|
|
Уважаемые
пользователи.
Обращаем ваше внимание на то, что данный информационный дайджест
продолжает серию полнотекстовых
электронных материалов, которые посвященны авторам юбилярам 2021
года.
Он посвящён 200-летию со дня рождения (30
октября (11 ноября 1821 г.)) великого русского писателя Ф. М.
Достоевского.
Дайджест составлен на основе фондов библиотеки КМК. В
читальных залах (1 читальный зал – Гагрина 11,
2 читальный зал – Будённого 28) можно ознакомиться с печатными
версиями данной доступной удалённо информацией. |
|
Цвейг,
С. Достоевский [Текст] / С. Цвейг ; пер с нем. П. Берштейн //
Три мастера : Бальзак, Диккенс, Достоевский ; Триумф и трагедия
Эразма Роттердамского / С. Цвейг. – М. : Республика, 1992. – С.
62-156. |
Из
содержания:
« Первое
впечатление от Достоевского – ужас, следующее – величие.
И судьба его на первый взгляд так же представляется жестокой и
обыденной, как лицо его – крестьянским и простым. Сперва вы ощущаете
ее как бессмысленное страдание: все орудия пытки терзают шестьдесят
лет это хрупкое тело... Ни от одного мучения он не избавлен, ни
одно страдание не забыто. Бессмысленной жестокостью, олицетворением
слепой злобы представляется на первый взгляд эта судьба. Лишь
оглядываясь назад, постигаешь, что ее выковывал безжалостный молот,
чтобы создать бессмертное творение: ей нужна была мощь, чтобы
сравняться с могучим. Не общей мерой отмеривает она безмерному
свои дары, ни в чем его жизненный путь не похож на гладко вымощенную
широкую дорогу других писателей девятнадцатого столетия, постоянно
чувствуется стремление сурового божества – подвергнуть сильного
сильнейшим испытаниям...
Трижды возносит его жизнь к небесам,
трижды низвергает его в пропасть. Уже в молодости он вкушает сладкое
блюдо славы: первая книга дает ему имя; но быстро схватывают его
острые когти судьбы и снова бросают в безвестность – в тюрьму,
на каторгу, в Сибирь. Снова он вынырнул, более сильным, более
мужественным: его «Записки из Мертвого дома» приводят Россию в
восторг. Сам царь обливается над книгой слезами; она воспламеняет
русскую молодежь. Он основывает свой журнал, его голос звучит
для всего народа, появляются первые романы. Но вот словно буря
уносит его материальное благосостояние, плеть долгов и забот гонит
его с родины, болезнь поражает его тело; кочуя, бродит он по всей
Европе, забытый своим народом. И в третий раз, после долгих лет
труда и лишений, он вынырнул из тумана безвестности: речь на Пушкинских
торжествах свидетельствует о нем как о первом писателе, пророке
страны. Отныне слава его неугасима. И в эту минуту железная рука
уничтожает его... Он больше не нужен судьбе, жестокая, мудрая
воля добилась своего: сорвав с его существования лучшие духовные
плоды, она небрежно отбрасывает в сторону пустую оболочку тела.
Благодаря этой мудрой жестокости жизнь
Достоевского становится произведением искусства, его биография
– трагедией. И в чудесной символике его художественные произведения
повторяют характерные черты его собственной судьбы. Тут есть таинственные
совпадения, мистические сцепления, удивительные отражения, которые
нельзя ни понять, ни объяснить...». |
|
Белов,
С. В. Федор Михайлович Достоевский [Текст] / С. В. Белов ; науч.
ред. Э. Ф. Володин. – М. : Просвещение, 1990. – 208 с. |
Из содержания:
«Достоевские
происходили из старинного дворянского рода, представители которого
с XVI века упоминаются в различных документах юго-западной Руси.
В 1506 году им была пожалована грамота на село Достоево в Пинском
повете между реками Пиной и Яцольдой, после чего эти служилые
люди стали именоваться по своей земельной вотчине Достоевскими...
Дед писателя Андрей Достоевский занимал
довольно скромную должность протоиерея в маленьком провинциальном
городке Подольской губернии Брацлаве...
