|
|
|
|
Краткая
биография Марины
Цветаевой (1892-1941
г.)
|
|
"Биография
Марины Цветаевой полна драматизма,
как судьбы
многих героев Серебряного века.
И все же жизнь этой женщины-поэта не похожа
на жизнь большинства ее современников.
Борясь с труднейшей реальностью,
преодолевая быт, Цветаева жила на высотах
духа, открывая читателям просторы Бытия."
В. М. Головко
|
|
Марина
Ивановна Цветаева родилась 8 октября (26 сентября по старому
стилю) 1892 года в Москве.
Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета,
известный филолог и искусствовед, основатель Музея изящных искусств
(ныне Государственный музей изобразительного искусства имени
А. С. Пушкина).
Детские годы Марины прошли в Москве
и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила
его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрейбурга (Германия).
В шестнадцать лет она предприняла самостоятельную поездку в
Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций по истории
старофранцузской литературы.
Стихи начала писать
с шести лет (не только по-русски, но и по-французски
и по-немецки). В 1910 году Марина опубликовала
на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний
альбом». Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых
поэтов — В. Я. Брюсова, М. А. Волошина и Н. С. Гумилёва. Сборники
ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание
своей творческой самобытностью и оригинальностью.
В 1911 году Марина Цветаева познакомилась со
своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 года
— вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась
дочь Ариадна.
Годы Первой мировой войны,
революции и Гражданской войны были временем стремительного творческого
роста поэтессы. Она жила в Москве, много писала, но почти не
публиковалась. Лирика 1917–1922 гг. отмечена
сложным, противоречивым ощущением революции, романтическим неприятием
всяческого насилия, поэтика — разнообразием интонаций и лексики
(от высокоторжественной до простонародной), частушечными ритмами.
В эти же годы созданы цикл пьес, поэма-сказка «Царь-девица».
В литературном мире М. И. Цветаева держалась особняком.
В мае 1922 года
Марине Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу
— к мужу, который, будучи белым офицером, стал студентом Пражского
университета. Творческая энергия Марины Цветаевой не ослабевала;
в 1923 г. в Берлине вышла ее книга «Ремесло»,
получившая высокую оценку критики. В Чехии были написаны «Поэма
Горы» и «Поэма Конца». В 1925 году после рождения
сына Георгия семья перебралась в Париж. Поэтесса печаталась
в белоэмигрантской периодике. Опубликовала трагедии на античные
темы — «Ариадна» (1924) и «Федра» (1927). В 1926 году была закончена
поэма «Крысолов», начатая еще в Чехии.
Большинство из созданного М. И.
Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928
году в Париже вышел последний прижизненный сборник
поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922–1925
гг.
В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания,
успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её
творчестве 1930-х годов. В это время изданы «Мой Пушкин» (1937),
«Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть
о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое
о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер», 1936),
Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.
В марте 1937
года выехала в Москву дочь Ариадна, первой из семьи получив
возможность вернуться на родину. В октябре того же года из Франции
в СССР уехал С. Эфрон.
В 1939 году Марина
Цветаева восстановила свое советское гражданство и вернулась
на родину вслед за мужем и дочерью. Но муж и дочь были арестованы,
сестра Анастасия находилась в лагере, Марина Ивановна Цветаева
жила в Москве в нищете, кое-как перебиваясь переводами.
Война застала ее за
переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. 8
августа 1941 года М. И. Цветаева с сыном уехала на
пароходе в эвакуацию; 18 августа они прибыли вместе с несколькими
писателями в городок Елабугу на Каме. В городе Чистополь, где
в основном находились эвакуированные литераторы, М. И. Цветаева
получила согласие на прописку и оставила заявление с просьбой
принять ее на работу в столовую Литфонда. 28 августа она вернулась
в Елабугу.
31 августа 1941 года
Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством в доме,
куда вместе с сыном была определена на постой. Похоронена она
2 сентября 1941 года на кладбище в г. Елабуге.
Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне кладбища,
у каменной стены, в 1960 году сестра поэтессы,
Анастасия Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года»
установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена
Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году по решению
Союза писателей на этом месте была установлена гранитная плита.
