ДО 1 ЯНВАРЯ 2015 БИБЛИОТЕКА
СИМФЕРОПОЛЬСКОГО КООПЕРАТИВНОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
АРХИВ Web-САЙТА - http://cktek.crimea.ua./lib_ctek/index.htm
ДО 22 НОЯБРЯ 2016 ГОДА БИБЛИОТЕКА ГАПОУ РК
«СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
АРХИВ Web-САЙТА -http://stek-lib.ru
 

Поиск по сайту

  
КАРТА САЙТА



Дополнительная
информация:

      В футбол играют почти во всех странах мира. Среди игровых видов спорта футбол является самым посещаемым. Как правило, национальные федерации футбола являются самыми представительными.
      В футбол можно играть практически в любое время года. С физиологической стороны футбол представляет собой мышечную работу переменной интенсивности. Борьба за мяч воспитывает в игроках мужество, решительность, стойкость, а большое количество обманных движений развивает у игроков ловкость и смекалку.

     Историческое развитие. Англия стала родоначальницей современного футбола. Футбол был введен в программы физвоспитания в английских школах для представителей буржуазии. В Англии впервые были определены правила игры, которые стали основополагающими для дальнейшего развития футбола.
    В 1862 г. футбольные клубы, существовавшие в то время в Англии, обобщили правила игры в футбол, а в 1863 г. созданием Ассоциации футбола эти правила были утверждены. Наряду с собственно футболом оформилась другая самостоятельная игра, футбол-регби.
     Из Англии футбол распространился во все части света. Начиная с 1875 г. футбол получил широкое распространение в Голландии, затем в Дании и других странах Центральной Европы. Стали развиваться международные связи в области футбола.
     Начало этим связям положил матч между командами Англии и Шотландии, который состоялся в 1872 в Глазго.
     Наряду с развитием самой игры развивались и правила футбола. Развивалась и улучшалась и организация футбольных матчей. В качестве высшей игровой инстанции в 1882 г. был создан Международный Совет, который и в настоящее время выносит окончательное решение об изменении футбольных правил.
      В 1872 г. состоялся розыгрыш переходящего Кубка Челенжа. Из английской кубковой системы развились другие системы розыгрышей кубков.
     В 1904 г. была создана Международная федерация футбола (ФИФА), в которую в настоящее время входят более 150 стран.      Наряду с ФИФА в 1954 г. был создан Европейский футбольный союз (УЕФА), в который в настоящее время входят 34 страны. Начиная с 1930 г. для национальных сборных команд каждые 4 года проводятся чемпионаты мира по футболу и начиная с 1968-чемпионаты Европы по футболу. С 1900 г. футбол стал олимпийским видом спорта, но официально он был включен в программу олимпийских игр только в 1908 г. Под руководством УЕФА разыгрываются следующие кубки: Кубок европейских чемпионов с 1956 г., Кубок обладателей Кубков с 1951 г. и Кубок УЕФА с 1971 г., который раньше проводился под названием Кубок ярмарок и в котором тоже участвуют сильнейшие команды стран-участниц Федерации, но кроме тех, которые участвуют в розыгрыше первых двух -Кубков.
Ежегодно начиная с 1948 г. проводится турнир УЕФА для юношеских команд. Кроме того, начиная с 1977 г. каждые 2 года в рамках ФИФА проводится Чемпионат мира среди юниоров.


      
Футбол // Физкультура и спорт : малая энциклопедия
/ ред. А. Н. Кудин. – М. : Радуга, 1982. – С. 356-365.

 


Чемпионаты мира и Кубок Европы
в воспоминаниях футболистов:


     Мексиканская страда // Футбол на всю жизнь : документальная повесть / О. Блохин, Д. Аркадьев. – К. : Вэсэлка, 1988. – С. 294-320.
Из содержания:

     Огромный интерес к XIII чемпионату мира мы ощутили сразу же, когда после сложного и длительного перелета прибыли в международный аэропорт Мехико. Журналисты, теле- и радиокомментаторы буквально атаковали вопросами всю нашу делегацию. А их в аэропорту собралось человек двести из разных стран мира. Больше всего вопросов, разумеется, было к Лобановскому: журналисты всегда стремятся иметь дело с «первым лицом». Но на этой пресс-конференции под перекрестный «огонь» репортерских вопросов попали и мы, футболисты. По характеру вопросов угадывалось нетерпение людей, их желание заглянуть вперед, предвидеть (или угадать!), как сложится борьба на зеленых мексиканских футбольных полях.
     Не обошлось в этот день и без явно провокационных вопросов. В душном Мехико вдруг повеяло холодом, когда один из американских репортеров задал Лобановскому вопрос в духе явного антисоветизма:
     – Скажите, только честно: в связи с аварией на Чернобыльской атомной электростанции не пострадало ли от радиации киевское «Динамо»?
     – «Пострадало»... – Лобановский сделал паузу и улыбнулся. – Ровно через неделю после этой аварии динамовцы выиграли Кубок обладателей кубков европейских стран!
Среди журналистов раздался дружный смех и аплодисменты. А Лобановский, выждав, пока представители прессы успокоятся, добавил:
      – А вот и двенадцать «пострадавших» от радиации киевлян, – Валерий Васильевич жестом указал в нашу сторону. – Как видите, живы и здоровы! Каждый из них готов с честью представлять футбол нашей страны в составе сборной Советского Союза.
       ...Древняя земля ацтеков буквально жила чемпионатом. Во многих местах появились красочные плакаты с приветствиями гостям на разных языках, среди которых приятно было встретить и наше родное гостеприимное: «Добро пожаловать!» На улицах были установлены дополнительные указатели, которые помогали найти дорогу к стадионам. Со всех сторон слышалась музыка, звучали песни. Отовсюду – со стен домов, из-за широких витрин магазинов, с красочных плакатов – в свои пышные черные усы нам улыбался талисман мирового чемпионата по имени Пике. Этот маленький веселый человечек – зеленый перчик, одетый в футбольную форму и сомбреро, – приветливо встретил нас в аэропорту Мехико, сопровождал по автострадам страны, повсюду мелькал в городах Ирапуато и Леоне, где проходили наши игры.
      Что принесет XIII чемпионат мира нам, советским футболистам, и миллионной армии наших болельщиков? Об этом мы друг с другом не говорили. Но, думаю, у каждого из нас этот вопрос был в уме.


     «Серебро» в Мюнхене / В. Лобановский // Бесконечный матч / В. Лобановский. – М. : Физкультура и спорт, 1989. – С. 175-188.
Из содержания:

     Чемпионат Европы в ФРГ – первый крупный международный турнир на уровне сборных, который мне как тренеру удалось пройти вместе с футболистами от начала до конца: от первого отборочного матча с исландцами в Рейкьявике 24 сентября 1986 года до финальной встречи с голландцами в Мюнхене 25 июня 1988 года. В общей сложности он продолжался для нас 21 месяц.
      Мы провели в ФРГ все пять матчей, на которые рассчитывали, когда готовились к чемпионату. До финала сборная СССР дошла благодаря соответствующей физической подготовке, высокому техническому мастерству, разнообразным тактическим действиям, твердому волевому настрою на каждую игру, продуманной стратегии на каждый отдельный матч и на весь турнир. Это не только наша оценка, но и мнение многих европейских футбольных специалистов.
     Достаточно распространенное мнение выразил известный югославский специалист Милян Милянич, отметив, что в тактическом плане сборные Голландии и Советского Союза превосходили остальных участников чемпионата. «Современный футбол, – сказал он, – это игра скорости и фантазии. Об этом лучше всего свидетельствует пример сборных СССР и Голландии. Футболисты обеих команд много передвигаются по полю, демонстрируя высокий класс игры». По словам Михелса, «голландская и советская сборные на равных участвуют в процессе совершенствования футбола».
     Ринат Дасаев, Владимир Бессонов, Вагиз Хидиятуллин, Олег Кузнецов, Анатолий Демьяненко, Геннадий Литовченко, Сергей Алейников, Алексей Михайличенко, Александр Заваров, Василий Рац, Игорь Беланов, Олег Протасов, Сергей Боцманов, Виктор Пасулько, Виктор Чанов, Сергей Балтачаа, Тенгиз Сулаквелидзе, всегда готовые выйти на замену Вячеслав Сукристов, Иван Вишевский, Сергей Дмитриев. Я искренне благодарен этим футболистам, которые значительно повысили авторитет советской сборной в мировом футболе, составили на чемпионате в ФРГ боеспособный и монолитный коллектив. Я благодарен также своим помощникам коллегам Никите Павловичу Симоняну, Юрию Андреевичу Морозову, Сергею Михайловичу Мосягину, моим единомышленникам, которые внесли большой вклад в достижение команды. Привезти серебряные медали из Мюнхена помогли и врачи, и массажисты, и футболисты, игравшие в отборочных матчах, но по каким-либо причинам не поехавшие в ФРГ, и тренеры ряда клубных команд...



