Информационный дайджест  
"Что нужно знать каждому об основном
законе нашего государства"
 
   



Уважаемые пользователи
обращаем ваше внимание на то, что информационный
дайджест составлен на основе печатных
и электронных фондов библиотеки КМК и
частично других библиотек г. Симферополя,
с которыми заключены договора об информационном сотрудничестве в обеспечении учебного процесса.

Сформирован информационный дайджест

к Дню конституции Российской Федерации
(12 апреля 2022 г.).

     
Что такое Конституция?
     
     Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации.
     
Документ обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и процедуры пересмотра Конституции.
     
Действующая редакция Конституции была принята народом России 12 декабря 1993  года, путем всенародного голосования. В этот же день состоялись первые в современной истории выборы в Государственную Думу.
     За принятие Конституции проголосовало 58,43 %. Она начала действовать со дня опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.
     Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов.
 В преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.
     Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.
     Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

     Подробнее:

  • Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года // Российская газета. – 2020. – 4 июля (№ 144). – С. 1-5.
  • Зорькин, В. Д. Конституция РФ – правовая основа интеграции российского общества / В. Д. Зорькин // Государство и право. – 2018. – № 12. – С. 5-17.
     
Кто может инициировать внесение изменений в Конституцию?
   
     Инициировать изменение Конституции могут только Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные органы регионов и группа не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. 
     Изменения Конституции, кроме отдельных глав, оформляются в виде федерального конституционного закона, принимаемого Государственной Думой и Советом Федерации, и одобренного законодательными органами не менее двух третей регионов Российской Федерации.
     Главы, касающиеся основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, а также порядка пересмотра Конституции, изменяются только по решению Конституционного собрания, которое созывается в случае если предложение об изменении поддержано тремя пятыми голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
     Конституционное собрание может само принять новый текст Конституции либо может вынести этот вопрос на всенародное голосование. Наиболее важными изменениями Конституции можно назвать увеличение срока полномочий Президента с 4 до 6 лет (решение было принято 30 декабря 2008  года). В этот же день был продлен срок полномочий депутатов Государственной Думы с 4 до 5 лет. Кроме того, поправки предусматривали ежегодный отчет Правительства перед Государственной Думой. 21 марта 2014  годы был изменен состав Российской Федерации: 84 и 85 субъектами Федерации стали Республика Крым и город федерального значения Севастополь. В этом же году были объединены Арбитражный и  Верховный суды: Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, были переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ. Подробнее см. в
информационном дайджесте "Новая редакция Конституции Российской Федерации"
  •      Подробнее в литературе:
    Российcкая Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации. Новая редакция : [с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года] : с комментариями Конституционного суда РФ. - Москва : Проспект, 2022. - 116, [1] с.

     
Какие вопросы, согласно Конституции, относятся
к ведению Государственной Думы?
   
  • Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; 
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; 
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по  правам человека,
  • действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; 
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
 Подробнее: Колесников, Е. В. Законность как принцип организации и деятельности органов государственной власти / Е. В. Колесников // Российская юстиция. – 2020. – № 5. – С. 2-4.
   
Как инициатива становится законом и какой путь проходит
инициатива прежде, чем стать законом ?
     

     Парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. ФС состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Одной из основных функций ГД является законодательная деятельность. Проекты законов вносятся именно в Государственную Думу. Важно помнить, что не каждая инициатива становится законом.
     
Список тех, кто может внести законодательную инициативу, и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены в ст. 104 Конституции РФ.
     Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему (об этих документах подробнее  — в ст. 105 Регламента ГД) направляются на имя Председателя ГД. Поступивший законопроект регистрируется в Управлении документационного обеспечения Аппарата ГД в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота ГД. Ему присваивается регистрационный номер, который указывается вместе с наименованием законопроекта в течение всего периода прохождения законопроекта в Государственной Думе.
     Одновременно в Системе обеспечения законодательной деятельности (СОЗД) на законопроект заводится электронная регистрационная карта, в которой фиксируются дата и время поступления документа, список тех, кто его внес, сведения о прохождении законопроекта в ГД, об одобрении Государственной Думой федерального конституционного закона или о принятии федерального закона и о рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и Президентом.