Из многочисленных детей деда Достоевского
лишь один младший сын Михаил (отец писателя) решился порвать с
традиционным семейным укладом и образованием и построить свою
биографию как типичный разночинец. В 1809 году двадцатилетний
Михаил Андреевич Достоевский бросает учебу в Подольской семинарии
и уходит из родительского дома в Москву, где поступает в Медико-хирургическую
академию. Во время Отечественной войны 1812 года он принимал участие
в военных действиях, в мирное время служил врачом в Бородинском
пехотном полку и в Московском военном госпитале, а в 1821 году,
выйдя в отставку, был определен «на вакансию лекаря» в Мариинскую
больницу для бедных Московского воспитательного дома...
30 октября (11 ноября) 1821 года
в правом флигеле Мариинской больницы для бедных, отведенном под
казенные квартиры, в семье врача М. А. Достоевского родился
второй сын, Федор...
Большая семья московского лекаря больницы
для бедных (семь детей – четыре брата и три сестры) была совсем
не богата, а лишь очень скромно обеспечена самым необходимым и
никогда не позволяла себе никаких роскошеств и излишеств...
Родители рано начали обучать Федора,
и с ним, как и с другими детьми, занимались мать и дьякон. Затем
он в 1833 году Федор вместе с другом-братом Михаилом стал ежедневно
ездить в полупансион к французу Сушарду, но продолжал жить в семье
(к Сушарду ездили по утрам и возвращались к обеду), которая заботилась
о его воспитании и продолжала заботиться и тогда, когда (в 1834
году) тринадцатилетнего мальчика отдали в частный пансион Леонтия
Ивановича Чермака...
Родители давно задумывались о будущем
старших сыновей. Они знали о литературных увлечениях Федора и
Михаила и всемерно поощряли их. Собирались было поместить их в
Университетский благородный пансион, который был ступенью для
поступления в университет. Теперь братья учились у Л. Чермака
– в одном из лучших пансионов Москвы, славившемся «литературным
уклоном». После его окончания Достоевские должны были бы поступить
в Московский университет, однако смерть матери и материальная
нужда изменили эти планы.
Университет давал образование, но
не положение. Для сыновей бедного дворянина был выбран иной путь.
Михаил Андреевич Достоевский решил определить Михаила и Федора
в Главное инженерное училище в Петербурге...
Федор Достоевский вместе со старшим
братом был отвезен в мае 1837 года в Петербург и помещен в пансион
К.Ф. Костомарова на Литовском проспекте, 17, для подготовки к
поступлению в Главное инженерное училище...
16 января 1838 года Федор Достоевский
был зачислен в училище и перебрался в Инженерный замок, в котором
оно располагалось. Михаилу было отказано в приеме по состоянию
здоровья, и он поступил на службу по прошению в С.-Петербургскую
инженерную команду...
Юный Достоевский вдруг остался совершенно
один, без всякой поддержки и опоры в мрачном Михайловском замке.
Впервые он оказался лицом к лицу с враждебной ему действительностью.
Эта действительность глубоко разочаровала будущего писателя. Достоевский
старался уйти в мир Пушкина, Шиллера, Корнеля, но скучал о своем
друге – старшем брате Михаиле и беспокоился о своем отце, опускавшемся
после смерти жены…
После смерти отца жизнь Достоевского
в училище становится мучительнее с каждым днем. Одинокий и мечтательный,
оставшийся в 18 лет сиротой, он жестоко страдает от контраста
между счастливым детством и новой казенной и равнодушной обстановкой.
То, что его волновало и интересовало, не находило отклика в Инженерном
училище. Он мечтал о творчестве, литературе и свободе; военная
карьера его совсем не прельщает. Главное – литература и свобода,
служение своему художественному дару, который он уже ощущает в
себе... В письмах к брату – постоянные жалобы на невозможность
найти применение собственным творческим силам...
5 августа 1841 года последовал приказ
о производстве Достоевского из кондукторов (так назывались воспитанники
младших классов) в нижний офицерский чин – полевые инженеры-прапорщики...
Наконец 19 октября 1844 года подпоручик Федор Достоевский (этот
чин он получил в августе 1842 года) выходит в отставку. Как и
его великий учитель Бальзак, Достоевский стал профессиональным
литератором. «Насчет моей жизни не беспокойся, – пишет он брату.
– Кусок хлеба я найду скоро. Я буду адски работать. Теперь я свободен».