      На пути к Кубку Европы / А. Демьяненко // Гармония игры : художественно-документальная повесть / А. Демьяненко. – К. : Молодь, 1989. –С. 118-140.
Из содержания:

     Конец декабря 1986-го выдался по-настоящему морозным и снежным. Как никогда короткий отпуск после изнурительного сезона пролетел мгновенно. Но отдыхать было некогда: уже 24 февраля нам предстояло сыграть в матче за Суперкубок с румынским клубом «Стяуа», в марте – четвертьфинальные поединки Кубка европейских чемпионов, потом – первенство страны, отборочные матчи чемпионата Европы... Словом, нас ожидал не менее насыщенный и напряженный сезон, нежели предыдущий.
      Первый этап мы провели в ФРГ н Швейцарии. Основной нашей базой была спортивная школа «Руйт» под Штутгартом с прекрасными условиями для занятий. Тренировались очень интенсивно, но два-три раза в день. Сыграли также в двух турнирах по мини-футболу. Плодотворно поработали затем и на Черноморском побережье Кавказа, в Гантиади... Словом, команда всерьез готовилась к матчу за Суперкубок, в котором наши шансы на победу расценивались очень высоко.
      Матчем с исландцами сезон для сборной был завершен, и завершен на мажорной ноте. На финише чемпионата страны нам удалось одержать три победы подряд, и все же финишировали мы лишь шестыми. Чемпионом стал «Спартак». «Серебро» по праву досталось «Днепру», а «бронза», правда, несколько неожиданно, – «Жадьгирису».
     И все же, полагаю, 1987 год для нашей команды стал своеобразным трамплином в будущее, победное и значительное. Не стоит шарахаться в крайности по поводу спада в игре киевского «Динамо». Спад этот должен был наступить, он закономерен, потому что сколько же можно играть на износ, да еще сразу на нескольких футбольных фронтах! А наша команда в последние годы именно так и играла.
     Но в любом случае киевское «Динамо» – коллектив с четкой игровой структурой, с чутким профессиональным отношением партнеров друг к другу, партнеров, многие из которых имеют мировое имя.
     Готовились к сезону мы очень серьезно. Да и могло ли быть иначе, ведь в июне на футбольных полях Федеративной Республики Германии в составе сборной СССР нам предстояло в соперничестве с сильнейшими командами континента – сборными Англии, Испании, Италии, Дании, Голландии, Ирландии и ФРГ отстаивать честь советского футбола в финальной стадии чемпионата Европы. Сезон предстоял ответственный и напряженный. Впрочем, иных за годы моих выступлений в составе киевского «Динамо» не было.

 


    Уроки Испании / А. Демьяненко // Гармония игры : художественно-документальная повесть / А. Демьяненко. – К. : Молодь, 1989. –С. 16-40.

Из содержания: Теперь все мои мысли были сосредоточены на чемпионате мира, где сборной СССР предстояло 14 июня сыграть свой первый матч.
    Все, что предшествовало вылету сборной СССР в Севилью, – матчи чемпионата страны и международные поединки, встречи с болельщиками и ветеранами спорта – рассматривалось сквозь призму предстоящих игр первенства мира. Я столько думал о своем первом матче на чемпионате мира, что порой чувствовал себя перегоревшим. Виду, конечно, не подавал. Последние перед отлетом дни мы готовились в подмосковном Новогорске. Накануне сыграли товарищеский матч со шведами (1:1), и тренерский состав отпустил игроков на пару дней.
    Первую встречу в Испании нам предстояло провести со сборной Бразилии 14 июня, а прибыли в Севилью мы лишь за день до матча. Другие сборные отправились в Испанию значительно раньше. Аргентинцы, к примеру, за две недели до своего первого матча. Наши тренеры руководствовались рекомендациями медиков, которые заверяли, что именно так можно избежать проблем акклиматизации в первом поединке и успеть адаптироваться в сложных местных условиях ко второму матчу с новозеландцами. К тому же прибытие каждой команды вызвало невероятный ажиотаж местных болельщиков, чего мы также стремились избежать, чтобы сохранить психологическое равновесие.

