|
|
|
|
|
|
КАРТА
САЙТА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОМАЦИЯ:
|
|
Информационный
дайджест |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ ТЕРАКТА:
|
|
-
Подготовиться
к экстренной эвакуации. Для этого сложите в сумку
документы, деньги, ценности, немного продуктов. Желательно
иметь свисток.
-
Помочь больным и престарелым подготовиться к эвакуации.
-
Убрать с балконов и лоджий горюче-смазочные легковоспламеняющиеся
материалы.
-
Подготовить йод, бинты, вату и другие медицинские
средства для оказания первой медицинской помощи.
-
Договориться с соседями о совместных действиях на
случай оказания взаимопомощи.
-
Избегать мест скопления людей (рынки, магазины, стадионы,
дискотеки...).
-
Реже пользоваться общественным транспортом.
-
Желательно отправить детей и престарелых на дачу,
в деревню, в другой населенный пункт к родственникам
или знакомым.
• Задернуть шторы на окнах. Это убережет вас от разлетающихся
осколков стекол.
-
Держать постоянно включенными телевизор, радиоприемник,
радиоточку.
-
Создать в доме (квартире) небольшой запас продуктов
и воды.
-
Держать на видном месте список телефонов для передачи
экстренной информации в правоохранительные органы.
|
|
ВОЗМОЖНЫЕ
МЕСТА УСТАНОВКИ ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ: |
|
-
Подземные
переходы (тоннели).
-
Вокзалы.
-
Рынки.
-
Стадионы.
-
Дискотеки.
-
Магазины.
-
Транспортные средства.
-
Объекты жизнеобеспечения (электроподстанции, газоперекачивающие
и распределительные станции...).
-
Учебные заведения.
-
Больницы, поликлиники.
-
Детские учреждения.
-
Подвалы и лестничные клетки жилых зданий.
-
Контейнеры для мусора, урны.
-
Опоры мостов.
|
|
ПРИЗНАКИ
НАЛИЧИЯ ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ: |
|
-
Припаркованные вблизи домов автомашины, неизвестные
жильцам (бесхозные).
-
Присутствие проводов, небольшой антенны, изоленты.
-
Шум из обнаруженного предмета (тикание часов, щелчки).
-
Наличие на найденном предмете источников питания (батарейки).
-
Растяжка из проволоки, шпагата, веревки.
-
Необычное размещение обнаруженного предмета.
-
Специфический, не свойственный окружающей местности
запах.
-
Бесхозные
портфели, чемоданы, сумки, свертки, мешки, ящики,
коробки.
При
обнаружении подозрительных предметов немедленно сообщите
в дежурные службы территориальных органов внутренних дел,
ФСБ,
управление по делам ГО и ЧС |
|
ЧТО
ДЕЛАТЬ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ВЗРЫВНОГО УСТРОЙСТВА: |
|
-
Немедленно
сообщить об обнаруженном подозрительном предмете в
дежурные службы органов внутренних дел, ФСБ, ГО и
ЧС.
-
Не подходить к обнаруженному предмету, не трогать
его руками и не подпускать к нему других.
-
Исключить использование средств радиосвязи, мобильных
телефонов, других радиосредств, способных вызвать
срабатывание радиовзрывателя.
-
Дождаться прибытия представителей правоохранительных
органов.
-
Указать место нахождения подозрительного предмета.
Внимание!!!
Обезвреживание взрывоопасного предмета на
месте его обнаружения
производится только специалистами
МВД, ФСБ, МЧС. |
|
ПОВЕДЕНИЕ
ПОСТРАДАВШИХ |
|
-
Вы
ранены:
-
Постарайтесь
сами себе перевязать рану платком, полотенцем, шарфом,
куском ткани.
-
Остановите кровотечение прижатием вены пальцем к костному
выступу или наложите давящую повязку.
-
Окажите помощь тому, кто рядом, но в более тяжелом
положении.
-
Вы
задыхаетесь:
-
Наденьте
влажную ватно-марлевую повязку.
-
Защитите органы дыхания мокрым полотенцем, платком,
шарфом, другой тканью.
-
При запахе газа раскройте окна, не пользуйтесь зажигалкой,
спичками, не включайте электрические приборы и освещение.
-
Загорелась
квартира:
-
Не поддавайтесь панике.
-
Сообщите в пожарную охрану.
-
Обесточьте квартиру.
-
Постарайтесь сбить пламя огнетушителем, водой.
-
Покидайте зону огня пригнувшись, а лучше ползком.
-
Дверь в комнату, где разгорается пламя, закройте.
-
Постарайтесь выбраться на балкон (лоджию).
-
Избавьтесь от одежды с примесью синтетики (она быстро
плавится и оставляет на теле язвы).
-
Ребенка заверните в одеяло, пальто, куртку и срочно
выносите.
-
Взывайте о помощи, но не прыгайте вниз.
-
Вас
завалило:
-
Обуздайте первый страх, не падайте духом.
-
Осмотритесь – нет ли поблизости пустот.
-
Уточните,
откуда поступает воздух.
-
Постарайтесь подавать сигнал рукой, палкой, голосом,
стуком, свистком. Лучше это делать когда услышите
голоса людей, лай собак.
-
Как только машины и механизмы прекратят работу и наступит
тишина – это значит объявлена «минута молчания». В
это время спасатели с приборами и собаками ведут усиленную
разведку. Используйте это – привлеките их внимание
любым способом.
-
Вас обнаружат по стону, крику и даже по дыханию.
|
|
ЕСЛИ
ВАС ЗАХВАТИЛИ В ЗАЛОЖНИКИ: |
|
-
Основные
правила:
-
Возьмите себя в руки, успокойтесь, не паникуйте. Разговаривайте
спокойным голосом.
-
Подготовьтесь физически и морально к возможному суровому
испытанию.
-
Не выказывайте ненависть и пренебрежение к похитителям.
-
С самого начала (особенно в первый час) выполняйте
все указания бандитов.
-
Не привлекайте внимания террористов своим поведением,
не оказывайте активного сопротивления. Это может усугубить
ваше положение.
-
Не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в
успехе побега.
-
Заявите о своем плохом самочувствии.
-
Запомните как можно больше информации о террористах
(количество, вооружение, как выглядят, особенности
внешности, телосложения, акцента, тематика разговора,
темперамент, манера поведения).
-
Постарайтесь определить место своего нахождения (заточения).
-
Сохраняйте умственную и физическую активность. Помните,
правоохранительные органы делают все, чтобы вас вызволить.
-
Не пренебрегайте пищей. Это поможет сохранить силы
и здоровье.
-
Расположитесь подальше от окон, дверей и самих террористов.
Это необходимо для обеспечения вашей безопасности
в случае штурма помещения, стрельбы снайперов на поражение
преступников.
-
При штурме здания ложитесь на пол лицом вниз, сложив
руки на затылке.
-
После освобождения не делайте скоропалительных заявлений.
|
|
Указ
Президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 "О мерах
по противодействию терроризму" // Гарант – информационно-правовой
портал. – Режим доступа : http://base.garant.ru/12145028/ |
|
В
целях совершенствования государственного управления
в области противодействия терроризму постановляю:
1. Образовать Национальный
антитеррористический комитет (далее - Комитет).
2. Установить, что председателем
Национального антитеррористического комитета (далее
- председатель Комитета) по должности является директор
Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
3. Образовать для координации
деятельности территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
по профилактике терроризма, а также по минимизации и
ликвидации последствий его проявлений антитеррористические
комиссии в субъектах Российской Федерации.
Руководителями
антитеррористических комиссий в субъектах
Российской Федерации по должности являются высшие должностные
лица (руководители высших исполнительных органов государственной
власти) субъектов Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 2 августа 2006 г. N 832с пункт
4 изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
4. Для организации
планирования применения сил и средств федеральных органов
исполнительной власти и их территориальных органов по
борьбе с терроризмом, а также для
управления контртеррористическими операциями образовать:
а) в составе Комитета
- Федеральный оперативный штаб;
б) оперативные штабы в
субъектах Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 26 декабря 2015 г. N 664 в пункт
4.1 внесены изменения
См. текст пункта
в предыдущей редакции
4.1. Возложить функцию
по непосредственному руководству специальными силами
и средствами по обнаружению и пресечению деятельности
террористических организаций и групп, их лидеров и лиц,
участвующих в организации и осуществлении террористических
актов на территории Северо-Кавказского региона Российской
Федерации, на оперативные штабы в субъектах Российской
Федерации, на территориях которых дислоцируются указанные
силы и средства.
Абзац второй - четвертый утратили силу.
Информация об изменениях:
См. текст абзаца второго
- четвертого пункта 4.1
5. Установить, что:
а) решения Федерального
оперативного штаба, принятые в соответствии с его компетенцией,
обязательны для всех государственных органов, представители
которых входят в его состав и в состав оперативных штабов
в субъектах Российской Федерации;
б) решения оперативных штабов
в субъектах Российской Федерации, принятые в соответствии
с их компетенцией, обязательны для всех государственных
органов, представители которых входят в их состав.
