ДО 1 ЯНВАРЯ 2015 БИБЛИОТЕКА
СИМФЕРОПОЛЬСКОГО КООПЕРАТИВНОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
АРХИВ Web-САЙТА - http://cktek.crimea.ua./lib_ctek/index.htm
ДО 22 НОЯБРЯ 2016 ГОДА БИБЛИОТЕКА ГАПОУ РК
«СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
АРХИВ Web-САЙТА -http://stek-lib.ru
 

 

 

 

Поиск по сайту

  
КАРТА САЙТА



     Краткий исторический очерк // Озеленение населенных мест с основами градостроительства : учебник для студентов учреждений СПО / В. С. Теодоронский, В. И. Горбатова, В. И. Горбатов. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2016. – С. 5-7. – (Профессиональное образование. Лесное хозяйство и ландшафтное строительство).
     Возникновение и история развития градостроительства тесно связаны с развитием ремесел, торговли, промышленности. Именно в городах процветали все виды искусства, которые в значительной степени повлияли на художественный облик городов нашего времени.
     В древние века города возникали на территориях плодородных долин рек и возводились с учетом потребностей и возможностей времени.
      В Египте города окружались земляными валами, служившими одновременно защитой от наводнения при разливе Нила и для обороны. Застройка городов состояла из одноэтажных зданий, имела большую плотность, была почти лишена растительности, за исключением плодовых садов, рощ и пальмовых аллей, расположенных на участках богатых горожан, жрецов или у храмов.
     В Месопотамии (Ассирия и Вавилон) планировка городов представляла собой геометрически правильную сеть улиц. В центре возвышался зиккурат (дворец повелителя), вокруг которого располагалась согласно иерархическому порядку застройка для населения. Зиккурат имел форму усеченного конуса и включал в себя поднимающиеся уступами террасы.      На нижних террасах располагались сады с посадками завезенных с севера деревьев, декоративных кустарников, цветов. Местами в застройку «вклинивались» насаждения из финиковых пальм. Города окружались крепостными стенами, состоящими из нескольких рядов глины, камня, деревянных свай и служившими защитой от частых нападений неприятелей.
     В Древней Греции планировка городов отличалась от планировки городов Египта и государств Месопотамии, расположенных на равнинной территории. Греческие зодчие умело использовали гористую местность, морское побережье для придания выразительности городской застройке и ее архитектуре. На самом высоком месте располагался укрепленный храмовый комплекс – Акрополь. Система планировки носила геометрический характер, состояла из взаимно-перпендикулярных улиц.
     Города имели открытые пространства в виде площадей (агор) для собраний горожан, торговли. Возникли общественные учреждения (лицеи, гимназии), в пригородах – «философские рощи» среди естественных насаждений. Дороги и площади агоры обсаживались линейными посадками деревьев.
     Древний Рим отличался пышностью благодаря возведению императорских форумов, бань, культовых сооружений, театров, дворцов, вилл. Планировка города получила дальнейшее развитие при императоре Октавиане во II в. н. э. Расширялись улицы, которые имели мощение из камня, посадки деревьев, гирлянды из лиан. Территория императорского форума как общественного центра включала в себя площадь, галереи, коллонады, перистильные дворики, зеленые насаждения. В пригороде возникали виллы богатых горожан и императоров (вилла Адриана). Население городов этого периода не превышало 20 тыс. чел.
     В эпоху средневековья города были лишены открытых пространств, представляли собой укрепленные замки, окруженные крепостными стенами и рвами с водой из-за ведения постоянных войн. Город-замок имел плотную застройку домами с кривыми улочками и тесными площадями. При замках вельмож и королей и монастырях появлялись небольшие сады с растительностью как утилитарного, так и декоративного назначения.
     В эпоху Возрождения (XVIII-XIV вв.) в Италии сложились благоприятные условия для развития искусств. Развивается зодчество в виде выдающихся произведений архитектуры во Флоренции, в Риме и других городах. Великими мастерами эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Микельанджелло, Браманте и др.) закладываются новые принципы архитектуры и планировки городов. Возникают крупные площади, веерообразная планировка городских улиц (Рим), архитектурные ансамбли, городские сады при виллах.