**************************

     К сезону 1982 года я готовился с особой серьезностью и тщательностью. Попав в сборную, конечно же, стремился сыграть на чемпионате мира в Испании. Многое зависело от того, как проведу весенние матчи в составе киевского «Динамо» в Кубке чемпионов и в первенстве страны.
     Подготовка к сезону началась раньше обычного, нужно было войти в форму уже в начале марта, к четвертьфинальным поединкам Кубка чемпионов с английской командой «Астон Вилла» из Бирмингема. Первый матч состоялся в Симферополе. Нас волновало физическое состояние Блохина и Бессонова. Олег из-за травмы не смог вместе с командой выехать на тренировочный сбор в Швейцарию, где мы сыграли три встречи и все выиграли с общим счетом 12:0. А Володю травмы просто замучили: то одно, то другое.
     Поле в Симферополе внешне выглядело нормальным для начала марта. Но играть оказалось очень тяжело на вязком, податливом газоне. Это в конце концов и привело к очередной травме Бессонова, н его уже на 21-й минуте заменил Хапсалис.
Накануне матча Лобановский ездил в Бирмингем, и мы имели достаточно конкретную информацию об игре «Астон Виллы». У англичан сезон был в разгаре, у нас еще не начался. Дабы обезопасить прежде всего собственные ворота, мы уделили особое внимание защите.
     Оборона была организована у нас неплохо, и если учесть еще вдохновенную игру новичка команды Виктора Панова, переехавшего в Киев из Донецка, то станет понятным, почему грозным форвардам «Астон Виллы» не удалось добиться успеха в Симферополе. Правда, не отличились в этом матче и наши нападающие.
     Лишь во втором тайме благодаря высокому мастерству наших хавбеков Буряка и Веремеева, а также усилиям Блохина, в поисках мяча, отходившего часто в глубину поля, мы смогли создать несколько острых моментов. Но забить мяч нам все же не удалось.
       Немало сил отобрало и вязкое поле. Конечно, условия для обеих команд были одинаковы. Но любой мало-мальски разбирающийся в футболе читатель согласится, что организовывать и вести атаки на тяжелом поле значительно труднее, нежели обороняться.

Статистика
 
Поиск в Интернете
HotLog
 
 
Цитируемость
 
Яндекс цитирования
 
 
СТАРЫЙ САЙТ СКТЭК
(сформирован до 1.1.2015 г.)
 
Информационный дайджест  

"МИРОВОЙ ФУТБОЛ - СТРАТЕГИИ ПОБЕД"
Уважаемые пользователи обращаем ваше внимание на то, что информационный дайджест сформирован
на основе книжного фонда библиотеки КМК
и приурочен к главному празднику спорта 2018 года - чемпионату мира по футболу в России.

В разных аспектах представленный материал на бумажных носителях доступен для ознакомления в читальных залах библиотеки колледжа.
С первоначальной информацией о книгах по истории футбола и различных чемпионатах по футболу можно ознакомиться на данной web-странице сайта библиотеки КМК.
Обращаем ваше внимание на то, что и
нформация обширно сопровождается копиями
фотографий , полный комплект которых представлен в хранящихся в библиотеке печатных первоисточниках.

  • Тактика и стратегия в футболе / А. М. Зеленцов, В. В. Лобановский, В. Г. Ткачук, А. И. Кондратьев. – К : Здоровье, 1989. – 192 с.

     Аннотация: В монографии впервые сформулированы принципы коалиционно-спортивных игр. Описаны задачи, возникающие при игре в футбол, приведен ряд положений, определяющих структуру построения тренировочного процесса. Для научных работников, преподавателей вузов, тренеров.

Содержание:

От авторов. – С. 3
Общность принципов управления на разных уровнях функционирования организма. – С. 9
Вместо введения. – С. 9
Структура управления в биологических системах. – С. 19
Футбол как объект управления. – С. 33
Информационное и математическое моделирование групповых действий в футболе. – С. 61
Моделирование коалиционно-спортивных игр. – С. 61
Концептуальный аппарат. – С. 63
Технический аппарат. – С. 69
Формальная постановка задачи. – С. 73
Алгоритмический аппарат. – С. 75
Математическая основа метода информационного моделирования коалиционно-спортивных игр. – С. 77
Принцип оптимальности. – С. 77
Задачи анализа, синтеза и управления. – С. 81
Численный метод. – С. 84

Информационное моделирование коалиционно-спортивных игр. – С. 85
Проектирование информационного банка данных. – С. 85
Функциональная, структурная и нормативная модели. – С. 94
Информационное моделирование футбольной игры. – С. 96
Моделирование тактических действий и коалиционных стратегий в тренировочном процессе футболистов. – С. 101
Тренировочные модели и срочные адаптации. – С. 115
Влияние тренировочных программ с однотипными моделями занятий. – С. 149
Влияние тренировочных программ с разным сочетанием моделей занятий. – С. 154
Приложения. – С. 169
Список литературы. – С. 187
 