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от
10 ноября 2009 г. N 1267 в пункт 6 внесены изменения,
вступающие в силу с 1 октября 2009 г.
См. текст пункта в предыдущей
редакции
6. Установить, что:
а) руководителя Федерального
оперативного штаба назначает председатель Комитета;
б) руководителями оперативных
штабов в субъектах Российской Федерации по должности
являются руководители территориальных органов Федеральной
службы безопасности Российской Федерации в соответствующих
субъектах Российской Федерации, если председателем Комитета
не принято иное решение;
в) утратил силу с 1 октября
2009 г.;
Информация об изменениях:
См. текст подпункта "в"
пункта 6
г) общее руководство деятельностью
Объединенной группировки осуществляет Министр внутренних
дел Российской Федерации.
7. Утратил силу.
Информация об изменениях:
См. текст пункта 7Указом
Президента РФ от 2 августа 2006 г. N 832с Указ дополнен
пунктом 7.1
7.1. Министерству внутренних
дел Российской Федерации совместно с Министерством обороны
Российской Федерации до 15 декабря 2006 г. представить
в установленном порядке предложения по реорганизации
Объединенной группировки, предусмотрев возможность поэтапного
вывода в 2007 - 2008 годах подразделений внутренних
войск Министерства внутренних дел Российской Федерации
и Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированных
в Чеченской Республике на временной основе.
8. Утратил силу.
Информация об изменениях:
См. текст пункта 8
8.1. Утратил силу.
Информация об изменениях:
См. текст пункта 8.1
9. Утратил силу.
Информация об изменениях:
См. текст пункта 9
Указом Президента РФ от
10 ноября 2009 г. N 1267 в пункт 10 внесены изменения,
вступающие в силу с 1 октября 2009 г.
См. текст пункта в предыдущей
редакции
10. Утвердить прилагаемые:
а) утратил силу;
Информация об изменениях:
См. текст подпункта "а"
пункта 10
б) утратил силу;
Информация об изменениях:
См. текст подпункта "б"
пункта 10
в) состав антитеррористической
комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям;
г) состав Федерального
оперативного штаба по должностям;
д) состав оперативного штаба
в субъекте Российской Федерации по должностям;
е) утратил силу с 1 октября
2009 г.
Информация об изменениях:
См. текст подпункта "е"
пункта 10
11. Образовать
для организационного и материально-технического обеспечения
деятельности Комитета, Федерального оперативного штаба
и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации:
а) в составе Федеральной
службы безопасности Российской Федерации - аппарат Национального
антитеррористического комитета;
б) в органах федеральной
службы безопасности - аппараты соответствующих оперативных
штабов.
12. Установить, что:
а) положение об антитеррористической
комиссии в субъекте Российской Федерации и ее регламент
утверждаются председателем Комитета;
б) организационное
и материально-техническое обеспечение деятельности антитеррористических
комиссий в субъектах Российской Федерации осуществляется
высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных
органов государственной власти) субъектов Российской
Федерации.
13. Увеличить штатную
численность центрального аппарата:
а) Федеральной службы
безопасности Российской Федерации - на 300 единиц;
б) Федеральной службы
охраны Российской Федерации - на 7 единиц.
14. Установить, что:
а) структура аппаратов
Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных
штабов в субъектах Российской Федерации, штатная численность
указанных аппаратов и порядок их комплектования определяются
директором Федеральной службы безопасности Российской
Федерации;
б) должности в аппаратах
Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных
штабов в субъектах Российской Федерации подлежат замещению
федеральными государственными служащими, в том числе
военнослужащими органов федеральной службы безопасности,
а также прикомандированными к Федеральной службе безопасности
Российской Федерации военнослужащими и сотрудниками
федеральных органов исполнительной власти по согласованию
с такими органами.
15. Председателю Комитета, руководителям
Федерального оперативного штаба и оперативных штабов
в субъектах Российской Федерации в месячный срок утвердить
их персональный состав.
16. Председателю
Комитета:
а) в 2-месячный
срок утвердить:
положения о Федеральном
оперативном штабе и оперативных штабах в субъектах Российской
Федерации;
положения об аппаратах Комитета,
Федерального оперативного штаба и оперативных штабов
в субъектах Российской Федерации, а также их структуру;
б) в 3-месячный срок внести
в установленном порядке предложения по совершенствованию
управления контртеррористическими операциями на территории
Северо-Кавказского региона Российской Федерации;
в) в 4-месячный срок утвердить
положение об антитеррористической комиссии в субъекте
Российской Федерации и ее регламент.
17. Правительству Российской
Федерации:
а) в 2-месячный
срок представить предложения по приведению актов Президента
Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;
б) в 3-месячный срок решить
в установленном порядке финансовые, материально-технические
и иные вопросы, связанные с реализацией настоящего Указа;
в) привести свои акты
в соответствие с настоящим Указом.
18. Федеральной службе
безопасности Российской Федерации в 2-месячный срок
представить в установленном порядке предложения:
а) о внесении изменений
в Положение о Федеральной службе безопасности Российской
Федерации;
б) о внесении изменений
в перечень воинских должностей, подлежащих замещению
высшими офицерами в органах федеральной службы безопасности;
в) об изменении общего
количества воинских должностей, подлежащих замещению
полковниками (капитанами 1 ранга) в органах федеральной
службы безопасности.
19. Признать утратившими
силу:
распоряжение Президента Российской Федерации от 13 сентября
2004 г. N 421-рп "Об образовании Комиссии по вопросам
координации деятельности федеральных органов исполнительной
власти в Южном федеральном округе" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 38, ст. 3792);
распоряжение Президента Российской Федерации от 29 октября
2004 г. N 511-рп "О внесении изменений в состав
Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных
органов исполнительной власти в Южном федеральном округе,
утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации
от 13 сентября 2004 г. N 421-рп" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 44, ст. 4345);
распоряжение Президента
Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 62-рп "О
Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных
органов исполнительной власти в Южном федеральном округе"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2005,
N 8, ст. 646).
20. Настоящий Указ
вступает в силу со дня вступления в силу Федерального
закона "О противодействии терроризму".
Президент
Российской Федерации В. ПутинМосква, Кремль
15 февраля 2006 г.
N 116
|
|
|
|
|
|
|
Информационный
дайджест |
"ТЕРРОРИЗМ
– УГРОЗА ОБЩЕСТВУ
И УГОЛОВНО НАКАЗУЕМОЕ ДЕЯНИЕ"
Уважаемые пользователи
обращаем ваше внимание на то, что информационный дайджест сформирован
на основе фонда библиотеки КМК и
посвящён профилактике
экстремизма и терроризма.
В разных аспектах представленный материал на бумажных носителях
доступен для ознакомления в читальном зале библиотеки колледжа.
С электронными первоисточниками можно ознакомиться в локальной
ЭБ КМК
и в сокращённом варианте текст электронных документов доступен
на данной web-странице.
|
|
|
|
Терроризм
// Защита населения при чрезвычайных ситуациях в условиях мирного
и военного времени / Ю.Г. Афанасьев, А.Г. Овчаренко,
С.Л. Раско, Л.И. Трутнева. – Режим доступа : http://ohrana-bgd.narod.ru/afan04.html |
......
На рубеже ХIХ-ХХ вв. наша страна была полем чрезвычайно высокой
террористической активности, где данный вид криминальной деятельности
обрел признаки профессионализма. В советский период терроризм
как массовое явление был подавлен. Поэтому еще совсем недавно
у нас он воспринимался как нечто инородное.
Складывающаяся в наши дни
криминогенная ситуация заставляет вновь говорить о терроризме
как важнейшей составляющей общественного бытия. Для России конца
80-90-х г. он стал своего рода знаковым явлением.
Серьезной причиной, порождающей
терроризм, стали криминализация общества; стремление организованной
преступности прорваться к рычагам власти; высокая степень коррумпированности
властных структур.
Все это требует создания общегосударственной системы борьбы с
терроризмом, которая должна включить организационно-политические,
правовые, воспитательные и специальные меры.
Терроризм по своей сути
является сложным социально-политическим явлением, аккумулирует
в себе имеющиеся противоречия, достигшие в России уровня конфликта.
Систематические насильственные акции с использованием
огнестрельного оружия, различного рода взрывных устройств, захваты
заложников, похищения людей, а также попытки ядерного шантажа
позволяют рассматривать терроризм как широкомасштабное явление,
представляющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества
и государства.
Волна насилия, поднятая преступным
миром, повысила спрос на оружие, а это не могло не отразиться
на расширении так называемого "теневого" оружейного
рынка.
Постоянно возрастающий спрос на
оружие в криминальной среде на территории Российской Федерации,
интернационализация преступных сообществ, а также недостаточно
эффективная система пограничного контроля и охраны государственной
границы России сделали вопрос борьбы с незаконным перемещением
оружия одним из наиболее актуальных в деятельности правоохранительных
органов.
Формальное снижение количества фактов
задержания оружия и боеприпасов не может однозначно указывать
на общую тенденцию к снижению этого вида контрабанды, а, скорее,
означает, что деятельность преступных группировок приобретает
более организованный и ухищренный характер.