С начала 2000-х годов место расположения гранитного
надгробия, по решению Союза писателей Татарстана именуется «официальной
могилой М. И. Цветаевой». Ежегодно 31 августа на могилу
Поэта возлагаются цветы, а собравшиеся почитатели ее таланта
читают стихотворения Марины Цветаевой и стихи, посвященные ее
памяти. В 1990 году с благословения Патриарха Всея
Руси Алексия Второго в церкви Покрова Божией Матери г. Елабуги
Владыка Казанский и Татарстанский Анастасий отпел рабу Божию
Марину. Каждый год 31 августа, в День Памяти Поэта, настоятель
этой церкви служит панихиду по Марине Цветаевой. 29
октября 2009 года состоялось открытие нового музея
«Портомойня». Объект является уникальным памятником истории
и культуры, единственным сооружением подобного рода на территории
Республики Татарстан. Старинное
сооружение из бутового камня. За деревянной дверью реальная
обстановка типичной платьемойни XIX века: над чанами склонились
женские фигуры, полощущие бельё. Там же коромысла, корзины и
вёдра с бельём, предметы, имеющие непосредственное отношение
к процессу стирки. Тексты на планшетах рассказывают об истории
мыловарения, о способах стирки в различные временные эпохи.
Примечательно, что данную портомойню в августе 1941 года по
хозяйственным нуждам посещала и М. И. Цветаева, которая снимала
квартиру напротив, в доме Бродельщиковых, и бывала здесь. Музеефицирование
этого объекта стало гармоничным завершением Мемориального комплекса
Марины Цветаевой.
Подробнее в литературе:
-
Воспоминания
о Марине Цветаевой / [Сост. Л. А. Мнухин, Л. М. Турчинский].
- М. : Сов. писатель, 1992. - 586,[1] с., [16] л. ил. : портр.
Аннотация: «Единственная обязанность
на земле человека — правда всего существа» — этот жизненный
и творческий девиз Марины Цветаевой получает убедительное
подтверждение в запечатленных мемуаристами ключевых биографических
эпизодах, поступках героини книги. В скрещении разнообразных
свидетельств возникает характер значительный, духовно богатый,
страстный, мятущийся, вырисовывается облик одного из крупнейших
русских поэтов XX века. Среди тех, чьи воспоминания составили
эту книгу, — М. Волошин и К. Бальмонт, А. Эфрон и Н. Мандельштам,
С. Волконский и П. Антокольский, Н. Берберова и М. Слоним,
Л. Чуковская, И. Эренбург и многие другие современники М.
Цветаевой.
-
Геворкян, Татьяна Михайловна. Марина Цветаева. Поэт. Прозаик.
"В человеческом - больше всего - мать" [Текст] /
Татьяна Геворкян. - Москва : Собрание, 2017. - 510 с.
-
Головко,
Вячеслав Михайлович (1944-). "Через Летейски воды...".
Марина Цветаева в воспоминаниях, письмах и документах : [из
частного собрания В. М. Головко] / ГУК Культурный центр "Дом-музей
Марины Цветаевой" (Москва), ГУК "Елабужский гос.
историко-архитектурный и худож. музей-заповедник", ГОУ
ВПО "Ставропольский гос. ун-т" ; Вячеслав Головко.
- Москва [и др.] : Дизайн-студия Б [и др.], 2007. - 295 с.
: ил., цв. ил., портр., факс.
Аннотация:
В настоящем издании
впервые публикуются документы и материалы из частного собрания
доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой
истории русской и зарубежной литературы Ставропольского государственного
университета Вячеслава Головко (род. в 1944), освещающие события
последних дней жизни великого русского поэта Марины Ивановны
Цветаевой (1892 - 1941) и историю открытия ее творческого
феномена широким читателям после выхода первых посмертных
поэтических сборников 1961 и 1965 годов. Основу архива составили
разыскания ученого в Елабуге (1968-1972 гг.). В книге воссоздается
атмосфера официального отношения к поэту и ко всей цветаевской
семье при тоталитарном режиме и в конце «оттепели» 1960-х
гг. Публикуемые письма, воспоминания, автографы, документы,
редкие и уникальные фотографии свидетельствуют о стремлении
близких Марины Цветаевой и первого поколения цветаеведов сохранить
для истории мировой литературы все то, что обеспечивает объективность
в оценке места и роли творческой индивидуальности поэта в
литературном процессе ХХ века и активизирует создание научной
биографии Цветаевой. Факсимильный раздел книги содержит более
180 иллюстраций, редких уникальных фотографий, связанных с
елабужским периодом жизни и гибелью Марины Цветаевой (в том
числе интерьера дома Бродельщиковых, не сохранившихся до настоящего
времени сеней – места гибели Цветаевой, части комнаты за перегородкой,
которую отвели для Марины Ивановны и ее сына Георгия, и мн.