     Большое значение приобретает размещение монументальных сооружений (собор св. Петра в Риме).      Возникший позже архитектурный стиль «барокко» еще больше усложняет формы архитектурных сооружений, появляются декоративные украшения в виде фонтанов, скульптур. Особую роль приобретает строительство загородных вилл на рельефной местности с декоративными садами, водоемами, водопадами, каскадами, фонтанами, скульптурой. Насаждения представлены кипарисами, стрижеными формами буксуса, граба, лигуструма, цветочными травянистыми растениями.
      Города Европы в XVII в. преобразуются под влиянием идей итальянского Возрождения. Города-замки расширяют свои размеры за счет освоения территорий за крепостными стенами. Особую роль играет начало реконструкции Парижа в XVIII в., немаловажную роль в которой сыграли архитекторы Во, Монсар, а также выдающийся планировщик и садовый архитектор Андре де Ленотр – автор крупнейших парков, королевских резиденций, заложивший идеи классической регулярной планировки.
     Развитие этих идей получило развитие в конце XVIII-XIX вв. в градостроительстве США (Вашингтон).
К тому времени, когда произошло формирование централизованного русского государства в XV в., главные его города уже имели многовековую историю. Ростов Великий упомянут в летописях в 862 г., Псков – в 903 г., Муром – в 988 г. Возникновение Великого Новгорода относится к концу X в. С начала XI в. известен Суздаль, а с конца XI в. – Ярославль и Рязань. В XII в. возникают Владимир, Москва, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Кострома, Нижний Новгород. Некоторые из этих городов возникали из старых племенных поселков, а некоторые родились как опорные и сторожевые пункты.
     Русские зодчие для строительства городов выбирали места, наиболее выгодные в стратегическом отношении. Города располагались на возвышенности, открывающейся на реку. До X в. дома были деревянными, позднее при строительстве стал использоваться камень. Планировка городов носила концентрический характер (повторявший образ Вселенной). Центром города являлся самый большой собор, соподчинявший себе другие близлежащие храмы. Начиная с XIV и до XVII в., после татаро-монгольских нашествий, развитие городов вступает в переходную эпоху. В планировке многих городов развивается радиально-концентрическая система, появляются здания повышенной этажности, появляются храмы с шатровыми колокольнями, которые становятся национальным достоянием.
     В петровскую эпоху, в начале XVIII в., специальная комиссия разработала для русских городов новые регулярные принципы планировки городов, по которым они начали постепенно перестраиваться. Во многих городах начинает господствовать радиально-кольцевая система планировки. Значительно расширяются и выпрямляются улицы, равномерно распределяются площади, дома выносятся за пределы улиц. Деревянные дома постепенно исчезают, развивается каменное строительство, создаются административные и торговые центры.
     В XIX в. Россия вступает на путь капитализма. Быстрыми темпами развивается промышленность, строятся железные дороги, фабрики, заводы, растут города, увеличивается численность населения, появляется многоэтажная застройка, приведшая к уплотнению и сокращению природных территорий, а также садов.
     После 1917 г. меняются характер планировки городов и масштабы градостроительства. Появляются новые города, строятся рабочие поселки. Разрабатываются принципы планировки новых городов и реконструкции старых. Примером может служить генеральный план Москвы, утвержденный в 1930-е гг., в котором большая роль отводится системе озелененных территорий. Великая Отечественная война замедляет процессы строительства, зато после ее окончания Россия восстанавливает разрушенное народное хозяйство, градостроительство получает широкий размах. Города разделяются по численности, появляются агломерации, вокруг которых вырастают города-спутники.
     Основные принципы градостроительства, разработанные в 50 – 70-е гг. XX в., предусматривают относительно равномерное размещение территорий различного назначения в населенных местах: промышленности, жилой застройки, общественных и индустриальных центров.
     При проектировании городов существенное значение уделяется охране окружающей среды, в которой важное место занимает формирование систем озелененных пространств.
 