Анализ статистических данных показывает,
что на территории государств - участников СНГ контрабанда боевого
оружия осуществляется преимущественно из регионов с нестабильной
политической обстановкой. Наибольшее же количество случаев незаконного
перемещения оружия зафиксировано на границе России и Украины.
По количеству случаев задержания
оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ при перемещении через
границу Российской Федерации на первом месте стоит ввоз, далее
вывоз, транзит. А наиболее используемые виды транспорта - автомобильный
и железнодорожный. Это объясняется тем, что данные виды транспорта
имеют большое количество технических полостей и мест, используемых
для оборудования тайников.
По данным Федеральной
пограничной службы России, ежегодно в пунктах пропуска через границу
выявляется и изымается до 2 тыс. единиц оружия......
Тенденции нарастания уровней
организованности преступности, профессионализма, коррумпированности,
увеличения численности преступных объединений, сращивания общеуголовной
и экономической сфер криминальной деятельности "породили"
так называемый коммерческий терроризм. Значительный рост убийств,
совершенных из корыстных побуждений, зачастую становится "обслуживающим
фактором" в сфере экономической преступности - устранение
конкурентов, должников, кредиторов, их запугивание и т.д.
Убийства, совершенные по найму ("заказные"),
представляют собой особую общественную опасность, отличаются от
многих других высоким профессионализмом, жестокостью и показной
демонстративностью, что присуще методам уголовного террора.
"Заказные" убийства стали характерными для крупных городов
и регионов с оживленными рыночными отношениями, особенно в прибыльных
сферах деятельности (добыче нефти и газа, их переработке; кредитно-банковской
сфере; сфере приватизации). В подавляющем большинстве "заказные"
убийства совершаются с применением огнестрельного оружия и взрывчатых
веществ (91%).
Немалая доля их происходит при разделе
сфер преступного влияния между устойчивыми преступными группировками.
Организованная преступность все больше воздействует на перераспределение
национального дохода России и изымает его значительную часть в
свою пользу. В связи с этим предприятия малого бизнеса по-прежнему
находятся в сфере экономических интересов организованных преступных
группировок. Для достижения своих целей последние все активнее
используют методы силового давления. Для этого создаются специальные
боевые структуры, используются средства и методы конспиративного
сбора информации для обеспечения силового воздействия на структуры
"малого предпринимательства". Наряду с методами морально-психологического
давления используются различные средства физического и психического
насилия, среди которых можно выделить вымогательство, похищение
людей и захват заложников.
Квалифицированное вымогательство
как вид преступной специализации остается одним из главных в деятельности
российских преступных формирований. Некоторые коммерческие фирмы
на протяжении многих лет выплачивают "дань" преступным
структурам за предоставление так называемой крыши. К сожалению,
сами бизнесмены очень редко обращаются в правоохранительные органы,
мотивируя это тем, что им проще выплачивать бандитам определенную
сумму на постоянной основе, чем несколько месяцев участвовать
в уголовном процессе в случае задержания вымогателей и в дальнейшем
опасаться за свою безопасность.
Еще одним проявлением уголовного
терроризма являются захваты заложников и похищения людей. Указанные
преступления тесным образом переплетаются с квалифицированным
вымогательством.....
Анализ отечественной практики
борьбы с терроризмом, а также международного опыта позволяет сформулировать
ряд выводов:
1. Основным принципом в борьбе с терроризмом
для российских правоохранительных органов должна стать предельная
жесткость в сочетании с необходимой гибкостью. Опыт большинства
стран мира свидетельствует: противостоять террору можно лишь жесткой,
бескомпромиссной борьбой с ним, вплоть до полного уничтожения
участников акции, и формированием лояльного отношения к подобным
"негуманным" действиям государства. Если идти на уступки
бандитам, террор станет повсеместным способом решения проблем.
2. Максимальных результатов в антитеррористической
деятельности можно добиться лишь при наличии слаженной системы,
включающей спецподразделения, ориентированные на проведение силовых
операций, и всесторонне обеспечивающие их работу различные службы
- координационные, аналитические, правовые, технические, оперативные
и иные.
3. Усилий одного государства в предупреждении
терроризма недостаточно, требуется координация на межгосударственном
уровне. Наиболее актуальной задачей для Российской Федерации на
этом пути становится взаимодействие со странами СНГ.
|
Терроризм
– угроза обществу : [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский
университет «Московский институт электронной техники» : официальный
сайт. – Режим доступа : https://miet.ru/content/s/1402/e/31997/34 |
Терроризм
– один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением
идеологически мотивированного насилия.
Суть терроризма – насилие
с целью устрашения. Субъект террористического насилия
– отдельные лица или неправительственные организации. Объект насилия
– власть в лице отдельных государственных служащих или общество
в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих
иных государств). Кроме того – частное и государственное имущество,
инфраструктуры, системы жизнеобеспечения. Цель насилия – добиться
желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации
общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения
независимости некоторой территорией, падения престижа власти,
политических уступок со стороны власти и т.д.
Определение терроризма представляется
непростой задачей. Формы и методы террористической деятельности
существенно менялись со временем. Это явление имеет устойчивую
негативную оценку, что порождает произвольное толкование. С одной
стороны, существует тенденция неоправданно расширенной трактовки,
когда некоторые политические силы без достаточных оснований называют
террористами своих противников. С другой – неоправданного сужения.
Сами террористы склонны называть себя солдатами, партизанами,
диверсантами в тылу противника и т.д. Отсюда трудности какюридически-правовых
дефиниций, так и общетеоретического осмысления терроризма....
Терроризм связан с более общим,
родовым для него понятием террора. Террор – способ управления
обществом посредством превентивного устрашения. К этому способу
политического действия могут прибегать как государство, так и
организации (или силы) ставящие перед собой политические цели.
Многие годы тактика превентивного устрашения, вне зависимости
от характера субъекта террористического действия, обозначалась
общим понятием террор. В 1970–1980-х сложилось терминологическое
различение террора и терроризма. Сегодня «террор» трактуется как
нелегитимное насилие со стороны государства по отношению к обществу
в целом либо к диссидентам и оппозиции. «Терроризм» – практика
нелегитимного насилия, реализуемая противостоящими государству
силами и организациями.
Террор опирается на
насилие и достигает своих целей путем демонстративного физического
подавления любых сколько-нибудь активных противников с тем, чтобы
запугать и лишить воли к сопротивлению всех потенциальных противников
власти. Важно подчеркнуть, террор – политика превентивного
насилия и это отличает его от самых жестких репрессий по отношению
к нарушителям законов. К террору прибегает власть, стремящаяся
радикальным образом изменить существующий порядок вещей. В таких
случаях, как иностранное завоевание, или социальная революция,
или утверждение авторитаризма в обществе с демократическими традициями
– то есть всякий раз, когда политическая реальность изменяется
радикально, и эти перемены неизбежно вызывают сопротивление значительной
части общества – в арсенале политических стратегий новой власти
лежит политика террора.....
Обязательное условие терроризма
– резонанс террористической акции в обществе. Терроризм принципиально
декларативен. Широкое распространение информации о теракте, превращение
его в наиболее обсуждаемое событие представляет собой ключевой
элемент тактики терроризма. Оставшийся незамеченным или засекреченный
теракт утрачивает всякий смысл.
Это отличает террористический акт от таких
близких явлений, как диверсия или политическое убийство. Диверсия
– силовая акция подрывного характера осуществляемая спецслужбами
государства. Диверсия ценна непосредственным уроном противнику,
общественный резонанс операции не интересует диверсанта и даже
опасен. В идеале диверсия имитирует техногенную катастрофу, несчастный
случай или силовую акцию, совершенную другой силой. Такие диверсии,
как политические убийства, совершенные спецслужбами, реальные
исполнители предпочитают сваливать на ложных виновных.
Общественный резонанс
на террористический акт необходим террористам для изменения общественных
настроений. Теракты воздействуют на массовую психологию.
Террористические организации демонстрируют свою силу и готовность
идти до конца, жертвуя как собственными жизнями, так и жизнями
жертв. Террорист громогласно заявляет, что в этом обществе, в
этом мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не примет
существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы, или
до своего конца.
Террористический акт:
1. Демонстрирует обществу бессилие
власти. В той точке времени и пространства, где произошел теракт,
власть утратила монополию на насилие, были вызывающе нарушены
законы и установления власти. В зоне теракта реализовалась альтернативная
власть.
2. Создает прецеденты активного
неповиновения и силового противостояния власти. Идеологи терроризма
называют это «пропагандой действием». Теракт содержит в себе призыв
к силам, сочувствующим делу террористов, присоединиться к активному
противостоянию власти.
3. Как правило, активизирует
любые силы и настроения, оппозиционные власти, в том числе и дистанцирующиеся
от тактики терроризма. Теракт трактуется как бесспорный признак
острого кризиса в обществе. Все это подталкивает общество, а за
ним и власть, к уступкам политическим силам, использующим тактику
терроризма.
4. Ударяет по экономике, снижает
инвестиционную привлекательность страны, ухудшает ее имидж, снижает
поток международных туристов и т.д.
