|
|
|
|
Пушкин,
Александр Сергеевич (1799-1837). Вольность : избр. лирика / А.
С. Пушкин ; худож. Г. Клодт. - Москва : Худож. лит., 1983. - 318
с. : цв. ил.
Ода «Вольность» написана в 1817
году (205 лет). |
|
О
произведении: Сборник
избранной лирики А.С. Пушкина "Вольность", иллюстрирован
замечательным художником Г. Клодтом. В него вошла и ода «Вольность.
Этот шедевр русский писатель создает
в период, когда оставляет лицейские стены. Несмотря на молодость
автора, этот текст кажется довольно зрелым. А легкая наивность
только придает оде непосредственности.
Пушкин условно делит свое произведение
на несколько фрагментов. Деление – условное. Сначала писатель
дает вступление, от имени лирического героя рассказывая о ключевых
задачах (первая часть). Основное задание поэта – воспевать свободу.
Вторая часть посвящается непосредственно
этой основной идее. Для Александра Сергеевича закон всегда выше
правителя. Пушкин приводит конкретные исторические примеры: Наполеона
и Людовика – во Франции, Павла Первого – в России. Это помогает
писателю изобразить судьбу монархии в родной империи.
Заключительная часть произведения
еще раз призывает почитать букву закона. Это обращение направлено,
прежде всего, к правителям.
Что
касается жанра, то это, безусловно, ода. Жанр писатель выбирает
не случайно. По форме текст является лирическим монологом. Автор
пользуется четырехстопным ямбом. Кроме того, безударные рифмы,
а также смешанные строфы создают ощущение динамичности, экспрессии
и эмоционального накала текста.
Пушкинский шедевр отличается живость,
красочностью и эмоциональностью. Такой эффект получился из-за
мастерского использования средств художественной выразительности.
Во-первых, текст наполнен множеством эпитетов («гибельный», «изнеженная»,
«роковая», «благородный»). Это делает произведение очень образным.
Во-вторых, писатель любит яркие метафоры («свободы гордою певицей»,
«грозой царей») и олицетворения («молчит закон», «сон отягощает»).
Наконец, автор прибегает к риторическим вопросам и обращениям.
«Вольность» – это тот яркий пример,
когда Пушкин показательно, демонстративно отказывается от любовной
лирики. В оде поэт обращается к другой музе – к вдохновительнице
вольнолюбивых людей.
|
А. С.
Пушкин -
Ода «Вольность» |
Беги,
сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру…
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Открой мне благородный след
Того возвышенного Галла,
Кому сама средь славных бед
Ты гимны смелые внушала.
Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит |
И
преступленье свысока
Сражает праведным размахом;
Где не подкупна их рука
Ни алчной скупостью, ни страхом.
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!
Тебя в свидетели зову,
О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавных
Сложивший царскую главу.
Восходит к смерти Людовик
В виду безмолвного потомства,
Главой развенчанной приник
К кровавой плахе Вероломства.
Молчит Закон — народ молчит,
Падет преступная секира…
И се — злодейская порфира
На галлах скованных лежит.
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты Богу на земле.
|
Когда
на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец
— И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит — в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.
Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной…
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!..
Падут бесславные удары…
Погиб увенчанный злодей.
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой. |
|
|
|
Пушкин,
Александр Сергеевич (1799-1837.). Песнь о вещем Олеге / [А. Пушкин];
Рисовал В. Васнецов. - 2-е изд. - Л. : Аврора, 1991. - [16] с.
: цв. ил.
Стихотворение
написано в 1822 году (200 лет). |
В
1899 году к столетнему юбилею А.С. Пушкина выходит иллюстрированная
Васнецовым «Песнь о вещем Олеге».
Эта книга стала настоящим событием
в истории отечественного книжного оформительства. Графически издание
является стилизацией древнерусских летописей и книг. Четкие контуры,
развернутые на плоскости образы, цветные орнаменты, буквицы и
шрифт. Все это было решено в едином стилевом ключе. Образы героической
русской старины, созданные Васнецовым, вызвали большой общественный
резонанс. Книга имела огромный успех и неоднократно переиздавалась. |
|
О
произведении: Пушкин, находясь
в Южной ссылке на чужбине, посещал разные места и города. В Киеве
ему довелось побывать на кургане, который в народе считали местом
захоронения князя Олега.