др.). Обширные научные комментарии автора дают возможность
многосторонне осветить трагическую историю последних десяти
дней жизни Цветаевой, приоткрыть тайну ее гибели. Автор стремился
объективно представить всю совокупность фактов, содержавшихся
в рассказах и воспоминаниях непосредственных свидетелей елабужской
трагедии – хозяев последней квартиры поэта Анастасии Ивановны
и Михаила Ивановича Бродельщиковых. Эти воспоминания записывались
В.М. Головко на разных носителях информации в течение трех
лет (1968-1971). Они позволяют устранить многие ошибки, неточности
в освещении последних дней жизни Марины Цветаевой, содержащиеся
в монографиях и книгах как отечественных, так и зарубежных
авторов, аргументировать несостоятельность однозначных и субъективных
версий гибели
поэта.
-
Карлинский,
Саймон.Марина Цветаева: ее жизнь и творчество [Текст] / Саймон
Карлинский ; [пер. с англ. С. Василенко]. - Москва : Дом-музей
Марины Цветаевой, 2015. - 383 с. : портр.
Аннотация: Книга
Саймона Карлинского была самой первой в череде многочисленных
монографий, посвященных жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Автор данного исследования работал над ним в начале 1960-х
гг., когда не то, что в России, но и в США (где жил С. Карлинский)
материалов о трагической судьбе поэта было до скудости мало.
Но в этом и заключался настоящий научный подвиг американского
ученого, который буквально по крупицам восстановил трагическую
судьбу М.И.Цветаевой. На русском языке книга С. Карлинского
публикуется впервые (на английском языке она была опубликована
в 1966 г.). Конечно, учитывая сегодняшний уровень наших знаний
о М. И. Цветаевой, исследование может показаться
настоящим анахронизмом, но для современного поколения ученых
автор монографии - образец настоящего исследователя.
-
Клинг, О. А. Поэтический мир Марины Цветаевой : в помощь
преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам [Текст]
/ О. А.
Клинг - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2001.
- 112 с. - (Перечитывая классику).
-
Швейцер, Виктория. Марина Цветаева [Текст] /
Виктория Швейцер . — 2-е изд. — М.: Молодая
гвардия, 2007. — 591[1] с : ил. — (Жизнь замечат. людей: Сер.
биогр.; Вып. 1033).
Аннотация:
Биография
Марины Цветаевой полна драматизма, как судьбы многих героев
Серебряного века. И все же жизнь этой женщины-поэта не похожа
на жизнь большинства ее современников. Борясь с труднейшей
реальностью, преодолевая быт, Цветаева жила на высотах духа,
открывая читателям просторы Бытия. Книга Виктории Швейцер
— исследование, написанное на основе многолетней работы в
архивах, встреч со знавшими Цветаеву людьми, серьезного и
плодотворного анализа ее творчества. Автор повествует о своей
героине с мудрой любовью понимания, приближая читателя к неповторимому
миру этой высокой и одинокой души.
|
|
|
|
|
|
Поэзия
Марины Цветаевой |
|
|
|
|
«Стихи
сами ищут меня, и в таком изобилии, что прямо не знаю — что писать,
что бросать.
Можно к столу не присесть — и вдруг — всё четверостишие готово,
во время выжимки
последней в стирке рубашки, или лихорадочно роясь в сумке, набирая
ровно 50 копеек.
А иногда пишу так: с правой стороны страницы одни стихи, с левой
— другие,
рука перелетает с одного места на другое, летает по странице:
не забыть! уловить! удержать!.. — рук не хватает! Успех – это
успеть.» М. Цветаева
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед."
Марина Цветаева
1913
|
|
|
|
|
-
Цветаева,
Марина Ивановна (1892-1941). Волшебный фонарь : [16+] / Марина
Цветаева. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, печ.
2019. - 1021, [1] с. - (Русская литература. Большие книги).
-
Цветаева,
Марина Ивановна (1892-1941). Да будет день! : [стихотворения
: 12+] / Марина Цветаева ; составитель А. Филиппов. - Москва
: РИПОЛ классик, 2021. - 318, [1] с. - (Поэтический Парнас).