5. Подталкивает страну
к радикализации политического курса, к авторитарным формам правления.
Часто такая эволюция соответствует целям террористов.
Терроризм представляет
собой наиболее опасный (по критерию вложенные ресурсы / полученный
результат) способ политической дестабилизации общества. Такие
способы дестабилизации как военная интервенция, восстание, развязывание
гражданской войны, массовые беспорядки, всеобщая забастовка и
др. требуют значительных ресурсов и предполагают широкую массовую
поддержку тех сил, которые заинтересованы в дестабилизации. Для
разворачивания кампании террористических актов достаточно поддержки
дела террористов сравнительно узким слоем общества, небольшой
группой согласных на все крайних радикалов и скромных организационно-технических
ресурсов. Терроризм подрывает власть и разрушает политическую
систему государства. Юристы относят террористические действия
к категории «преступлений против основ конституционного строя
и безопасности государства».
Согласно общему мнению правоведов,
терроризм в любых своих формах является наиболее общественно опасным
из всех преступлений, описываемых уголовным законодательством
(в санкциях статей, предусматривающих уголовную ответственность
за преступление террористического характера, должно быть самое
суровое наказание, из всех видов наказаний предусмотренных уголовным
законом).
Формы и методы
терроризма.
1. Анализируя методы террористической
деятельности, исследователи выделяют:
2. Взрывы государственных,
промышленных, транспортных, военных объектов, редакций газет и
журналов, различных офисов, партийных комитетов, жилых домов,
вокзалов, магазинов, театров, ресторанов и т.д.
3. Индивидуальный террор или
политические убийства – чиновников, общественных деятелей, банкиров,
сотрудников правоприменяющих органов и т.д.
4. Политические похищения.
Как правило, похищают крупных государственных деятелей, промышленников,
журналистов, военных, иностранных дипломатов и т.д. Цель похищения
– политический шантаж (требования выполнения определенных политических
условий, освобождения из тюрьмы сообщников, выкуп и т.д.)
5. Захват учреждений, зданий,
банков, посольств и т.д., сопровождающийся захватом заложников.
Чаще всего за этим следуют переговоры с представителями властей,
но история знает и примеры уничтожения заложников. Обладание заложниками
позволяет террористам вести переговоры «с позиции силы». Сегодня
это одна из наиболее распространенных форм терроризма.
6. Захват самолетов, кораблей или
других транспортных средств, сопровождающийся захватом заложников.
Эта форма террористической деятельности получила широкое распространение
в 1980-х.
7. Ограбление банков, ювелирных
магазинов, частных лиц, взятие заложников с целью получения выкупа.
Грабежи – вспомогательная форма террористической деятельности,
обеспечивающая террористов финансовыми ресурсами.
8. Несмертельные ранения, избиения,
издевательства. Эти формы террористического нападения преследуют
цели психологического давления на жертву и одновременно являются
формой так называемой «пропаганды действием».
9. Биологический терроризм. Например,
рассылка писем со спорами сибирской язвы.
10. Использование отравляющих веществ
и радиоактивных изотопов.
Арсенал методов и форм терроризма постоянно расширяется. Сейчас
уже говорят о компьютерном терроризме. В принципе, любые инфраструктуры
общества, любые промышленные объекты, технологические структуры,
хранилища отходов, повреждение которых чревато экологическими
катастрофами, могут стать объектом атаки террористов
|
Тхаровская
О.Ю. Проблема применения понятия «терроризм» на современном этапе
[Текст] // Закон и право. – 2016. – № 2. – С. 53-55. |
Буквально
с момента появления в общественной жизни терроризма как явления
всегда были попытки создания универсального согласованного его
определения.
С политической точки зрения, это
необходимо сделать для установления возможности международного
сотрудничества в борьбе с этим явлением, а, с научной точки
зрения, признается необходимость продвигать теоретические разработки,
чтобы изучить «сущность терроризма».
Термин часто используется в качестве
ложного «ярлыка», что является общепризнанным и серьезным препятствием
для выработки согласованного определения в связи с его субъективным
применением (или неприменением) в зависимости от того, в сфере
чьих интересов оно находится. Такая ситуация недопустима и сбивает
с толку, поэтому требуется более беспристрастный и аналитический
подход.
В наши дни определение терроризма выступает
темой, дискуссионной среди политиков и ученых разных стран,
которые формулируют разные определения, но при этом все признают
как необходимость выработки полноценного универсально согласованного
определения, так и практическую сложность данной задачи.
Полагаем, при формулировании
определения понятия терроризма необходимо иметь в виду, что:
-
не существует событий, которые в момент их выявления можно
однозначно отнести к террористическим (например, взрыв автомобиля
в центре города может быть по причине как неисправности газового
оборудования, так и совершения теракта);
-
терроризм сам выступает концепцией конкретного метода политического
насилия, а не определяется как свойственный какой-либо конкретной
идеологии, религии или конкретному преступнику;
-
абсолютно любой человек может стать жертвой терроризма.
После
трагических событий сентября 2001 г. в США термин «терроризм»
используется так широко и беспечно в общественных и политических
дискуссиях, что перестает восприниматься в научных кругах в качестве
аналитической концепции.
В 1991 г. Конор Джэрти заметил, что «данное
слово резонирует с моральным осуждением и таковым является, поскольку
власти и другие лица озабочены, чтобы его употребление было точно
контролируемым и определенным».
В то же время Ричард Инглиш в своей достаточно резкой работе о
том, как реагировать на терроризм, утверждал, что субъективное
использование термина означает: «каждый в этом вопросе может в
итоге просто скатиться к неопределенному скандированию, во взаимном
оскорблении, и это в результате приведет к отсутствию ясности
или аналитической освещенности этой проблемы».
К сожалению, термин «терроризм» в наши
дни часто используется ложным образом в целях улучшения политической
риторики, в то время как ООН в 2004 г. отмечала, что «отсутствие
договоренности по ясному и известному определению подрывает моральную
и нормативную позицию против терроризма и уже запятнала репутацию
Организации Объединенных Наций».
Возможно, «терроризм» был придуман политиками
для обозначения демонстрантов в Таиланде, Тунисе и Ливии, для
вторжения США в Ирак и израильского вторжения в Ливан, для американских
беспилотников в Пакистане, для НАТО, наносящего авиаудары против
Ливии, для повстанцев в Сирии, пытающихся свергнуть режим Асада,
и для основателя сайта WikiLeaks Джулиана Ассанжа, который был
описан американским сенатором Митчем Макконнеллом как «высокотехнологичный
террорист».
Все это классифицируют как терроризм (или
террорист), но термин в этом случае используется как ярлык, без
какого-либо строгого соответствия тому, чем является терроризм,
и тому, что определяет его параметры.
С юридической точки зрения, Голдер и Уильямс
выступали за необходимость «...описать концепцию настолько точно,
насколько это возможно». По их убеждению, одной из опасностей
является то, что если терроризму не дать определение, полномочия
государства могут стать официально безграничны.
Неспособность выработать согласованное
определение терроризма позволяет формулировать его таким образом,
чтобы это соответствовало политическим и стратегическим интересам.
При этом чем более запутанно понятие, тем больше оно поддается
гибкому применению. Такая ситуация мешает попыткам реализовывать
борьбу с терроризмом в рамках международного сотрудничества и
может привести к контрпродуктивной стратегии.
В то же время можем наблюдать, что отсутствие
международно признанного определения терроризма привело фактически
к международному беззаконию. Неспособность дать полноценное определение
как в науке, так и высокопоставленными политиками, вносит свой
вклад в сомнительную контртеррористическую борьбу во всем мире.
К сожалению, в настоящее время в международном
сообществе политическая ценность термина преобладает над его правовой
значимостью, что приводит к избирательной борьбе против терроризма,
порой неполной и неэффективной.
Чарльз Таунсенд утверждает, что «неопределенное стремление к войне
против террора президента Буша» подчеркнуло, более четко, чем
когда-либо, необходимость в каком-либо определении, или недопустимости
манипуляции этим термином в перспективе.
Концепция применения этого термина любым желающим
в качестве ярлыка будет длиться до тех пор, пока не будет выработано
единое понимание сути терроризма и четко определенных его параметров.
Интересна позиция Силка относительно научного
преимущества достижения консенсуса по смыслу понятия: «Согласованное
определение позволяет исследовательскому миру развивать общие
методы, подходы, критерии и соответствующие темы для изучения.
Без определения фокус этой области разбросан и фрагментирован,
и не имеющий отношения к реальности спектр действий, явлений и
участников был назван террористическим».
В связи с этим кажется странным, что применяется
поверхностный подход к исследованию понятия терроризма и его применению.
Мы можем говорить о том, что, несмотря
на большое количество научных работ, посвященных терроризму, ощущается
нехватка теоретических исследований понятия «терроризм» и, как
следствие этого, в большей части наблюдаются фундаментально слабые
исследования терроризма.
