ПОЛНОТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОГО

НАЗНАЧЕНИЯ



Уважаемые пользователи.

С полными текстами новых учебников и
учебных пособий по теме представленного блока
(и другим темам) можно ознакомиться через доступ к
электронно-библиотечной системе издательства
«Лань»
и «BOOK.RU».
 
      Иванов, Г. Г. Организация торговли (торговой деятельности) : учебник / Г. Г. Иванов. — Москва : КноРус, 2022. — 222 с.
   
      Аннотация:
     
Раскрыты основные принципы организации торговли как вида экономической деятельности. Показаны роль и значение организационных аспектов в обеспечении результативности торговой деятельности хозяйствующих субъектов. Последовательность изложения вопросов обусловлена требованиями образовательного стандарта: организация оптовой торговли; транспортное обслуживание; тара и упаковка; организационные проблемы розничной торговли. Кроме того, в учебнике представлены вопросы, связанные с организацией технологического проектирования и организацией труда в торговле. Показаны новые организационные приемы функционирования торговых структур.
    
 Соответствует ФГОС СПО последнего поколения.
     Для учащихся среднего профессионального образования.
 Из содержания:
9.3. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАНИРОВОК ТОРГОВОГО ЗАЛА


     Планировка зависит от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи.
Существуют две основные, принципиальные схемы планировки торгового зала. Планировка осуществляется или по так называемой фиксированной сетке (выделяют следующие разновидности: линейная, боксовая, смешанная, выставочная), или применяется так называемая свободная планировка.
     При первой в торговом зале устраивают несколько главных торговых проходов, направленных по главной оси движения покупательских потоков и перпендикулярно к ним – ряд вспомогательных или дополнительных проходов, более узких.
     Линейная планировка торгового зала – размещение товаров и проходов для покупателей спланировано в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Может быть продольной, поперечной, смешанной.
     Боксовая планировка – торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Используется в крупных магазинах, при продаже через прилавок.
     Смешанная планировка – расстановка оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.
     Выставочная планировка торгового зала применяется при продаже товаров по образцам. Крупногабаритные товары размещаются на различном оборудовании, образуя выставку товаров.
     Все эти схемы планировок применяются давно и отражают первоначальное стремление торговых фирм к чисто технической, инженерной рациональности и эффективности. Данные планировки придают магазину несколько казенный вид, но покупателю при такой планировке лете отыскать необходимые товары.
     Свободная планировка означает, что торговое оборудование и инвентарь расставляются в произвольном порядке, чаще всего без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала. Направления движения покупателей ничем не ограничены, люди могут свободно переходить из одного участка зала в другой, подходить к стеллажам, прилавкам, витринам, осматривать товар в любой последовательности.
     Многим покупателям нравится именно свободная планировка, так как они предпочитают в магазине чувствовать себя непринужденно. Кроме того, такая планировка предпочтительнее в том случае, когда покупатель совершает частично запланированную покупку, т.е. когда требуется время для ознакомления с товаром.
     Использование торговым предприятием той или другой схемы технологической планировки торгового зала в значительной степени определяется (как уже говорилось выше) ассортиментом реализуемых товаров. Так, в условиях планировки по фиксированной сетке на одной и той же торговой площади удается разместить больше инвентаря и оборудования (следовательно, и больше товаров), нежели при свободной планировке.  Это удобнее, когда покупатели приобретают заранее намеченные товары. Например, при еженедельных закупках продовольствия.
     Покупатели обходят торговый зал в строго определенном порядке и для них удобнее планировка по фиксированной сетке.
Однако в тех магазинах, где продается готовое платье, обувь, различные промышленные товары длительного пользования и т.п., покупатели предпочитают обстоятельно осмотреть витрины и выкладку, сравнить товары, неторопливо их выбрать, оценить достоинства и недостатки. Здесь должна быть создана обстановка непринужденности, и в этом случае преимущества свободной планировки бесспорны.

 
         Рыжиков, С. Н. Техническое оснащение торговых организаций и охрана труда + еПриложение : учебник / С. Н. Рыжиков. — Москва : КноРус, 2022. — 322 с.
 

  

Аннотация:
      Включает базисный материал по техническому оснащению торговых организаций и охране труда. Рассмотрены вопросы взаимосвязи торгово-технологического процесса и технического оснащения, планирования технического оснащения торговых организаций. Изложены требования к охране труда, электробезопасности и пожарной безопасности торгового предприятия.

     Соответствует ФГОС СПО последнего поколения.
     Для студентов техникумов, колледжей, лицеев, слушателей курсов дополнительного образования.