 
Боговая, И. О.
"Озеленение населенных мест"
см. здесь....
 
Теодоронский, В. С. "Озеленение населенных мест с основами градостроительства"
см. здесь....
 

Поиск в Интернете
СТАРЫЙ САЙТ СКТЭК
(сформирован до 1.1.2015 г.)

Статистика
HotLog
Цитируемость
Яндекс цитирования
 
Словарь терминов
"Экономика предприятия"
 
 
Информационный
дайджест 
"Вселенная знаний"
 
НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ
ГОД - 2017
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

    


    

     Основные термины и определения // Озеленение населенных мест с основами градостроительства : учебник для студентов учреждений СПО / В. С. Теодоронский, В. И. Горбатова, В. И. Горбатов. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2016. – С. 116-124. – (Профессиональное образование. Лесное хозяйство и ландшафтное строительство).
  • Абрис – 1) линейное очертание предмета, контур дерева, кустарника, многолетнего растения; 2) план участка, сделанный от руки, с указанием на нем направлений дорог, контуров площадок, сооружений, котлованов.
  • Автостоянки – открытые площадки, предназначенные для хранения или паркирования автомобилей. Автостоянки могут быть оборудованы навесами, легкими ограждениями боксов. Автостоянки устанавливаются внеуличными, в виде карманов, отступающих от проезжей части, либо уличными, в виде парковок на проезжей части, обозначенных разметкой.
  • Ажурность – показатель, характеризующий количество просветов в кроне дерева или кустарника, выражаемое в процентах; ажурный или сквозистый, прозрачный, имеющий отношение к кроне дерева, надземной части кустарника или к группе деревьев, полосе насаждения.
  • Акцент – подчеркивание какой-либо детали, группы древесных растений, одного дерева или куста в общей пейзажной картине; привлекает внимание своим силуэтом, формой кроны, окраской листьев, освещенностью.
  • Аллея – пешеходная или транспортная дорога в парке, обсаженная с двух сторон равноотстоящими друг от друга деревьями или их группами в определенном ритме.
  • Альбедо – показатель степени отражения поверхности предмета (стены, покрытия дорог, площадок, кроны дерева); измеряется отношением количества отраженной лучистой энергии к количеству энергии, поступающей на поверхность предмета. Для крон деревьев альбедо составляет 10...15%; для поверхности газона – 20...25%, для почвы – 30...40%.
  • Альпинарий (рокарий) – органическая часть объекта озеленения, участок, представляющий собой каменистый сад; включает в себя сочетания камня, растительности, воды; создается искусственно на склонах, характерных уступах, неровностях рельефа.
  • Ансамбль – пространственно и функционально связанная совокупность сооружений, растительности, водных элементов и других компонентов ландшафта, образующих целостную архитектурно-художественную композицию.
  • Антропогенный фактор – фактор, внесенный человеком, изменяющий состояние окружающей среды, оказывающий воздействие на ландшафт и его компоненты (загазованность, запыленность от автотранспорта, рекреационные нагрузки).
  • Архитектура – зодчество, искусство проектирования и строительства зданий и сооружений, создание художественно выразительных ансамблей, формирование гуманной среды для жизнедеятельности человека.
  • Архитектурно-планировочная организация территории объекта – порядок размещения основных функциональных элементов, сооружений, коммуникаций, дорог, площадок; композиционная схема, отражающая взаимосвязи искусственных и природных компонентов ансамбля (насаждений, водоемов, зданий, монументов).
  • Баланс территории – количественное соотношение площадей элементов планировки (конструктивных элементов) объекта (насаждений, дорог, площадок, водоемов, сооружений, зданий), выражаемое в абсолютных (м2) и относительных (%) единицах.
  • Благоустройство территорий – комплекс мероприятий, направленных на улучшение санитарного и гигиенического состояния городской среды, включающих в себя устройство коммуникаций, водо- и электроснабжение, отвод поверхностных вод, строительство дорог и их обустройство, осушение и др.
  • Бордюры – полосы шириной 10...50 см, в которых размещены цветочные травянистые растения или кустарники, высаживаемые рядами; служат для обрамления клумб, дорожек, газонов, а также для выделения рисунка в цветниках и партерах.
  • Буферная зона – специальная территория, прилегающая к границам исторического парка, мемориала, заповедника, предназначенная для отвлечения части посетителей объекта, находящегося под государственной охраной, в целях предохранения его от чрезмерных рекреационных нагрузок; предназначена также для свободного отдыха посетителей.
  • Вертикальная планировка – комплекс инженерных мероприятий, направленных на преобразование рельефа как в композиционных, так и в технических целях; включает в себя организацию поверхностного стока дождевых и талых вод, сохранение старых ценных экземпляров деревьев, плодородного почвенного слоя и поверхностного растительного покрова, живописного рельефа путем устройства откосов, подпорных стенок, лестниц, «обвалований», холмов.