     То есть в СОЗД можно отследить прохождение законопроектом всех этапов. Поступившие документы Председатель ГД направляет в профильный комитет, который проверяет их на соответствие установленным требованиям (ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента ГД). Затем прошедший проверку документ направляется в Совет Государственной Думы. В состав Совета входят Председатель ГД, Первые заместители Председателя ГД, заместители Председателя ГД, фракций.
     Совет может вернуть законопроект профильному комитету или инициатору, но если все в порядке, Совет назначает ответственными за документ один или несколько комитетов ГД и включает его в примерную программу работы Государственной Думы. Далее основная работа над законопроектом идет в ответственном комитете. При этом для работы над документом могут привлекаться эксперты, представители профессиональных и научных сообществ, создаваться различные рабочие группы, в которых ведется анализ предложений по совершенствованию законопроекта, проводиться парламентские слушания, круглые столы и т. д. Например, после внесения в Государственную Думу проекта закона о совершенствовании пенсионного законодательства проводились парламентско-общественные слушания, по итогам которых была создана рабочая группа. Она продолжила свою деятельность и после того, как закон был подписан Президентом страны.
     После того, как ответственный комитет проведет заседание и рекомендует депутатам поддержать или отклонить законопроект, начинается рассмотрение документа на пленарных заседаниях.       В Государственной Думе законопроект проходит три чтения. 
      Первое чтение В  первом чтении рассматривается концепция законопроекта, его актуальность и практическая значимость, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции. Обычно во время пленарного заседания с докладом выступает субъект права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представитель. С содокладом выступает представитель ответственного комитета.
     Решение о принятии или об  одобрении законопроекта в первом чтении оформляется соответствующим постановлением ГД. Если по итогам голосования предложение о принятии проекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования.  Решение об отклонении законопроекта также оформляется соответствующим постановлением ГД. Отклоненный документ дальнейшему рассмотрению не подлежит.
    Второе чтение После того, как ответственный комитет на заседании вновь обсудит документ и поступившие к нему поправки, приходит время второго чтения. На этом этапе законопроект обсуждается детально, постатейно, с  различными вариантами поправок. Их ответственный комитет представляет в виде таблиц: таблица поправок, рекомендуемых к принятию и включенных в текст законопроекта;
  • таблица поправок, рекомендуемых к отклонению;
  • таблица поправок, по которым не было принято решений.
     Принятый во втором чтении документ направляется в ответственный комитет для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта.      После этого проект вместе с заключением Правового управления Аппарата ГД представляется ответственным комитетом в Совет ГД. Тот включает его в проект порядка работы Государственной Думы для рассмотрения в третьем чтении.В СМИ второе чтение часто называют основным — это связано с тем, что именно в этом чтении законопроект приобретает свой окончательный вид и обсуждается на пленарном заседании наиболее подробно.
     Третье чтение В  третьем чтении законопроект принимается в целом — допустимы лишь редакционные уточнения. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении начинается с доклада представителя ответственного комитета.
     Перед голосованием допускаются выступления представителей фракций.В исключительных случаях по требованию фракций председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения. Одобренные ГД федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Государственной Думы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями Правительства и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом ГД и в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

     
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат:
  • федеральные конституционные законы;
  • законы о поправках в Конституцию;
  • финансовые законы;
  • законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ;
  • законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.
     Остальные законы, поступившие из ГД, Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать — это будет означать согласие с принятием закона.
     Подписание закона Президентом Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, и в течение 14 дней глава государства подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент в течение двух недель с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.
     Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания Президентом. Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, если самими законами не установлено другое.

     Подробнее:

  • Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания [Текст] / [сост. Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг]. - 3-е изд. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 112, [1] с.   
       
  • Хапсирокова, Е. А. Роль Президента Российской Федерации в правовой охране Конституции Российской Федерации / Е. А. Хапсирокова // Российское правосудие. – 2018. – № 9. – С. 61-70.
     
© КРЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
©
© КМК; © СТЭК; © Ядрова Г.В . - выставлено 10.12. 2022 г.