КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА
"Марина Цветаева -
болью и счастьем
пронзенная жизнь"


Уважаемые пользователи.
Обращаем ваше внимание на то, что данная web-выставка продолжает
серию выставок, которые
посвящены российским поэтам и писателям юбилярам 2022 г.

Она отражает выставочные экспозиции, представленные для ознакомления в традиционном виде
в читальных залах библиотеки (1 читальный зал – Гагарина 11 и 2 читальный зал – Будённого 28),
где можно ознакомиться с печатными первоисточниками.
Дополнительная фактографическая, библиографическая, полнотекстовая
и обзорная информация представлена на данной web-странице библиотеки колледжа.
Краткая биография Марины Цветаевой (1892-1941 г.)
 

    

"Биография Марины Цветаевой полна драматизма,
как судьбы
многих героев Серебряного века.
И все же жизнь этой женщины-поэта не похожа
на жизнь большинства ее современников.
Борясь с труднейшей реальностью,
преодолевая быт, Цветаева жила на высотах
духа, открывая читателям просторы Бытия."

В. М. Головко
       Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1892 года в Москве. Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, основатель Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина).
         Детские годы Марины прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрейбурга (Германия). В шестнадцать лет она предприняла самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций по истории старофранцузской литературы.
         Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки). В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — В. Я. Брюсова, М. А. Волошина и Н. С. Гумилёва. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью.
    В 1911 году Марина Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 года — вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна.
          Годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны были временем стремительного творческого роста поэтессы. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. Лирика 1917–1922 гг. отмечена сложным, противоречивым ощущением революции, романтическим неприятием всяческого насилия, поэтика — разнообразием интонаций и лексики (от высокоторжественной до простонародной), частушечными ритмами. В эти же годы созданы цикл пьес, поэма-сказка «Царь-девица». В литературном мире М. И. Цветаева держалась особняком.
         В мае 1922 года Марине Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, будучи белым офицером, стал студентом Пражского университета. Творческая энергия Марины Цветаевой не ослабевала; в 1923 г. в Берлине вышла ее книга «Ремесло», получившая высокую оценку критики. В Чехии были написаны «Поэма Горы» и «Поэма Конца». В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Поэтесса печаталась в белоэмигрантской периодике. Опубликовала трагедии на античные темы — «Ариадна» (1924) и «Федра» (1927). В 1926 году была закончена поэма «Крысолов», начатая еще в Чехии.
         Большинство из созданного М. И. Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 году в Париже вышел последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922–1925 гг.
    В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов. В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.
          В марте 1937 года выехала в Москву дочь Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. В октябре того же года из Франции в СССР уехал С. Эфрон.
         В 1939 году Марина Цветаева восстановила свое советское гражданство и вернулась на родину вслед за мужем и дочерью. Но муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия находилась в лагере, Марина Ивановна Цветаева жила в Москве в нищете, кое-как перебиваясь переводами.
           Война застала ее за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. 8 августа 1941 года М. И. Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; 18 августа они прибыли вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В городе Чистополь, где в основном находились эвакуированные литераторы, М. И. Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление с просьбой принять ее на работу в столовую Литфонда. 28 августа она вернулась в Елабугу.
         31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Похоронена она 2 сентября 1941 года на кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году по решению Союза писателей на этом месте была установлена гранитная плита. С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия, по решению Союза писателей Татарстана именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой». Ежегодно 31 августа на могилу Поэта возлагаются цветы, а собравшиеся почитатели ее таланта читают стихотворения Марины Цветаевой и стихи, посвященные ее памяти. В 1990 году с благословения Патриарха Всея Руси Алексия Второго в церкви Покрова Божией Матери г. Елабуги Владыка Казанский и Татарстанский Анастасий отпел рабу Божию Марину. Каждый год 31 августа, в День Памяти Поэта, настоятель этой церкви служит панихиду по Марине Цветаевой. 29 октября 2009 года состоялось открытие нового музея «Портомойня». Объект является уникальным памятником истории и культуры, единственным сооружением подобного рода на территории Республики Татарстан.
    Старинное сооружение из бутового камня. За деревянной дверью реальная обстановка типичной платьемойни XIX века: над чанами склонились женские фигуры, полощущие бельё. Там же коромысла, корзины и вёдра с бельём, предметы, имеющие непосредственное отношение к процессу стирки. Тексты на планшетах рассказывают об истории мыловарения, о способах стирки в различные временные эпохи. Примечательно, что данную портомойню в августе 1941 года по хозяйственным нуждам посещала и М. И. Цветаева, которая снимала квартиру напротив, в доме Бродельщиковых, и бывала здесь. Музеефицирование этого объекта стало гармоничным завершением Мемориального комплекса Марины Цветаевой.
    Подробнее в литературе:

  • Воспоминания о Марине Цветаевой / [Сост. Л. А. Мнухин, Л. М. Турчинский]. - М. : Сов. писатель, 1992. - 586,[1] с., [16] л. ил. : портр.

    Аннотация: «Единственная обязанность на земле человека — правда всего существа» — этот жизненный и творческий девиз Марины Цветаевой получает убедительное подтверждение в запечатленных мемуаристами ключевых биографических эпизодах, поступках героини книги. В скрещении разнообразных свидетельств возникает характер значительный, духовно богатый, страстный, мятущийся, вырисовывается облик одного из крупнейших русских поэтов XX века. Среди тех, чьи воспоминания составили эту книгу, — М. Волошин и К. Бальмонт, А. Эфрон и Н. Мандельштам, С. Волконский и П. Антокольский, Н. Берберова и М. Слоним, Л. Чуковская, И. Эренбург и многие другие современники М. Цветаевой.


  • Геворкян, Татьяна Михайловна. Марина Цветаева. Поэт. Прозаик. "В человеческом - больше всего - мать" [Текст] / Татьяна Геворкян. - Москва : Собрание, 2017. - 510 с.

  • Головко, Вячеслав Михайлович (1944-). "Через Летейски воды...". Марина Цветаева в воспоминаниях, письмах и документах : [из частного собрания В. М. Головко] / ГУК Культурный центр "Дом-музей Марины Цветаевой" (Москва), ГУК "Елабужский гос. историко-архитектурный и худож. музей-заповедник", ГОУ ВПО "Ставропольский гос. ун-т" ; Вячеслав Головко. - Москва [и др.] : Дизайн-студия Б [и др.], 2007. - 295 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

    Аннотация:

           В настоящем издании впервые публикуются документы и материалы из частного собрания доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой истории русской и зарубежной литературы Ставропольского государственного университета Вячеслава Головко (род. в 1944), освещающие события последних дней жизни великого русского поэта Марины Ивановны Цветаевой (1892 - 1941) и историю открытия ее творческого феномена широким читателям после выхода первых посмертных поэтических сборников 1961 и 1965 годов. Основу архива составили разыскания ученого в Елабуге (1968-1972 гг.). В книге воссоздается атмосфера официального отношения к поэту и ко всей цветаевской семье при тоталитарном режиме и в конце «оттепели» 1960-х гг. Публикуемые письма, воспоминания, автографы, документы, редкие и уникальные фотографии свидетельствуют о стремлении близких Марины Цветаевой и первого поколения цветаеведов сохранить для истории мировой литературы все то, что обеспечивает объективность в оценке места и роли творческой индивидуальности поэта в литературном процессе ХХ века и активизирует создание научной биографии Цветаевой. Факсимильный раздел книги содержит более 180 иллюстраций, редких уникальных фотографий, связанных с елабужским периодом жизни и гибелью Марины Цветаевой (в том числе интерьера дома Бродельщиковых, не сохранившихся до настоящего времени сеней – места гибели Цветаевой, части комнаты за перегородкой, которую отвели для Марины Ивановны и ее сына Георгия, и мн. др.). Обширные научные комментарии автора дают возможность многосторонне осветить трагическую историю последних десяти дней жизни Цветаевой, приоткрыть тайну ее гибели. Автор стремился объективно представить всю совокупность фактов, содержавшихся в рассказах и воспоминаниях непосредственных свидетелей елабужской трагедии – хозяев последней квартиры поэта Анастасии Ивановны и Михаила Ивановича Бродельщиковых. Эти воспоминания записывались В.М. Головко на разных носителях информации в течение трех лет (1968-1971). Они позволяют устранить многие ошибки, неточности в освещении последних дней жизни Марины Цветаевой, содержащиеся в монографиях и книгах как отечественных, так и зарубежных авторов, аргументировать несостоятельность однозначных и субъективных версий
    гибели поэта.