  • Водоем – естественный или искусственный элемент объекта (озеро, пруд, бассейн), важнейший элемент парковой композиции, обогащающий пейзаж, благотворно влияющий на микроклимат территории.
  • Газон – искусственный дерновый покров, создаваемый преимущественно из злаковых видов растений на полянах, лужайках, партерах, в полосах вдоль улиц; является основным фоном для скульптуры, цветников, групп, одиночных экземпляров растений, подчеркивает архитектуру зданий; различают обыкновенные, спортивные и специальные газоны.
  • Генеральный план – основной чертеж планировки объекта, выражающий замысел проектировщика, основа для рабочего проектирования.
  • Геопластика (см. вертикальную планировку) – архитектурно-художественное преобразование рельефа с учетом ландшафтных особенностей территории, наличия растительности, уровня грунтовых вод.
  • Городской узел – территория общественного назначения, формирующаяся на пересечении магистральных улиц общегородского значения и имеющая выходы станций скоростного внеуличного транспорта.
  • Гостевые стоянки – открытые площадки, предназначенные для паркирования легковых автомобилей посетителей жилой застройки.
  • Градостроительное зонирование – установление обязательных требований и ограничений к функциональному использованию территорий и организация ландшафта отдельных частей города.
  • Градостроительные требования – основные нормы и правила проектирования и строительства объектов, в том числе ландшафтной архитектуры; представляют собой свод законов и рекомендаций и входят в СНиП.
  • Градостроительство – наука и практика формирования гуманной жизненной среды обитания человека и общества во времени и пространстве, создания городских и сельских поселений, организации сети обслуживания и отдыха, коммуникационных связей, промышленности с учетом максимального сохранения природной среды, экологического равновесия.
  • Дорожки садово-парковые – конструктивный элемент объекта; подразделяются в зависимости от своего назначения на пять классов: I – главные; II – второстепенные; III – дополнительные; IV – тропы соединительные; V – хозяйственные; по конструкции и типу покрытия подразделяются на плиточные, из асфальта, набивные с «мягким» покрытием из щебня; предназначены для транзитного движения посетителей, кратковременного отдыха, прогулок.
  • Емкость объекта озеленения – величина, характеризующая способность территории обслуживать определенное количество посетителей при условии достаточного психофизиологического и эмоционального комфорта, без деградации компонентов ландшафта и нанесения ущерба культурно-историческим и архитектурно-художественным объектам, находящимся на территории; рассчитывается в соответствии с численностью населения, проживающего на прилегаемой к объекту территории.
  • Защитные насаждения (специального назначения) предусматриваются в виде полос и массивов в санитарно-защитных зонах между селитебной и промышленной зонами, а также вдоль скоростных дорог и магистралей, по границам жилых районов; играют защитную роль (от шума, вводных выбросов, заносов снега, неблагоприятных ветров, эрозии).
  • Зеленый театр – парковое сооружение, предназначенное для представлений на открытом воздухе; устраивается на склонах естественного рельефа, у водоемов, ограждается «зелеными стенами», представляющими собой каркас с вьющимися растениями (лианами) или живые изгороди из деревьев и кустарников.
  • Зонирование (функциональное) территории – выделение в процессе проектирования участков (зон), различных по своему функциональному назначению (зона спорта, зона зрелищных мероприятий, детская зона, зона хозяйственная, зона отдыха и прогулок и т.д.).
  • Инженерная подготовка территории – совокупность мероприятий, включающих в себя работы по очистке территории объекта, выравниванию, устройству водоемов, прокладке коммуникаций, вертикальной планировке по проектным отметкам с организацией системы водоотвода, орошению и осушению, укреплению берегов водоемов и склонов, защите от эрозии, предотвращению оползней.
  • Историко-архитектурное зонирование – зонирование территории памятников садово-паркового искусства, выявление элементов исторической планировки в целях воссоздания облика и разработка мероприятий по реконструкции объекта.
  • Композиционное зонирование территории объекта – зонирование по признакам планировочной и архитектурно-художественной организации на основе принципа формирования различных районов парка.
  • Композиционный узел – участок или часть объекта, объединяющая и связывающая воедино несколько узлов или частей, составляющих единую композицию (например, водоем, объединяющий несколько видовых точек; поляна, объединяющая виды в пейзаж).
  • Композиция – соотношение отдельных компонентов пейзажа (деревьев, кустарников, сооружений, камня и др.) и обеспечение гармоничной их взаимосвязи с выделением главного и второстепенного, симметрии и асимметрии, контраста и подобия, ритма и смены впечатлений, света и цвета.
  • Красная линия – черта разделения и ограничения застройки и улицы (площади), парка и магистрали; имеет важное регулирующее значение.