И все же пребывание в Инженерном
училище не осталось бесследным в творческой биографии писателя:
четкая конструкция его романов, умение в конечном итоге «распутать»
самые, казалось бы, невероятные ситуации, восприятие Петербурга
как города, в котором «архитектурные линии имеют свою тайну»,
– все это имеет прямое отношение к его первой профессии инженера...».
|
|
Достоевский
Федор Михайлович [Текст] // Русские писатели : биобиблиографический
словарь : в 2 ч. / под ред. П. А. Николаева. – М. : Просвещение,
1990. – Ч. 1 : А-Л. – С. 267-280. – (Библиотека учителя русского
языка и литературы). |
Из
содержания:
«…Теперь
единственный источник его доходов – литература. В середине 1844
г, в журнале «Репертуар и пантеон» появляется первая печатная
работа Достоевского – перевод романа Бальзака «Евгения Гранде».
В течение 1844 и 1845 гг. он увлеченно работает над своим первым
романом «Бедные люди». Рукопись переделывалась много раз и наконец
была прочитана Григоровичу, через посредство которого попала в
руки Н. А. Некрасову, а затем – В. Г. Белинскому. Восторг
был всеобщим, и дотоле никому не известный молодой человек сразу
стал одним из главных участников «натуральной школы». 15 января
1846 г. его романом открылся «Петербургский сборник», второй по
счету альманах школы, где были собраны произведения Н. А.
Некрасова, И. С. Тургенева, И. И. Панаева, А. И.
Герцена, В. А. Соллогуба, В. Г. Белинского и др...
Белинский ценил «Бедных людей» за
«гуманную мысль»: «Честь и слава молодому поэту, муза которого
любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям
раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!», за «поразительную
истину в изображении действительности». Но тут же упрекал новый
«необыкновенный» талант в многословии, излишней «говорливости»,
относя это к «неопытности молодого писателя, еще не успевшего
одолеть препятствий со стороны языка и формы»...
Сам Достоевский в ответ на критику
писал: «Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они
привыкли видеть рожу сочинителя; я же моей не показывал. А им
и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе
и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего
нет». Как будто несущественное несогласие Достоевского с Белинским
обнаружило, тем не менее, принципиальное различие их установок,
углублявшееся с каждым новым произведением Достоевского.
Так, одобрив повесть «Двойник» (1846)
за типичность «амбициозной» фигуры Голядкина, критик советует
автору укоротить произведение «по крайней мере целою третью» и
замечает в нем «еще и другой существенный недостаток» – «фантастический
колорит»... Еще суровее отзывы Белинского о «Господине Прохарчине»
(1846) и «Хозяйке» (1847); последняя была воспринята как рецидив
романтизма. Однако Достоевский, хотя и болезненно воспринимал
критику, продолжал писать по-своему.
Внутренняя судьба личности – истинная
тема уже самых первых, «чиновничьих», произведений Достоевского.
Начиная с «Хозяйки» он практически отбрасывает и традиционную
«гоголевскую» тематику – его героем становится «мечтатель», оторванный
от реальности чудак, живущий в мире романтических грез...
С кружком Белинского Достоевский
Ф. М. расходится еще осенью 1846 г. из-за личной ссоры с
Некрасовым и Тургеневым. К началу 1847 г. относится окончательный
разрыв с самим критиком, вызванный глубокими идейными разногласиями...
Литературные интересы первенствовали
в утопически-гуманистических кружках второй половины 40 гг. Так,
в среде петрашевцев, можно было встретить А. Н. Майкова,
Дурова, Плещеева, А. И. Пальма и других, в том числе и Ф. М.
Достоевкого. Сам Федор Михайлович посещает «пятницы» довольно
часто, но высказывается там всего дважды: о важном значении художественности
в литературе, а также о личности и эгоизме. 15 апреля 1849 г.
читает запрещенное тогда зальцбруннское письмо Белинского к Гоголю
1847 г... Склонность к религиозно-мечтательному, «розовому» социализму
побудила небольшую группу петрашевцев (братья Достоевские, Дуров,
Плещеев, Пальм и др.) выделиться в начале 1849 г. в особый кружок,
собиравшийся на квартире Дурова. Однако под влиянием левого утопического
коммуниста Н. А. Спешнева, также члена нового кружка, Достоевский
все более проникается революционными идеями и в 1849 г. входит
в группу по организации тайной литографии.
В связи с событиями французской
революции 1848 г. и той ролью, которую играли в ней социалисты,
правительство решает пресечь распространение утопических идей.