  • Карлинский, Саймон.Марина Цветаева: ее жизнь и творчество [Текст] / Саймон Карлинский ; [пер. с англ. С. Василенко]. - Москва : Дом-музей Марины Цветаевой, 2015. - 383 с. : портр.

    Аннотация:
    Книга Саймона Карлинского была самой первой в череде многочисленных монографий, посвященных жизни и творчеству Марины Цветаевой. Автор данного исследования работал над ним в начале 1960-х гг., когда не то, что в России, но и в США (где жил С. Карлинский) материалов о трагической судьбе поэта было до скудости мало. Но в этом и заключался настоящий научный подвиг американского ученого, который буквально по крупицам восстановил трагическую судьбу М.И.Цветаевой. На русском языке книга С. Карлинского публикуется впервые (на английском языке она была опубликована в 1966 г.). Конечно, учитывая сегодняшний уровень наших знаний о М. И. Цветаевой, исследование может показаться настоящим анахронизмом, но для современного поколения ученых автор монографии - образец настоящего исследователя.


  • Клинг, О. А. Поэтический мир Марины Цветаевой : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам [Текст] / О. А. Клинг - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 112 с. - (Перечитывая классику).

  • Швейцер, Виктория. Марина Цветаева [Текст] / Виктория Швейцер . — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 591[1] с : ил. — (Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып. 1033).

    Аннотация: Биография Марины Цветаевой полна драматизма, как судьбы многих героев Серебряного века. И все же жизнь этой женщины-поэта не похожа на жизнь большинства ее современников. Борясь с труднейшей реальностью, преодолевая быт, Цветаева жила на высотах духа, открывая читателям просторы Бытия. Книга Виктории Швейцер — исследование, написанное на основе многолетней работы в архивах, встреч со знавшими Цветаеву людьми, серьезного и плодотворного анализа ее творчества. Автор повествует о своей героине с мудрой любовью понимания, приближая читателя к неповторимому миру этой высокой и одинокой души.
       
Поэзия Марины Цветаевой
       
«Стихи сами ищут меня, и в таком изобилии, что прямо не знаю — что писать, что бросать.
Можно к столу не присесть — и вдруг — всё четверостишие готово, во время выжимки
последней в стирке рубашки, или лихорадочно роясь в сумке, набирая ровно 50 копеек.
А иногда пишу так: с правой стороны страницы одни стихи, с левой — другие,
рука перелетает с одного места на другое, летает по странице:
не забыть! уловить! удержать!.. — рук не хватает! Успех – это успеть.»  М. Цветаева

       
       


"Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед."

Марина Цветаева
1913

       
  • Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Волшебный фонарь : [16+] / Марина Цветаева. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, печ. 2019. - 1021, [1] с. - (Русская литература. Большие книги).


  • Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Да будет день! : [стихотворения : 12+] / Марина Цветаева ; составитель А. Филиппов. - Москва : РИПОЛ классик, 2021. - 318, [1] с. - (Поэтический Парнас).

  • Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Избранные сочинения : в 2 т. / Марина Цветаева . - Москва : Литература, 1998. - Т. 1 : Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. - 654 с. - (Библиотека классики. Русская литература).

  • Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Каждый стих - дитя любви... / Марина Цветаева. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 256 с.

  • Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Лебединый стан : стихотворения / Марина Цветаева. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2019. - 411, [1] с. - (Азбука-классика).

  • Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Лирика : [для детей старшего школьного возраста : 12+] / М. И. Цветаева. - Москва : Стрекоза, cop. 2020. - 222, [1] с. : ил.

  • Цветаева, Марина Ивановна. «Любовь — это плоть и кровь...» [Текст] : стихотворения и поэмы : 16+ / Марина Цветаева. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2019. - 414, [1] с. - (Азбука-поэзия).

  • Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Под лаской плюшевого пледа : сборник : [16+] / Марина Цветаева. - Москва : АСТ, 2022. - 350, [1] с. : ил. - (Русская классика) (Книги, изменившие мир. Писатели, объединившие поколения).

  • Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Сердца выстраданный рай : стихотворения и поэмы / Марина Цветаева. - Москва : Эксмо, 2002. - 432 с.

  • Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Стихотворения. Поэмы. Проза [Текст] : [16+] / Марина Цветаева. - Москва : Э, 2017. - 638, [1] с. - (Библиотека классической литературы) (Шедевры мировой классики).
 
Марина Цветаева «Тоска по родине! Давно...»
 


Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно –
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной – непременно –
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться – мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично – на каком
Непонимаемой быть встречным!
(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен?)
Двадцатого столетья – он,
А я – до всякого столетья!
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне всё – равны, мне всё – равно,
И, может быть, всего равнее –
Роднее бывшее – всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты – как рукой сняло:
Душа, родившаяся – где-то.
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей – поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино.
Но если по дороге – куст
Встает, особенно – рябина?

3 мая 1934
       
Проза Марины Цветаевой
 

     "...В тридцатые годы главное место в творчестве Цветаевой стала занимать проза. Причиною   перехода на прозу была совокупность многих обстоятельств, «бытовых» и «бытийных», внешних и внут-ренних. Сама Цветаева несколько прямолинейно заявляла: «Эмиграция делает меня прозаиком»,— она имела в виду, что стихотворные произведения труднее устроить в печать, над ними дольше и труднее работать («Стихи не кормят, кормит проза»). С другой стороны, она признавалась, что у нее становилось все меньше душевного времени, «времени на чувства», а чувство как раз требует силы и времени; прозаическая же вещь создается быстрее. И еще говорила о том, что поэт в ней «ревнует» к прозаику и наоборот. Как бы там ни было, Цветаева проделала на чужбине тот же путь, что и многие русские пи¬сатели, например, Бунин, Куприн, Зайцев, Шмелев, Набоков; они — каждый по-своему — чувствовали себя одиноко, отъединенно от эмигрантской действительности, от литературной и прочей суеты, и всеми помыслами обратились вспять, к прошлому, к «истокам дней». Происходило это по-разному, но устремления были одинаковы. У Цветаевой они вызывались двумя причинами. Уйдя «в себя, в единоличье чувств», она хотела «воскресить весь тот мир», канувший в небытие, милый ее сердцу на расстоянии прошедших лет мир, который создал, вылепил ее — человека и поэта. Так родились «Отец и его музей», «Мать и музыка», «Жених», «Дом у Старого Пимена» и другие произведения тридцатых годов, условно причисляемые к автографической прозе,— условно, ибо практически вся цветаевская проза носила автобиографический характер. Печальные события — кончины современников, которых Цветаева любила и чтила,— служили другими поводами, вдохновлявшими поэта на очерки- реквиемы. Так появились «Живое о живом» (Волошин), «Пленный дух» (Андрей Белый), «Нездешний вечер» (Мих. Кузмин), «Повесть о Сонечке» (С. Я. Голлидэй), написанные в 1932—1937 годах..."             А. Саакянц.
 