Легенда о смерти князя киевского,
опоминающаяся в "Повести временных лет" и пересказанная
Карамзиным в "Истории государства российского", впечатлила
поэта и стала основой для создания баллады. Стихотворение было
написано в 1822 г., но лишь в 1825 г. впервые отправилось в печать.
Оно достаточно многогранно. Большинство поднимаемых в нем проблем
очень типичны для произведений романтического жанра. Тема злого
рока и невозможность изменения человеческой судьбы сопровождается
темой пророка, избранного богами для общения с сильными мира сего.
Пушкин сравнивает Кудесника с собой. Их роднит то, что оба они
смело вещают правду, не подчиняясь воле правителей и князей. Тема
поэта-пророка и потом часто сквозит в творчестве Пушкина.
Также глубоко затронута тема дружбы.
Постоянно подчеркивается теплое отношение и привязанность князя
Олега к своему верному коню. Поэтому здесь также всплывает тема
предательства - князь отказался от боевого товарища, надеясь обмануть
судьбу и изменить пророчество о своей смерти. Поэт считает, что
все люди бессильны перед волей рока, каждый придет к заранее предопределенному
финалу и судьба бывает неблагосклонна не только к бедным и слабым,
но и к могущественным правителям.
|
|
Пушкин,
Александр Сергеевич (1799-1837.). Вадим : отрывок из неоконченной
поэмы / Александр Сергеевич Пушкин // Пушкин А. С. Полное
собрание сочинений : В 10 т. — Л. : Наука. Ленингр.
отд-ние, 1977. —Т. 4. — С. 120-124.
Поэма написана в 1822 году (200
лет). |
О
произведении: В основу произведение
положено легендарное предание о новгородце Вадиме, поднявшем восстание
против Рюрика. Сначала был напечатан лишь отрывок поэмы в альманахе
«Памятник отечественных муз» на 1827 год без ведома Пушкина. Затем
Пушкин напечатал более обширное извлечение из поэмы в «Московском
вестнике» № XVII, 1827 года.
Краткий сюжет: Ночь. На
челне плывут старик-рыбак, сидящий за веслами, и юноша, сосредоточенно
смотревший на берег. Юноша крикнул старику, чтобы он причаливал,
а сам нетерпеливо прыгнул в воду и самостоятельно доплыл, пока
старик свой челн пригонял и привязывал у подошв двух ив. На берегу
они разводят костёр.
Златоволосый юноша, сложив руки
на груди, задумчиво сидел с нахмуренным лицом, потупя голубые
глаза. Одет он был в одежду славянина, а на бедре у него висел
славянский меч. Уже начало светать, как юноша уснул, и снятся
ему его уже погибшие товарищи, Великий Новгород, знакомый терем,
с виду кажущийся запущенным. Он быстро входит и подходит к светлице.
Входит и видит в постели, под покровом, лежит мертвая девица.
Приподняв покров, он издал слабый стон сквозь сон, узнав в ней
в свою любимую, с обнаженной раной на груди. Он восклицает, кто
мог такое сотворить и слышит голос, говорящий ему, что он виновник.
Старик был одет в косматую рубищу,
а его немеющие руки, простёртые к костру, согбенные кости и тощий
лик выдавали его возраст. Согретый костром, он уснул. Во сне,
он рыбачил на реке, как вдруг появилась туча, раздался гром, вода
под челном начала кипеть. Испуганный он пытался направить свой
челн к берегу, но тот треснул и разошелся пополам, и старик начал
тонуть.