  • Ландшафт – 1) природный территориальный комплекс, участок земной поверхности, ограниченный естественными рубежами, в пределах которого природные компоненты (рельеф, почвы, растительность, вода, камень, животный мир, климат), а также искусственные, т.е. антропогенные (здания, сооружения, мосты, дороги, сельхозугодья), находятся в постоянном взаимодействии и приспособлении друг к другу; 2) общий вид местности, пейзаж.
  • Ландшафт природный – 1) не преобразованный человеческой деятельностью, обладающий естественным развитием; 2) относительно мало преобразованный ландшафт сельской местности, включающий в себя лес, луг, сельскохозяйственные поя, постройки; некоторые крупные парки, лесопарки, ботанические сады включают в себя отдельные урочища ландшафта (например, можжевеловая реликтовая роща в Никитском ботаническом саду, дубрава в Главном ботаническом саду России); ландшафт культурный, преобразованный человеческой деятельностью (например, рекультивируемые территории отвалов, защитные насаждения в степи).
  • Ландшафтная архитектура – архитектура открытых пространств, отрасль градостроительства, целью которой является формирование гуманной среды для жизнедеятельности и отдыха населения в городах, пригородных зонах, на курортах и в сельской местности с учетом функциональных, технико-экономических и эстетических требований; специфика ландшафтной архитектуры заключается в том, что она имеет дело с природными материалами и объектами (рельефом, камнем, водой, растительностью) при проектировании парков, садов, скверов, бульваров, лесопарков, территорий жилых и промышленных районов, загородных мест массового отдыха; ландшафтная архитектура возникла на стыке садово-паркового искусства и градостроительства.
  • Ландшафтная таксация – метод предпроектной оценки лесной территории, предназначенной для организации отдыха населения в лесопарках, зонах отдыха; цель ландшафтной таксации заключается в выявлении, учете и нанесении на план (геоподоснову) ландшафтных выделов с определенной лесорастительной и архитектурно-художественной характеристикой, позволяющей оценить территорию и ее потенциальную возможность для организации отдыха.
  • Ландшафтное проектирование – метод проектирования, предусматривающий разработку мероприятий по объемно-пространственной организации территории, формированию системы насаждений, открытых пространств, лужаек, полян, площадок для отдыха, маршрутов прогулочного и транзитного движения посетителей, а также размещение малых архитектурных форм, оборудования, колористическое решение.
  • Ландшафтный анализ территории – один из предпроектных этапов обследования объекта, включающий в себя оценку территории по функциональному, эстетическому и экономическому признакам; оцениваются насаждения, рельеф, экспозиция склонов; выявляются потенциальные возможности обогащения пейзажа, построения пейзажных картин, организации маршрутов движения посетителей, возможности повышения степени комфортности среды.
  • Ландшафтный выдел – участок территории, выявленный анализом, характеризующийся определенным визуальным обликом, обусловленный однородным типом растительности, видовым составом древесных и травянистых, классом возраста и бонитетом насаждений, их сомкнутостью, ярусностью, рельефом и др.
  • Лесопарк – лесной массив, частично благоустроенный, предназначенный для массового отдыха населения, организованный в определенную объемно-планировочную систему постепенной реконструкцией насаждений, организацией дорог, троп, полян, пляжей.
  • Лесопарковый пояс – часть пригородной зоны, прилегающая к границам города и используемая для кратковременного отдыха населения; предназначен также для защиты селитебных территорий, имеет природоохранное значение; ширина пояса в зависимости от величины города составляет от 10 до 50 км и более.
  • Макет – пространственная модель объекта, выполненная из бумаги, картона, пенопласта, дерева; служит для демонстрационных целей и проверки проектных решений территории.
  • Макроклимат – климат местности, региона, страны, материка; учитывается при дендрологическом районировании.
  • Макрорельеф – рельеф территории, характеризуемый крупными формами (горными массивами, хребтами, плато, плоскогорьями, каньонами, впадинами).
  • Малые архитектурные формы (МАФ) – искусственные элементы садово-парковой композиции: беседки, ротонды, перголы, трельяжи, арки, киоски, павильоны, навесы, скамейки, урны, скульптура, указатели и знаки.
  • Массив парковый – участок парка площадью более 0,5 га, состоящий из древесных и кустарниковых насаждений в сочетании с полянами и лужайками, площадками и дорожно-тропиночной сетью; различают парковые массивы с насаждениями однопородного состава горизонтальной сомкнутости (березовая роща, сосновый бор, еловое насаждение) и смешанного состава вертикальной сомкнутости с наличием подлеска; массив в парке имеет площадь от 0,5 до 4...5 га; в лесопарке – 10 га и более.
  • Масштаб – 1) численный показатель отношения длины линии на плане или рабочем чертеже к ее действительной длине (например: М 1 : 500, т. е. в 1 см – 5 м); 2) графический, линейный, изображающий отрезок линии, соответствующий 5, 10, 20, 100 м на местности; 3) пространственный, показывающий степень крупности архитектурных и природных форм, слагающих садово-парковую композицию, а также соответствие их величины своему назначению, окружающей среде, человеку; меняется в зависимости от характера окружения (парк-памятник, окруженный многоэтажной застройкой).