Следует отметить существование реальной потребности
в стремлении к концептуальной разработке темы терроризма, чтобы
любое конечное осмысление терроризма было устойчивым и способным
выдерживать стремительно изменяющуюся действительность и исследования
научных работ, ставящих все под сомнение. При этом конечное осмысление
терроризма не должно допускать манипуляций и «двойных стандартов»
в его применении как политиками, так и в научном сообществе.
Все это нужно и для пресечения «неправильного»
типа применения данного термина, когда автоматически называют
терроризмом все направления деятельности, в которое вовлечена
Аль-Каида, утверждая, что если какая-либо организация была признана
террористической, то все направления деятельности подобной организации
и все акты насилия со стороны ее членов признаются террористическими.
Полагаем, акты насилия должны квалифицироваться
и оцениваться по ряду критериев, тщательно рассмотренных и закрепленных
на предмет соответствия конкретного акта насилия террористическому
|
Шмелёв
О.Б. Законодательство и методика обучения оказанию первой помощи
лицам, пострадавшим во время совершения террористических актов
[Текст] // Закон и право. – 2016. – № 8. – С. 34-36.
|
Оценка
складывающейся в стране и мире ситуации требует осмысления роли
специальных сил и средств, а также медицинской службы различных
министерств и ведомств в ликвидации последствий терроризма с
использованием особых форм и методов работы.
В настоящее время в России продолжает
действовать не менее двух десятков террористических организаций,
в их числе такие, как «Братья мусульмане», «Хизбут-Тахрир»,
«Бирлик», «Тайба», «Имарат – Кавказ» (действующие во
многих регионах). Появляются и новые, ведущие максимально возможную
пропаганду по вовлечению в свои ряды новых членов – «ИГИЛ»,
обещающие покарать нашу страну в том числе посредством совершения
террористических актов. Это, несомненно, увеличивает опасность
и вероятность актов террора. В последнее время мы имеем примеры
их совершения пока в странах Европы.
В связи с этим нам необходимо сконцентрировать
усилия по совершенствованию методик обучения оказанию первой
помощи лицам, пострадавшим во время совершения террористических
актов.
Основные мероприятия по обучению оказанию
первой помощи должны быть направлены на спасение жизни людей
и предупреждение развития у них тяжелых осложнений.
По различным данным, 50 из 100 погибших
из-за несчастных случаев в мирное время могли бы выжить, если
бы получили первую помощь на месте происшествия, террористического
акта, а самую первую помощь им могли бы оказать те, кто был
рядом с ними, но получил меньшие повреждения и был способен
ее оказать.
Следовательно, каждый имеет право на получение экстренной медицинской
помощи, в том числе и доврачебной. Каждый, кто может оказать
такую помощь – имеет право ее оказывать.
По нашему мнению, с ростом не только
числа угроз террористических актов, но и самих террористических
актов не вызывает сомнений необходимость практически стопроцентного
обучения приемам оказания первой помощи следующих категорий
населения и персонала:
-
транспортных компаний, перевозящих граждан, учащихся дошкольных
и школьных учреждений, обслуживающих крупные международные
саммиты;
-
сотрудников, обслуживающих крупных спортивные соревнования,
гала-концерты и, конечно, сотрудников служб безопасности и
правоохранительных органов.
Но
при этом в аспекте решения данного вопроса возникают сложности
не только у лиц, обязанных оказывать первую помощь, но и у медицинских
работников.
Государство должно на законодательном
уровне четко сформулировать аспекты, связанные с оказанием первой
помощи, особенно в условиях совершения террористических актов
– что, где, чем, кем и в какое время. Исходя из этого требуется
создать программу подготовки – общую для всех структур, сотрудники
которых по долгу службы или месту работы могут оказаться причастными
к помощи пострадавшим, а может быть и окажутся единственными,
кто сможет им помочь.
До настоящего времени в России, как
и в мире, нет единой системы оказания первой помощи лицами без
медицинского образования.
Не выработано, впрочем, и ни одного
общего определения понятия оказания первой помощи, используются
различные подходы к интерпретации его названия.
В связи с этим сразу оговоримся, что
поэтому в статье и встречаются ее разные определения (первой
помощи).
В нашей стране нелегкая задача своевременного
оказания догоспитальной помощи, по сложившемуся стереотипу,
в большинстве случаев возлагается на службу скорой медицинской
помощи. При этом не учитывается, что «скорая медицинская помощь»
– термин в Российской Федерации весьма условный.
Бригада в городе прибывает на
место происшествия в лучшем случае через 15-20 минут, оказание
помощи на месте происшествия может занимать 10-20 минут, доставка
пострадавшего в стационар тоже требует дополнительного времени
и в среднем в крупных городах составляет 25-30 минут.
Поэтому, не умаляя роль скорой медицинской
помощи, необходимо признать исключительную важность значения
первой помощи, оказываемой сотрудниками, очевидцами и другими
лицами в первые минуты после ранения или травмы. Несомненно,
сложности с оказанием помощи будут, ведь диагноз на месте не
всегда могут поставить даже врачи.
Способы и методы первой медицинской
помощи при терактах должны состоять из четырех элементов:
1
. «ОЦЕНКА» – включает:
-
оценку
безопасности места происшествия;
-
оценку состояния пострадавшего;
-
оценку возможностей и оснащения спасающего;
-
оценку условий и средств передачи информации для вызова спасательных
служб;
- оперативное
принятие решения в выборе алгоритма действий в максимально сжатые
сроки. Здесь речь идет о факторе времени, об экономии каждой
секунды в оценке ситуации и состояния пострадавшего.
2. «ДЕЙСТВИЯ» – включает
действия очевидцев на месте происшествия до прибытия медперсонала.
3. «ОЧЕВИДЕЦ» – представляет
собой любое дееспособное лицо, независимо от пола, социального
положения, образования и профессии, оказавшееся возле пострадавшего.
Только от действий очевидцев на месте происшествия зависит жизнь
пострадавшего, но именно они, даже владея навыками оказания первой
помощи, могут не приступить к ней в силу различных причин. В связи
с этим необходимо детально проанализировать элемент «ОЧЕВИДЕЦ»,
а точнее – факторы, определяющие его действия4.
4. «ОСНАЩЕНИЕ»
– включает средства для проведения комплекса сердечно-легочной
реанимации, временной остановки кровотечения, иммобилизации конечностей
и наложения повязок на раны. Наличие и оптимальная комплектация
аптечек первой медицинской помощи во многом усиливает эффект действия
очевидцев, а недочеты в ее комплектации могут спровоцировать трагический
исход.
Отметим, что основными причинами недостаточной подготовленности
в вопросах оказания первой помощи являются проявления формализма
как в обучении, так и в оказании доврачебной помощи.
Необходимо отметить, что эффективность первой помощи может быть
обеспечена только положительными значениями факторов, определяющих
действия людей, и структурой остальных элементов системы, приведенной
и обсужденной выше в процессе анализа.
Особенностями обстановки
при терактах являются нехватка сил и средств медицинской помощи,
ограниченное время для принятия решений и действий, тяжелые психологические
и физические нагрузки.
Думается, что большое значение в общей массе материала для определения
способов и методов первой помощи при терактах могла бы иметь,
как уже упоминалось ранее, единая программа для всех категорий
обучаемых, несмотря на несколько разные выполняемые задачи.
Конечно же, имеются различные учебники, пособия, методические
материалы, учебные фильмы, но их применение и использование носит
разрозненный характер.
Здесь, полагаю, можно было
бы провести их систематизацию и проверку на актуальность Национальным
антитеррористическим комитетом (НАК) Российской Федерации, либо
в соответствии со ст. 5.1 Федерального закона «О противодействии
терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.)
полномочным органом исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в области противодействия терроризму и высшим исполнительным
органом государственной власти субъекта Российской Федерации,
которые организуют работу по оказанию различных видов помощи лицам,
пострадавшим в результате террористического акта.
Теракты в России уже унесли много
жизней. Жуткие по своим последствиям Норд-Ост и Беслан известны
всему миру. Нам необходимо иначе посмотреть на проблему терроризма.
В нынешней ситуации террор наиболее болезненно воспринимается
не в отношении власти предержащей, а против мирного населения,
которое беззащитно, когда попадает в ситуацию теракта или находится
под угрозой его совершения, что наглядно демонстрируют недавние
теракты, произошедшие во Франции.
|
|
|
|
|
Шидаев
А.С. Уголовная ответственность несовершеннолетних за пособничество
деятельности незаконного вооруженного формирования [Текст] //
Закон и право. – 2016. – № 1. – С. 120-125. |
Деятельность вооруженных формирований,
действующих незаконно, на современном этапе выступает одним
из долгосрочных факторов дестабилизации социально-политической
обстановки в регионах нашей страны, особенно на Кавказе. Разрастание
вооруженных формирований, действующих незаконно, выливается
в широкомасштабное вооруженное насилие, становится опасным явлением
распространения терроризма. Запаздывание с принятием правовых
мер против вооруженных формирований, действующих незаконно,
обусловливает необходимость военного подавления этих структур,
сопряженного с несоизмеримыми потерями в виде человеческих жертв,
материального и морального ущерба.