К Петрашевскому был подослан провокатор, и в ночь с 22 на 23 апреля
1849 г. Федор Михайлович в числе прочих участников собраний был
арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Мужественно пережив
семимесячное следствие и обряд смертной казни 24 декабря 1849
г., стоя у эшафота, он услышал рескрипт о неожиданном помиловании:
«...отставного поручика Достоевского за... участие в преступных
замыслах, распространение письма литератора Белинского, наполненного
дерзкими выражениями против православной церкви и верховной власти,
и за покушение, вместе с прочими, к распространению сочинений
против правительства посредством домашней литографии лишить всех
прав состояния и сослать в каторжную работу в крепостях на»...
4 года, а потом рядовым. В январе 1850 г. Достоевский был доставлен
в Омский острог...
Четыре года провел писатель в «Мертвом
доме». Помимо тяжелых и страшных впечатлений, они дали Федору
Михайловичу возможность на деле узнать простой русский народ,
изнутри проникнуть в его психологию... По выходе из острога Достоевский
зачислен рядовым в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в
Семипалатинске, куда он и был доставлен по этапу в марте 1854
г. После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра
II участь Федора Михайловича, как и многих политических преступников,
была смягчена. Вскоре он произведен в унтер-офицеры, затем в прапорщики,
ему возвращаются прежние дворянские права, и в отставку в 1859
г. он выходит уже в чине подпоручика...
В годы неволи Достоевский Ф. М. не
оставляет писательского труда: в Петропавловской крепости, ожидая
приговора, пишет рассказ «Маленький герой», в Семипалатинске –
повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон»,
более того – в самом остроге ведет записи тюремного фольклора,
составившие «Сибирскую тетрадь». Ее материалы впоследствии пригодились
Достоевскому в работе над многими произведениями.
Хлопоты родных и друзей писателя
о разрешении ему вернуться в европейскую Россию и печататься увенчались
успехом: в августе 1859 г. Достоевский приезжает с женой и пасынком
в Тверь, а в ноябре того же года получает разрешение жить в Петербурге
и с начала 1860 г. активно включается в литературную жизнь столицы.
Это время – разгар «либеральной весны», резкого оживления общественной
жизни в России...
С начала 1861 г. Федор Михайлович
помогает брату Михаилу издавать собственный журнал «Время»… Летние
месяцы 1862 и 1863 гг. писатель проводит за границей, посетив
Германию, Англию, Францию, Италию и др. страны. Наблюдения, сделанные
в первой поездке, вылились в «Зимние заметки о летних впечатлениях»
(1863)...
В мае 1863 г. журнал «Время» был
неожиданно закрыт из-за статьи Страхова «Роковой вопрос», в которой
правительство усмотрело полонофильство. В результате долгих хлопот
Михаилу Достоевскому удалось в январе 1864 г. добиться разрешения
на издание журнала «Эпоха». После внезапной смерти брата в июле
1864 г. запутанные дела по журналу полностью переходят в руки
Федора Михайловича. Кроме того, он берет на себя заботы о многочисленной
семье брата и обязуется выплатить его долги. Еще в апреле 1864
г. умерла от чахотки жена Достоевкого...
На страницах журналов «Время» и
«Эпоха» появляются такие произведения Достоевского, как «Записки
из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья»,
«Зимние заметки о летних впечатлениях».
В июне 1865 г. редакция «Эпохи»
обанкротилась. Чтобы выйти из финансового тупика, Федор Михайлович
заключает контракт с книгоиздателем Ф.Т. Стелловским: за три тысячи
рублей он продает ему право на издание полного собрания своих
сочинений в трех томах и в счет той же суммы обязуется написать
новый роман к 1 ноября 1866 г. В случае неисполнения этого обязательства
Стелловский получал право перепечатывать все будущие произведения
Достоевкого без всякого вознаграждения автору, тем самым угрожая
лишить его средств к существованию…
Для поправки здоровья осенью 1865
г. писатель уезжает за границу и там, в курортном немецком городке
Висбадене, начинает работу над романом «Преступление и наказание»
(1866), в котором отразился весь сложный и противоречивый путь
его внутренних исканий. В центре нового произведения – преступление,
идеологическое убийство...
В октябре 1866 г. работа над «Преступлением
и наказанием» была временно прервана из-за необходимости выполнить
условия кабального договора с книгоиздателем Стелловским. С помощью
стенографистки Достоевскому удалось менее чем за месяц написать
требуемый роман «Игрок», в котором центральной стала актуальная
для писателя проблема России и Европы. Но помимо этого произведение
должно было, по мысли автора, обратить на себя внимание «как наглядное
и подробное изображение рулеточной игры... своего рода ада, своего
рода каторжной «бани»...