  • Цветаева,  Марина Ивановна (1892-1941). Автобиографическая проза [Текст] / М. И. Цветаева ; А.А. Саакянц ; худож. В. Юрлов. - Москва : Сов. Россия, 1991. - 352 с.

  • Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Две сестры : воспоминания, автобиографическая проза, стихи : [12+] / Марина Цветаева, Анастасия Цветаева ; подгот.: Мунира Уразова и Станислав Айдинян. - Москва : АСТ, 2020. - 426, [5] с., [16] л. ил., портр. - (Люди, эпоха, судьба).

    Аннотация: Две родные сестры, два голоса, которые звучали в унисон, не споря, а лишь дополняя друг друга. У каждой был свой дар письма и чутья, умения видеть, слышать, запоминать и воплощать в слове. Время вознесло голоса сестер, обессмертив их. В настоящей книге впервые тексты Марины и Анастасии Цветаевых помещены вместе, чередуясь и образуя диалог сестер о детстве, юности, молодости, мужьях, детях, творчестве, окружавших людях, трагических годах революции, расставании… И когда одной сестры не стало, другая, не смирившись с этой потерей, сделала память о ней смыслом жизни, навсегда сохранив ее образ для будущих поколений в своих книгах.

  • Цветаева Марина Ивановна (1892-1941). Избранные сочинения : в 2 т. / Марина Цветаева. - Москва : Литература, 1998. - Т. 2 : Автобиографическая проза. Воспоминания. Дневниковая проза. Статьи. Эссе. - 654 с. - (Библиотека классики. Русская литература).

  • Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Искусство при свете совести [Текст] : воспоминания о современниках, эссе : [16+] / Марина Цветаева. - Санкт-Петербург : Азбука, cop. 2017. - 346, [2] с. - (Азбука-классика. Non-Fiction).


  • Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Воспоминания / Марина Цветаева ; худож. А. Лаврентьев. - 3-е изд., доп. - Москва : Сов. писатель, 1983. - 767 с.

  • Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Живу до тошноты [Текст] : [дневниковая проза] / Марина Цветаева. - Москва : АСТ, 2015. - 350, [1] с. - (Эксклюзивные биографии).

  • Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Письма к Анне Тесковой / Марина Цветаева. - Переизд. - Иерусалим : Версты, 1982. - 214 с.

  • Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Повесть о Сонечке : автобиографическая проза : [16+] / Марина Цветаева. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, печ. 2019. - 506, [2] с. - (Азбука-классика).

  • Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Проза / Марина Цветаева; сост., подгот. и коммент. А. Саакянц. - Кишинев : Лумина, 1986. - 544 с.

  • Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Чужой жизни - нет [Текст] : автобиографическая проза, воспоминания о современниках, статьи : [12+] / Марина Ивановна Цветаева ; [составление и предисловие Елены Толкачевой]. - Москва : АСТ, cop. 2019. - 622, [2] с., [16] л. ил., портр., факс.

    Аннотация:
    Проза Марины Цветаевой – явление уникальное. Она не писала рассказов, повестей, романов, а создавала произведения в тесном сплетении этих жанров. С первых строк ее проза околдовывает и уводит в дальнее плавание по страницам афористичной, музыкальной, ритмичной речи. И читатель погружается в жизнь трехпрудного дома, наполненного звуками рояля и произведениями классиков литературы, гуляет по Москве, присутствует на открытии Музея изобразительных искусств, едет в Тарусу, Александров, Коктебель, Берлин. И видит перед собой, как живых, И.В. Цветаева, профессора, основателя Музея; историка Д. Иловайского; поэтов В. Брюсова, К. Бальмонта, М. Волошина, А. Белого, О. Мандельштама, М. Кузмина, П. Антокольского; актеров студии Е. Вахтангова, а также саму М. Цветаеву, человека непростой судьбы и блистательного дарования.
 
   
© КРЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
©
© КМК; © СТЭК; © Ядрова Г.В . - выставлено 15.9.2022 г.