ОТ АВТОРОВ

     Игра в футбол в своем развитии достигла такого уровня тактических действий, при котором дальнейшее его повышение может оказаться весьма затруднительным, если не использовать научные достижения и наиболее передовые концепции и идеи из смежных областей знаний. Они могут быть самыми разнообразными, так как в футболе аккумулируются проблемы разных уровней – социальных, биологических, технических, математических, медицинских и др. Сложность оптимального построения педагогического процесса заключается еще и в том, что мы имеем дело с одной из сложнейших систем, социально-биологическим объектом – человеком. И уже в этом изначальном условии кроются сложнейшие проблемы управления как отдельно взятым человеком, так и группой людей. Поэтому объективная реальность привела к созданию группы авторов, специалистов различного профиля – тренера-практика, педагога, биолога и математика. Они поставили перед собой единую цель – средствами и методами разных наук сформулировать концепцию коалиционной стратегии игры в футбол. Само сочетание понятий «коалиция», «стратегия», «футбол» звучит необычно. Однако при внимательном рассмотрении все понятия становятся четкими и взаимосвязанными. Прежде всего, эта связь обусловлена самой проблемой управления коллективными действиями в футболе, необходимость изучения которой с каждым годом становится все более значимой.
     Авторы этой книги в своей работе постоянно шли по узкой тропинке, проходящей между западней сверхупрощения и трясиной сверхусложнения. Мы понимали, что эти условия не позволяют достичь максимальной эффективности в понимании материала. Сверхусложнения делают многое недоступным, а сверхупрощения выхолащивают суть дела до такой степени, что оно теряет свой смысл. Поэтому мы располагали свой материал на этой узкой тропе с таким расчетом, чтобы избежать названных крайностей. Там же, где нам не удалось достичь этого, мы ссылаемся на литературу, которая поможет лучше разобраться в затронутых вопросах.
     Для того чтобы найти эффективные способы управления коллективными действиями и создать высокий уровень надежности их реализации, определяющий достижение положительного исхода игр, нужно разработать оценки не только индивидуальных, но и коллективных действий футболистов. В настоящее время специалисты используют обычный подсчет количества тактико-технических индивидуальных и командных приемов, но им не удается количественно выразить «внутреннее содержание» или структуру взаимосвязи групповых тактических действий. Мы предлагаем новый подход для получения информации, основанный на применении критериев индивидуальных и коалиционных стратегий. При этом используются такие понятия, как частота вхождения футболистов в коалиции с возвращением и без него, частота основания коалиций, длина коалиционной цепочки, частота использования тактических приемов, функция выигрыша при использовании приемов и стратегий и др. Поэтому предлагаемая работа объединяет три аспекта:

  1. Закономерности некоторых принципов регулирования в системах организма человека и попытку использовать их для управления индивидуальными и коалиционными тактико-стратегическими действиями футболистов. При этом авторы исходили из положения о единстве принципов управления в живых и неживых системах, разработанных Н. Винером.
  2. Математическая теория и способы анализа и моделирования индивидуальных и коалиционных стратегий в игре и тренировке.
  3. Ряд положений, определяющих структуру построения тренировочного процесса, направленного не только на поиск путей управления основными сторонами тренированности футболистов, но и на усиление синтеза индивидуальных и коалиционных стратегий, являющихся основой ведения единоборства с соперником.