В 1867 г. Федор Михайлович женился
на своей помощнице-стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной,
ставшей для него по-настоящему близким, преданным другом. У Достоевских
было четверо детей, однако двое из них умерли в раннем детстве.
В том же 1867 г., желая на время избавиться от кредиторов, Достоевские
надолго уезжают в Западную Европу, живут в Германии, Швейцарии,
Италии. «Страна святых чудес» на этот раз подарила писателю глубокие
эстетические впечатления... В эти годы писатель работает над двумя
романами – «Идиотом» (1868) и «Бесами» (1870-1871); последний
завершает уже в России. Работа над романами и появление их частей
в печати шли параллельно, что вообще характерно для писательской
жизни Ф. М. Достоевского...
В мае 1872 г. Достоевские уезжают
на лето из Петербурга в Старую Руссу, тихий маленький городок
в Новгородской губ. С тех пор они проводят там каждое лето, в
1874 г. остаются на зиму, а в 1877 г. покупают небольшую скромную
дачу. В Старой Руссе написаны почти целиком романы «Подросток»
и «Братья Карамазовы», многие главы «Дневника писателя», «Речь
о Пушкине».
С 1873 г. Ф. М. Достоевский
становится ответственным редактором журнала «Гражданин», на страницах
которого начинает печатать «Дневник писателя», своеобразный моножурнал,
откликающийся на важнейшие политические события дня, вмешивающийся
в ход судебных процессов, поднимающий актуальные нравственные
вопросы. Открытая публицистика и прямой отклик на события текущего
дня перемежались в «Дневнике» художественными произведениями,
которые получили самостоятельное значение: «Мальчик у Христа на
елке», «Бобок», «Сон смешного человека», «Кроткая». В идейном
отношении «Дневник писателя» – одно из самых противоречивых произведений
Достоевского. Здесь столкнулись крайне реакционные суждения (например,
о внешней политике Александра II) с выражениями любви и признательности
к кумирам юности писателя – Ж. Санд и Белинскому. В «Дневнике»
помещены задушевные воспоминания о Некрасове и дана высокая оценка
его творчества, сказаны проникновенные слова о национальном значении
Пушкина и Гоголя, дан интереснейший анализ «Анны Карениной»...
Издание «Дневника» прерывается в годы работы над романами «Подросток»
(1874-1875) и «Братья Карамазовы» (1878-1879), но постоянно возобновляется
и продолжается вплоть до января 1881 г...
В конце 70 гг. писатель постоянно
выступал перед публикой с чтением глав из собственных произведений,
отрывков из Гоголя, стихотворений Пушкина, особое предпочтение
отдавая «Пророку». Все чаще самого автора «Дневника писателя»
удостаивали этим званием, которое окончательно утвердилось за
ним после речи на открытии памятника Пушкину в Москве 8 июня 1880
г. «Пушкинская речь» – квинтэссенция складывавшихся в течение
жизни воззрений Достоевского на судьбу России, национальный характер,
отечественную интеллигенцию. Возбудившая энтузиазм у слушателей
в момент произнесения, речь Федора Михайловича вскоре вызвала
острую общественно-политическую и литературную полемику. Призыв
писателя к «смирению» и к объединению противоположных сил и группировок
– правительства и общества, славянофилов и западников, революционеров
и либеральных дворян – в общей «работе на родной ниве» не мог
встретить полной поддержки ни у одной из них...
Многие годы писатель страдал тремя
тяжелыми болезнями: эпилепсией, эмфиземой легких и, видимо, туберкулезом.
Сказались и творческие перегрузки, и нелегкая судьба. Неудивительно,
что Достоевского настигла преждевременная смерть... Федор Михайлович
умер 28 января (9 февраля) 1881 г. Писатель похоронен в Александро-Невской
лавре в Петербурге.»
|
|
|
Курляндская,
Г. Б. Психологизм Достоевского [Текст] / Г. Б. Курляндская //
Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского /
Г. Б. Курляндская. – М. : Просвещение, 198. – С. 58-101. |
Из
содержания:
«В сознании
Достоевского очень рано встал вопрос о человеческой личности как
тайне, о взаимосвязях ее с социальным миром. 16
августа 1839 года он писал брату Михаилу: «Человек есть тайна.
Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то
не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу
быть человеком». Где искать первопричину зла – в самом ли человеке
или во внешних обстоятельствах?..