  • Мезорельеф – рельеф средний между макро- и микрорельефом, включающий в себя такие формы земной поверхности, как терраса реки, впадина, овраг, небольшое ущелье, невысокий холм.
  • Мемориальный комплекс – парковая территория, на которой размещены монументальные архитектурно-художственные сооружения (мавзолеи, пантеоны, скульптурные группы, обелиски и памятники Славы); обычно решается как регулярный или ландшафтный парк с ярко выраженным центром, широкими дорогами, площадками, в оформлении используются контрастные формы растений (плакучие, колонновидные).
  • Микрорельеф – мелкие элементы рельефа в ландшафте парка, сада, являющиеся деталями мезорельефа, занимающие небольшие по площади участки (колебания – в пределах 1,0...1,5 м); например, перепад, оформленный подпорной стенкой, лестницей, откосом; рельеф цветником в виде холмика, рельеф ложбинки, занижения участка партера (отрицательная форма).
  • Модульный сад – оформление пространства малого сада или фрагмента парка по геометрической системе модулей (крут, квадрат, овал), повторяемых в определенном ритме и включающих в себя растительные группировки в виде цветочных, декоративно-лиственных, роз, пионов и др.
  • Нагорный парк – объект, расположенный на склонах гор или холма, отличающийся сложностью объемно-пространственного решения, наличием террас на разных уровнях, где размещаются МАФ, сооружения, растительность; соединительные элементы таких террас – лестницы, пандусы, которые позволяют преодолеть разницу в отметках рельефа.
  • Нагрузка рекреационная допустимая – показатель числа посетителей парка (объекта) на единицу площади территории, при котором обеспечивается сохранение природных компонентов среды и ее культурно-исторических ценностей; при повышении нагрузок происходят деградация паркового ландшафта, ухудшение психофизиологического комфорта посетителей, частичное разрушение МАФ, скульптуры, растительных группировок.
  • Наземные и надземные сооружения – сооружения, размещаемые выше уровня дневной поверхности (плоскостные и многоярусные), а также в наземном пространстве (на эстакадах и т.д.).
  • Национальный парк – заповедная парковая территория государственного значения со строгим режимом посещения, включающая в себя исключительные по своему своеобразию и красоте природные элементы (скалы, водопады, каньоны, горы, леса с уникальными флорой и фауной, озера, гейзеры и другие объекты, представляющие собой национальную ценность); предназначены для охраны природы родного края, используются в туристических целях, а также как научные центры.
  • Норма озеленения – показатель, характеризуемый площадью озелененных территорий (м2) на одного жителя города.
  • Объект ландшафтной архитектуры (озеленения) – территория города, сельской местности, пригородной зоны, имеющая определенные границы и организованная в определенную объемно-пространственную систему; предназначена для различных целей: отдыха, защиты, смягчения воздействия неблагоприятных факторов на человека, охраны природы, восстановления экологического баланса в регионе и т. д.
  • Озеленение – совокупность инженерных и агротехнических мероприятий по восстановлению ландшафта, созданию защитных лесополос в сельской местности, вокруг промышленных предприятий, вдоль улиц и магистралей, по границам жилых районов и микрорайонов, посадкам в садах и парках.
  • Озелененная территория – часть городской территории, на которой располагаются искусственно созданные садово-парковые комплексы (парки, сады, скверы, бульвары, территории жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения), в пределах которых не менее 70 % территории занято растительным покровом.
  • Ориентация – размещение отдельных элементов планировки в зависимости от экспозиции склона относительно сторон света: север – юг (СЮ), восток – запад (ВЗ); имеет большое значение при проектировании детских площадок, размещении деревьев на тротуарах, решении спорткомплексов и др.
  • Особо охраняемые природные территории – территории города с расположенными на них природными объектами, имеющими особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен режим особой охраны: национальный парк, природный заказник, природно-исторический парк, памятник природы, городской лес, лесопарк, водоохранная зона.
  • Охрана природы – система мероприятий, направленных на сохранение, преумножение и рациональное использование природных богатств: растительного и животного мира, рек и речек, озер, ценных исторических и культурных ландшафтов.
  • Павильон – сооружение, используемое в садах и парках в местах тихого отдыха, на площадках, у поворотов аллей; монтируется обычно из деревянных конструкций с легким перекрытием из пластика, фанеры, дранки; используется как отдельное выставочное помещение.
  • Пандус – парковое сооружение, представляющее собой наклонную плоскость (уклон 10...12°), заменяющее лестницу и предназначенное для перехода или переезда с одной террасы на другую.