Угроза увеличения количества незаконных
вооруженных формирований существует, что требует от государства
принятия последовательных и незамедлительных мер, направленных
на снижение числа подобных преступных групп.
Так, в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. отмечается,
что важными источниками угроз национальной безопасности являются:
«деятельность террористических организаций, группировок и отдельных
лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного
строя РФ, дезорганизацию нормального функционирования органов
государственной власти (включая насильственные действия в отношении
государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение
военных и промышленных объектов, пред-приятий и учреждений,
обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения,
в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо
опасных радиоактивных, химических и биологических веществ» [22].
В связи с этим совершенствование
реагирования (пресечение на стадии приготовления или покушения)
на преступления террористического характера, улучшение координации
и взаимодействия со стороны правоохранительных органов, а также
профилактика данных преступлений остаются ключевыми задачами,
стоящими перед Российским государством.
Президент Российской Федерации В.В. Путин 2 ноября 2013 г. подписал
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты РФ» № 302-ФЗ, который направлен на формирование комплексной
системы противодействия террористической деятельности.
Данный документ вносит изменения
в семь нормативно-правовых актов, в том числе в ГК РФ, УК РФ,
УПК РФ, федеральные законы: «Об оперативно-розыскной деятельности»
от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ, «О противодействии
терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ и «О внесении изменений
в статьи 188 и 189 Уголовного кодекса РФ» от 7 мая 2002 г. №
50-ФЗ.
Кроме того, как справедливо отмечают
В. Киршин и Ф. Багаутдинов, следует пересмотреть общие основания
и подходы к такому деянию, как вовлечение несовершеннолетнего
в совершение преступления (ст. 150 УК РФ). Максимальное наказание
за него предусмотрено в виде лишения свободы на срок от 5 до
8 лет (ч. 4) – в случае вовлечения несовершеннолетнего в преступную
группу или в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Этого явно недостаточно [9; 10, с. 32].
Таким образом, одна из важнейших задач органов полиции в сфере
предупреждения рецидивной преступности несовершеннолетних –
выявление лиц, которые вовлекают подростков в криминальную деятельность.
Научными исследованиями установлено, что у 20-25% лиц, совершивших
общественно опасные деяния в возрасте от 10 до 13 лет, происходит
укрепление стереотипов антиобщественного поведения, ведущих
к усилению асоциальных мотивов, расширению направленности мотивации
и сферы потенциальной реализации в преступном поведении. При
этом их мотивация приближается к «взрослой», а влияние возрастных
особенностей минимизируется.
Исследования показывают, что примерно
70-80% рецидивистов, начавших преступную деятельность в раннем
возрасте с краж, в дальнейшем совершают более тяжкие преступления.
На данном временном отрезке они совершают многочисленные общественно
опасные деяния, содержащие признаки кражи и грабежа, а также
более тяжкие посягательства [1, с. 28].
Криминализация преступности несовершеннолетних становится основной
проблемой на государственном уровне, что подтверждается принятием
ряда нормативных документов, необходимых для стабилизации сложившейся
ситуации.
Например, Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 утверждена
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017
гг. [21] в целях формирования политики по улучшению положения
детей в соответствии с Конвенцией о правах ребенка [11].
Подписав Конвенцию о правах ребенка
и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, указывается
в Стратегии, Российская Федерация выразила приверженность к
участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды,
комфортной и доброжелательной для жизни детей.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной
для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного
решения. Остро стоят проблемы подростковой организованной преступности,
алкоголизма, наркомании и токсикомании.
Названные обстоятельства побуждают законодателя к активной нормотворческой
деятельности в сфере профилактики преступности несовершеннолетних,
а правоприменителя – к внимательному анализу реализуемых мер
[13, с. 42].
В связи с этим представляет интерес постановление Пленума Верховного
Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения
законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности
и наказания несовершеннолетних» [7; 12]. Следует также отметить,
что название указанного постановления вполне соответствует его
содержанию.
В последнее время все больше становится
случаев вовлечения несовершеннолетних в вооруженные, боевые,
террористические организации, их используют в качестве смертников,
дают им в руки оружие и т.д. Руками детей совершаются опасные
и тяжкие преступления.
С учетом изложенного, на наш взгляд,
следует предусмотреть в статьях: 208 (организация незаконного
вооруженного формирования или участие в нем), 209 (бандитизм),
210 (организация преступного сообщества (преступной организации),
212 (массовые беспорядки), 282.1 (организация экстремистского
сообщества) и некоторых других специальную часть, усиливающую
уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в
совершение этих преступлений.
Кроме того, ст. 63 (п. «д» ч. 1) УК РФ в качестве отягчающего
наказание обстоятельства признает привлечение к совершению противоправных
действии лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная
ответственность. Полагаем, что отягчать наказание должно привлечение
к совершению противоправных действий любого лица, не достигшего
совершеннолетнего возраста [10, с. 32].
Отметим, что по действующему уголовному
законодательству субъектом организации вооруженного формирования,
действующего незаконно, либо участия в этой организации является
физическое дееспособное лицо (гражданин Российской Федерации,
иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего
возраста. При этом несовершеннолетние участники незаконного
вооруженного формирования в возрасте от 14 до 16 лет могут нести
ответственность за некоторые преступления, перечисленные в ч.
2 ст. 20 УК РФ.
Однако в юридической литературе бытует
точка зрения [20; 4] о необходимости установления 14-летнего
возраста, с которого наступает уголовная ответственность по
ст. 208 УК РФ.
В соответствии со статьями 19, 20 УК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 421,
ст. 73 УПК РФ установление возраста несовершеннолетнего обязательно,
поскольку его возраст входит в число обстоятельств, подлежащих
доказыванию, является одним из условий его уголовной ответственности.
Лицо считается достигшим возраста, с
которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения,
а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток. При установлении
возраста несовершеннолетнего днем его рождения считается последний
день того года, который определен экспертами, а при установлении
возраста, исчисляемого числом лет, суду следует исходить из
предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица (п.
5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 г.).
Необходимо помнить, что согласно ч.
2 ст. 9 УК РФ возраст уголовной ответственности, являющийся
обязательным признаком субъекта преступления, определяется на
момент совершения действия или бездействия, независимо от времени
наступления вредных последствий.
При установлении возраста уголовной
ответственности в ст. 20 УК РФ в первую очередь в расчет принимаются
этапы формирования и социализации личности, расширения круга
общественно значимых связей и отношений лиц несовершеннолетнего
возраста и приобретение ими социального опыта. Установление
общего 16-летнего возраста уголовной ответственности, что закреплено
в ч. 1 ст. 20 УК РФ, а за отдельные преступления – с 14-летнего
возраста (ч. 2 ст. 20 УК РФ), можно рассматривать как одну из
особенностей наступления уголовной ответственности лиц, не достигших
совершеннолетия [20].
По мнению В.М. Давыденко, те, кто предлагают
понизить возрастной предел уголовной ответственности, мотивируют
это следующим: опасность многих преступлений настолько очевидна,
а их запрещенность – общеизвестна, что это способны понимать
и понимают подростки значительно моложе 14-16 лет, а совершение
этих деяний лицами такого возраста – не редкость [8; 9, с. 35].
Означенная позиция встречает возражения,
которые опираются на явные факты: понижение возраста уголовной
ответственности повлечет криминализацию основного массива деяний,
а социально-экономические изменения последних десяти лет привели
к тому, что досуг детей не организован, дети принадлежат сами
себе, выросло число малообеспеченных семей, встала проблема
беспризорности несовершеннолетних и мы не имеем морального права
вменять им в вину совершение преступлений [ 18, с. 82, 119,
142; 14, с. 14, 42].
Однако, как отмечает П. Агапов, подавляющее
большинство участников вооруженных формирований, действующих
незаконно, – лица мужского пола. В основном это молодые люди
(средний возраст — 27,5 лет) с низким образовательным уровнем
(во многих случаях отсутствует даже полное среднее образование),
как правило, нигде не работающие. Соответственно, их участие
в преступных структурах детерминировано желанием заработать
деньги для себя и своей семьи; многие члены незаконных вооруженных
формирований – это лица женатые и имеющие на иждивении детей.
Еще один элемент социально-демографической
характеристики участников вооруженных формирований, действующих
незаконно, – это национальность. Обратим внимание на тот факт,
что в подавляющем большинстве случаев ими являются лица «кавказской
национальности» [2].
При этом несовершеннолетние, не
достигшие 18-летнего возраста, все чаще становятся пособниками
в совершении преступлений вооруженными преступными формированиями.
Вопрос о пособничестве всегда остро
стоял не только перед законодателем, но и перед правоохранительными
органами.
Согласно п. 5 ст. 33 УК РФ пособником признается лицо, содействовавшее
совершению преступления советами, указаниями, предоставлением
информации, средств или орудий совершения преступления либо
устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть
преступника, средства или орудия совершения преступления, следы
преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно
лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть подобные предметы.