Достоевский, как и Толстой, преодолевает
антропологическую концепцию характера, согласно которой «натура»
человека сама по себе прекрасна и благородна, а порочное в ней
– это наслоения, результаты воздействия дурно организованной общественной
среды… Достоевский обращается к диалектическому пониманию сложности
и противоречивости самой натуры человека. Добро и зло не являются
внешними силами, они коренятся в самой природе человека и подчас
нераздельно сливаются друг с другом, оставаясь вместе с тем противоположностями...
Достоевский, подобно Толстому, глубоко
убежден, что человек свободен по своей духовной сущности: пользуясь
правом свободного выбора, он может обратиться к «исходу» и победить
«ненормальность и грех», таящиеся в его собственной душе. Писатель
старательно напоминает о нравственной ответственности человека,
наделенного свободной волей и потому не являющегося пассивным
результатом «среды». И сами преступники из народа не снимают с
себя вины: «Я был в каторге и видал преступников, «решеных преступников».
Повторяю, это была долгая школа. Ни один из них не переставал
себя считать преступником. С виду это был страшный и жестокий
народ (...) может, ни один из них не миновал долгого душевного
страдания внутри себя, самого очищающего и укрепляющего. Я видал
их одиноко задумчивых, я видал их в церкви молящихся перед исповедью;
прислушивался к отдельным внезапным словам их, к их восклицаниям;
помню их лица, – поверьте, никто из них не считал себя правым
в душе своей!»...
Уже давно ученые обратили внимание
на то, что человек у Достоевского «загадка» и «тайна». Так, М.Б.
Храпченко писал: «Широта» человека, по мысли писателя, заключается
не только в очень сложном сочетании противоборствующих начал,
но и в той загадочной неожиданности, с какой часто открываются
свойства его внутреннего мира. Человеческая душа – бездна, утверждал
Достоевский; глубины подсознания личности остаются неведомыми
и для нее самой. Идеал красоты, добра оказывает несомненное воздействие
на людей; однако в неизмеримо большей степени они находятся во
власти идеала содомского. Власть темного, низменного, жестокого,
сказывающаяся во внутренней жизни человека, в его действиях, крайние
проявления себялюбия, чувственности, цинизма, духовной опустошенности
Достоевский рисовал с огромной художественной правдивостью, избегая
при этом всякого натурализма».
Внутренняя жизнь представляется
писателю загадочной, таинственной, непостижимой в своей субстанциальной
глубине. Именно поэтому у Достоевского сиюминутные переживания
и действия персонажей не сопровождаются подробным авторским комментарием,
разъяснением. Наиболее глубинное в человеке иррационально, исполнено
неожиданных проявлений и потому не поддается завершающим, окончательным
определениям. Человек «тайна» в том смысле, что он вопреки обстоятельствам
совершенно бессознательно может отдаться во власть добрых влечений
и нарушить законы психологической и социальной детерминации. Торжество
доброй воли, устремленной к исполнению нравственного закона, проявляется
иногда внезапно, в момент разгула порочных страстей, эгоистической
сосредоточенности на себе и своих страданиях...
Невозможно однозначно объяснить
поступки литературных героев Достоевского. Человек «загадка» и
«тайна»; в нем борются противоположные начала, и победа одного
из них для читателя бывает часто неожиданной... В героях Достоевского
скрывается сложное сплетение противоположных наклонностей и устремлений,
которое приводит их в состояние драматических колебаний, но это
состояние иногда разрешается сознательным и самостоятельным выбором
пути. Они располагают возможностями разных решений и переживают
колебания, прежде чем решиться. Иногда эта болезненная противоречивость
проявляется в сложности поведения и неожиданности поступков...
Подобно Толстому и Тургеневу, Достоевский
делит персонажей на категории по степени их умения пользоваться
даром нравственной свободы. Он ставит их в критическую ситуацию
и следит за движением их внутреннего «я», чтобы определить их
нравственную ценность. Они проявляют силу или слабость личности
в зависимости от того, как и каким образом пользуются правом самостоятельного
определения своего жизненного поведения в переломные, драматические
моменты.
Достоевский делит персонажей преимущественно
на тех, которые отдаются устремлениям доброй воли и задачу полагают
в продвижении к идеалу, отличаясь сердечностью, милосердием и
состраданием, а также на тех, которые, пользуясь правом свободного
выбора, встают на путь нарушения нравственного закона с целью
эгоистического самоутверждения...