      Исходя из этого даются определения таких понятий, как индивидуальная и коллективная тактика, индивидуальная и коалиционная стратегия. При этом определение термина «коалиция» взято из математики. Авторы несколько расширили сферу его применения, а понятия тактики и стратегии сузили до области, содержание которой представлено в рукописи.
      Необычным, на первый взгляд, является и перенос принципов управления в живых системах разного уровня на поведение футболиста в процессе игры. Однако при более внимательном рассмотрении этих, казалось бы, далеких друг от друга процессов мы наблюдаем между ними определенную тождественность и преемственность. Это, в частности, принципы поддержания собственной структурной организации, эквифинальности, синтеза, оптимальности, управления и регулирования по ошибке, возмущению и т. д., характерные как для отдельных систем организма, так и для ведения коллективных действий игры.
      Многочисленные биологические понятия, лежащие и в основе медицинских наук, сложились под влиянием законов общественного уклада Древней Греции. Это, например, три закона, на которых зиждется биология, – закон равенства неравных, закон отбора, закон подобия. Из первого вытекает: каждая клетка, ткань или орган имеет определенные обязанности в «живой» коалиции и вносит свой вклад в общую цель. Поэтому, анализируя игру футболиста, нельзя не учитывать влияния функционального состояния той или иной ткани, органа или системы на стратегию достижения общей конечной цели. Нет необходимости доказывать роль закона отбора, в том числе и в футболе. Можно лишь высказать сожаление по поводу того, что такому фундаментальному закону явно мало внимания уделяют биологи и медики, работающие в области спорта. Ведь и названный закон отражает сложнейшие эволюционные процессы и реализуется не только в области биологии, но и во многих технических дисциплинах. Что же касается третьего закона – «подобие рождает подобное» – то в своем содержательном элементе он несет понятие «цель». Есть ли необходимость доказывать, что цели и соответствующие стратегия и тактика игры в обязательном порядке должны учитывать цели организма? Тем более в коалициях-объединениях на добровольных началах для достижения общих целей. Таким образом, биологические законы должны учитываться в любом виде деятельности человека, в том числе и при игре в футбол. Естественно, мы коснулись лишь незначительной части законов и проблем, которые ставят перед специалистами тренировочный и соревновательный процессы. Методы решения этих проблем могут быть аналитическими и интегративными, но в настоящее время, когда есть значительные пробелы в строго научном знании по педагогике и биологии тренировки, наиболее эффективным методом является метод моделирования. Поэтому часть работы была посвящена принципам его использования применительно к нашим целям.
       Создание математической модели футбольной игры было не самоцелью, а практической необходимостью, возникшей при решении задач тренировочного и соревновательного процессов. Эта задача усложнена в практике наличием размытой, недостоверной и противоречивой информации. Однако по мере создания математического аппарата моделей и алгоритмов мы все больше убеждались в том, что они правдоподобно отражают сущность реального процесса. Одновременно сам математический аппарат, описывающий игру, стал развиваться по своим собственным внутренним законам, и были получены результаты, ранее не прогнозируемые. Пока еще не удалось найти достаточно простой интерпретации этого аппарата, и он предлагается в том виде, в котором существует в настоящее время. По нашему мнению, это говорит об истоках, или основах, математической теории футбольной игры. Вместе с тем сами математические модели пока представляют набор разрозненных моделей. Надо полагать, что только объединенные усилия специалистов разных профилей дадут нужные результаты, а действенность математической теории, правдоподобность математических моделей можно проверить лишь на практике. Большинство аспектов изложенной теории уже были апробированы. Здесь следует отметить задачи анализа реальных матчей, где наряду с обычными статистическими данными использовались коалиционные характеристики, их устойчивость и чрезвычайно важная для планирования подготовки к играм информация о функциональном состоянии игроков команд-соперниц. Возможности прямо изучать особенности их состояния нет, поэтому делается это косвенно, с помощью привлечения специальных математических методов и задач моделирования тренировки с заданными реакциями на фоне определенной допустимой погрешности.
     Мексиканский чемпионат мира (1986 г.) высветил новые грани проблематики футбола как социального явления. Здесь речь идет о гипотезах, потому что социологической науки о футболе пока не существует, а значит, нет и достоверных, научно обоснованных выводов. Все же следует признать, что футбол завоевал прочное место в общественной жизни, и от того, как мы относимся к этому явлению, зависит в какой-то мере течение многих процессов, непосредственно не связанных со спортом.
      Проблемы образа жизни человека, различных социальных групп, общества в целом в последние годы привлекают все большее внимание ученых, государственных и политических деятелей. В этом свете чрезвычайное течение приобретает реальная оценка места футбола в жизни людей. Интерес к проблемам образа жизни связан с современной научно-технической революцией, ее социально-экономическими предпосылками и последствиями. Сегодня футбол приобрел такую социальную значимость, какой не имел, пожалуй, никогда в истории человечества. Футбол существенно воздействует на другие стороны жизни людей – их трудовую деятельность, общественные отношения, сферу потребления, досуга, образования и т. д. Вместе с тем футбол сам испытывает огромное воздействие других социальных явлений и условий общественной жизни.
     Такая постановка проблемы предполагает и решение широкого круга вопросов: в чем специфика футбола как особой формы жизнедеятельности людей, каковы взаимоотношения этой формы с другими, какие конкретно социальные функции выполняет футбол в жизни людей, насколько это место и социальные функции соответствуют гуманистическим идеалам и ценностям и т. д. Следует отметить, что встречаются по меньшей мере две крайности в подходе к решению вопроса о связи футбола с различными социальными условиями, об их взаимоотношении с другими элементами социальной системы, такими как экономические отношения, социальная классовая структура, политика, идеология. Одни пытаются рассматривать футбол как идеальную закрытую систему, совершенно автономную, полностью независимую от других элементов социальной системы область человеческой деятельности. Другая крайность состоит в признании полной зависимости футбола от социальной среды и отрицания каких-либо внутренних закономерностей функционирования и развития. Спорт, и футбол в частности, не только зависит от всей социальной структуры общества, но и сам активно воздействует на равнинные стороны и сферы общественной жизни – политику, экономику, культуру. Сегодня требования для демонстрации профессионального международного уровня игры настолько высоки, что вызывают необходимость проявления всех функциональных, эмоциональных и духовных возможностей, как в экстремальных условиях. А такое проявление и выражение себя, естественно, передается и на массы зрителей, заряжая их соответствующей потенциальной энергией.
     Авторитетный еженедельник «Франс футбол» приурочил к началу мексиканского мирового первенства статью профессора Бременского университета Фрица Штамме под названием «Футбол и общество». Автор прослеживает развитие игры от периода, когда футбол в колледжах являлся средством воспитания характера, до, как он выражается, «борьбы за выживание, в которой единственной вещью, имеющей значение, является победа». Нетрудно догадаться, что имеет в виду Штамме, называя футбол «аллегорией жизни и смерти». Это взгляд буржуазного социолога, воспевающего дарвинский отбор как единственный движитель жизни людей, и нам легко доказать его классовую ограниченность. Но подумайте, как раскрывается тема дальше: «Любая группа, – пишет Штамме, – которая под психологическим давлением общества вынуждена принимать решения, затрагивающие интересы как отдельных членов, так и всей группы, обычно разделяется в определенное время на тех, кто «за», и тех, кто «против».
      Таковой является основная модель поведения, которую можно наблюдать в современных ситуациях и которая отражает поведение болельщиков на стадионе во время футбольного матча. Поэтому не будет преувеличением заявить, что футбольные матчи выполняют социальную функцию, являясь фактором стабилизации. Это особенно справедливо по отношению к проблеме агрессивности, с которой сталкивается, как утверждает автор, любое общество. Футбол, по его мнению, оказывается барометром социальной напряженности, весьма чувствительными к малейшему повышению давления, т. е. он четко указывает на социальный климат общества. Естественно, это является не назначением футбола, а одной из его социологических характеристик. Иначе говоря, на Западе начинают препарировать невидимые толщи футбола, чтобы доказать его естественное происхождение, образно говоря, от буржуазной первобытности.
      Возникает вопрос: а не слишком ли легкомысленно относимся к футболу мы, остановившись на его понимании как средства развлечения? Ведь совершенно очевидно, что футбол непосредственно влияет на настроение людей, а опосредованно – на их трудовую деятельность, он стал неотъемлемой частью культурной жизни обширных регионов нашей страны. Из среды популярных футболистов молодежь выбирает образцы для подражания. По уровню благополучия и классности футбольной команды судят о качестве управления общественно важными процессами на местах. На высшем спортивном уровне футбольные поединки затрагивают престиж наций и государств. Если внимательно присмотреться к внутренней жизни футбола, станет очевидным, что игроки команд мастеров давно уже не воспринимают футбол как приятное развлечение. Тренировочный процесс утратил характер занятия, во время которого можно любоваться природой. Игрок футбольной команды мастеров занят делом, занят трудом, результаты которого еженедельно оценивают сотни тысяч самых взыскательных контролеров. В футболе уже давно нет «естественного отбора», а есть подбор исполнителей, обладающих способностью творчески реализовывать природный талант, развитый постоянной тренировкой.