 Из содержания:
3.3. Планировка торгового зала

     
  Основным помещением магазина является торговый зал — место, где совершаются акты купли-продажи.  При планировании торгового зала необходимо ориентироваться на такие правила: 
  • входы и выходы в торговый зал через тамбуры оборудуют тепловыми завесами с принудительной подачей воздуха;
  • в торговом зале устанавливают климатическое оборудование — кондиционеры;
  • в районах с холодным климатом на входе и выходе в торговый зал располагают двойные тамбуры с воздушно-тепловыми завесами;
  • эвакуационные выходы со всех этажей следует располагать с внешней относительно торгового зала стороны расчетного узла (в неконтролируемой зоне); на каждом этаже необходимо размещать единый централизованный расчетный узел; при площади торгового зала более 1,5 тыс. м2 возможно размешать 2 (и более) расчетных узла или предусматривать (в зданиях с двумя и более этажами) на площади первого этажа единый для всех торговых задов расчетный узел;
  • при организации централизованного расчетного узла торговое оборудование может расставляться полициям, перпендикулярным расчетному узлу или основным эвакуационным проходам. Не занятое оборудованием пространство между линиями касс и выходами из торгового зала следует отделять свободно стоящими ограждениями, цветочницами или рекламными указателями, которые не должны препятствовать свободному выходу из зала.

     Оптимальной формой торгового зала считают прямоугольник с соотношением сторон 1 : 1,5, при этом по одной стороне располагают витрины или окна, а по другой – подъездные пути, зоны разгрузки, помещения для приемки товаров и кладовые для хранения оперативного запаса товаров. Допускаются другие формы, отличные от прямоугольной, что объясняется разной формой зданий во встроенных и встроенно-пристроенных магазинах, при этом должен соблюдаться принцип рационального размещения торгового оборудования.
     Эвакуационные проходы должны быть рассредоточены, и расстояние между ними должно составлять не менее 10,5 м для зала с площадью 150 м2. Для торгового зала площадью 1500 м2 и более расстояние между эвакуационными проходами должно составлять не менее 20 м.
     Количество мест для контролеров-кассиров определяется в соответствии с площадью торгового зала. В продовольственных магазинах на каждые 80–100 м2 торговой площади приходится одно место кассира; в магазинах, реализующих товары непродовольственной группы, – одно рабочее место на каждые 140–160 м2 площади торгового зала.
Формируя интерьер торгового зала, необходимо следовать главной цели – созданию оптимальных условий для показа товаров.      Художественное оформление интерьера торгового зала выполняют в едином фирменном стиле, учитывая особенности и назначение торговых отделов, секций.
    В торговом зале может быть предусмотрено размещение нестационарных конструкций, рекламирующих продукцию: стенды, промо-места для отдельных видов товаров (например, стол с дегустационным продуктом), напольные, настенные, навесные POS-материалы, в том числе использующие аудио- и видео-компоненты, электронные консультанты, на которые больше, чем на традиционные рекламные средства, обращают внимание покупатели.

Принципы организации интерьера торгового зала:
  • рациональная выкладка товаров и правильное размещение товаров на торговых полках;
  • наилучший обзор, возможность охвата взглядом большей плошали торгового зала при входе в него;
  • доступность к полкам, отсутствие скученности посетителей в проходах;
  • планировка, при которой покупатели, чтобы попасть в отделы основных покупок, должны пройти через секции товаров импульсивного спроса;
  • применение цветов интерьера, музыки, запахов и освещения, создающих настроение и повышающих активность посетителей магазина;
  • оформление стендов с товарами-новинками, вывесок с названиями отделов.

      Композиционное построение общественного пространства согласно этим принципам позволит создать комфортную среду для покупателя.

3.4. Способы размещения торгового оборудования

Размещение оборудования в торговом зале и организация его внутреннего пространства составляют второй уровень системы мерчандайзинга торгового предприятия. Всего таких уровней пять:
  1. архитектурное решение здания и территории вокруг магазина;
  2. планировка и дизайн торгового зала, цветовое решение торговой мебели и ее размещение, освещенность, ширина проходов;
  3. презентация товаров, их выкладка на торговом оборудовании;
  4. общий уровень цен, репутация магазина;
  5. квалификация персонала, информационная подготовка, готовность и способность оказать услуги высокого качества.

     Пропускная способность торгового зала и объем товарооборота магазина напрямую зависят от правильного размещения торгового оборудования. Планировка торговой площади магазина заключается в разделении всего пространства на функциональные зоны и размещении внутри них торгового оборудования, предназначенного для выкладки товаров.
Требования к размещению торгового оборудования:
  • обеспечение оптимальной организации рабочих процессов, свободного перемещения по торговому залу покупателей и персонала торгового объекта;
  • создание условий для механизации трудоемких процессов;
  • рациональное использование производственных площадей;
  • планирование удобных маршрутов для покупательских потоков, обеспечение максимальной видимости товаров;
  • создание условий для простоты санитарного обслуживания.