Интересуясь «глубинами души человеческой»,
Достоевский часто трактует их как сугубо иррациональные, но вместе
с тем в практике художественного творчества, он, подобно Толстому,
показывает существование человека как подлежащее закону детерминации...».
|
Луначарский,
А. В. Достоевский как мыслитель и художник [Текст] / А. В. Луначарский
// Статьи о литературе : в 2 т. / А. В. Луначарский ; вступ. ст.
Н. А. Трифонов ; сост. Л. А. Истомин. – М. Художественная литература,
1988. – Т. 1 : Русская литература XIX – начала XX в. – С. 160-179. |
Из
содержания:
«Достоевский по всему своему социальному
типу и по материалу своих произведений – мещанин...
Всякий мещанин, особенно интеллигент,
в ту эпоху оказывался перед лицом ожесточенной конкуренции и борьбы
за карьеру, за успех. Соблазняли возможности власти и богатства,
манила роскошь главных улиц и образа жизни богачей. Казались доступными
и вместе с тем слишком «дорогими» самые увлекательные женщины.
Мещанин тянулся к сладкому кубку жизни, но почти никогда его ожидания
не оправдывались. Большинство оказалось отброшенным, опрокинутым,
осужденным на серое, тусклое существование, даже на нищету, особенно
мучительную для людей, обладавших большой жаждой наслаждений.
В такую обстановку попал Достоевский,
чтобы сначала горько бедствовать, а потом быть выброшенным на
петербургскую улицу с неуемной жаждой славы и блеска, с огромной,
подвижной талантливостью и необъятной способностью страдать и
сострадать.
...Отметим, что в этом честолюбивом
и больном человеке сотрясавшееся в судорогах мещанство (особенно
мещанская интеллигенция) нашло своего великого выразителя...
Нельзя не остановиться на своеобразных
формах патриотизма Достоевского, который занимал у него очень
большое место. Россия ему рисовалась как одна неуемная безмерная
душа, как океан необъятных противоречий. Но именно эта страна
Петров Великих и самосожигателей рисовалась ему как наиболее способная
дать миру нечто новое, светлое и великое.
Именно Россия, верил он, пойдет
на тяжелый подвиг достижения в муках великих целей – светлого
будущего человечества...
Достоевский
был художником-лириком. Все
его повести и романы – одна огненная река его собственных переживаний.
Это – сплошное признание сокровенного своей души. Это – страстное
стремление признаться в своей внутренней правде.
Это первый и основной момент в его творчестве. Второй – постоянное
стремление заразить, убедить, потрясти читателя, исповедуя перед
ним свою веру. Вот эти оба свойства творчества Достоевского присущи
ему так, как ни одному другому лирику, если под лирикой разуметь
призыв потрясенной души.
Достоевский – великий и глубочайший
лирик. Но лирик ведь не всегда должен быть художником. Он может
выражать свои переживания разными способами: в форме публицистической,
в проповедях, например. Достоевский выражает свои переживания,
признания не в прямой форме, а в форме мнимо-эпической. Он замыкает
свои признания, страстные призывы своей души в рассказы о происшествиях.
Он пишет повести и романы. Достоевский не заботится о внешней
красоте своих произведений. В них фраза до крайности и нарочито
безыскусственна. Большинство главнейших действующих лиц говорит
одинаковым языком...
В произведениях Достоевского вы не найдете
красивых описаний. Он проходит совершенно равнодушно мимо природы.
Словом, внешней красоты в его произведениях нет. Но в том-то и
дело, что у Достоевского вы останавливаетесь перед гениальностью
содержания. Он стремится поскорее потрясти вас, исповедаться перед
вами. И это – два первых двигателя, которые определяют собою самое
основное в творчестве Достоевского...».
|
Долинина,
Н. Г. Предисловие к Достоевскому [Текст] / Н. Г. Долинина. – Л.
: Детская литература, 1980. – 256 с. |
Из
содержания:
«Читать книги Достоевского трудно.
В них вроде бы все понятно и все увлекательно: читающего охватывает
любопытство – что же дальше? Судьба героев сразу, с первой страницы,
становится важной, от книги не оторваться. Но все-таки читать
трудно, даже мучительно. Вероятно, потому, что Достоевский не
боится заглядывать в такие тайные уголки и углы человеческой души,
мимо которых проходил даже великий Толстой...
Достоевский не пишет о жизни каждого
дня. В его книгах герои раскрываются перед читателем в часы и
дни таких событий, какие могут выпасть на долю одного человека
один только раз в жизни, а могут и не выпасть никогда.