Старик проснулся и обнаружил наступавшее
утро. Юноша ещё спал. Сквозь сон стонал, обняв камень. Старик
осторожно разбудил юношу, толкнув его ногой. Юноша проснулся и
встал, обнаружив солнечный восход. В благодарность старику за
перевозку, юноша протянул злато, но старик отказался и благословив
его дальнейший путь. Потом старик спустился к челну, отвязал и
отчалился от берега, ещё долго наблюдая за берегом и лесом, куда
уже быстрыми шагами уходил юноша.
|
Пушкин,
Александр Сергеевич (1799-1837). Арап Петра Великого [Текст] :
[исторический роман : школьникам среднего и старшего возраста
: 12+] / Александр Сергеевич Пушкин. - Санкт-Петербург : Литера,
2018. - 45, [2] с. - (Внеклассное чтение).
Роман
написан в 1827 (195 лет). |
О
произведении:
Пушкин Александр Сергеевич создал исторический роман в 1827 году,
но опубликовали его через 10 лет. Пушкин очень ответственно подошёл
к сбору информации об эпохе Петра. Однако роман написан не полностью.
Пушкин увлекся стихотворными произведениями,
отложив свою работу. Произведение относится к реализму. Пушкин
рисует яркие и смелые образы, не боясь того, что его осудят критики.
По жанру стихотворение можно отнести
к историческому роману. Он не завершен, однако те отрывки, что
дошли до нас, представляют весьма интересные эпизоды, позволяющие
понять всесторонний талант Александра Сергеевича. Главное, роман
показывает как человек, наделенный талантом, может пробить себе
дорогу. Это видно из того, кем стал главный герой романа. |
Пушкин,
Александр Сергеевич (1799-1837.). А. С. Пушкин "Дубровский"
: повесть и комментарии. - Москва : Стрекоза, 2008. - 127 с. -
(Классика для школы).
Повесть написана
в1832 году (190 лет).
|
О
произведении: «Дубровский»
– образец повествовательной прозы Александра Сергеевича Пушкина,
один из первых образцов русского литературного языка.
В повести «Дубровский» отображены
реальные аспекты, связанные с проблемами обычного простого служивого
народа и жизненным укладом представителей русского дворянства.
Так называемым фундаментом произведения
стала достоверная история о дворянине белорусского происхождения
Островском, который был вынужден ступить на противозаконный путь
из-за несправедливого решения суда. Информация
пришла к Александру Сергеевичу от близкого товарища Нащокина и
вдохновила писателя на создание будущего романа.
Две трети произведения были созданы
осенью 1832 года. Второй том литератор завершил к февралю 1833-го.
Задуманный третий том не был начат. Пушкин так и не озаглавил
свое сочинение.
Только в 1841 году роман издается
посмертно. Редакции пришлось принять решение о названии самостоятельно.
Так появился всем известный «Дубровский».
В произведении прослеживаются романтические
воззрения писателя, однако преобладает реализм.
Краткий сюжет повести:
Первое, о чем узнает читатель, это
история дружбы между богатым инфантильным помещиком Кириллом Троекуровым
и помещиком-правдолюбом Андреем Дубровским. Между приятелями вспыхивает
ужасная ссора, ведь Дубровский не намерен мириться с неучтивым
поведением самого Кирилла Петровича и его слуг.
Взбалмошный Троекуров обдумывает
жесткой план отмщения. Ему удается отсудить у друга имение. На
этой почве физическое и психическое самочувствие Андрея Гавриловича
заметно ухудшается. В это же время Владимир решает навестить отца.
Сын узнает о несправедливом решении суда и не может с этим смириться.
Его отец умирает. Младший Дубровский решается на крайние меры,
сжигая имение и обдумывая план мести.
Дубровский становится разбойником. Обманным
путем он проникает в жилище Троекурова, чтобы тому отомстить.
Владимир, играющий роль гувернера, случайно влюбляется в дочь
обидчика, которую зовут Маша. Он вынужден отказаться от желанной
мести ради любви.
Троекуров выдает девушку замуж против
ее воли. Мария отказывается от побега с любимым, ведь уже дала
клятву перед ликом господним. Армия бросается на поиски разбойничьей
шайки. Тогда уставший Дубровский отпускает крестьян-единомышленников
и бесследно исчезает. |
|
|
|
Пушкин, Александр
Сергеевич (1799-1837.). Романы в стихах. Езерский : поэма /
Александр Сергеевич Пушкин.//
Собрание сочинений в шести томах / Под общ. ред. Д. Д. Благого.