Таким образом, если организация либо
участие в организованной группе предусмотрено законом в качестве
самостоятельного преступления (статьи 208, 209, 210, 282.1 УК
РФ), то действия организаторов и участников подобной группы
подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных
указанными статьями уголовного закона, и статьями, устанавливающими
ответственность за конкретные преступления, совершенные организованной
преступной группой.
В частности, в ч. 3 ст. 205.1 УК РФ
закреплена ответственность за пособничество в совершении преступления,
предусмотренного только ст. 205 УК РФ.
Легальное толкование понятия пособничества
дано в п. 1.1 примечания к ст. 205.1 УК РФ, согласно которому
под пособничеством понимаются умышленное содействие совершению
преступления советами, указаниями, предоставлением информации,
средств или орудий совершения преступления либо устранением
препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника,
средства или орудия совершения преступления, следы преступления
либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести
или сбыть такие предметы. Закрепление данной статьи в уголовном
законодательстве не могло не вызвать научные дискуссии в юридической
литературе.
По мнению А.А. Арутюнова, террористический
акт (ст. 205 УК РФ), как правило, совершается в соучастии. Действия
каждого соучастника будут при этом квалифицироваться со ссылкой
на ст. 33 УК РФ. В чем же тогда смысл введения ст. 205.1 УК
РФ, в которой описываются определенные действия соучастников
при совершении террористического акта?
Фактически ст. 205.1 УК РФ дублирует
положения ст. 33 УК РФ применительно к преступлениям террористического
характера. Отличие состоит в том, что ст. 205.1 УК РФ предусматривает
наказание. Действия подстрекателей, пособников совершения, например,
террористического акта (ст. 205 УК РФ), подлежат квалификации
по п. «а» ч. 2 (квалифицирующий признак – группа лиц по предварительному
сговору или организованная группа) ст. 205 УК РФ и наказываются
лишением свободы на срок от 10 до 20 лет» [5].
В.И. Гладких также отмечает, что не
поддается разумному объяснению включение в ст. 205.1 УК РФ части
третьей, предусматривающей самостоятельную ответственность за
пособничество террористической деятельности, смысл которого
раскрывается в примечании к ст. 205.1 УК РФ, причем содержание
примечания почти буквально повторяет определение пособника,
содержащееся в ч. 5 ст. 33 Общей части УК РФ [8, с. 16].
““““Можем предположить, что буквальный
повтор этой части в антитеррористической ст. 205.1 нужен для
того, чтобы можно было «в целях усиления уголовной ответственности»
пособников терроризму привлекать их «к уголовной ответственности
без использования ст. 33 УК РФ».
Несколько иная ситуация складывается
в отношении ч. 2 ст. 208 УК РФ. В юридической литературе, посвященной
исследованию организованных форм преступности, встречаются мнения
о необходимости включить в ст. 35 УК РФ такие понятия, как:
«банда», «вооруженное формирование, действующее незаконно» и
др. [16, с. 17; 23, с. 9-10].
По нашему мнению, достаточных оснований
для этого нет. Это обусловливается тем, что положения Общей
части уголовного закона (ст. 35 УК РФ) являются базовыми для
нормативного определения форм соучастия особого рода в Особенной
части. В свою очередь, было бы желательно «увязать» каждую разновидность
преступного объединения с конкретной формой соучастия, закрепленной
в ст. 35 УК РФ.
Так, исходя из смысла ст. 208 УК РФ
непонятно, к какой форме соучастия законодатель относит вооруженное
формирование, незаконно действующее. В этом случае обязанность
определения формы соучастия (как и толкования большинства признаков
ст. 208 УК РФ) зависит от правоприменительных органов. И, как
показывает следственная практика, такая «недосказанность» нормы
об ответственности за организацию и участие в незаконно действующем
вооруженном формировании негативно сказывается на ее применении
[2; 3].
Как отмечает Д. Молчанов, законодатель
в ч. 5 ст. 33 УК РФ ограничился перечнем возможных форм пособничества,
не расширив (что было бы правильнее) понятие формы пособничества
формулировкой «а равно иным образом содействовавшее совершению
преступления». Таким образом, вооружение кого-либо для совершения
преступления охватывается формулировкой «содействовавшее совершению
противоправного действия предоставлением средств или орудий
совершения преступления». Подготовка же кого- либо к совершению
преступления может в отдельных случаях рассматриваться как содействие
совершению преступления «советами, указаниями, предоставлением
информации», однако, думается, что в целом понятие подготовки
шире.
В ряде случаев подготовка также может
быть расценена как пособничество преступлению. Например, при
физических тренировках исполнителя преступления, если тренер
осознает, для чего он готовит лицо; его совет, допустим, о том,
что преимущественно следует развивать ту или иную группу мышц,
нужных для соответствующей преступной деятельности, означает
содействие совершению противоправных действий советами, указаниями,
т.е. пособничество [14; 15, с. 35].
Следовательно, в случае, если лицо,
не являясь членом незаконного вооруженного формирования, выполняет
отдельные просьбы, поручения руководителя или кого-либо из участников
данной вооруженной преступной структуры, совершенное должно
квалифицироваться по ч. 5 ст. 33 и соответствующей части ст.
208 УК РФ как пособничество организации вооруженного формирования,
действующего незаконно, либо участие в нем. При этом лицу должно
быть достоверно известно, что оно оказывает содействие вооруженному
формированию (объединению, отряду, дружине или иной группе),
не предусмотренному федеральным законом.
Вместе с тем нельзя поддержать
позицию А.В. Бриллиантова, считающего, что подобного
рода совокупность преступлений возможна только в тех случаях,
когда пособнические действия в совершении конкретного преступления
выражаются в вооружении, обучении либо финансировании акта терроризма.
Во всех остальных случаях совокупность преступлений будет отсутствовать,
а деяние виновного следует квалифицировать только как пособничество
в совершении конкретного преступления террористического характера
[6, с. 2]. Подобная позиция представляется нам не вполне обоснованной.
На наш взгляд, наряду с указанными
действиями и вовлечение, и склонение, и вербовка, достигшие
цели, т.е. когда другое лицо, поддавшись воздействию, совершает
преступление террористического характера, также образуют идеальную
совокупность: исполнительство в отношении вовлечения, склонения,
вербовки и пособничества (подстрекательства) к тем деяниям,
которые были совершены вовлеченным в террористическую деятельность
лицом.
Таким образом, при подобном варианте
квалификации не нарушаются положения ст. 6 УК РФ, а, напротив,
реализуются требования закона о принципе вины (ст. 5 УК РФ)
и об основании уголовной ответственности (ст. 8 УК РФ) [19,
с. 194].
Резюмируя вышесказанное, мы можем
сделать следующие выводы.
За последние десять лет сделаны
серьезные шаги в совершенствовании антитеррористической правовой
базы. Так, антитеррористическая политика России нашла свое отражение
в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации
и в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. Одной
из задач указанных концепций является привлечение к уголовной
ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии
с российским законодательством. В связи с этим практика применения
уголовного законодательства в сфере противодействия преступлениям
террористического характера сталкивается с проблемными моментами,
связанными с квалификацией вовлечения несовершеннолетнего в
преступную группу.
Среди рассматриваемых проблем квалификации
вовлечения несовершеннолетних за совершение преступлений, предусмотренных
ст. 208 УК РФ «Организация незаконного вооруженного формирования
или участие в нем», можно выделить следующие:
а) не применяются или применяются
с нарушением правила квалификации, предусматривающие конкуренцию
общих и специальных норм УК РФ, конкуренцию части и целого,
конкуренцию двух специальных норм уголовного закона, а также
правила квалификации, регламентирующиеся ст. 34 УК РФ «Ответственность
соучастников преступления» по совокупности составов;
б) возникают сложности, если преступления,
предусмотренные ст. 208 УК РФ, в результате действий по ст.
205.1 УК РФ будут совершены, в итоге образуется совокупность
преступлений: по ст. 205.1 УК РФ и соучастие в соответствующем
преступлении, предусмотренном ст. 208 УК РФ.
Таким образом, действия лица, склоняющего
другое лицо к участию в террористической организации, не должны
быть квалифицированы так же, как и вовлечение лица в совершение
преступления террористического характера. Дело в том, что, как
показывает практика, не всякое вооруженное формирование, действующее
незаконно, или преступное сообщество могут иметь своей целью
совершение терроризма.
|
|
|
|
|
Пакет
"антитеррористических" законопроектов одобрен
Госдумой в первом чтении
3 марта 2014 |
|
Госдума
приняла в первом чтении законопроекты, предусматривающие ряд
изменений и дополнений в действующее российское законодательство
в целях усиления защиты граждан и общества от терроризма.
Напомним,
что пакет "антитеррористических" законопроектов включает
в себя три документа, направленных на ужесточение ответственности
за терроризм, на защиту прав граждан и упорядочение распространения
информации и обмена данными между пользователями в сети "Интернет",
на противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма.