 

  • Хьюс Ч. Футбол : тактические действия команды / Ч. Хьюс ; предисл. В. Николаева. – М. : Физкультура и спорт, 1979. – 144 с.
Аннотация: Чарлз Хьюс – наставник английской олимпийской любительской команды, помощник директора тренерского совета футбольной ассоциации страны адресует свою книгу тренерам и футболистам. Цепь книги – определить и помочь читателям понять ключевые проблемы развития современной тактики. Детально разбирает автор слагаемые тактики командной игры.
Содержание:
Предисловие к русскому изданию. – С. 5
От автора. – С. 8
Глава 1. Системы игры. – С. 9
Глава 2. Почему забивают голы? – С. 14
Глава 3. Прессинг. – С. 20
Глава 4. Ключевые факторы игры в защите. – С. 35
Глава 5. Создание игрового пространства. – С. 42
Глава 6. Эшелонированное нападение. – С. 52
Глава 7. Ведение атаки с мячом и без мяча. – С. 58
Глава 8. Что можно и чего нельзя делать при выполнении передач? – С. 68
Глава 9. Удар по воротам. – С. 77
Глава 10. Игра в защите при розыгрыше стандартных положений. – С. 84
Глава 11. Организация атаки при розыгрыше стандартных положений. – С. 102
Глава 12. Игра вратаря. – С. 117
Глава 13. Физическая подготовка футболистов. – С. 128
 