Герои Достоевского живут в особом
измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных
людей. Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях
больно. Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы
и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья
и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их
месте. Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского
до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта
и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие
и расчет, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – все достигает
высшего предела. Читая, мы проникаемся состраданием. Это очень
нужное человеку понятие: СО-СТРАДАНИЕ. Да, мы страдаем вместе
с героями, и это обогащает наши души...
Он был одним
из самых серьезных русских писателей, он ставил в своих книгах
труднейшие философские проблемы. И в то же время
Достоевский владел искусством увлекательного чтения. В каждой
его книге есть тайна, к раскрытию которой спешит читатель. Раскольников
в «Преступлении и наказании» уже в начале книги совершил преступление:
убил и ограбил. Думающего читателя волнует состояние души героя,
муки его совести, психологический спор Раскольникова со следователем
Порфирием Петровичем, его любовь к Соне и трагическое возрождение
героя. Но тот же думающий читатель не может не быть увлечен разрешением
детективной истории: найдут убийцу или нет? Сознается ли он сам?
Как разрешится таинственная для всех остальных героев книги история
убийства старухи-процентщицы?
Князь Мышкин в «Идиоте» покоряет
нас с первых же страниц светом своей души, добром, правдой. Мы
следим за его жизнью со страхом: этот человек так хорош, что не
может он быть благополучным, это понимает читатель. И в то же
время следит за трагедией любви князя Мышкина к Настасье Филипповне,
предчувствует ее гибель и не может оторваться от острых поворотов
сюжета книги.
Острые, почти детективные сюжеты – в «Подростке», «Бесах», «Братьях
Карамазовых».
Это необыкновенное сочетание глубины
и серьезности разрешаемых автором проблем с увлекательным, таинственным,
острым сюжетом пришло к Достоевскому не сразу. Читая его первые
повести, мы видим, как он постепенно медленно учится быть Достоевским.
«Униженные и оскорбленные» – первая книга писателя, где он начинает
находить свой неповторимый стиль философа, психолога и мастера
увлекательного чтения.»
|
Список
произведений Ф. М. Достоевского |
- «Бедные
люди» / роман 1846
- «Двойник»
/ повесть 1846
- «Как
опасно предаваться честолюбивым снам» / рассказ в стихах 1846
- «Господин
Прохарчин» / рассказ 1846
- «Роман
в девяти письмах» / рассказ 1847
- «Хозяйка»
/ повесть 1847
- «Ползунков»
/ рассказ (*написан в 1848, опубликован в 1883) 1848
- «Слабое
сердце» / повесть 1848
- «Честный
вор» / рассказ 1848
- «Елка
и свадьба» / рассказ 1848
- «Неточка
Незванова» / повесть 1848
- «Белые
ночи» / повесть 1848
«Маленький герой» / рассказ (*написан в 1849, опубликован в
1857) 1849
- «На
европейские события в 1854 году» / стих. 1854
- «На
первое июля 1855 года» / стих. 1855
- «На
коронацию и заключение мира» / стих. 1856
- «Дядюшкин
сон» / повесть 1859
- «Село
Степанчиково и его обитатели» / повесть 1859
- «Чужая
жена и муж под кроватью» / рассказ 1860
- «Записки
из Мертвого дома» / повесть 1860-1862
- «Униженные
и оскорбл?нные» / роман 1861
- «Скверный
анекдот» / рассказ 1862
- «Записки
из подполья» / повесть 1864
- «Эпиграмма
на баварского полковника» / стих. 1864
«Борьба нигилизма с честностью» / фельетон в стихах 1864
- «Крокодил»
/ рассказ 1865
- «Преступление
и наказание» / роман 1866
- «Игрок»
/ роман 1866
- «Идиот»
/ роман 1868-1869
- «Вечный
муж» / повесть 1870
- «Бесы»
/ роман 1871-1872
- «Бобок»
/ рассказ 1873
- «Дневник
писателя» / сборник статей 1873-1881
- «Описывать
все сплошь одних попов» / стих. 1873-1874
- «Подросток»
/ роман 1875
- «Кроткая»
/ рассказ 1876
- «Мальчик
у Христа на ёлке» / рассказ 1876
- «Дорого
стоят детишки» / стих. 1876
- «Крах
конторы Баймакова» / стих. 1876-1877
- «Сон
смешного человека» / рассказ 1877
- «Не
разбойничай, Федул» / стих. 1879
- «Братья
Карамазовы» / роман 1879-1880
|
|
|