-
Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Избранные сочинения
: в 2 т. / Марина Цветаева . - Москва : Литература, 1998.
- Т. 1 : Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения.
- 654 с. - (Библиотека классики. Русская литература).
-
Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Каждый стих - дитя
любви... / Марина Цветаева. - Москва : АСТ : Астрель, 2010.
- 256 с.
-
Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Лебединый стан : стихотворения
/ Марина Цветаева. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус,
2019. - 411, [1] с. - (Азбука-классика).
-
Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Лирика : [для детей
старшего школьного возраста : 12+] / М. И. Цветаева. - Москва
: Стрекоза, cop. 2020. - 222, [1] с. : ил.
-
Цветаева, Марина Ивановна. «Любовь — это плоть и кровь...»
[Текст] : стихотворения и поэмы : 16+ / Марина Цветаева. -
Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2019. - 414, [1]
с. - (Азбука-поэзия).
-
Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Под лаской плюшевого
пледа : сборник : [16+] / Марина Цветаева. - Москва : АСТ,
2022. - 350, [1] с. : ил. - (Русская классика) (Книги, изменившие
мир. Писатели, объединившие поколения).
-
Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Сердца выстраданный
рай : стихотворения и поэмы / Марина Цветаева. - Москва
: Эксмо, 2002. - 432 с.
-
Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Стихотворения. Поэмы.
Проза [Текст] : [16+] / Марина Цветаева. - Москва : Э, 2017.
- 638, [1] с. - (Библиотека классической литературы) (Шедевры
мировой классики).
|
|
Марина
Цветаева «Тоска
по родине! Давно...»
|
|
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно –
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной – непременно –
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
|
Где
не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться – мне едино.
Не
обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично – на каком
Непонимаемой быть встречным!
(Читателем,
газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен?)
Двадцатого столетья – он,
А я – до всякого столетья!
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне всё – равны, мне всё – равно,
И, может быть, всего равнее – |
Роднее
бывшее – всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты – как рукой сняло:
Душа, родившаяся – где-то.
Так
край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей – поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино.
Но если по дороге – куст
Встает, особенно – рябина?
3 мая 1934
|
|
|
|
|
Проза
Марины Цветаевой |
|
"...В
тридцатые годы главное место в творчестве Цветаевой стала занимать
проза. Причиною перехода на прозу была совокупность
многих обстоятельств, «бытовых» и «бытийных», внешних и внут-ренних.
Сама Цветаева несколько прямолинейно заявляла: «Эмиграция делает
меня прозаиком»,— она имела в виду, что стихотворные произведения
труднее устроить в печать, над ними дольше и труднее работать
(«Стихи не кормят, кормит проза»). С другой стороны, она признавалась,
что у нее становилось все меньше душевного времени, «времени на
чувства», а чувство как раз требует силы и времени; прозаическая
же вещь создается быстрее. И еще говорила о том, что поэт в ней
«ревнует» к прозаику и наоборот. Как бы там ни было, Цветаева
проделала на чужбине тот же путь, что и многие русские пи¬сатели,
например, Бунин, Куприн, Зайцев, Шмелев, Набоков; они — каждый
по-своему — чувствовали себя одиноко, отъединенно от эмигрантской
действительности, от литературной и прочей суеты, и всеми помыслами
обратились вспять, к прошлому, к «истокам дней». Происходило это
по-разному, но устремления были одинаковы. У Цветаевой они вызывались
двумя причинами. Уйдя «в себя, в единоличье чувств», она хотела
«воскресить весь тот мир», канувший в небытие, милый ее сердцу
на расстоянии прошедших лет мир, который создал, вылепил ее —
человека и поэта. Так родились «Отец и его музей», «Мать и музыка»,
«Жених», «Дом у Старого Пимена» и другие произведения тридцатых
годов, условно причисляемые к автографической прозе,— условно,
ибо практически вся цветаевская проза носила автобиографический
характер. Печальные события — кончины современников, которых Цветаева
любила и чтила,— служили другими поводами, вдохновлявшими поэта
на очерки- реквиемы. Так появились «Живое о живом» (Волошин),
«Пленный дух» (Андрей Белый), «Нездешний вечер» (Мих. Кузмин),
«Повесть о Сонечке» (С. Я. Голлидэй), написанные в 1932—1937 годах..."