     Наиболее полное использование площади в сочетании с удобством перемещения посетителей является основной задачей размещения торгового оборудования.
     Для оборудования торговых залов используют металлические стеллажи, островные, пристенные и привитринные горки (в том числе для хлебобулочных изделий и фруктов), витрины, охлаждаемые витрины и холодильные шкафы, проволочные кронштейны для головных уборов, наклонные зеркала для примерки обуви, банкетки, столы, прилавки, поддоны, лари. Стеллажи экономят пространство и дают возможность представить продукцию покупателю с наилучшей стороны.
     Торговый зал является основным торговым помещением, в котором размещен рабочий (оперативный) и выставочный запас товара, производится его отбор и продажа.
     Размещение оборудования в торговом зале зависит от его размера и конфигурации, ассортимента продаваемых товаров, форм и способов продажи.
      Существует несколько макетов размещения торгового оборудования: линейное, боксовое, островное и выставочное.

      Линейное размещение оборудования позволяет успешно контролировать направление движения клиентских потоков, обеспечивает хороший обзор товаров для посетителей, экономит их время на поиск нужного товара. Линейный макет размещения оборудования представляет собой расположение товаров и проходов для покупателей параллельными линиями, перпендикулярными линии контрольно-кассового узла. Использование этого варианта макета наиболее эффективно при продаже товаров методом самообслуживания. Особенность такой планировки заключается в формировании потоков потребителей и в эффективном использовании площади торгового зала. Преимущество линейной планировки состоит в том, что она предусматривает создание на выходе из торгового зала единого кассового узла. Кроме того, такой макет расстановки оборудования обеспечивает хороший обзор торговой площади. Недостатком линейной планировки является то. что она однообразна и покупатель быстро устает.
     Наиболее распространенными являются следующие варианты линейного расположения оборудования в торговом зале:
  • продольное размещение – линии торгового оборудования выстроены вдоль торгового зала (перпендикулярно потоку покупателей, входящему в зал), такой макет расстановки оборудования используется, если магазин имеет прямоугольную конфигурацию и небольшую (от 7 до I2 м) глубину;
  • поперечное размещение – торговое оборудование образует линии, проходящие через торговую площадку (параллельно входящему потоку клиентов); рекомендуется использовать в магазинах, где глубина торгового зала достигает 13–24 м; задача подобного размещения – направление потока покупателей к дальней стене магазина.
  • Коксовая компоновка заключается в размещении оборудования в виде отдельных отделов и секций и выделении центрального прохода (проходов), от которого можно пройти в эти изолированные секции.
      Разновидностью боксовой компоновки является размещение оборудования, образующего для движения покупателей трек, или петлю: такой маршрут вынуждает покупателя зайти во все отделы и увидеть все предлагаемые товары. Недостаток планирования типа «трек» заключается в том, что, если покупатель решит повернуть назад, ему придется двигаться против направления общего потока. Кроме того, такая ситуация очень раздражает людей с ограниченным временем на покупки.
  • Островная планировка – это размещение торгового оборудования вокруг рабочих торговых мест. Используется при традиционной форме продажи – через прилавок обслуживания. «Островками» могут быть отдельные крупногабаритные товары, размещаемые прямо на полу. Это позволяет потенциальным покупателям обойти оборудование или размешенный на полу товар, увеличивает фронт оборудования.

    Размещение торгового оборудования подчиняется следующим правилам.
  • Оборудование устанавливается параллельно движению потока покупателей, чтобы их маршрут охватывал наибольшую глубину торгового пространства. Концентрацию покупателей можно изменять. варьируя длину линий, которые состоят из стеллажей.
  • Необходимо избегать разрывов покупательских потоков, вызванных разрывами в линиях расставленного оборудования.
  • Целесообразно использовать полки сложной конфигурации – они удерживают активность посетителей на высоком уровне.
  • При размещении торгового оборудования необходимо учитывать расположение опорных колонн в помещении таким образом, чтобы они находились в пределах границ линий и не мешали движению покупателей и доставке товаров на стеллажи.
  • Предпочтительно располагать стеллажи перпендикулярно линии касс – это удобно как покупателям, так и персоналу магазина, поскольку даст возможность кассирам наблюдать за проходами в зоне продаж.
     Планировка магазина считается успешной, если достигается равновесие между комфортом и эффективным использованием пространства торгового зала.
© КРЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
©
© КМК; © СТЭК; © Ядрова Г.В . - выставлено19.4.2022 г.,