Так, законопроектом № 428889-6
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации" предусмотрено:
-
дополнение перечня обстоятельств, отягчающих наказание за
совершение терроризма, его направленностью на пропаганду,
оправдание и поддержку терроризма;
-
неприменение сроков давности к лицам, совершившим преступления
террористической направленности;
-
закрепление в качестве целей терроризма (помимо указанных
в УК РФ) дестабилизации деятельности органов госвласти и местного
самоуправления;
-
введение нового состава преступления – организация совершения
преступлений террористической направленности, а равно организация
финансирования терроризма (с санкцией в виде лишения свободы
на срок от 15 до 20 лет);
-
усиление ответственности за прохождение обучения в целях осуществления
террористической деятельности, организацию террористического
сообщества и участие в нем, организацию незаконного вооруженного
формирования или участие в нем;
-
установление административной ответственности за финансирование
терроризма и невыполнение требования, содержащегося в решении
коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность
по противодействию терроризму;
-
расширение полномочий сотрудников органов ФСБ в области противодействия
терроризму (в части осуществления личного досмотра граждан
и находящихся при них вещей и осуществления досмотра принадлежащих
гражданам транспортных средств и находящихся в них грузов).
В
свою очередь, законопроект № 428884-6 "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных
сетей" наделяет физических и юридических лиц обязанностью
уведомлять уполномоченный государственный орган о начале осуществления
деятельности по организации распространения информации или обмена
данными между пользователями в сети "Интернет".
Помимо этого, предполагается обязательное хранение информации
о приеме, передаче, доставке и обработке голосовой информации,
письменного текста, изображений, звуков или любого рода действиях,
совершенных пользователями при распространении информации или
обмене данными, в течение шести месяцев с момента окончания таких
действий. За невыполнение указанных обязанностей установлена административная
ответственность в виде штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
(для граждан); от 100 тыс. до 200 тыс. руб. (для юридических лиц
).
Наконец, законопроект № 428896-6
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации (в части ужесточения требований к переводу электронных
денежных средств)" предусматривает ограничение установленных
пределов использования неперсонифицированных (анонимных) электронных
платежей. Так, предлагается установить возможность
переводить электронные денежные средства на условиях анонимности
не более 1 тыс. руб. в течение дня и 15 тыс. руб. в течение месяца.
Также планируется запретить использование неперсонифицированных
электронных средств платежа при транснациональных переводах денежных
средств и исключить возможность пользования анонимными электронными
средствами платежа, выданными за пределами России или поступившими
от иностранных организаций. В случае принятия соответствующего
закона операции по переводу электронных денежных средств будут
подлежать обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются,
равна или превышает 100 тыс. руб.
Один из инициаторов законопроектов – председатель
Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина
Яровая – отмечает, что рассмотрение указанных проектов во втором
и третьем чтениях в кротчайшие сроки позволит обеспечить правоохранительную
систему дополнительными комплексными мерами, направленными на
защиту жизни и здоровья граждан, упреждения террористических преступлений.
Тексты законопроектов и материалы к ним
размещены на официальном сайте Госдумы.
|
Аккаева
Х.А. Проблемы законодательного регулирования организации борьбы
с терроризмом в зарубежных странах [Текст] // Закон и право. – 2016.
– № 6. – С. 32-34. |
Вопросы
организации борьбы с терроризмом предусмотрены в законодательстве
большинства зарубежных стран. Несмотря на накопленный
зарубежными странами опыт в вопросах регулирования деятельности
по противодействию терроризму, единого подхода к закреплению его
легальной модели не сложилось. Каждая страна имеет свою антитеррористическую
политику, закрепленную в национальном законодательстве исходя
из уровня террористических угроз и выработанных подходов к правовому
регулированию отношений, возникающих в связи с противодействием
терроризму.
2015 год стал самым кровавым годом
для Европы после взрывов в Мадриде в 2004 г. После расстрела редакции
Charlie Hebdo в Париже национальные правительства стран – членов
ЕС и Европейский парламент объявили о необходимости ужесточения
контртеррористической политики и совершенствовании законодательства,
регулирующего организацию борьбы с терроризмом.
29 – 30 января 2015 г. в Риге 28 стран – членов ЕС провели неформальную
встречу, на которой обсуждались меры по усилению противодействия
терроризму в ЕС. Однако вместо давно обсуждаемых «радикальных»
инициатив, таких, как создание Европейского аналога ЦРУ или повторного
введения пограничного контроля, были разработаны меры, низкая
результативность которых была подтверждена позднее: повторные
теракты в Париже и теракты в Брюсселе в 2016 г. снова подняли
проблему пробельности законодательного регулирования и слабой
координации деятельности национальных контртеррористических органов.
22 марта 2016 г. на
заседании Евросоюза в Брюсселе в связи с терактами в бельгийской
столице были определены шаги, которые будут предприняты странами
– членами и учреждениями ЕС в ближайшее время.
Таким образом, трехмесячное чрезвычайное
положение во Франции, теракты в Брюсселе обусловили заметный сдвиг
в решении вопросов, стоявших на европейской контртеррористической
повестке дня, по сравнению с малоэффективными мерами прошлых лет.
На политическом и общественном уровне активно обсуждается курс
на ужесточение подхода к борьбе с терроризмом.
Последовавший размах «войны с террором»,
по мнению многих правозащитников, привел к увеличению числа случаев
нарушений прав человека.
Принимаемые поправки в национальное уголовное
и уголовно-процессуальное законодательство привели к тому, что
европейское гражданское общество оказалось в весьма затруднительном
положении: «между позицией жертвы действий экстремистских групп
и жертвы методов борьбы с терроризмом».
Франция
К числу стран, ужесточивших в последние
несколько лет законодательство, регулирующее организацию борьбы
с терроризмом по объективным причинам, относится Франция.
Еще в 2005 г., на волне терактов
в Мадриде и Лондоне, французский законодатель, опасаясь, что Франция
станет третьей мишенью в этом списке, ужесточил сроки тюремного
заключения для осужденных террористов.
В 2014 г. новый закон внес поправки
в статьи 421-1, 421-2, 421-2-1 Уголовного и Уголовно-процессуального
кодексов Франции, касающихся борьбы с терроризмом.
Новый закон ввел ряд мер, которые включали расширение компетенции
и собственного усмотрения различных органов, таких, как прокуратура,
суды и следственные службы.
Кроме того, новым законом в Уголовный
кодекс было включено новое преступление – индивидуальное планирование
и / или подготовка, а также совершение террористического акта.
Санкция статьи предусматривает наказание в виде 10-летнего лишения
свободы и штраф в размере 150 000 евро.
Эти меры призваны повысить эффективность
борьбы с подстрекательством и прославлением террористических актов,
совершенных террористами-смертниками.
Помимо этого, закон вводит административные
механизмы, которые позволяют наложить запрет на поездки для лиц,
подозреваемых в намерении участвовать в террористической деятельности.
Великобритания
После взрывов в лондонском метро в июле
2007 г. на обсуждение в парламент Великобритании был выдвинут
законопроект, допускавший применение пыток в качестве метода допроса
лиц, подозреваемых в причастности к терактам. Это вызвало серьезные
опасения многих политических экспертов, которые заговорили о том,
что современные контртеррористические меры угрожают реализации
основных прав человека.
В 2014 г. были внесены поправки в Закон
о следственной деятельности (Investigatory Powers Bill), согласно
которым телекоммуникационные компании и провайдеры обязаны на
протяжении года хранить информацию об интернет-активности и телефонных
звонках британцев.
По мнению законодателя, это нужно для
того, чтобы спецслужбы при необходимости могли получить нужные
данные. При этом правоохранители смогут лишь отслеживать, на какие
сайты заходил пользователь, но не получат доступ к информации
о посещенных страницах.
Закон наделяет судей полномочиями пересматривать
и отменять выданные властями постановления о проверке активности
пользователей в сети.
Германия
20 июня и 30 июня 2015 г. были внесены
поправки в Уголовный кодекс Германии, направленные на борьбу с
терроризмом.
В соответствии с поправками в качестве
преступного деяния стал квалифицироваться выезд за пределы страны
с целью получить террористическую подготовку.
Изменения, внесенные в Закон об удостоверении
личности 2009 г. (Personalausweisgesetz, PAuswG), должны предотвратить
перемещение иностранных террористических боевиков.
В соответствии с новым законодательством
национальные удостоверения личности и паспорта граждан Германии,
которые представляют угрозу для внутренней или внешней безопасности,
могут быть отозваны.
В место национальных удостоверений личности
в таких случаях на замену будут выпущены удостоверения личности
«не действительные для поездок за пределы Германии».
Данные нововведения вызвали шквал критики
представителей немецких оппозиционных партий, которые называют
такое законодательство неконституционным, поскольку, по их мнению,
эти положения «противоречат презумпции невиновности и криминализуют
нейтральное поведение граждан».
В сложившихся условиях, как справедливо
отметил премьер-министр Бельгии Шарль Мишель, «перед Европой сейчас
стоит выбор между безопасностью и свободой».
Это – одна из ключевых проблем, перед
лицом которых оказался законодатель большинства стран – членов
ЕС в настоящий момент.
Очевидно, что меры по борьбе
с терроризмом должны быть эффективными, и добиваться этого необходимо
путем развития широкомасштабных, оперативно функционирующих сетей
контроля и предупреждения угроз.... |
|