— М. : Правда, 1969. — Т. 4. — С. 190 -196.
Поэма написана в1832
году (190 лет). |
О
произведении: Впервые
как отдельное произведение роман вошёл в большое советское академическое
собрание сочинений Пушкина (в раздел поэм) под редакторским
названием по фамилии героя (в рукописи роман заглавия не имеет).
Замысел остался романа неосуществлённым:
примерно к середине 1833 года были перебелены только пятнадцать
начальных строф, по существу, являвшихся лишь введением. В черновиках
сохранились небольшие наброски продолжения, в которых Пушкин
доводит до сведения читателей, что его герой-чиновник «был сочинитель»
(печатал свои статьи в журнале «Соревнователь просвещения и
благотворения», выходившем в Петербурге с 1818 по 1825 год)
и был влюблён в одну лифляндочку, которая с матерью жила в домишке
( по наследству доставшимся недавно ей от дяди Франца).
Однако «повестью любовной»
поэт заниматься не стал и вовсе прервал работу над своим замыслом,
чтобы через несколько месяцев совсем по-новому вернуться к нему
в «Медном всаднике», близком к «Езерскому» в сюжетном отношении
и вобравшем в себя ряд стихов из него. Совсем незадолго до смерти,
в июле — начале сентября 1836 года, Пушкин переработал часть
строф «Езерского» в самостоятельное произведение — «Родословную
моего героя», опубликованную им в 3-ем томе «Современника» с
подзаголовком «Отрывок из сатирической поэмы»
|
А. С.
Пушкин «Езерский»
(отрывок) |
Над
омраченным Петроградом
Осенний ветер тучи гнал,
Дышало небо влажным хладом,
Нева шумела. Бился вал
О приставь набережной стройной,
Как челобитчик беспокойный
Об дверь судейской. Дождь в окно
Стучал печально. Уж темно
Всё становилось. В это время
Иван Езерский, мой сосед,
Вошел в свой тесный кабинет...
Однако ж род его, и племя,
И чин, и службу, и года
Вам знать не худо, господа.
Начнем ab ovo (с самого пачала
- латинский) : мой Езерский
Происходил от тех вождей,
Чей дух воинственный и зверский
Был древле ужасом морей.
Одульф, его начальник рода,
Вельми бе грозен воевода,
Гласит Софийский хронограф.
При Ольге сын его Варлаф
Приял крещенье в Цареграде
|
С рукою греческой княжны;
От них два сына рождены:
Якуб и Дорофей. В засаде
Убит Якуб; а Дорофей
Родил двенадцать сыновей.
Ондрей, по прозвищу Езерский,
Родил Ивана да Илью,
Он в лавре схимился Печерской.
Отсель фамилию свою
Ведут Езерские. При Калке
Один из них был схвачен в свалке,
А там раздавлен, как комар,
Задами тяжкими татар;
Зато со славой, хоть с уроном,
Другой Езерский, Елизар,
Упился кровию татар
Между Непрядвою и Доном,
Ударя с тыла в табор их
С дружиной суздальцев своих.
В века старинной нашей славы,
Как и в худые времена,
Крамол и смуты в дни кровавы,
Блестят Езерских имена.
|
Они и в войске и в совете,
На воеводстве и в ответе
Служили князям и царям.
Из них Езерский Варлаам
Гордыней славился боярской:
За спор то с тем он, то с другим
С большим бесчестьем выводим
Бывал из-за трапезы царской,
Но снова шел под страшный гнев
И умер, Сицких пересев.
Когда ж от Думы величавой
Приял Романов свой венец,
Когда под мирною державой
Русь отдохнула наконец,
А наши вороги смирились,
Тогда Езерские явились
В великой силе при дворе.
При императоре Петре...
Но извините: статься может,
Читатель, я вам досадил:
Наш век вас верно просветил,
Вас спесь дворянская не гложет,
И нужды нет вам никакой
До вашей книги родовой...
|
|