Предисловие к русскому изданию
     

      Тактика футбольной игры всегда была предметом пристального изучения специалистов. Это и понятно: ведь тактика, начиная с расстановки футболистов на поле и кончая самыми сложными их перемещениями и взаимодействиями, является, по существу, истинным «двигателем» прогресса в игре в футбол. В зависимости от своего содержания тактика на разных этапах развития диктует «моду» на те или иные технические приемы, увеличивает интенсивность игры, а следовательно, способствует и развитию атлетических качеств футболистов, короче говоря – определяет лицо футбола.
    Автор книги «Футбол: тактические действия команды», опираясь на свой многолетний опыт, поставил перед собой нелегкую задачу – разложить «практическую» тактику современного футбола на составные части, дифференцировать ее. Тем самым он попытался создать своеобразную тактическую азбуку футбола, которая особенно нужна начинающим игрокам и футболистам средней квалификации. Однако и мастер футбола может почерпнуть здесь много полезного.
     Автор пишет: «...я часто оказывался в положении наставника команды, нередко встречавшейся с соперниками, которые значительно превосходили ее в технике. И я быстро пришел к выводу, что единственный шанс... команды выигрывать такие матчи – надежная коллективная игра, основанная на правильном выборе тактики». И справедливо считает, что правильно выбранная тактика является хорошим оружием против более сильного соперника. Видимо, поэтому не случайны неплохие результаты английской олимпийской команды, руководимой в свое время Хьюсом и составленной из футболистов невысокого класса, против национальных сборных некоторых стран (например, 3:3 со сборной Болгарии несколько лет назад и т. д.).
    Заслуга Хьюса в том, что ему удалось не только практически внедрить свои идеи в жизнь, но и создать ценное пособие для тренеров, работающих в массовом футболе.
     Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что «нет такой системы игры, которая могла бы компенсировать неточное выполнение передачи или небрежный удар; нет такой системы, которая годилась бы для игроков, не оказывающих поддержки друг другу; нет такой системы, которая годилась бы для игроков, которые не хотят или не могут бегать».
     Таким образом, автор сразу же дает понять, что необходим определенный технический и атлетический «минимум» игроков, на базе которого может совершенствоваться и тактика команды, взаимно поднимая технический и атлетический уровень футболистов, входящих в нее.
     Существуют определенные ключевые факторы эффективной работы команды. И их должны уяснить и использовать все члены команды. Команда только тогда может играть эффективно, когда все ее игроки отчетливо представляют все эти факторы и базируют на них командную игру. В этом и заключаются эффективные тактические действия команды. Это общее положение, которое объединяет мышление игроков, настраивает их как бы на одну волну. Невозможно объединить игру членов команды, не объединив их мыслей и целей.
     Одно из назначений книги – помочь футболистам и их тренерам определить и понять ключевые факторы игры. Она поможет также сделать тренерскую работу более целенаправленной, указав игрокам и тренерам, над какими основными факторами следует работать большую часть времени.
Целенаправленная работа доставляет удовольствие, она нужна и благодарна. Несомненно, что вопросы организации играют жизненно важную роль при современном подходе к тренировочному процессу. Хорошая организация дает возможность получить наилучшие результаты от игры каждого футболиста, а тренеру оптимальные результаты от игры всей команды. Книга поможет тренерам лучше организовать и отработать командную игру.
     Большинство положений, изложенных в книге, просты и очень доходчивы. И тренерам, и футболистам следует помнить, что на многие простые моменты они не редко не обращают должного внимания. Соответственно и игра команды в этом случае оставляет желать много лучшего. Если вам встретится простой или очевидный пункт, прочтите это место еще раз.
     Книга Чарлза Хьюса «Футбол: тактические действия команды» на первый взгляд кажется очень небольшой. Но следует постоянно помнить, что в каждой главе этой небольшой книги заключено очень много информации, гораздо больше, чем отдельный футболист или команда смогут освоить в течение одного или даже нескольких занятий. Поэтому надо набраться терпения и не ждать слишком быстрых результатов. Только многократное «переваривание» информации, повторение и повторение на футбольном поле заложенных в книге основ дадут положительные результаты.

Валентин Николаев, заслуженный мастер спорта,
заслуженный тренер СССР
© КРЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
©
© КМК; © СТЭК; © Ядрова Г.В . - выставлено 14.6. 2018 г.