духовной, гражданской и творческой зрелости поэта.

     В поэме о коллективизации создан сложный, противоречивый характер крестьянина Никиты Моргунка, человека трудолюбивого, обладающего щедрым, отзывчивым сердцем. Мечта его о благополучии и счастье естественна, но частнособственническая психология мешает ему понять историческую необходимость вступления в колхоз...
     «Страна Муравия» – поэма о неодолимости исторического движения народа, о торжестве колхозного строя, о бесповоротном преобразовании жизни деревни, победившей вековую отсталость и собственнические предрассудки.

     В поэме ярко раскрылись сильнейшие стороны поэтического мастерства А. Твардовского: живой народный склад речи, живописность картин родной природы, выразительность деталей сельской жизни в ее обновлении.»
      Пастернак, Б. Л. «Быть знаменитым некрасиво…» [Текст] / Б. Л. Пастернак // Стихотворения / Б. Л. Пастернак ; сост., вступ. статья и примеч. Н. Банников. – М. : Молодая гвардия, 1990. – С. 164-166. – (ХХ век: поэт и время).
 
     Стихотворение написано в 1956 году.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.


И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

   
О произведении :
   
     «Когда разгуляется» : анализ цикла стихотворений Пастернака [Электронный ресурс] // Классическая литература : анализ, биографии, краткое содержание, теория литературы, сочинения. – Режим доступа : https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/pasternak_b_l/kogda_razguljaetsja_analiz_cikla_stikhotvorenij_pasternaka/72-1-0-848
 
Из содержания:
   
 
     «Быть знаменитым некрасиво...» (1956) – второе стихотворение цикла «Когда разгуляется». Оно было написано раньше остальных и имеет выразительную библейскую основу – это притча о предназначении человека, о вечных и временных ценностях. Цель творчества – дарить себя людям, отдавать им без остатка все свои эмоции и чувства, самоотверженно служить человеку и вечности, подобно Христу, без лишней шумихи и пустозвонства...

     Лирический цикл «Когда разгуляется» (1956-1959), завершающий поэтический путь Б. Пастернака, состоит из 44 стихотворений. Написание книги было связано с драматическими событиями в жизни Б. Пастернака: неудачной попыткой публикации романа «Доктор Живаго» в СССР и изданием его за границей, присуждением Нобелевской премии и возникшей в связи с этим травлей поэта.

© КРЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
©
© КМК; © СТЭК; © Ядрова Г.В . - выставлено 24.3.2021 г., отредактировано 20.3.2024 г.