А. Саакянц. |
|
-
Цветаева,
Марина Ивановна (1892-1941). Автобиографическая проза
[Текст] / М. И. Цветаева ; А.А. Саакянц ; худож. В. Юрлов.
- Москва : Сов. Россия, 1991. - 352 с.
-
Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Две сестры : воспоминания,
автобиографическая проза, стихи : [12+] / Марина Цветаева,
Анастасия Цветаева ; подгот.: Мунира Уразова и Станислав Айдинян.
- Москва : АСТ, 2020. - 426, [5] с., [16] л. ил., портр. -
(Люди, эпоха, судьба).
Аннотация: Две родные сестры,
два голоса, которые звучали в унисон, не споря, а лишь дополняя
друг друга. У каждой был свой дар письма и чутья, умения видеть,
слышать, запоминать и воплощать в слове. Время вознесло голоса
сестер, обессмертив их. В настоящей книге впервые тексты Марины
и Анастасии Цветаевых помещены вместе, чередуясь и образуя
диалог сестер о детстве, юности, молодости, мужьях, детях,
творчестве, окружавших людях, трагических годах революции,
расставании… И когда одной сестры не стало, другая, не смирившись
с этой потерей, сделала память о ней смыслом жизни, навсегда
сохранив ее образ для будущих поколений в своих книгах.
-
Цветаева Марина Ивановна (1892-1941). Избранные сочинения
: в 2 т. / Марина Цветаева. - Москва : Литература, 1998. -
Т. 2 : Автобиографическая проза. Воспоминания. Дневниковая
проза. Статьи. Эссе. - 654 с. - (Библиотека классики. Русская
литература).
-
Цветаева,
Марина Ивановна (1892-1941). Искусство при свете совести [Текст]
: воспоминания о современниках, эссе : [16+] / Марина Цветаева.
- Санкт-Петербург : Азбука, cop. 2017. - 346, [2] с. - (Азбука-классика.
Non-Fiction).
-
Цветаева,
Марина Ивановна (1892-1941). Воспоминания / Марина Цветаева
; худож. А. Лаврентьев. - 3-е изд., доп. - Москва : Сов. писатель,
1983. - 767 с.
-
Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Живу до тошноты [Текст]
: [дневниковая проза] / Марина Цветаева. - Москва : АСТ, 2015.
- 350, [1] с. - (Эксклюзивные биографии).
-
Цветаева,
Марина Ивановна (1892-1941). Письма к Анне Тесковой / Марина
Цветаева. - Переизд. - Иерусалим : Версты, 1982. - 214 с.
-
Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941). Повесть о Сонечке :
автобиографическая проза : [16+] / Марина Цветаева. - Санкт-Петербург
: Азбука : Азбука-Аттикус, печ. 2019. - 506, [2] с. - (Азбука-классика).
-
Цветаева,
Марина Ивановна (1892-1941). Проза / Марина Цветаева; сост.,
подгот. и коммент. А. Саакянц. - Кишинев : Лумина, 1986. -
544 с.
-
Цветаева,
Марина Ивановна (1892-1941). Чужой жизни - нет [Текст] : автобиографическая
проза, воспоминания о современниках, статьи : [12+] / Марина
Ивановна Цветаева ; [составление и предисловие Елены Толкачевой].
- Москва : АСТ, cop. 2019. - 622, [2] с., [16] л. ил., портр.,
факс.
Аннотация: Проза
Марины Цветаевой – явление уникальное. Она не писала рассказов,
повестей, романов, а создавала произведения в тесном сплетении
этих жанров. С первых строк ее проза околдовывает и уводит
в дальнее плавание по страницам афористичной, музыкальной,
ритмичной речи. И читатель погружается в жизнь трехпрудного
дома, наполненного звуками рояля и произведениями классиков
литературы, гуляет по Москве, присутствует на открытии Музея
изобразительных искусств, едет в Тарусу, Александров, Коктебель,
Берлин. И видит перед собой, как живых, И.В. Цветаева, профессора,
основателя Музея; историка Д. Иловайского; поэтов В. Брюсова,
К. Бальмонта, М. Волошина, А. Белого, О. Мандельштама, М.
Кузмина, П. Антокольского; актеров студии Е. Вахтангова, а
также саму М. Цветаеву, человека непростой судьбы и блистательного
дарования.
|
|
|
|
|
|