  • Парапет – невысокая стенка (обычно из камня), служащая ограждением террас, набережных, лестниц, крутых склонов, дорог.
  • Паркирование – временное пребывание на стоянках автотранспортных средств, принадлежащих посетителям объектов различного функционального назначения.
  • Партер – декоративная открытая композиция из низких растений или чистого газона с включением фонтанов, бассейнов, скульптуры; образует парадную часть регулярного парка; размещается по оси главной аллеи, у монумента, перед общественными зданиями; характеризуется строгостью линий и форм.
  • Пейзаж – общий вид местности; визуально воспринимаемая часть ландшафта, ограниченная определенными пределами и условиями зрительного восприятия, вызывающая ощущения и настроения аналогично полотну художника; по пространственному принципу классифицируется на открытый, полуоткрытый, полузакрытый и закрытый.
  • Пергола – садово-парковая постройка (МАФ), состоящая из деревянного каркаса с плоской или сводчатой поверхностью, поддерживаемой столбами или каменными колоннами; обвивается лианами, образующими закрытое пространство; устраивается на площадках отдыха.
  • Перспектива – 1) линейная – зрительное уменьшение пространства, предметов по мере удаления от наблюдателя (на этом основывается построение глубинных многоплановых перспектив); 2) воздушная, основанная на свойстве приземного слоя воздуха окрашивать более отдаленные предметы в холодные тона, смягчать их цвет и очертания; высаживая растения с различным цветом листвы (сине-зеленые тона, светлые, яркие), можно иллюзорно усиливать или ослаблять перспективу и общий вид картины.
  • Пропорциональность – соразмерность, гармоничное соотношение составных частей паркового ансамбля между собой; учитывается в процессе проектирования при подборе растений и их величины, размещении групп, куртин, массивов и их соотношении с полянами, определении размеров цветочного оформления.
  • Пруд – искусственный водоем для хранения воды, главным образом поверхностного стока, устраиваемый в естественных понижениях; предназначен для хозяйственных целей; крупный по размерам пруд используется для спортивных соревнований, катания на лодках.
  • Радиация солнечная – излучение теплового потока солнечных лучей на земную поверхность; измеряется в калориях на единицу поверхности в единицу времени (кал/см2, мин); различают прямую, отраженную и проникающую (см. альбедо) радиацию.
  • Район – характерная отдельная часть целого, часть города (жилой и промышленный районы), часть пригородной зоны (район отдыха, зона отдыха), курортный район (территория, обладающая особо благоприятными условиями для организации лечения и отдыха), район лесопарковой территории с наличием водоемов для купания и т. д.
  • Ракурс – угол зрения на предмет, когда ось направлена снизу, сверху и сбоку от него, создавая впечатление динамичности.
  • Растительное сообщество – совокупность растений, занимающих однородный участок земной поверхности и находящихся в тесном взаимодействии между собой и окружающей средой (фитоценоз).
  • Регулярная планировка – прием в садово-парковом искусстве, зародившийся в глубокой древности и получивший широкое развитие в садах Италии, Франции, Испании, позже в России; отличается использованием правильных геометрических контуров, прямизной дорог, симметрией композиций, наличием скульптуры, водоемов.
  • Реконструкция объекта – совокупность мероприятий, направленных на перепланировку территории в соответствии с вновь возникающими требованиями; заключается в разработке проекта замены насаждений, удалении деревьев, потерявших декоративность, подсадках и пересадках, частичном изменении планировки аллей и дорог, восстановлении исторического облика участка парка по старинным чертежам.
  • Рекреационная зона – специально выделяемая территория в пригородной местности, в городе, предназначенная для отдыха, восстановления сил и здоровья; парки и сады, а также «буферные зоны» парков-памятников могут служить для целей рекреации.
  • Рекультивация – система мероприятий по озеленению и облесению бесплодных почвогрунтов, отвалов и терриконов, шахт, мест открытых разработок, имеющих целью предотвращение явлений ветровой и водной эрозии, организацию мест отдыха и быта населения, в ряде случаев новых сельхозугодий, охотничьих и лесных хозяйств и т.д.
  • Роза ветров – графическое изображение схемы распределения повторяемости за месяц, сезон, год господствующих в данной местности ветровых потоков по отношению к сторонам света.
  • Садово-парковое искусство – искусство создания или реконструкции (реставрации) парков (исторических и современных), садов при дворцовых резиденциях; основывается на умении пользоваться законами композиции и перспективы, теории света и цвета, ритма и контраста при использовании природных элементов и искусственных материалов.
  • Садово-парковый ландшафт – разновидность культурного или природного ландшафта, преобразованного в результате направленной деятельности человека, в пределах которого пространственно организованные природные элементы (растительность, камень, вода) в сочетании с искусственными сооружениями и малыми формами, рационально размещенными, образуют взаимосвязанное и взаимообусловленное единство.
  • Свободная планировка – прием планировки объектов, характеризующийся свободным размещением всех компонентов ландшафта с максимальным использованием рельефа, существующей растительности, водоемов, предопределяющий природный характер искусственно создаваемой среды; может включать в себя элементы регулярной планировки.
  • Солитер – одиночный экземпляр растения, размещаемый на открытом участке газона, выделяющийся своей оригинальностью фактуры, листвой, архитектоникой кроны.
  • Стадии градостроительного проектирования – генеральный план города (М 1 : 250 000), градостроительный план развития (М 1:10 000), градостроительный план развития района (М 1: 2 000), проект застройки (М 1: 500).
  • Стиль – в ландшафтной архитектуре и садово-парковом искусстве преобладающая в данный исторический период устойчивая совокупность композиционно-планировочных, строительно-агротехнических принципов и приемов создания объектов; стиль тесно связан с социальным строем общества, отражает уровень и характер развития архитектуры и градостроительства, декоративного садоводства и индустрии садово-паркового строительства и хозяйства, эстетические идеалы и художественные вкусы общества.
  • Схема озеленения города – чертеж, составленный на основе генерального плана города (поселка), отражающий принципиальный характер размещения объектов ландшафтной архитектуры в плане в зависимости от их назначения.
  • Тротуар – элемент городской магистрали или улицы; дорожное полотно шириной не менее 2 м из расчета А = 0,75n • 1,5, где А – ширина одной полосы, занимаемой пешеходом (0,75 м); n – число полос в зависимости от интенсивности движения (чел.-ч); 1,5 – резерв на расстояние (в метрах) на установку скамеек, урн.
  • Турбулентность – степень подвижности воздуха вихревого характера; такая подвижность приводит к перемешиванию воздушных масс; массивы и группы растений способствуют повышению степени такой подвижности благодаря градиенту атмосферного давления.
  • Уклон – показатель рельефа территории, характеризующий наклон отдельных поверхностей по отношению к горизонту; рассчитывается по отношению высоты заложения (h) на данном участке к длине заложения (L – расстояние между горизонталями, шаг); выражается в процентах и абсолютных величинах.
  • Физиономический принцип – принцип формирования растительности в садах и парках по гармоническому сочетанию формы, текстуры, цвета, фактуры и архитектоники кроны растений, их величины и мощности развития в зависимости от экологических условий; при подборе ассортимента принимается во внимание их экологическая совместимость; один-два вида должны занимать доминирующее положение, остальные – сопутствующее, подчиненное положение.
  • Фитоценоз искусственный, или культурофитоценоз – растительное сообщество, обладающее однородностью и взаимосвязями, относительно устойчивое в условиях урбанизированной среды (парковые массивы, куртины в сочетании с открытыми лужайками газонов, травянистый покоев сквера, бульвара, участка парка, сада).
  • Функциональное зонирование (организация) – подразделение территории парка, лесопарка на части, предназначенные для разных видов пользования, выделение мест тихого и активного отдыха, детских площадок, мест для массовых мероприятий и т.д. (зонирование).
  • Шпалера – ряд густо посаженных низкорослых деревьев или кустарников, стриженных в стенку или на опорах специальной конструкции из деревянной или металлической решетки или натянутой в несколько рядов проволоки, прикрепленной к столбам; применяется на отдельных участках парковой территории, в садах с утилитарным характером пользования, в парках-выставках.
  • Экзот – растение, акклиматизированное в данной местности из стран с жарким климатом и других лесорастительных зон; отличаются декоративными качествами (хвойные, вечнозеленые лиственные, красивоцветущие).
  • Экология – наука о взаимоотношениях и взаимосвязях растительного и животного мира с окружающей средой их обитания; экология растений изучает влияние различных факторов (почвенных условий, экспозиции склона, высоты над уровнем моря, глубины залегания грунтовых вод, климата и микроклимата и др.) на все проявления жизнедеятельности растительного организма, на распределение видов растений, на фитоценоз в целом и на отдельные растительные группировки (популяции).
  • Эспланада – открытое пространство перед общественными зданиями на площадях и в крупных парках, где предусматриваются газонные партеры, аллеи, фонтаны, скульптура.
  • Эстетика – наука, изучающая общие закономерности и принципы художественного творчества, сущность происхождения и развития искусства, в том числе садово-паркового.
  • Японский сад – традиционное произведение японского искусства, характеризующееся точным воспроизведением природы на небольшом открытом пространстве с тонкой проработкой деталей, создающее у посетителя состояние созерцательности.

© КРЫМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
©
© КМК; © СТЭК; © Ядрова Г.В . - выставлено 6 марта 2017 г., отредактировано 8.9.2017 г.